Познавательная игра по станциям для учащихся четвертых классов «Умники и умницы»
методическая разработка (4 класс) на тему

Гусарова Елена Валентиновна

 

Познавательная игра для четвероклассников расширяет и углубляет знания учащихся о Ленинградской области, об исторических событиях, связанных с ее развитием; о природе области, обитателях Балтийского моря и его охране; вызывает интерес к памятным местам и достопримечательностям края, воспитывает уважение и бережное отношение ко всем историческим и природным ценностям области; игра также необходима для культурологического и экологического воспитания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра по станциям для учащихся четвертых классов

«Умники и умницы»

        Тема игры.  История, культура и природа Ленинградской области.

         Пояснительная записка

        Познавательная игра для четвероклассников расширяет и углубляет знания учащихся о Ленинградской области, об исторических событиях, связанных с ее развитием; о природе области, обитателях Балтийского моря и его охране; вызывает интерес к памятным местам и достопримечательностям края, воспитывает уважение и бережное отношение ко всем историческим и природным ценностям области; игра также необходима для культурологического и экологического воспитания учащихся.

        Цель. Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе актуального познавательного материала.

        Задачи:

  1. расширение кругозора четвероклассников;
  2. сформировать интерес к истории и культуре родного края;
  3. развитие творческих способностей учащихся на основе богатейшего познавательного материала;
  4. вызвать чувство гордости за свою родную землю, желание сохранить и сберечь ее историческое и природное наследие;
  5. закрепить приобретенные в начальной школе навыки работать в команде, проявляя при этом свои творческие возможности.

                Подготовительный период длится не менее месяца, чтобы изучить рекомендованную познавательную литературу. Ученики в каждом классе делятсяна три команды, каждая из команд придумала название и эмблему. Учащиеся в течение весенних каникул и последующего учебного времени собирают познавательный материал об истории Ленинградской области, о ее культурных памятниках, об охране животного и растительного мира на территории области.

Оборудование к игре:

-        таблички с названиями трех станций:

  1. «Почему так названы?»;
  2. «Живая природа Ленинградской области и ее охрана»;
  3. «Путешествие по родному краю».
  1. маршрутные листы для каждой команды;
  2. поощрительные жетоны и открытки для участников;
  3. диск с фотографиями памятных мест и экран;
  4. круги красного, желтого и зеленого цвета для игры «Светофор»;
  5. кроссворд;
  1. видеофильмы об истории Ленинградской области;
  2. грамоты для награждения победителей.

        Список используемой литературы:

  1. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. По страницам Красной книги.-М.: «Лесная промышленность», 1987.
  2. Заповедники СССР/Под ред.А.М.Бородина и Е.Е.Сыроечковского. - М.: «Лесная промышленность», 1983.
  3. Даринский А.В., Фролов А.И. География Ленинградской области. - Санкт-Петербург, «Глагол», 2003.
  4. Природа Ленинградской области и ее охрана/Сост. Т.И.Миронова, Э.И.Слепян.-Л. : Лениздат, 1983.
  5. Ленинградская область : Знаете ли вы? (Учебное пособие)/ Сост. В.А.Уланов.- Спб.: Издательство «Паритет», 2007. Пригороды Санкт-Петербурга. Вопросы и ответы.
  6. Сборник. - Спб.: «Паритет», 2006.

Станция «Природа Ленинградской области»

        Задание №1.

- Узнай обитателя нашей области по описанию. Расскажи, что ты о нем знаешь?

  1. Маленькая безухая голова с большими грустными глазами. Задние ласты широкие и гибкие, а передник похожи на куцые лапки. Хвост - небольшой, шерсть - короткая, жесткая, обильно смазанная жиром. (нерпа)
  2. Эти земноводные приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, но их внешний вид (кожа скользкая, покрыта многочисленными выступами - бородавками) издавна отталкивал от них человека, порождая разные небылицы. (жаба)

3 .Они никогда не удаляются от большой воды, отдыхая у кромки льда. В воде они только кормятся. Эти обитатели - прекрасные ныряльщики, развивают скорость в воде до 30 км/ч, а на суше становятся такими беспомощными, (тюлени)

4. Хищная, красивая птица, с мощным клювом, распространен в лесной зоне, размах крыльев около двух метров. Голос звучный, клекот птицы доносится издалека. Он издает звуки «Кать.. .Кать.. .Кать...», как будто кличет неведомую Катю. (орлан-белохвост)

5.Главная промысловая рыба Невы и Маркизовой лужи. Серебристая, с запахом свежих огурцов, она заходит на нерест из Балтийского моря в Неву, а также в реку Волхов, (корюшка).

6. Эта рыба крупная, из семейства лососевых, и раньше, в начале XX века, была распространена в Ладожском озере и реке Волхов. Но при постройке плотины Волховской ГЭС рыба не могла пройти на нерест и погибала тысячами. (сиг)

        Задание №2.

        Познавательная игра «Светофор». ( команды садятся группой, получают сигнальные круги красного, желтого и зеленого цвета).

  1. Коренные сосновые и еловые леса Ленинградской области постепенно замещаются мелколиственными и молодым подлеском.
  2. На территории природного заказника «Котельский» в Кингисеппском районе производится строительство автомобильной дороги.
  3. Территория Нижне-Свирского заповедника расширена на 25 км.
  4. Уменьшение количества зоопланктона и мелких живых организмов (рачки, медузы, водяная блоха) и увеличение количества водорослей на дне Балтийского моря.
  5. В плотине Волховской ГЭС сооружен специальный рыбоход, через который может проходить рыба.
  6. После добычи гранита, руды, глины на почве Ленинградской области остаются глубокие карьеры, глубиной до 10 и более метров.
  7. В Ленинградской области   увеличился рыбный промысел корюшки, семги и форели.
  8. В некоторых районах Ленинградской области разрешено добывать полезные ископаемые (песок, глина, торф и др.) без специального разрешения - лицензии.

9.        В порту Приморска Выборгского района планируется построить новую
судоверфь.

        Задание №3.

        Назови какие заповедники и заказники нашего края ты знаешь?

        Задание №4. (творческое).

        Сочини четверостишие о нашем крае, об охране природы, (работа в команде).

В лесу... В воде... А в небе... Это ....

Подведение итогов.

Станция «Почему так названы?»

        Задание №1.

        Какой город в нашем крае известен уже в IX веке ? Он открывает историю нашей области, является своего рода «столичным» городом Севера Руси. Он был первой жемчужиной, которую встречали иноземцы на пути «из варяг в греки».

        Задание №2.

        На карте Ленинградской области много интересных географических названий, отражающих ценные и полезные сведения. Наука, которая изучает происхождение географических названий, именуется Топонимика.

А что означают названия населенных пунктов Волосовского района: Вруда, Гостятино, Извары, Смердовицы?

        Задание № 3.

        В своей родословной А.С. Пушкин отмечал, что его прадеду Ганнибалу «Елизавета пожаловала несколько деревень в губерниях Псковской и Петербургской, в первой - Зуево, Бор, Петровское и другие, во второй -...»

        Какие места в нашей области, связанные с предками А.С.Пушкина, мы называем Пушкинскими?

        Задание №4.

        Недалеко от Петербурга расположен Дом-музей, в первой трети XIX века у хозяина усадьбы, первого директора Императорской Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина, здесь бывали многие видные деятели русской культуры - Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.А.Крылов, А.С. Пушкин и другие.

        Задание № 5.

        Императрица Екатерина II в 1777 году повелела: «На реке Луге учредить новый город, где река Вревка в Лугу впадает...». Какой город возник с повеления Екатерины II?

        Задание № 6 .

         В нашей области встречаются названия населенных пунктов, которые начинаются со слов: Ям, Усть ( Ям-Тесово, Ям-Ижора, Усть-Луга, Усть-Рыбежно...». Что они означают?

        Задание №7.

         Многие населенные пункты Ленинградской области носят имена защитников нашего Отечества. В вашем районе это...

        Задание №8.

        Какие крупные города Ленинградской области выросли на ее карте за 75-летний исторический отрезок времени? Какие из них звучат как полезные ископаемые?

        Подведение итогов.

Станция: «Путешествие по родному краю»

(сопровождается презентацией)

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайды 5,6,7,8

Приглашаю вас совершить путешествие по Ленинградской области. Поможет нам в этом современная техника.

1. Начнём с того давнего времени, когда не было ещё нашего города. О каком князе идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина:

Из мёртвой главы гробовая змия,

Шипя между тем выползала;

Как чёрная лента, вкруг ног обвилась:

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Конечно, это Вещий Олег.

В 1820 г. Возле старинной русской крепости, на берегу реки Волхов, проводились раскопки кургана (древнего захоронения). Там были обнаружены останки мужчины-воина, рядом лежал оружие. Учёные историки считают, что здесь и был похоронен князь Олег. О каком городе Ленинградской области идёт речь?

Это Старая Ладога.

Знаете ли вы, что жители Старой Ладоги проложили подземный ход под дном реки Волхов, для того, чтобы в случае беды можно было незаметно для врага покинуть крепость.

Какие ещё вам известны крепости на территории Ленинградской области? (звучат ответы детей)

Проверим, всё ли вы вспомнили.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

2. А теперь приглашаю вас во времена Петра 1. При Петре началось активное освоение земель вдоль южного берега Финского залива. Царю очень понравилось место, где бурная, полноводная в то время река Стрелка впадает в залив. Это навело его на мысль о создании здесь грандиозной системы фонтанов. Петр даёт приказ начать здесь строительство дворца. Но, как свойственно всем горячим людям, через какое-то время он остыл, а увидев построенный к тому времени Петергофский дворец, решил создать прекрасный парк и систему фонтанов в Петергофе, а дворец на берегу реки Стрелки так и оставался долгое время недостроенным. О каком месте идёт речь?

Стрельна.

Как сегодня называется Стрельненский дворец?

Константиновский дворец.

Стрельне не удалось прославиться фонтанами, но зато стрельнинские огороды были лучшими в России. Здесь выращивали яблони, груши, вишни, смородину, виноград, абрикосы и персики. В Стрельне был впервые посажен и стал давать урожаи овощ до этого неизвестный в стране. Какой?

Картофель.

Слайд 12

  1. Продолжаем путешествие. Где можно увидеть:

Самсон стоит знакомый и любимый,

В сплетенье струй, за пеленою брызг,

И в бронзовой фигуре исполина

Сверкает торжествующая жизнь.

Это фонтан Самсон в Петергофе.

Что вам известно об этом фонтане?

Какие ещё знаете фонтаны в Петергофе?

Известно ли вам, что после освобождения Петродворца от гитлеровских захватчиков на территории парка осталось много мин. При разминировании сапёры столкнулись с трудной проблемой: под землёй тянулась сложная система труб, питающих фонтаны, поэтому в наушниках миноискателей то и дело раздавался писк, сигнализирующий о присутствии какого-либо металла. Работать приходилось в очень сложных условиях, погибло около 20 человек, столько же было ранено. Гитлеровцы оставили очень много мин-сюрпризов, которые грозили смертельной опасностью. Пришлось призывать на помощь специально обученных … кого, как вы думаете? (собак)

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

  1. Некоторые земли вдоль Финского залива Пётр дарил своим приближённым. Так небольшую рыбачью деревушку, которая позже стала называться Ораниенбаум, царь подарил своему другу, первому губернатору Петербурга. Кому же?

Александру Даниловичу Меньшикову

На высоком берегу залива для князя был построен дворец, разбит парк с фонтанами и статуями. Известно, что Пётр любил бывать у Меньшикова в гостях и даже оставался у него ночевать в специально отведённых  покоях. Однажды Пётр 1 попытался подойти к Ораниенбауму на шлюпке, но это не удалось. Всё побережье густо заросло камышом, и к тому же шлюпка застревала на мелководье. «Видит око, да зуб неймёт» - произнёс император и велел плыть обратно. Когда Меньшиков узнал об этом, он собрал 1,5 тыс. крепостных и приказал … Что же приказал Александр Данилович своим крепостным? (строить канал)

За три дня был построен канал длиной около 1 км.

На территории Ораниенбаумского парка можно увидеть ворота, оставшиеся от потешной крепости. Что это за крепость? Для кого построена?

На территории парка в Ораниенбауме можно увидеть павильон Катальная горка. Почему так назван этот павильон?

200 лет назад сюда приходили не только обозревать окрестности, но прежде всего для того, чтобы со скоростью ветра скатиться вниз на одной из небольших колясок в виде колесницы, льва, медведя, гондолы и т.п.

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайды 21, 22

Слайд 23

6. И вновь стихи А.С.Пушкина:

В те дни в таинственных долинах,

Весной при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Где же впервые поэта стала посещать муза? Куда мы отправляемся?

Царское Село.

Почему этот пригород Петербурга называют вторым после Калининграда «янтарным городом» России?

В Екатерининском дворце находится янтарная комната. (Слушаем рассказы детей)

Символ Пушкина – Чесменская колонна. В память о каком событии она воздвигнута?

Единственная в мире колонна на воде воздвигнута в честь победы Русского флота в Русско-турецкой войне.

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черенок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой.

Дева над вечной струёй, вечно печально сидит.

О какой деве идёт речь в этих строках? Где можно увидеть её?

В парке города Пушкина есть фонтан скульптора Соколова. Его называют «Молочница» или  «Девушка с кувшином».

Не знаете ли вы, откуда заимствован этот сюжет? (из басни Лафонтена)

Наше путешествие подошло к концу. Давайте подведём итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра по станциям для учащихся четвертых классов «Умники и умницы». (Презентация)

Станция: «Путешествие по родному краю» (сопровождается презентацией). Данная презентация к "Познавательной игре по станциям для учащихся четвертых классов «Умники и умницы»....

Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.

Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...

Путешествие во времени. Методическая разработка игры по станциям для учеников четвертых классов.

Игра предназначена для активизации учений и навыков учеников и мотивирования из интереса к изучению английского языка. Задания позволяют проверить навыки чтения, говорения, аудирования и письма. Этапы...

Интеллектуальная игра для учащихся 1—4х классов "Умники и умницы"

Задания для проведения предметной недели по математике для начальной школы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Умники и умницы»

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллект...

Конспект открытого занятия (игра по станциям) с учащимися 3 класса Путешествие в страну «Здравландия»

Цели и задачи:• сконцентрировать внимание учащихся на ценностях здоровья и долголетия;• помочь учащимся задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщения к здоровому образу жизни и ...

Игра для учащихся 1 класса "Умники и умницы"

Интеллектуальная игра "Умники и умницы", затрагивающая знания по различным предметам....