Хлеб - всему голова.
методическая разработка по теме

Луценко Любовь Александровна

Внеклассное мероприятие, которое поможет ребятам узнать о нелёгком труде хлебороба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb-vsey_zhizni_golova.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утренник «Хлеб - всей жизни голова».

Цель: довести до сознания и сердца детей, что хлеб – это драгоценность и его          надо беречь.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к хлебу;

Познакомить учащихся с тем нелёгким трудом, который связан с выращиванием хлеба;

Прививать уважение к людям труда.

Оборудование: плакаты о хлебе, иллюстрации, пословицы и поговорки о хлебе, выставка книг о хлебе, выставка хлебно - булочных изделий.

 

Ход утренника:

        Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) входят учащиеся.

        В центре девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб – соль.

Девочка: Слава миру на Земле!

Мальчик: Слава хлебу на столе!

Девочка: Если мы хотим кого-то

              Встретить с честью и почётом,

              Встретить с честью, от души,

              С уважением большим,

              То гостей таких встречаем

              Круглым пышным караваем.

              Он на блюде расписном,

              С белоснежным рушником.

Мальчик: С караваем соль подносим,

               Поклоняясь, отведать просим:

               -Дорогой наш гость и друг,

               Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель: Есть хлеб, будет и песня.

              Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом,

              Мерилом всех ценностей.

1 ученик: Пышный, мягкий, пропечённый,

               Подрумяненный слегка.

               Хлеб с горбушкой золочённой

               Шёл к тебе издалека.  

2 ученик: В каждый дом, на каждый стол

               Он пожаловал, пришёл.

               В нём здоровье наше, сила,

               В нём чудесное тепло;

               Сколько рук его растило,

               Охраняло, берегло.

3 ученик: В нём земли родимой соки,

               Солнца свет весёлый в нём…

               Уплетай за обе щёки –

                Вырастай богатырём!

Учитель: В наше время люди вырвались в космос, покоряют реки, моря,

              океаны, добывают нефть, газ в глубине земли, а хлеб остаётся

              хлебом.  

4 ученик: Вот он хлебушко душистый.

               С хрусткой корочкой витой,

               Вот он – тёплый, золотистый,

               Словно солнцем налитой!

Учитель: Но как же хлеб попадает к нам на стол? Кто выращивает хлеб?

Дети: Хлеборобы.

5 ученик: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного трудового хлеба?

              Он пахнет полем, речкой, печью, небом. А главное – работой

              пахнет хлеб.

6 ученик: Выращивать хлеб очень трудное дело. Сначала нужно удобрить поля. Совхозное поле удобряют с помощью разбрасывателя, который одевается на трактор. Трактористы помогают друг другу в этом несложном деле. Но для хорошего урожая нужны не только удобрения.

        Что же ещё нужно?

7 ученик: Весной растениям потребуется очень много влаги. Для этого задерживают снег на полях. Это делают с помощью машины – снегопаха, прицепленной к трактору. А весной солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения.

8 ученик: Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян.

        Одна пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Т. е. чтобы был хороший урожай, нужно хорошо подготовить землю. Землю пашут на тракторе. Трактор ведёт тракторист.

9 ученик: Пришла горячая пора,

               Пора больших забот.

               Рокочут в поле трактора,

               Весенний сев идёт.

10 ученик: Через некоторое время на поле выезжают другие машины. Это сеялки, на них работают сеяльщицы. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их.

11 ученик: Ты не клюй меня, дружок,

                Голосистый петушок.

                В землю тёплую уйду,

                К солнцу колосом взойду.

                В нём тогда таких, как я

                Будет целая семья.

12 ученик: На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны.

Группа девочек исполняет танец «Золотые колоски».

12 ученик:        Когда приходит осень колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины.

        Отгадайте загадку:

        Для уборки урожая

        На поля я выезжаю.

        И за несколько машин

        Там работаю один. (Комбайн.)

        Правильно, это комбайн. Ведёт его комбайнёр.

Дети исполняют песню о хлебе:

1.Сеят в поле зёрна

Раннею весной.

А над ними светит

Солнышко родное.

                                                  2.Зашумят стеною

На ветру колосья,

Будет урожайной

Золотая осень.

3.Потечёт пшеница

В закрома рекою.

И её машины

Сделают мукою.

4.На заводе пекарь

Хлеб спечёт с любовью.

Скажет он ребятам:

-Ешьте на здоровье.

13 ученик: Хлеб созрел,

                В полях моторы

                Песню жатвы завели.

                В степь выводят комбайнёры

                Полевые корабли.

14 ученик: Хлеб созрел, но к нам на стол

                Прямо с поля не пошёл.

                С поля даже в магазин

                Хлебу ехать рановато.

                Он уселся на машину

                И спешит на элеватор.

15 ученик: На машинах везут зерно в новый дом. Это элеватор. Хлеб везут на элеватор.

16 ученик: Дальше зерно отправляется в город, где из него делают муку на мукомольных заводах.

17 ученик: Едет хлеб на мельницу,

                Мельницу – чудесницу.

                Богатырь – муковоз

                На завод муку повёз.

Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарне пекари пекут хлеб.

                От завода – автомата

                Льётся тёплый хлебный запах.

                Так и скачут из печи

                Плюшки, сушки и ватрушки,

                Кулачи да калачи,

                Сладкие коврижки.

Из пекарни хлеб везут в магазины. А в магазинах люди покупают всё, что им нужно.

Дети исполняют «Ой качи, качи, качи…» (русская народная прибаутка):

Ой, качи, качи, качи,

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи,

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам остали-и-ся

Ба-а-ра-а-ноч-ки!

Учитель (звучит музыка Шостаковича):

        Ребята, вот мы и проследили как хлеб попадает к нам на стол. Мы узнали, что труд хлебороба нелёгок. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок. Делай  и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

        

        «Цена ему – жизнь» - не раз мы вспоминаем эти строки, когда читаем стихи о хлебе и особенно пронзительные, памятные всему старшему поколению стихотворения о блокадных днях писательницы Ольги Бергольц, которая пережила блокаду Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). О тех 125г хлеба из муки, смешанной с отрубями, которые получали жители осаждённого города и которые действительно спасли жизни многим из них.

        В Ленинграде, в музее истории, за стеклом на весах – ломтик чего-то синевато-коричневого, размером и толщиной с детскую ладонь. Только прочитав надпись и снова вглядевшись в ломтик, видишь корку, несколько крошек.

        Это хлеб, дневная норма – 125г. Вот его состав:

Мука ржаная дефекетная                50г

Солод                                        10г

Жмых                                        10г

Целлюлоза                                        15г

Обойная пыль                                5г

Соевая мука                                5г

Отруби                                        5г

Хлеб… С 16 июля по 20 ноября 1941 года хлебный паёк населению Ленинграда упал с 800г до250г для рабочих,

                        с 600г до 125г для служащих,

                        с 400г до 120г для детей.

От бомб в городе погибло 50000 человек, от голода – в несколько раз больше.

        И вот он перед вами: Ленинградский блокадный хлеб. (показывается кусочек ржаного хлеба весом 125г).

        Не зря «священным даром»

        Назван обычный хлеб,

        И тяжкий грех – хотя бы

Крошку бросить наземь:

Таким людским страданьем он,

Такой большой любовью братской,

Для вас отныне освящён,

Наш хлеб насущный, Ленинградский.

        И разве когда-нибудь человек, переживший войну, голод, бросит недоеденный кусок хлеба? Нет. Никогда! А ведь как обидно, что многие люди не ценят хлеб. Не только кусками, но и буханками швыряются. Разве редкость – недоеденный кусок хлеба или булочки на полу.

        И запомните эти слова:

        Берегите хлеб, вы, люди,

        Научитесь хлеб беречь!

(Учащимся раздаются памятки о бережном обращении с хлебом).

18 ученик: Издавна на Руси живёт поговорка: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска».

        У разных народов свой хлеб. Наш народ печёт хлеб из муки ржаной и пшеничной.  В странах Юго-Восточной Азии хлебом служит рис, в тропиках Южной Америки пеку лепёшки из корней маниоки, в некоторых странах Африки – из бананов. В Мексике хлеб пекут из кукурузы. Такая лепёшка называется тортилла.

        Уже во времена фараонов египтяне пекли хлеб. Они называли такие хлебцы галетами.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, что можно выпечь из муки.(выставка хлебобулочных изделий).

Дети исполняют русские народные песни «Галушки», «Варенички».

Учитель знакомит учащихся с произведениями писателей, посвящённых хлебу и людям его выращивающим.

Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Найди вторую половину». Части пословиц перемешались, надо правильно соединить их и объяснить смысл:

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Без хлеба нет обеда.

Баловством хлеба не добудешь.

Хлеб поспевает - колхозник не гуляет.

Бросил хлеб – обидел свет.

Хлеб – всему голова.

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Девочка и мальчик читают стихотворение Е. Ситнокова «Ломтик хлеба»:

Ломтик хлеба беру –

Тонкий ломтик ушедшего лета.

В каждой крохе его –

Тёплый ветер и чистый рассвет,

И роса поутру –

Беспощадного зноя примета,

И труда торжество –

Хлебороба уставшего след.

Хлеб – всему голова.

Нет без хлеба ни счастья, ни песен.

И еда – не еда,

Если нет даже корок сухих.

Хлеб высок, как слова.

Он, как добрая сказка, чудесен.

В нём живая вода,

Что сильна от истоков своих.

Отрезаю ломоть –

Ароматный, тугой, ноздреватый,

Чуть хрустит его корка,

Как первый ледок на реке.

…Можно просто ломать,

Как ломают краюхи ребята,

Что в обед на уборке

Присели на лёгком возке.

Эти парни простые,

Хоть хлеба – как волна в океане,

Никогда не футболят

Ломтей, караваев, кусков…

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом табуном

На стебле золотом.

Дети: Колосок.

Инсценировка русской народной сказки «Колосок».

Жили на одном колхозном дворе Петушок – золотой гребешок и два мышонка Круть и Верть.

Петушок вставал рано, брал метлу и подметал двор. А мышата  только и делали, что играли, бегали по двору друг за другом и мешали Петушку.

Однажды, это было утром, Петушок как всегда подметал двор и нашел колосок. Он позвал мышат:

-Круть! Верть! Идите сюда!

Мышата прибежали к Петушку.

-Посмотрите, что я нашёл.

-Колосок! – закричал обрадовано Круть.

-Колосок! – радостно завизжал Верть.

-И что же мы с ним будем делать? – спросили мышата.

-Сначала надо его обмолотить. Кто отнесёт его на мельницу?

-Только не я, - закричал Круть.

-Только не я, - закричал Верть.

Пришлось Петушку самому  идти на мельницу, а мышата убежали играть в мяч.

Принёс Петушок с мельницы целый мешок  муки и опять позвал мышат:

-Круть! Верть! Идите сюда! Посмотрите сколько муки получилось из колоска!

А мышата спрашивают:

-А что теперь с ней делать надо?

-Теперь, - отвечает Петушок, - надо тесто месить. Кто будет этим заниматься?

-Только не я, закричал Круть.

-Только не я, - завизжал Верть.

        Пошёл Петушок месить тесто. А мышата убежали играть.

        Замесил Петушок тесто и опять позвал мышат:

-Круть! Верть! Посмотрите какое сдобное тесто получилось!

А мышата спрашивают:

-А что же теперь с ним делать нужно!

-Теперь уже можно печь пироги. Кто будет печь пироги?

-Только не я, - закричал Круть.

-Только не я, - завизжал Верть.

        Пошёл Петушок один печь пироги, а мышата тем вревенем весело запели:

        Пироги печёт дружок

        Золотистый Петушок.

        Нам работать не охота,

        Не под силу нам работа.

        Вкусные получились пироги, румяные. Пронюхали запах мышата, прибежали к Петушку и сразу за стол. А Петушок и спрашивает:

-Кто нашёл колосок?

-Ты! – хором закричали мышата.

-Кто его на мельницу отнёс?

-Ты! – сказали мышата.

-А кто тесто месил?

-Ты! – чуть слышно прошептали мышата.

-А кто пироги пёк?

-Ты! – прошептали мышата, - Всё ты! Всё ты!

-Прости нас! Прости нас! Мы больше не будем!

-Ладно, - сказал Петушок, - прощаю вас.

        И они ели вкусные, румяные пироги и пели песню:

        Так не будем мы лениться.

        Будем, будем мы трудиться.

Исполняется русская народная песня «Блины», мальчик и девочка в русских костюмах раздают гостям пироги:

1.Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

2.Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

3.Напекла она поесть

Сотен пять, а, может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

4.На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

5.»Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....