фольклорный праздник "Троица"
методическая разработка (3 класс) по теме

Иноземцева Татьяна Сергеевна

Мероприятие знакомит с народным праздником "Троица". Представлены игры, песни, народные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл troica.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Троица».

Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным творчеством, народными традициями, способствовать воспитанию  бережного, уважительного отношения к природе прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять.

Костюмы: Леший, Русалка, чучело, русские костюмы для девушек,  одуванчик гвоздика, незабудка, фиалка, ягодка.

Оборудование: наряженная в сарафан березка в ведре с песком, цветные листочки, платочки для танца, пила, глина для лечения березки.

Ход мероприятия.

( Под народную музыку дети входят в зал. Их встречают ведущие в русских народных костюмах.)

Ведущий:        Вы не спать пришли, не стоять пришли,

     А Троицу-праздник встречать пришли

                           Троица зеленая, гостья наша дорогая,

     Ты не в среду пришла, и не в пятницу

                     Ты пришла в воскресенье – всю неделюшку - веселье.

Ведущий:         А вы знаете, ребята, что такое Троица? Это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это  их день рождения, а  в Троицу земля, вода и лес – именинники.

С давних времен люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку - символ добра, любви и чистоты.

Ребенок:             Люблю березку русскую- то светлую, то грустную,

                        В зеленом сарафанчике с платочками в карманчике.

Ведущий:                В Троицу нельзя было рубить и ломать лес. Только одну маленькую березку можно было срубить. Её наряжали как красную девицу в сарафан, платочек и ходили с нею по домам в гости. Вот и к нам сегодня должна прийти девица-красавица со своею березкой. А вот и она!

(Под русскую народную мелодию входят 6 девушек в народных русских костюмах. Они идут хороводным шагом по парам. Две девушки несут нарядную березку. Ее ставят в центре, сами становятся полукругом, лицом к детям.)

Ведущий:         Белая березка, милости просим к нам!

 Березонька белая, березонька кудрявая, на чем приехала к нам?

Девушка 1:        На ковре, на золоте, на атласе, на бархате.

Ведущий:         У кого же ты гостила?

Девушка 2:        У отца, у матери, у рода, у племени, у красных девушек.

Ведущий:        Березонька кудрявая, кудрявая моложавая.

Под тобою, березонька, все не мак цветет,

                Под тобою, березонька, не огонь горит.

Не мак цветет, не огонь горит.

Красны девицы в хороводе стоят. Для тебя, березонька, плясать хотят.

( Исполняется хоровод « Сударушка»)

Девушка 3:        Ой, девицы, ой, красные, в троицу березоньку надо бы красить!

Девушка 4:        Надо бы венки плести, косы завивати.

( Украшают косы лентами под песню « Во поле береза стояла»)

Девушка 5:        Девицы-красавицы, мы венки плели – желания загадывали.

                Через 3 дня придем развивать березку.

                Если венок не завял – желание исполнится.

Ребенок:        Березка – красавица русских полей,

                Порадуй, березонька наших детей!

                Хоровод мы заведем, про березоньку споем!

( Исполняется хоровод» Ай да, березонька!)

Ребенок:        Как у наших у ворот собирается народ ,

                Все со скрипочками, да с балалаечками.

( Выходят дети в народных костюмах с деревянными ложками, бубном, трещотками исполняют «Частушки»).

Начинаю я припевку

Первую начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную

Я девчонка боевая.

 Боевая, ну и что ж!

Моя мама боевая-

Ну а я тогда в кого ж!

На окошке два цветочка –

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть  и ростом  маленький!

В песнях - радость, в песнях – горе,

В песнях и весельице.

Только в песнях нахожу

Сердечку утешеньице.

Не давайте мне обедать,

Не давайте чаю пить,

Только дайте дозволенья

С дорогим поговорить.

Мы частушки петь кончаем

И садимся в решето.

Уезжаем мы в Саратов

За частушками еще.

Ведущий:        Засиделись мы, ребята, не пора ли нам поиграть!

( Игра «Золотые ворота».

Несколько детей  становятся в линию, берутся за руки, поднимают их, образовывая «ворота». Все остальные дети змейкой проходят через «ворота», приговаривая: «Золотые ворота пропускают не всегда. Первый раз прощается, второй раз – запрещается, а на самый третий раз – не пропустят больше вас». «Ворота опускаются», те дети, перед которыми они закрылись, становятся «воротами».)

Ведущий:         Песня, русская песня, как же ты хороша!

                Песня, русская песня,жизни нашей душа!

( Исполняется песня «Посею лебеду на берегу»)

( Из-за кустов показывается леший)

Леший:                Что это за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поет, в барабаны бьет!

Ведущий:        Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем -  день рождения земли, воды и леса.

Леший:                Ну ладно! Успокоили вы меня, а я думал, что вы пришли сюда костры жечь, птичьи гнезда разорять, лес ломать. Таких  людей я не  люблю, и лес от них защищаю. А с вами, ребятишки, я поиграть хочу. Вот тут у меня в мешке шишки еловые, в лесу собирал. Хочу посмотреть, кто из вас их лучше поймает, кто больше их соберет.

( Игра-аукцион «Кто больше шишек соберет?»)

( Появляется Чучело. На плечах под одеждой  у него длинная палка, к которой прикреплена веревка, концы ее торчат из рукавов.

Леший после игры обращает внимание детей на Чучело).

Леший:                Здравствуй, Чучело! Ребята, это мой друг. Только он не в лесу живет, а в огороде, он охраняет грядки от птиц!

Чучело:        Здравствуйте, ребята! А что у вас за праздник?

( Дети отвечают)

Чучело:        А я с вами поиграть хочу. Вот тут у меня веревки висят, не хотите ли силой помериться? Беритесь за один конец справа, и за другой конец слева. Кто меня перетянет, тот и самый сильный!

(Игра « Перетягивание каната».)

Ведущий:        Спасибо вам, Леший и Чучело, за игры интересные! А теперь послушайте, какую дети песню про землю знают.

( Исполняется песня «Земелюшка – чернозем».)

Леший:                Спасибо вам, ребята, что отмечаете праздник леса, земли нашей. Приходите в гости в лес. Теперь я знаю, вы его не обидите.

Чучело:        А ко мне осенью приходите, я вас морковкой сладкой угощу.

( Леший и Чучело уходят).

Ведущий:        Посмотрите ,дети,  как прекрасна наша земля. Какая шелковая трава стелется по ней, какие замечательные цветы украшают ее! И к нам гости пришли цветы.

(Входят дети в костюмах цветов)

Одуванчик:         Носит одуванчик желтый сарафанчик

                    Подрастет – нарядится в желтенькое платьице.

                 Легкое, воздушное – ветерку послушное.

Гвоздика:        Гвоздика полевая – маленький цветок.

                Среди ромашек белых горит как огонек.

                Горит она, не гаснет под солнечным лучом.

                И ветер ей нестрашен и дождик нипочем.

Незабудка:         Незабудки вспыхнули на траве густой,

                Будто с неба брызнули голубой росой!

Ромашки:        Мы – ромашки, мы – ромашки,

                Словно белые рубашки.

                На поляне луговой

                Потанцуем мы с тобой.

Фиалка:        Я синие глазки сейчас лишь открыла

                И свежей росою листочки умыла,

                Что, нынче здесь праздник?

                Пришли сюда дети?

                Давайте же танцем веселым их встретим.

( Танец цветов под «Вальс цветов»)

Ведущий:        Чтобы цвела наша Земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Поэтому в Троицу девушки плели венки из цветов, бросали их в реку или озеро и зазывали дождь.

Девушки (танцуют с венкам и напевают):

                       Туча со громом сговаривались:

                Пойдем, гром, погуляем с тобой

                По полям, по  деревням,

                Во ту, да в другую стороны.

Ведущий:        И шли дожди проливные, поливали луга заливные.  Благодарил народ дождь, благодарил воду. Вода – начало жизни, без воды все засохнет, все погибнет. По преданиям охраняли реки и озера русалки и водяные. Сегодня праздник воды, поэтому и к нам в гости русалка придет!

(Под музыку появляется русалка, танцуя.)

Русалка:        Я – русалка  -  мне вас не жалко, кого захочу,  того замочу.

( Брызгает водой детей)

Ведущий:        Ребята. Русалка боится только смелых и сильных. Кто не испугается и подойдет к Русалке на 5 шагов от того она убежит.

( Дети встают с места и подходят к Русалке, считая вслух шаги. Русалка убегает. )

Ведущий:        В народе было такое поверье: сумели на Троицу Русалку прогнать, все пойдет благополучно. И нам теперь можно веселиться от души. Все у нас будет хорошо.

Девушки – красавицы нам нечего бояться, сходите ка за водой!

(Исполняется хоровод «А я по воду…».)

Ведущий:        Вот и подошел наш праздник к концу. Спасибо вам, гости дорогие за песни да танцы. Веселья вам да радости! Счастья и здоровья крепкого!

Ведущий:        Березонька наша весела, здорова! Споем ей песню напоследок!

(Исполняется песня «Субботея»).

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...