Развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе.
методическая разработка (4 класс) по теме

Рощупкина Ирина Павловна

Вступительная статья о развитии творческих способностей младших школьников, внеклассное мероприятие "осенняя ярмарка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших школьников во внеклассной работе.

В.А. Сухомлинскому принадлежат слова: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". Внеклассные мероприятия, которые проводим в начальной школе, развивая индивидуальность каждого ребёнка. способствуют сплочению детского коллектива, закладывают основы нравственности, вырабатывают чувство ответственности и прививают эстетический вкус. Дети живут интересной насыщенной школьной жизнью, вносят свою лепту в осуществлении серьёзных творческих планов.

Очень большое значение имеет раннее выявление творческих наклонностей, способностей детей. У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового и необычного. Это позволяет максимально использовать все возможности для развития  творческих способностей ребенка, выращивать ростки детских талантов, учитывая интерес каждого ученика.

На протяжении многих лет наблюдаю за развитием речи и способствую развитию речи учащихся, потому что речь ребенка является ключевым моментом его развития. По речи человека можно  определить степень его культуры и образованности, уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивая речь ребенка, мы развиваем и его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления высших эмоций.

В век новых информационных технологий все реже звучит живое слово, живая речь. Учащиеся все чаще получают необходимую информацию из источников ИНТЕРНЕТА. Владея информацией, они затрудняются передать ее другим людям через живое общение, живую речь. В то же время дети очень нуждаются в общении. Младшие школьники – это удивительно творческие люди. Их воображение подсказывает им необыкновенные сюжеты сказок, рассказов. Дети готовы поделиться своими творческими идеями с одноклассниками, учителями, родителями. Не всегда можно найти время на уроке, чтобы выслушать ребенка, сочинившего свое произведение. Не у каждого родителя есть время и желание поддержать творческие порывы своего сына или дочери. Без поддержки взрослых людей, без систематической работы над словом, желание заниматься сочинительством быстро угасает.

Все это заставляет меня искать новые пути в своей работе, чтобы дать учащимся возможность раскрыть свои способности, развить их, благодаря творческим занятиям. Моя задача состоит в том, чтобы создать условия, способствующие формированию талантов, развитию духовно богатой личности, способной к принятию нестандартных решений. Мне необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Необходимо расширять коммуникативные возможности ребенка, вооружать его языком как средством общения, всячески способствовать успешному речевому развитию. Речевое развитие возможно только в том случае, если ведется активная работа по обогащению словаря учащихся. Это можно осуществлять и во внеклассной работе.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Сценарий для 4 класса "Осенняя ярмарка"

Предварительная работа: слушание русских народных песен, разучивание народных игр, элементов русской пляски; разучивание стихов, песен их обыгрывание. Оформление выставки «Дары осени»: столы, накрытые скатертями, муляжи овощей и фруктов.

Оборудование: сувениры, вывески «Продажа живности», «Булки, хлеб, бублики», «Чайная», платочки. Игровое оборудование «Веселая карусель». Ширма, кукла Петрушка. Всё для инсценировки былин.

Ход праздника:

Дети стоят у входа в музыкальный зал. Под русскую народную мелодию «Коробейники» с разных концов сцены выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника ).

1-й скоморох-коробейник.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох-коробейник.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!


Ведущий:       Все готовы? Ну, теперь

                Начинаем поскорей!

                Шутки, прибаутки, веселье!

                Приглашаю кататься на карусели!

Музыка «Ярмарка» Кружится карусель.


1-й скоморох-коробейник.
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!

2-й скоморох-коробейник.
Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
Народ собирается -
Наша ярмарка открывается!

Звучат фанфары (фонограмма), дети садятся с карусели в зал, под русскую народную мелодию «Ах вы сени» Часть детей садятся за «прилавки» с вывесками.
Дети читают стихи:

1-й скоморох-коробейник:
Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые!
Всех на ярмарку зовем!
Мы игрушки продаем!

2-й скоморох-коробейник:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!

Хором:
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!

1-й скоморох-коробейник:
- А товары не простые, покупаются только за вашу смелость, участие в наших веселых играх и забавах.

2-й скоморох-коробейник:
- А чтобы у вас было хорошее настроение, к нам на ярмарку пришли гости с веселыми частушками.

Частушки исполняют две группы детей по три человека (группа из трех девочек и группа из трех мальчиков).

Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!

Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

Дети встают полукругом: мальчики - с одной стороны, девочки - с другой.

Хором:
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!

Мальчики (хором):
Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?

Девочки:
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися!

1-й мальчик:
Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!

2-й мальчик:
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой сидит корова,
Надевает сапоги!

1-я девочка:
Ты куда, Ванюша, едешь?
Ведь телега без колес!.
А Ванюша отвечает…

3-й мальчик:
Заготавливать овес!

2-я девочка:
Уж я топну ногой,
Да притопну другой.
Выходи ко мне, Иван,
Попляши-ка ты со мной!

1-й мальчик:
Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку.
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!

Дети танцуют: мальчик вприсядку, девочка вокруг него.

Исполнители частушек кланяются, цепочкой убегают в разные стороны под русскую народную мелодию «Калинка».

1-й скоморох-коробейник:
А на ярмарку народ собирается,
А на ярмарке веселье начинается,
Все на ярмарку спешите, и ребят сюда зовите.
Пляски дружно заводите, осень славьте, веселите!

Дети исполняют песню «Вот и осень на дворе» (муз. и сл. С. Юдиной) (приложение 1)
Дети исполняют стихи об осени (в соответствии с реализуемой образовательной программой).


2-й скоморох-коробейник:
- Все на ярмарку спешите, пляску дружно заводите!

«Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!

Цыганочка


1-й скоморох-коробейник:

1. Посмотрите, с огорода заготовила природа
Массу вкусных овощей для супов и для борщей!
2. Для детей, их пап и мам устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых – витаминных, овощных.

2-й скоморох-коробейник
1. Во саду ли, в огороде фрукты, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы их собрали в зале тут!
2. Для всего честного люда реклама есть к любому блюду.
Слушайте внимательно, запоминайте старательно,

Ученик 1:
Подходите, подходите яблочки румяные, сочные берите!
Вот морковка , вот лучок, помидорчик, кабачок,
А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

2 ученик:
Надо свеклу для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету.

3 ученик:
Про неё рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок,
Будешь ты здоров, дружок.

4 ученик:
Самый вкусный и приятный
Наш любимый сок томатный.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем.

5 ученик:
Вот – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Вот вам друг –
Он простой зеленый лук.

6 ученик:
Круглое, румяное оно висит на ветке
Любят его взрослые и маленькие детки.

7 ученик:
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
Этот овощ вместо гири,
Пусть поднимут силачи.

Хором:

Во саду ли в огороде пели вам частушки.
Очень просим извинить, коль устали ушки.

1-й скоморох-коробейник.
Мы представили сегодня вам рекламу для борщей,
Для здоровья и для силы ешьте больше…
Все: О В О Щ Е Й!

2-й скоморох-коробейник:
- Фрукты тоже всем нужны, ешьте дети от души!

1-й коробейник. Кто еще хочет нас потешить на нашей ярмарке?

Звучит русская народная мелодия «Барыня», второй ведущий выводит «медведя».

2-й коробейник:
Расступись, народ честной,
Идет медведюшко со мной!
Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех! (Медведь кланяется публике.)

1-й коробейник:
- Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в школу собираются?
(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)
- А какие в нашем классе мальчики?
(Медведь дерется, рычит.)
- А как Алёша проспал, в школу опоздал?
(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)
- А как наш учитель по классу ходит?
(Медведь важно ходит по сцене.)
- А как Дуняша пляшет?
(Медведь выставляет ногу.)
- Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!
(Медведь крутит задом.)
2-й коробейник:
- Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит.)


2-й коробейник:
- Чудаков на свете много, вот и в нашем городе их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!

Ученик читает стихотворение Ю. Владимирова «Чудаки».
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков.
Один пятак - на кушак,
Другой пятак - на колпак,
А третий пятак - так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки.
Который пятак - на кушак?
Который пятак - на колпак?
А который пятак - так?
Вот ведь глупые чудаки,
Перепутали все пятаки!

Под веселую русскую народную мелодию над ширмой появляется кукла Петрушка.
Петрушка:
- Привет, шалунишки, девчонки и мальчишки! А вы играть любите? Тогда сейчас я с вами поиграю в «Путаницу». Я вас буду путать, а вы должны отвечать правильно: девочки или мальчики. Договорились?

Петрушка загадывает детям загадки:
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только...
Болты, шурупы, шестеренки
Найдешь в кармане у...
Коньки на льду чертили стрелочки…
С утра в хоккей играли...
Болтали час без передышки…
В цветастых платьицах...
При всех помериться силенкой,
Конечно, любят лишь...
Боятся темноты трусишки -
Все, как один, они...
Шелк, кружево и в кольцах пальчики -
Выходят на прогулку...

Петрушка. А сейчас объявление, приглашаю всех на театральное представление:

Отрывок из летописи: И вспомнил Олег коня своего.

Автор: Княжил Олег в славном городе во Киеве, мир имея со всеми странами.

Однажды, возвращаясь со своею дружиною из похода, Олег встретил кудесника. Он решил узнать от него про свою судьбу.

Олег: «Скажи мне, кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня».

Кудесник:

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной судьбе.

Под грозной броней ты не ведаешь ран;

Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего».

Автор Князь Олег усмехнулся, но слова кудесника запали в его душу и он приказал убрать верного коня со своих глаз.

Олег.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время;

Теперь отдыхай! уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

Прощай, утешайся — да помни меня.

Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

Автор И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели. Так прошло 4 года, на пятый вспомнил Олег коня своего, от которого была предсказана ему смерть.

Олег. «А где мой товарищ? — промолвил Олег, —

Скажите, где конь мой ретивый?

Здоров ли? все так же ль легок его бег?

Все тот же ль он бурный, игривый?»

Автор Ему ответили, что его конь уже умер. Олег рассмеялся тому, что кудесник солгал. Предсказав смерть от коня. И решил поехать на то место, где лежат кости его коня. Он наступил на кости коня и молвил:

Олег. От сего ли черепа смерть мне принять?

Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:

На тризне, уже недалекой,

Не ты под секирой ковыль обагришь

И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!»

Автор Из мертвой главы гробовая змия,

Шипя, между тем выползала;

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

С того дня князь разболелся и умер. И было всех лет княжения его тридцать три.

Такую историю поведал нам древний летописец.

Автор 1

По мотивам былин Киевского цикла.

Под славным городом под Киевом

Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри.

Думу думали, раздумывали,

По нарядам снарядилися.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич млад,

Есаул Алёша Поповский сын.

Выезжали богатыри славнорусские,

Доезжали они до росстани,

Наезжали на белый камень придорожный.

А на камне придорожном надписочка:

«Прямо ехать – убитому быть!

Влево ехать – богатому быть!

Вправо ехать – богатому быть»

Во глубоком раздумье стоят,

Вот стоят и себе говорят:

Илья:  

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть.

Добрыня:

Я поеду, молодец, туда,

Где показано женатому быть.

Алёша Попович:

А поеду-ка, братцы, я туда,

Где показано богатому быть!

Автор 2

И поехали богатыри славнорусские

По дорожкам трём неезженым,

По горам тем нехоженым

На защиту родной земли

Мир посмотреть, да себя показать.

Вот подъехал Илья Муромец

Он ко речке, ко Смородинке.

А в сыром дубу сидит Соловей разбойник.

Как засвищет он по-соловьему,

Закричит как по-звериному,

Так все травушки поклоняются,

Все цветочки осыпаются.

А и тут славный Илья Муромец

Да берет он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он во ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То стрелял он в того Соловьяразбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустилто Соловья да на сыру землю,

И повез его по славну полю чистому

К князю Киевскому – Владимиру.

И вернулся ко камени Илья.

Надпись старую вычёркивал,

Надпись новую надписывал:

Илья:

«Богатырь Илья Муромец

Там был, да убит не бывал.

Поразъездил дороженьку,

Порасчистил широкую!»

Автор 2

Ехал славный Добрыня Никитич,

В день ехал по красну солнышку,

В ночь ехал по светлу месяцу,

И приехал ко горам ко Сорчинским,

Да к норам да ко змеиным,

Там прекрасная Забавушка Путятична томится,

Племянничка она князя Владимира.

По чистому полю стал Добрыня поскакивать,

И от ног своих змеёнышей отряхивать.

Подъезжал он к норам ко змеиным,

Брал он в руки саблю острую,

Вызывал Змеинище-Горынище на бой, приговаривал:

Добрыня:

Ай же ты, змеинище проклятая!

Та зачем летела через Киев-град?

Да почто забрала Забавушку Путятичну?

Автор 1

Тут Змеинище Горынище проклятое,
Она стала на Добрыню искры сыпати,

Стала жечь до тела белого.

Тут ударил Добрыня саблей острою

Змеинища Горынища.

И упала та змея на сыру землю.

Тут Добрыня брал из нор змеиных

Красну девицу Забаву Путятичну,

Брал за рученьки за белые,

Вёл её в стольный Киев град,

Да ко князю, ко Владимиру.

Сам вернулся до росстани,

Надпись старую на камне вырубал,

Надпись новую, свою, высекал:

Добрыня:

«Та дороженька расчищена,

Та дороженька разъезжена

Вся мной Добрыней Никитичем.

По дорожке этой ездил я,

Воротился, женат не бывал!»

Автор 2

Едет по полю Алёша Попович,

Едет долго ли коротко ли,

Видит, как во славном Белом озере

Заселилася щука преогромная.

Ребят она хватает, жеребят глотает.

Стал он думу – думать,

Как бы щуку вынути.

Да сковал уду в десять пудов,

Да надел жеребёнка кобыльего,

Да забросил уду в Бело озеро,

И достал ту щуку преогромную,

Да устроил пир на весь мир.

Воротился к тому камешку,

Надпись старую мечом издолбил,

Надпись новую повыдолбил:

«Ту дороженьку расчистил  я,

Ту дороженьку разъездил я.

И устроил я пир на весь добрый мир.»

Мы на том пиру бывали,

Богатырей славных повидали,

Да вам эту быль-небыль рассказали.

Петрушка:
- Молодцы! До свидания! А на смену мне вновь идут веселые скоморохи, для вас готова лотерея!

Лотерея.

1. Если придется синяк получить — пятак сувенирный спеши получить.

2. Волновались Вы немало, но ведь проигрыша нет.

На билет Вам свекла пала, чтобы делать винегрет.

3. Ваш выигрыш, как манна с неба,- достался Вам кусочек хлеба.

4. Лучше выигрыша нет, чем целлофановый пакет.

5. На нас просим не сердиться- Крышка тоже пригодится

6. Шар ВОЗДУШНЫЙ получите, в космос к звездам полетите.

7. А эти простые мелкие скрепки

обязательно пригодиться должны,

чтоб узы дружбы были крепки-

в любви, в коллективе они нужны.

8. Должны быть счастливы в избытке

от лотереи Вы сейчас:

три замечательных ОТКРЫТКИ 

пролотереены для Вас

9. Получите---поспешите. Вам тетрадь - стихи пишите.

10. Пишущей машинки нет, Предлагаем сей  предмет ( ручка )

11. Чтоб узнать смогли доход, будет кстати Вам    БЛОКНОТ.

12.. Выглядите Вы прекрасно:

и одежда, и прическа-

и в награду не напрасно,

пал Вам выигрыш—расческа.

13. Посмотри на это диво- Вам стиральная  машина ( ластик)

14. По билету невзначай ^

выпал очень вкусный чай

15. Счастье в руки Вам попалось-

три картошечки досталось.

16. Про все новости на свете прочитаете в     газете.

17. Ваш приз довольно редкий - две бумажные салфетки.

18. На нас не думай ты сердиться-

ГВОЗДЬ в хозяйстве пригодится.

19. Не болейте, будьте крепки -

мы вручаем Вам   таблетки.(Аскорбинка)

20. Вы послушайте совета:

Фрукты - лучшая диета. (Апельсин, мандарин.)

21. Вам  досталось это   МЫЛО,

чтобы чаще руки  мыли.

22. Вам хотелось бы  рояль,

а достался   календарь.

23. В жизни на лучшее надо надеяться,

клею возьми, если что-то не клеится.

24. Чтобы Вас минула ссора,

Съешьте яблоко   раздора.

25. А на сладкое у нас,

есть конфеточка для Вас.

26. Извини нас, что закрыт

в этом свертке дефицит,

в уголок потом нырни

и тихонько разверни. ( Макароны и т.д.)

27. Дарим мы тебе дружок,

питанье диетическое.

Чтобы был всегда ты в форме

И настроение отличное. ( Жвачка)

Ведущий: Какая у нас осенняя ярмарка весёлая. И песни у нас, и пляски, и шутки, и угощение. Осень дарит нам овощи, фрукты, ягоды, грибы. Но самый ценный, самый дорогой подарок – это хлеб. Ведь не даром говорят, что хлеб всему голова. Плох обед, коли хлеба нет. Хлеб на стол – и стол престол.

Вот он хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.


Все: Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

В нём здоровье, наша сила.

Сколько рук его растило!

Охраняло, берегло.


Все: Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.


Все: Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

В нём земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём.

Все: Уплетай за обе щёки,

Вырастай богатырём!

1-й скоморох-коробейник:
- «Ой, полным-полна коробушка, есть и ситец и парча» - так поется в песне. Но у нас, у коробейников, короба уже пусты.

2-й скоморох-коробейник:
Вот и солнце закатилось -
Наша ярмарка закрылась!

1-и скоморох-коробейник:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Звучит русская народная мелодия «Камаринская».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Из опыта работы "Использование современного детского фольклора в развитии творческих способностей младших школьников"

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место. Новый Федеральный государственный образователь...

Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".

Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей младших школьников на уроках ОПК и через внеклассные мероприятия»

Развитие духовно-нравственных качеств учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Мы, учителя, как никто другие, способны пом...

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )

Развитие творческих способностей младших школьников (из опыта работы )...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)

Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей младших школьников через приемы работы с бумагой на уроках и внеурочной деятельности...