"Праздник осенних месяцев"
классный час по теме
Предварительный просмотр:
«Праздник осенних месяцев»
Участники и действующие лица: Осень, Листопадничек-заяц, осенние месяцы-Сентябрь,
Октябрь и Ноябрь.
(Звучит запись «Осенней песни» П.И.Чайковского.
Появляется О с е н ь).
Осень: Здравствуйте, дорогие ребята, вы узнали меня? Я - Осень. То самое
время года, про которое принято говорить сырое, дождливое. Я бываю
разной: грустной, плаксивой, с каплями дождя вместо слёз, в лоскутьях
опадающей листвы. Тогда меня называют поздней осенью.
А бываю радостной, пышно убранной золотом и багрянцем, бога-
той урожаем. Тогда меня называют ранней осенью.
Кругом пестреет лес зелёный,
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тернист.
Осинник жёлтый бьет тревогу,
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу.
Но ведь осень – пора сбора хлеба и овощей, время заготовки запа-
сов на долгую зиму. Так что это время года щедрое, урожайное. А знаете
ли вы, как зовут осенние месяцы? (Выслушать ответы детей).
Правильно – сентябрь, октябрь и ноябрь. Эти месяцы не только труже-
ники, но и весельчаки: хорошо трудился, славно веселился. Да сейчас
они сами об этом расскажут. Эти месяцы должны прийти к нам в гости.
Давайте все вместе позовём их. (Кричит вместе с детьми) Сентябрь!
Октябрь! Ноябрь! Нет, видимо, они никак не найдут дорогу к нам. Кого
бы послать показать, как к нам пройти?
(Входит (скачет) заяц Л и с т о п а д н и ч е к. Звучит весёлая музыка)
Осень: Ой, кто это к нам пришёл?
Листопадничек: Я, заяц-листопадничек.
Осень: Вижу, что заяц, даже и не совсем заяц, а пока что зайчонок. А как
тебя зовут и к нам зачем пожаловал?
Листопадничек: Да. Я еще маленький зайчонок. Последние из зверей, кото-
рые на свет в году рождаются, это мы – зайцы. Появляемся мы тогда,
когда лист с деревьев облетать начинает, потому нас и зовут так – лис-
топаднички. Я пришёл к вам на праздник. Можно?
Осень: Конечно, можно! Вот только наши гости - осенние месяцы заблуди-
лись. Листопадничек, у тебя ноги быстрые, побеги–ка навстречу братьям
- месяцам, покажи им дорогу на наш праздник.
Листопадничек: Это я в один момент! (Убегает)
Осень: А мы пока с ребятами вспомним стихи об осени.
(Дети читают стихи)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят…
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят…
Осень: Ой, слышите? Голоса… Наверное, это Листопадничек ведёт в гости
братьев-месяцев! Встретим их аплодисментами!
(Входят Листопадничек, Сентябрь, Октябрь и Ноябрь)
Осень: Здравствуйте, здравствуйте, братья-месяцы осенние! С чем вы к
нам пожаловали?
Сентябрь: С мелким дождём.
Октябрь: С хрустящим грибком.
Ноябрь: С первым ледком.
Осень: А какие гостинцы вы нам принесли? Вот ты, сентябрь?
Сентябрь: Овощи, да ягоды.
Осень: А ты, октябрь?
Октябрь: Последний медок.
Осень: А ты, Ноябрь?
Ноябрь: Праздничное угощение.
Осень: Каждый месяц осени имеет свои замечательные праздники, связан-
ные с сельскохозяйственными работами. Пусть каждый из месяцев рас-
скажет нам об этих праздниках. Начинай ты, Сентябрь!
Сентябрь: У меня и другое имя есть – вересень. В сентябре цвёл вереск, из ко-
торого готовили вкусный напиток, варили варенье. А первый календар-
ный праздник – 8 сентября, называется он Наталья-овсянница. К этому
дню крестьяне старались закончить уборку овса. Овёс – одна из основных
крестьянских культур. Запасёшься овсом – будут сыты мать с отцом. На-
сыпешь овёс в закромы – будут сыты кони да коровы. Праздник Натальи-
овсянницы проводили очень весело. Косари преподносили хозяину пучок
овса, а он угощал их овсяной кашей да киселём.
Осень: А ну, ребятишки, отгадайте загадки.
1. Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде её поварят,
Всяк, кто съест, похвалит. (Каша)
2. Дяденька смеётся –
На нём шубонька трясётся. (Кисель)
Сентябрь: В сентябре запасали на зиму горькую ягоду рябину. Крестьяне от-
жимали из рябины горький сок, имеющий чудесную силу – он сохранял в
течение зимы весь запас осенних витаминов, помогал от простуды и хвори.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются,
там,
на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Сентябрь: В сентябре люди собирали овощи и картофель с огородов. А в кон-
це сентября – большой праздник Воздвижение. Это когда «осень к зиме
подвинулась». К этому дню, 27 сентября, всякий лесной житель по-своему
готовится к зиме. Медведь укладывается в берлогу на всю зиму лапу со-
сать. Муравьи закупоривают входы-выходы своего муравейника, жмутся в
кучу в самой его глубине, где теплее. С праздника Воздвижения начинали
рубить капусту и солить её на зиму.
Осень: (обращаясь к Листопадничку)
Листопадничек, вы – зайцы, большие охотники до людских огоро-
дов. Загадай-ка ребятам загадки про овощи.
Листопадничек: С удовольствием! Что это такое, ребята?
1. Сидит девица в тереме, а коса на улице? (Морковь)
2. Красный сапожок из земли горит. (Свёкла)
3. На солнце я похожий, и солнце я люблю –
За солнцем поворачиваю голову свою. (Подсолнух)
4. Красный, а не шар, с хвостом, а не мышь,
Желта, как мёд, да вкус не тот. (Репа)
Листопадничек: Ребята, а вы знаете какой лесной житель сушит себе на зиму
грибы? ( Зрители отвечают : Белка). Верно, белочка насаживает маслята, подберёзовики на обломанные сучки и сушит впрок. Зимой она будет гулять по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.
Осень: Ну, теперь твоя очередь, месяц Октябрь. Каковы твои праздники?
Октябрь: В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
В октябре лист с деревьев облетает – кружится, недаром зовут и ме-ня – месяц-листопадник, месяц-предзимник. Начинается этот месяц с того, что второго октября в народе отмечают день Зосима-заступника пчёл. Хозяева стара-лись к этому дню укрепить да утеплить к зиме улья, собрать последний медок. В народе так говорили: «Ульи в погреб ставь – праздник мёда славь».
Листопадничек: А ну, ребятки, снова загадки!
Лежит куча поросят,
Кто ни тронет – завизжат. (Пчёлы)
В пустом дупле – сто домов, сто котлов,
Посередине – ярмарка. (Улей)
Октябрь: 14 октября – праздник Покрова, первое зазимье. Говорят, что с Покрова до обеда стоит осень, а после обеда – зима. В этот день делают послед-ний сбор грибов. (обращаясь к Листопадничку) А ну, Листопадничек, лес-ной житель, про грибы загадки сказать не хотите ль?
Листопадничек: Хочу, дядя Октябрь. А ну, ребята, угадайте, что за гриб.
И красив он и велик.
Этот гриб - ……. (Боровик)
Точно жёлтые цыплята,
Разбрелись в бору ….. (Маслята)
Разбежались по опушке
Полосатые ……. (Волнушки)
Если грибок рыжий,
Значит, это ……… (Рыжик)
Вот грибочки возле пня,
Видно, все они родня.
Все на ножке очень тонкой,
А зовут грибы……… (Опёнки)
Осень: Теперь - твой рассказ, братец Ноябрь.
Ноябрь: Моё второе имя - холодень.
Если встанешь на заре –
Крыша в белом серебре.
А в обед совсем теплынь,
Пахнет горькая полынь.
Тянет мёдом, мятой
И травой примятой.
Только этому не верь…
Осень всё-таки теперь!
Солнышко бледнее,
Небо холоднее.
В середине месяца есть праздники Козьмы и Домиана. В народе
их часто называли Кузьмой и Демьяном. После Кузьмы и Демьяна падал
снежок, засыпал землю. В народе так и говорили: Кузьминки – об осени
поминки. А в избах запасались работой на долгие зимние вечера – готови-
ли шерсть, ткацкие станки. Женщины готовились прясть и ткать, чтобы
весну да зимние праздники встретить в новых нарядных рубашках и
платьях. А еще Кузьминки называли девичьим праздником. Девушки в
этот день соревновались между собой – кто вкуснее приготовит угощение
на вечерние посиделки.
(Игры, загадки, конкурсы)
Осень: Спасибо братья - месяцы за интересный рассказ о народных осен-
них праздниках.
Сентябрь: Да, и ребята, наверное, поняли, что осень – замечательное время
года.
Октябрь: Когда народ набирается сил, чтобы встретить суровую зиму, провес-
ти лето и весну.
Ноябрь : А когда пройдет круглый год , мы снова встретимся с вами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Праздник осенних месяцев"
Сценарий праздника...
Осенние месяцы.
Конспект урока по теме: Осенние месяцы.Презентация к уроку. Примечание: после сжатия рисунков, сильно пострадало качество презентации. Если кому-то понадобится оригинал - пишите....
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса "Осенние месяцы"
План-конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Осенние месяцы".Перспектива...
Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"
Доноведение 1 класс Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"...
Осень. Осенние месяцы . Окружающий мир 2 класс (УМК Перспектива)
Узнают: об изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,Научатся : устанавлив. взаимозависимость; определять природн. объекты с помощью атласа-определителя;Научатся осознавать необх...
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.
Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....