Я-школьник
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
М.Б. Авдеева
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия № 58» г. Саратова
«Я – школьник»
( классный час в 1 классе)
Цели: помочь ученикам осознать свою социальную роль; вспомнить некоторые правила поведения в школе; развивать аналитико–синтетическое восприятие, логическое мышление; формировать качества самоактуализирующейся личности.
Оборудование: рисунки тетради, ручки, линейки, куклы, карандаши, кубики; зелёные и красные сигнальные карточки; рабочие листы, красный и зелёный фломастер.
Ход урока.
I. Создание психологического комфорта на уроке.
Доброе утро, ребята. Когда я шла в школу, светило солнышко, моё лицо обдувал лёгкий игривый ветерок. И на душе у меня легко и спокойно. А с каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, что к концу урока ваше настроение не изменится.
- Давайте вспомним правила работы на уроке. (Внимательно слушай товарища; говори по очереди, не перебивай друга; уважай мнение ребят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь…)
В конце урока вы должны оценить свою работу, оценить свой собственный вклад в работу всего класса.
II.Определение темы урока.
- Дети, вы сейчас школьники. А кем вы были до первого класса ? (Дошкольниками.)
- Подпишите своё имя под рисунком школьника на альбомном листе.
- Действительно, ещё недавно вы ходили в детский сад. И вашими лучшими друзьями были разные сказки: о животных, о людях и чудесных превращениях.
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете волшебные сказки, выполнив следующее задание. Рассмотрите рисунки и назовите сказки. Соотнесите с помощью стрелочек рисунки с волшебными превращениями какого – нибудь сказочного героя или предмета с условным значком этой сказки. (Сказки: 1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 2. «Гадкий утёнок». 3. «Кот в сапогах». 4. «Золушка». 5. «Царевна – лягушка».)
- Молодцы! Сказки вы знаете хорошо. Видите, как много в них происходит волшебных превращений!
III. Изучение нового материала.
- Сегодня мы вспомним, что должен иметь школьник для учёбы.
- У меня на доске помещены рисунки различных предметов. Давайте назовём только те предметы из них, которые нужны школьнику для учёбы.
Дети, любите ли вы отгадывать загадки? Послушайте загадки про школьные принадлежности, а отгадку называйте все вместе.
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я … (тетрадь).
Я с собой её ношу
Не макаю, но пишу-
Замечательная штучка,
Самопишущая …( ручка).
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Вам я помогаю.
Что – нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте – ка, друзья.
Кто же я? (Линейка.)
А теперь вы отгадаете загадку, выполнив следующее задание: рассмотрите весёлый рисунок и отгадайте загадку, взяв в руки отгадку – школьную принадлежность.
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведёт, там заметку
Кладёт. (Карандаш.)
На альбомных листах продолжи по образцу до конца строки запись, сделанную карандашом.
Ребята, что делает вас настоящими школьниками и каковы правила поведения школьника в школе. Давайте определим. Что можно. А что нельзя делать школьникам в школе, поиграв в игру «Да и нет – не говорите». По условиям игры вы не имеете права произносить только слова «да» и «нет». Отвечать же на вопрос надо обязательно полными предложениями. Например:
Можно ли выкрикивать ответ с места? (Ответ с места выкрикивать нельзя.)
А теперь давайте попробуем со всем классом.
Нужно ли приходить в школу за 10 минут до начала занятий?
(В школу нужно приходить за 10 минут до начала занятий.)
Можно ли ходить в школе в сменной обуви? (В школе нужно ходить в сменной обуви.)
Нужно ли вставать, когда в класс входит взрослый человек? ( Когда в класс входит взрослый человек, нужно вставать.)
Нужно ли поднимать руку, чтобы ответить на вопрос учителя?
(Чтобы ответить на вопрос учителя, нужно поднять руку.)
Нужно ли на вопрос учителя отвечать полным предложением ?
( На вопрос учителя нужно отвечать полным предложением.)
Нужно ли хором говорить «до свидания», когда учитель выходит из класса?
(Когда учитель выходит из класса, не нужно хором говорить «до свидания».)
Имеет ли право школьник ошибиться, отвечая на вопрос учителя?
(Школьник имеет право ошибиться, отвечая на вопрос учителя. И если ваш товарищ допустит ошибку при ответе, вы не должны над ним смеяться.)
Итак, вы ознакомились с некоторыми правилами поведения в школе. А хотели бы вы побыть на месте учителя? Поднимите руку. (Учитель предлагает нескольким уч-ся посидеть на стуле учителя.
Ребята, я хотела быть учительницей с первого класса. А кем хотите быть вы?
Нарисуйте, кем бы вы хотели быть.
Для того чтобы получить желаемую профессию, нужно предварительно многому научиться в школе, а для этого надо стараться.
IV. Физминутка.
А сейчас приготовьтесь внимательно слушать сказку Леонида Пантелеева «Две лягушки».
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня…
И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом, а около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мхом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать, прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стены. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону» . Подумала она так, перестала барахтаться и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая… «Ничего, - думает, - пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».
И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ко дну её тянет. А она и тут не сдаётся. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана. А что-то твёрдое, что-то крепкое, надёжное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Действительно, откуда в кувшине взялось масло? Кто догадался и знает ответ?
Продолжим чтение сказки:
… Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.
«Ну вот, - думает лягушка, - значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
-Точно так же добиваются успеха только те, кто образно говоря, постоянно «гребёт лапками». Как вы понимаете это выражение?
- Выберите правильный вариант ответа:
несмотря на трудности, не отказываться от намеченной цели;
учиться плавать
- На доске нарисована лестница. Посмотрите на неё. Зачем нам бывает нужна лестница? (Чтобы подниматься наверх.)
- Верно. Но это не простая лесенка, а лесенка ваших будущих школьных успехов и достижений. Если вы будете хорошо заниматься, то будете подниматься по этой лесенке со ступеньки на ступеньку.
V. Закрепление изученного материала.
- Сейчас я произнесу несколько слов, а ваша задача – внимательно их послушать и запомнить: хочу; не хочу; могу; не могу.
- Рассмотрите рисунки в рабочих листах (задание 1).
- Выберите, ответив значком в квадратике, изображение животного, которое символизирует:
слово хочу, поставив галочку.
слова не хочу, поставив точку.
слово могу, поставив значок «+».
слова не могу, поставив значок « - ».
- А теперь подумайте и скажите: чтобы подниматься по нашей лесенке вверх,
какие слова должны стать главными? (Могу и хочу)
- Верно, вот эти слова мы и возьмём себе в помощники в учении.
Если мы будем хорошо учиться, будем старательными, ответственными и трудолюбивыми, то сможем подняться на самую высокую ступеньку лесенки.
- Рассмотрите рисунок, на котором изображено «Дерево жизни».
- Каждый человек на этом дереве занимает веточку, соответствующую его стараниям, а также способностям, которые мы получили от природы с рождения. Возьмите зелёный фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьём месте вы хотели бы находиться.
- Догадайтесь, почему человечек № 1, лежащий рядом с деревом человек, оказался под «Деревом жизни». (Потому что он не хочет работать.)
- № 2 (Он поступил хорошо, подставив спину другу, чтобы помочь ему подняться.)
- № 4 (Дерево сбросило его вниз. Он украл вещи)
- № 5, 6 (Успокоились и отдыхают, развлекаются.)
- № 7 ( Он не занимается спортом и остался слабым.)
- № 8 ( Завидует и вредит другому.)
- №9 (Человечек хватая другого, хочет сбросить другого.)
- №10 ( Он заботится о своём здоровье, много и старательно учится.)
- Ошибается тот, кто считает, что учиться – это легко. Любой человек, достигший больших успехов в жизни, скажет вам, что ему тоже было трудно. Но как говорится в народной пословице « Без труда не вытащить и рыбки из пруда.» Однако не все люди могут оказаться на самой верхушке «дерева жизни» И вы должны спокойно понимать и принимать это. Как нет двух совершенно одинаковых деревьев в лесу, так нет и одинаковых людей. Но все могут быть счастливы, занимаясь тем делом, которое у них получатся чуть лучше, чем у других.
- Послушайте стихотворение С.Михалкова «Недотёпа».
МАМА.
Талантливые дети надежды подают:
Участвуют в концертах - танцуют и поют.
А детские рисунки на тему «Мир и труд»
Печатают в журналах, на выставки берут.
У многих есть возможность объездить целый мир-
Проводят в разных странах где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель, - уж лауреат!
И только недотёпам к успеху путь закрыт…
СЫН
Моя родная мама мне это говорит.
Но я не возражаю, а губы сжав, молчу,
И я на эту тему с ней спорить не хочу.
Пускай другие дети надежды подают:
Картиночки рисуют, танцуют и поют.
На скрипочках играют, снимаются в кино-
Что одному даётся, другому не дано!
Я знаю, кем я буду и кем я стать могу:
Когда- нибудь из дома уеду я в тайгу.
И с теми, с кем сегодня я во дворе дружу,
Железную дорогу в тайге я проложу.
По рельсам к океану помчатся поезда,
И мама будет сыном довольна и горда.
Она меня сегодня стыдила сгоряча-
Строитель тоже важен не меньше скрипача.
- На основании сегодняшнего урока сделайте вывод, кто в данном случае прав: мама или сын?
- Как вы думаете, стоит ли расстраиваться, переживать, если от природы у вас нет выдающихся способностей к пению, танцам, рисованию?
- Действительно, возможно, природа наградила вас иными способностями, которые ещё не успели раскрыться, но обязательно проявятся.
VI. Подведение итогов урока.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итоги. Каким должен быть школьник, чтобы достичь больших успехов в жизни?
- Какие правила поведения вам известны?
- Перечислите школьные принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная активность младших школьников - одно из условий по укреплению и сохранению здоровья младших школьников
Из опыта работы педагога...
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...
Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у младших школьников школьников
Организация досуговой деятельности одним из факторов профилактики агрессивности младших школьников.Формы организации в педагогическом процессе....
« Неуспешность в обучении школьника и пути её коррекции в учебной деятельности школьника» (из опыта работы)
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.Проблемы неуспешного в учебной деятельности младшего школьника требуют специал...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.
На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...