Осенний Петербург
методическая разработка (4 класс) по теме

Познавательная игра-викторина "Осенний Петербург" расширяет и углубляет знания учеников 3-4-х классов об истории и культуре нашего города. Петербург  хорош в любое время года, но именно осенью он наполняется особой красотой и очарованием. Ребята  услышат музыку о городе, посмотрят презентации, картины о Петербурге, наполненные яркими осенними красками и особым вдохновением. В этой викторине не будет победителей и проигравших, так как главной целью этой встречи является  воспитание и формирование у ребят чувства гордости за свой город.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей № 395

Красносельского района

Познавательная викторина

для учащихся 4-х классов

«Осенний  Петербург»

Автор-составитель :

                                                                            Зязенкова Наталия Викторовна ,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2012

Пояснительная записка.

      Познавательная викторина «Осенний Петербург»  расширяет  и закрепляет знания учащихся об истории и культуре нашего родного города. Изучение краеведения развивает интерес к достопримечательностям нашего города, воспитывает культуру поведения у юных петербуржцев, формирует  чувство  гордости за красоту  и удивительную  историю Санкт-Петербурга. Тема осеннего Петербурга особенно выразительно передана в поэзии, музыке, искусстве, которые дополняют содержание викторины красивыми стихами, картинами, фотографиями, музыкальными произведениями.  Ребята прочитают наизусть   известные  стихи о родном городе, полюбуются  яркими осенними фотографиями и картинами, споют песни о городе на Неве. В проводимой викторине не будет победителей и проигравших, так как ее целью является воспитание «настоящих» петербуржцев, которые гордятся красотой своего города, берегут ее и приумножают.

Цели: расширение и обобщение знаний учащихся об истории и культуре Санкт-Петербурга, развитие познавательных интересов к истории города.

Задачи: - развитие коммуникативных и творческих способностей;

              -  воспитание  чувства сопричастности к своему родному городу

                (понятия «петербуржец»);

Оборудование:

- компьютерные презентации «Осенний Петербург» и «Воронья Гора» ;

- выставка  рисунков, посвященных  родному  городу;

- кроссворды  и ребусы об истории Санкт-Петербурга;

- альбомные листы, фломастеры, карандаши,  3 клея;

- 3  стола для команд;

- магнитола;

- компьютер;

- костюмы для Музы Петербурга и Экскурсоводов.

- костюмы для персонажей сценки: Петр I, рыбак Артемий, его внук Петруха, гребцы;

- Приложение (текст сценки, стихи о городе, вопросы блиц-игры).

План сценария:

  1. Вступление. (А.С. Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье!»)
  2. Презентация «Осенний Петербург».
  3. Появление Музы Санкт-Петербурга. Чтение стихов о городе.
  4. Историческая сценка «Гость на Заячьем острове».
  5. Приветствие команд викторины 4-а, 4-б, 4-в.
  6. Первое задание: Кроссворды.
  7. Блиц-опрос для третьеклассников проводят экскурсоводы.
  8. Второе задание: Ребусы «Чудо – мастера»
  9. Блиц-опрос для третьеклассников: Ребусы.
  10. Третье задание: Запиши название улиц Красносельского района. Расскажи об одной из них (по выбору).
  11.  Презентация о Красносельском районе «Воронья гора».
  12.  Подведение итогов. Финальная песня.

Ход  сценария:

№ п\п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Музыкально-компьютерное сопровождение

1. Вступление.


Чтение стихов.










2.Презентация






3. Появление Музы Петербурга. Чтение стихов о городе.





- Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему родному городу. И хотя Санкт-Петербург хорош в любое время года, но именно осенью  город  наполняется особой красотой и  очарованием. Давайте мысленно  прогуляемся по нашему городу, посмотрев презентацию «Осенний  Петербург».



 Какие прекрасные стихи, музыкальные произведения, картины созданы о Петербурге! А вот и наша первая гостья, без которой сегодняшний праздник, наверное, не состоялся бы. Кто же это?

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье» .


















(Появляется Муза Санкт-Петербурга)

Муза: (читает стихи…) Здравствуйте, ребята!

Я – Муза Санкт-Петербурга!

 Я вдохновляла многих поэтов, композиторов, художников, фотографов на чудесные произведения о нашем славном городе. Думаю, что все вы тоже знаете и любите наш Петербург. Кто же из вас прочитает стихи о городе?

(Чтение стихов ребятами.)

Звучит музыка.














Презентация «Осенний Петербург»




Звучит вальс «Шутка»

4. Историческая сценка.

- Уважаемая Муза!

 Наши ребята нарисовали картины с видами города. Посмотри на их творчество!




А как выглядел наш город 300 лет назад? Об этом вам расскажут и покажут ребята 4-б в сценке «Гость на Заячьем острове»



 Выходят ребята со своими рисунками. Зрители (ученики 3-х классов) по очереди называют те места, которые  там изображены.

Муза: Я вижу, ребята, вы знаете много памятных мест. Молодцы!




Сценка  «Гость на Заячьем острове» (см. Приложение).

5. Приветствие команд 4-х классов.  Задание №1 «Кроссворды»

- Дорогие друзья!  Сегодня наши четвероклассники покажут свои знания по истории города.

Называют команду и девиз. Получают 1-е задание «Кроссворды» (отгадывают).


Экскурсоводы проводят блиц-опрос для третьеклассников (вокзалы, мосты, театры, музеи, набережные нашего города). Определяют лучшего знатока.










6.Задание № 2

«Ребусы  «Чудо-мастера».










7. Задание №3 «Наш район»














8. Презентация «Воронья гора»

 Предлагаем 4-м классам отгадать ребусы с фамилиями петербургских архитекторов и назвать их творение.









3 задание:  В каком районе мы живем? Какую дату отмечаем в будущем году? Назовите улицы нашего района и расскажите об одной из них по выбору.











Наш район имеет уникальную историю. Каждая его улица связана с событиями в В.О.войне. Посмотрим презентацию нашей ученицы об экскурсии 4-х классов на Воронью гору.


 Отгадывают ребусы и находят нужную фотографию на стенде.





Экскурсоводы раздают ребусы третьеклассникам.

 Учащиеся отгадывают




 Четвероклассники выполняют задания на бумаге. Экскурсоводы: Пока команды работают, то третьи классы поиграют в слова.

Третьи классы: Добавь прилагательное к слову «петербуржец».

 Петербуржец   какой?

- образованный,

- интеллигентный;

- читающий;

- достойный;

- вежливый…»








5. Подведение итогов.

 Песня

 о городе.

Четвероклассники показали хорошие знания

о нашем городе. Молодцы!

Наша встреча подходит к концу. Думаю, что все ее участники  могут носить достойное имя «петербуржец».

 В заключении исполним песню  о Петербурге.


Всего доброго, друзья!

Муза: Ребята рассказали много прекрасных стихов о городе, нарисовали картины.


Экскурсоводы: Они   много знают об истории и культуре Санкт-Петербурга. Все отлично справились с трудными заданиями.



(Все ребята исполняют песню)











Фонограммы песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Презентация урока-путешествия "Из Петербурга в Петербург" 4кл.

Презентация к уроку окружающего мира 4 кл. ОМК "Школа России"...

Осенний Петербург

Презентация к занятию "Осень в Петербурге"...

Проект учащихся 4 «г» класса ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург «Праздник Осени (от старших младшим)»

Идея проекта: учащиеся 4 «г» класса, кл. руководительТип проекта: творческий коллективный проектПродолжительность подготовки: 5 недельУчастники проекта: учащиеся 4 «г», 1 «д» классов, кл. руководители...

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса. Тема: Осенние листья. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280 г. Санкт - Петербурга.

Презентация и конспект урока литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Тема: "Осенние листья". Чтение поэтических произведений об осени. Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ ...