Хлеб - всему голова
методическая разработка (2 класс) по теме
Сценарий проведения внеклассного мероприятия «Хлеб - всему голова» для учащихся 2-ых классов.
Цель – воспитание бережного отношения к хлебу.
/Зал украшен плакатами и рисунками о хлебе, вырезанными из картона хлебными колосками и плакатами с пословицами и загадками о хлебе; приготовлена выставка книг на тему «Хлеб – всему голова». Организована выставка репродукций картин: «Ужин трактористов» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Сбор колосков» Л. Ройтер и др. Подготовлена стенгазета с интересным материалом о хлебе, с рецептами блюд из черствого хлеба./
Подготовлена на отдельных столах выставка булочных изделий.
На передвижной магнитной доске помещен эпиграф к данному внеклассному мероприятию:
«Хлеб, каравай
Сытный, насущный, единый.
Бьет через край
Дух молодой и былинный.
Добрый наш хлеб –
Тульский, кубанский и курский, -
Ты словно герб славной
земли нашей Русской».
/Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в зал входят учащиеся, гости праздника. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль./
Мальчик
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В.Бакалдин
/Звучит музыка. Дети преподносят гостям хлеб-соль./
Ведущий.
Доброго здоровья, гости дорогие! Сегодня по старинному русскому обычаю мы встречаем дорогих гостей хлебом-солью. История хлеба неотделима от истории человечества. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, с самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб, как солнце и золото, обозначались одним символом – кругом с точкой посередине. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. С детских лет учили человека ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство. Есть только одно слово равнозначное слову «ХЛЕБ». Это слово – «ЖИЗНЬ».
В одном из очерков я прочитала: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
Выходят дети в костюмах Колосков.
Колосок 1-ый.
Так повелося на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками,
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человеческими руками.
Колосок 2-ой.
Он их теплом, как их добром, пропах
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом, в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Колосок 3-ий.
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Колосок 4-ый.
Ты вырастешь, и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете».
Ведущий.
Мы знаем, что хлеб имеет очень давнюю историю. Как ты пришел к людям, Хлеб?
Колосок 1-ый.
Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди бродили по полям и лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса. (Показывает соответствующие колоски.)
Колосок 2-ой.
В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.
Колосок 3-ий.
Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.
Колосок 4-ый.
А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.
Ведущий.
Спасибо вам, Колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.
Так же уважительно относились и относятся к труду тех, кто создает хлеб. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка. Хлебников величали уважительно, полными именами – Иван, Федор, Петр.
А знаете ли вы, как называют человека, который выращивает хлеб? Хлебороб. Раньше этих людей называли хлебопашцами. У слова «хлеб» очень много родственных слов. Хлеб, хлебец, хлебушек, хлебный, хлебороб, хлебопашец, хлебозавод, хлебопекарня, хлеборезка, хлебобулочный, хлебоуборочный, хлебохранилище.
Точно, с исключительной полнотой оформил народ свое отношение к хлебу. Шлифовалось оно веками и стало словом из поговорки, пословицы, присказа.
-Хлеб на стол – и стол на престол!
-Хлеба ни куска – и стол доска…
-Будет хлеб, будет и обед.
-Без соли, без хлеба – худая беседа.
Я объявляю конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок. В этом конкурсе могут принять участие учащиеся, наши гости, подняв руку.
-Хлебушка - всему свету дедушка.
-Будет хлеб – будет песня.
-Плох обед, когда хлеба нет.
-За хлебом – все добро.
Хлеб – от земли, сила – от хлеба.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без соли, без хлеба половина обеда.
Баловством хлеба не добудешь.
Все от хлеба-батюшки.
Ведущий.
Ну а теперь немного отдохнем, проведем физминутку. Представьте огромное хлебное поле, колоски колышет ветерок, все дышит солнцем, теплом радостью. Улыбнемся и проведем небольшой комплекс под музыку.
Ведущий.
Вы прекрасно знаете пословицы и поговорки, а знаете ли вы и умеете ли отгадывать загадки о хлебе.
1.Какое море за селом 2.Он на солнышке стоит
Волнует ветерок? И усами шевелит,
В нем волны можно собирать, Разомнешь его в ладонях,
Укладывать в мешок. Золотым набит зерном.
/Поле/ /Колос/
3.Мнут и катают, 4.В поле росла,
В печи закаляют, Под жерновом была,
А потом за столом Из печки на стол
Нарезают ножом. Караваем пришла.
/Хлеб/ /Пшеница/
5.Что две недели зеленится, 6.Я пузырюсь и пыхчу,
Что две недели колосится, Жить в квашне я не хочу.
Что две недели отцветает, Надоела мне квашня,
Две недели наливает, Посадите в печь меня.
Две недели подсыхает? /Рожь/ /Тесто/
7.Кольцо не простое, 8.И комковато, и ноздревато,
Кольцо золотое, И кисло, и ломко,
Всем на загляденье… А всех милей.
Ну и объеденье! /Бублик/ /Хлеб/
Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (слова П.Синявского, музыка Ю.Чичкова)
А теперь мы все попадаем в театр. Театр необычный. Актерами выступают дети. Давайте вспомним, как зрители ведут себя в театре. /Ответы детей./
Инсценировка белорусской сказки «Колосок».
Ведущий.
Какой же путь прошло зернышко, чтобы петушок мог испечь пирог?
Испокон веков было принято на Руси потчевать гостей пирогами. Пирог – праздничный хлеб, само название происходит от слова «пир» - праздник, торжество. Ко всякому празднику выпекали свой особый пирог: к приезду дорогих гостей – «Хлеб да соль», к свадьбе – обрядовый « каравай», к появлению в доме новорожденного – «Бабкины пироги».
Каравай - истинно русский хлеб. Все знают, какой он должен быть на именины и «ширины», и «вышины». Но прежде всего – это особый, богато украшенный хлеб – каравай.
Ну а мы проведем с вами игру-хоровод «Каравай-каравай…»
Ведущий.
В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех,
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех,
«Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!»
(Дети идут по кругу. Один ребенок – в центре. Он водящий.)
Все: Как на Колины именины
Испекли мы каравай (дети останавливаются)
Вот такой вышины (приподнимают руки)
Вот такой нижины (приседают)
Вот такой ужины (взявшись за руки, бегут в круг)
Вот такой ширины (идут от центра, образуя большой круг)
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай! (прихлопывают в ладоши)
Водящий.
Я люблю, конечно, всех, ну а … больше всех!
Игра повторяется 3 раза, темп убыстряется.
Ведущий.
А кто из вас знает, какие машины помогают людям при посадке хлеба, его сборе? /Тракторы, комбайны, хлебоуборочные машины./
Куда везут собранную пшеницу и рожь? /На элеватор./
Что делают на элеваторе?
Куда поступает мука?
Что делают, используя муку?
А раньше, когда не было этих машин – помощников, люди пахали землю плугом. /Демонстрация плуга./
Сколько людей работает, чтобы мы с вами ели вкусный душистый хлеб. /Показать выставку./
Хлеб можно видеть белый, серый, черный. На хлебозаводах делают специальный хлеб для подводников и космонавтов. В космосе крошки разлетаются и могут попасть в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают в виде крохотных булочек на «один укус», герметически упакован, хранится долго. Но так было не всегда. /Звучит музыка./
В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) от голода погибло людей почти в 40 раз больше, чем от авиабомб и снарядов. Город был окружен войсками фашистской Германии. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. Норма рабочего составляла 250 граммов, для всех остальных – 125 граммов хлеба. /Показать./ Из чего только не приходилось его выпекать! Меньше всего в нем было муки – мякина, отруби, целлюлоза.
В Музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневной паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда.
«В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм». /Рождественский Р./
Сейчас у нас много вкусного хлеба, но разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? Если мы с вами проведем простой подсчет, то получится следующее: если каждый ученик за один день не доест или выбросит 50 граммов хлеба (показать кусочек), это составит по школе 35, да 35 буханок хлеба!
«Хлебом дорожи настолько, чтобы знал и класс твой весь. Постарайся брать лишь столько, сколько можешь сразу съесть!»
Хлеб – достояние народа, обилие хлеба – один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
Колосок 1-ый.
На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
И он отдыхал, накрытый холстом.
Колосок 2-ой.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка –
Ни крошки, ни крошки, ломоть – до конца.
Колосок 3-ий.
На свете я видела хлеба немного.
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его заливали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
Колосок 4-ый.
С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего,
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Колосок 5-ый.
На свете я видела хлеба разливы:
Мешки, бункера, элеваторы, нивы,
Он золотом лился, волною бежал,
Горой на токах деревенских лежал.
Колосок 6-ой.
И если примечу кусок в небреженье,
В грязи природной, в дорожной пыли,
То самое первое сердца движенье –
Поднять это чудо Земли и спасти.
Колосок 7-ой.
Зреет тучей золотой новый урожай.
Каждый колос наливной крепко уважай.
Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,
Надо в поле уберечь каждый колосок!
Колосок 8-ой.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Колосок 9-ый.
Хлеб – это жизнь.
Недаром хлеб называют насущным.
Вот поэтому наш девиз:
«Бережно относись к хлебу!
Ведущий.
Мы заканчиваем наш праздник «Хлеб – всему голова». Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили свой труд, чтобы мы свободно могли купить любое хлебобулочное изделие. Хлеб всегда будет жив и одушевлен нашей памятью. Быть с хлебом – это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для нас, как энергия солнца, как свет и воздух, потому хлеб и бесценен.
Хлеб – всему голова. Хлеб будет – все будет!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....