Фестиваль славянской письменности
материал (3 класс) по теме

Сценарий проведения фестиваля славянской письменности для учащихся 3 - 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon festival_slavyanskoy_pismennosti.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль славянской письменности

1. Открытие

Слайд 1. Кремль.

Ведущий 1

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные, однокоренные .

Ведущий 2

Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?

/Хором/ Мы славяне!

Слайд 2. Хоровод.

Ведущий 3

Да, мы – славяне!

И русские, и украинцы,
и болгары, белорусы, чехи, поляки,
сербы, хорваты, словаки – все славяне.

Ведущий 1

Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.
Все это увидите на нашем фестивале.

Выходят дети в национальных костюмах, читают стихи 

Слайд 3. Белорусы.

Девочка – белоруска:

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девчонкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Слайд 4. Русские.

Мальчик – россиянин:

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная,
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Слайд 5. Украинцы.

Девочка – украинка:

Слышу голос родимый
Городов, деревень.
Говорит Украина:
– Добрый дэнь!
– Здоровэнько буллы!

Мальчик – россиянин:

И куда не поеду -
В те ли, эти края, -
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Слайд 6. Хоровод

Ведущий 2

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

/ Хором/ Мы – славяне!

Звучит звон колоколов

Слайд 7. Фестиваль славянской культуры, посвященный Дню славянской письменности!

Ведущий 3

Начинается фестиваль славянской культуры, посвященный Дню славянской письменности!

(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).

2. Выступление учеников 3 в класса

Ученик 1

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

Ученик 2

А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Все уроки будем делать только устно!

Ученик 3

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без?!

Ученик 4

Но как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

Ученик 5

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведя из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

3. Выступление учеников 3 б класса

Ученик 1

Долго человек пользовался только устной речью. Но всё, что он говорил, тут же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь. Появилось рисуночное письмо. Древний человек рассказывал о своей жизни в рисуночном письме – ПИКТОГРАММЕ.

Слайд 8. Девочка Таффи.

Ученик 2

Перед вами письмо!

Его нарисовала маленькая первобытная девочка Таффи, придуманная сказочником Киплингом. Вот, что она сообщила в своём письме.

Ученик 3

Давным-давно, ещё в каменном веке, жил да был один человек. Был он человек первобытный, жил в пещере. Ни читать, ни писать он не умел. Звали его Тегумай. У него была жена и звали её Тешумай. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффи.

...Как-то раз Тегумай пошёл по болоту, в котором водились бобры, и вышел к реке Вагай, чтобы своим острым копьём набить к обеду карпов. Таффи пошла вместе с ним. Копьё у него было деревянное, с наконечником из акульих зубов. И только что он принял ся за охоту, копьё сломалось пополам: слишком уж сильно он ткнул его в дно реки. Что было делать? Идти домой - далеко, а запасного копья у Тегумая не было.

— У тебя же есть другое копьё! — сказала Таффи. — Такое боль шое и чёрное. Хочешь, я сбегаю в пещеру и попрошу его у мамы?

— Куда тебе бежать в такую даль! — сказал Тегумай... — Да и до рога опасна: ещё утонешь в Бобровом болоте. Попробуем как-ни будь справиться с нашей бедой на месте.

Он сел на землю, взял кожаный ремонтный мешочек, где у не го были сложены оленьи жилы, длинные полоски кожи, кусочек смолы, кусочек мягкого пчелиного воску, и принялся чинить своё копьё. Таффи тоже уселась невдалеке от него, спустила ноги в во ду, подперла ручкой подбородок и думала-думала изо всех сил.

Ученик 4

...А в это время по берегу реки шёл незнакомый человек. Он не понял ни слова из того, что сказал Тегумай, потому что был из другого племени Тевара.

-  Поди сюда, - сказала Таффи, обращаясь к Незнакомцу. - Знаешь ли ты, где живёт моя мама?

- Так вот, -сказала Таффи. - Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме ... и попросил бы, чтобы тебе дали другое копьё...

- Сейчас я нарисую тебе несколько красивых картинок! Сначала я нарисую, как папа ловит рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копьё у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копьё, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло будто оно ударило папу в спину, но это потому что твой акулий зуб соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копьё, которое ты должен принести. А вот это я. Я стою и посылаю тебя за копьём. Волосы у меня не торчат во вес стороны как я нарисовала, но так рисовать легче.

Теперь я нарисую тебя. Я думаю, что на самом деле ты очень красивый, но не могу же я сделать тебя на картинке красавцем, поэтому, пожалуйста, не сердись на меня... Я помещу то копье, которое нужно папе, у тебя в руке, чтобы ты не забыл принести его.

Теперь я покажу тебе, где живёт моя мама. Иди, пока не дойдёшь до двух деревьев (вот эти деревья), потом поднимись на гору (вот эта гора), и тогда ты выйдешь на Бобровое болото, оно полным полно бобрами. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головки. Ведь только их головки ты и увидишь, когда пойдёшь по болоту. Как кончится боло то, тут сразу и будет наша пещера. На самом де ле она не такая большая, как горка, но я не умею рисовать очень маленькие вещи. Вот моя мама. Она вышла из пещеры. Она красивая, но она не обидится, что я нарисовала её такой некрасивой. Теперь, на случай, если ты забу дешь, я нарисовала снаружи то копьё, которое нужно папе. На самом деле оно внутри, но ты покажи картинку маме, и мама даст тебе это копьё. Я нарисовала, как она подняла руки, потому что я знаю, что она будет рада видеть тебя... Красивая картинка, не правда ли?

Слайд 9. Пиктограммы

Конкурс 1

Представьте, вы попали в те далекие времена. Разгадайте пиктограмму: что хотели вам сказать наши предки.  (1. По небу плывут облака. Светит яркое солнце. 2. В лесу на полянке расцвели первые цветы.  3. Усталый путник присел отдохнуть у березки.)

Слайд 10. Птица, мышь, лягушка, а также пять стрел.

Ученик 5

До появления азбуки люди передавали друг другу полезные сведения с помощью разных предметов. Так, древние скифы, идя на кого-нибудь войной, посылали своим противникам птицу, мышь, лягушку, а также пять стрел. Смысл этого послания был такой: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет — спешите спасаться. Иначе мы усыпим вас стрелами и истребим всех до единого”.

Слайд 11. Кипу

Ученик 6

Другие народы использовали узелковое письмо – КИПУ. Это палочки или толстая верёвка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Для записи информации использовали узелки на шнурах. Значение имели цвет, длина шнура и количество узелков.

Сегодня мне надо: сходить на охоту, приготовить пищу, собрать урожай плодов.

4. Выступление учеников 3 а класса

Ученик 1

И вот, в какой-то момент люди сделали шаг, за которым открывалась дорога, прямо выводившая людей к современному письму. Знаками стали изображать не только предметы, но и звуки. В разных странах люди пришли к письму похожими путями, только выглядели изобретенные ими знаки по-разному.

Слайд 12. 24 мая – День славянской письменности.

Ученик 2

Каждый год 24 мая славяне отмечают особый праздник – День славянской письменности.

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

Слайд 13. Глаголица

Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы.

Этими значками можно было записать простые слова.

Конкурс 2

Слайд 14

Расшифруйте это слова:

3а  (вера)

Слайд 15

3б (солнце)

3в (сердце)

Слайд 16

3б (сердце)

Слайд 17

Ученик 3, 4

Разыгрывание сценки.

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

Учитель

Ребята, а вы знаете, как образовалось слово “Азбука”? (По названию первых букв алфавита.)

Слайд 18. Кирилл и Мефодий

Ученик 5

В 9 веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию (ныне современная Чехия) и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит. А в 863 г. они создали славянскую азбуку. Создав её, братья стали переводить главные богослужебные книги, в первую очередь Евангелие. Этот язык получил название старославянского.

Ученик 6

К нам письменность пришла в 10 веке, после крещения Руси князем Владимиром в 988 г.

– Итак, 24 мая, 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке.

5. Закрытие и игры

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Ведущий 1 (3а)

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ведущий 2 (3б)

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Слайд 19. Кириллица

Ведущий 3 (3в)

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий 1 (3а)

Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Слайд 20. Кирилл и Мефодий

Ведущий 2 (3б)

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

Ведущий 3 (3в)

Солунские братья – гордость всего славянского народа.

Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

Слайд 21.

Учитель

– Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

(Выходят дети в национальных костюмах)

Девочка – белоруска

От одного очага весь свет греется.     /Солнце./

Мальчик – россиянин

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.    
/ Снежинки/

Девочка – украинка

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.    
/Дни недели/

Учитель

Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.

Игра “Доскажи пословицу”

Кто много читает, тот… (много знает).

Хорошая книга – …(лучший друг).

Грамоте учиться –…( вперёд пригодится).

Игра “Собери пословицу”

Ум без книги, как птица без крыльев.

Не красна птица пером, красна умом.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

Слайд 22.

Ведущие

1 Буква к букве – будет слово,
2 Слово к слову – речь готова.
3 И напевна и стройна,
  Музыкой звучит она.

1 Так восславим эти буквы!
2 Пусть они приходят к детям,
3 И пусть будет знаменит

Хором: Наш славянский алфавит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда пошла славянская письменность

Материал приурочен к Дню славянской письменности и культуры, который отмечается 24 мая...

Праздник "День славянской письменности" и олимпиада по русскому языку

Занятие познавательно,т.к. знакомит с историей славянской письменности.Была проведена подготовительная работа:каждую букву дети рисовали,готовилось музыкальное сопровождение,подбиралисьвысказывания о ...

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

Сценарий мероприятия "Фестиваль славянской песни"

Сценарий мероприятия "Фестиваль славянской песни"...

Фестиваль - праздник, посвященный Дню славянской письменности и культуры 1-4 классы

План -конспект школьного мероприятия Фестиваль - праздник, посвященный Дню  славянской  письменности и культуры 1-4 классы....

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие № 2 «Значение письменности»

Занятие "Значение письменности" помогает привить у учащихся  с ОВЗ, любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Показать значение письменности в развитии цивилизации народов мира и...