Конспект школьной конференции, к Дню Победы.
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) по теме

Коновалова Татьяна Николаевна

Подбока материала - стихи,  рассказы - для проведения праздника Дня Победы. В разработке исспользуются материалы исследовательской работы - воспоминания местных жителей о войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferenciya_dokument_microsoft_word.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Коновалова Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов,

руководитель кружка «Юный исследователь»

«65-летию Победы посвящается…»

«Как было раньше и как теперь…»

Открытое заседание кружка

«Юный исследователь»

(школьная конференция)

Цели: 

  1. Восстановление в памяти событий Великой Отечественной войны (1941-1945) по воспоминаниям местных жителей – подведение итогов исследовательской деятельности участников кружка «Юный исследователь»
  2. Презентация «Книги Памяти». Воспоминания жителей Несвойского поселения о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, гордость за Родину, одержавшую победу в Великой Отечественной войне (1941-1945), уважительное отношение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла;

- способствовать развитию у современных школьников сопричастности к делам, направленных на сохранение в памяти ценных исторических событий;

- развивать творческие и организаторские способности младших школьников

Подготовка:

1. Оформление приглашений на праздник в школу и вручение их гостям;

2. Изготовление подарков–сувениров к празднику своими руками;

3. Собираем «цветные ладошки» учащихся и учителей школы с пожеланиями к празднику для оформления «Дерева желаний»; рисуем рисунки на тему;

4. Учим стихи, песни и выступления-доклады

Участники: юные исследователи – учащиеся 3-4 классов, гости: жители села Остахово Несвойского поселения, принявшие участие в исследованиях школьников по теме «Дети и война», Кудрякова Маргарита Сергеевна – председатель Совета ветеранов, учителя и учащиеся школы и др.

Время проведения: март 2010 года

Оформление: плакат «С праздником Победы», Книга Памяти, выставка книг о Великой Отечественной войне, детские рисунки по теме, шары, цветы, подарки-сувениры, презентация «Как было раньше и как теперь…»

Реквизит: медали гостей за трудовые подвиги,  платок или сумка из мешковины, перьевая ручка (Всеволодовой Марии Николаевны), чернильница-непроливашка, чугунок с картошкой, «спасенчики»  - лепешки из картошки, буханка хлеба, соль

 План:

  1. Торжественная встреча гостей. Экскурсия по школе. Фото на память
  2. Урок «Как было раньше и как теперь…». Презентация «Книги Памяти»
  3. Концерт для гостей
  4. Поздравление гостей и вручение сувениров
  5. Праздничное чаепитие

          Ход урока (заседания)

Стихотворение С.Я.Маршака «Урок родного языка» читает учитель:

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом –

Пишут по белому чёрным,

Пишут по черному белым,

Перьями пишут и мелом: …(дети пишут на доске и в тетради)

1-й ученик:

Всё ярче звезды, небо голубей,
Но отчего-то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.

Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют два поколения: ученики далёкого 1941 года и дети 2010.

Слайд – фото участников, юные исследователи представляют гостей:

Батогова Фаина Ивановна – Фаине Короваевой было 13 лет, когда началась война.

Батулина Зинаида Николаевна -  Зине Шитовой было 10 лет.

Всеволодова Мария Николаевна - Обуховой Маше тоже было 10 лет.

Говорухина) Зинаида Александровна - на начало войны Зине Рахманской  10 лет не было.

Грудина Тамара Алексеевна - Тамаре Фёдоровой было 13 лет.

Иванова Евстолия Ивановна - Евстолье Андреевой в 1941 году было 9 лет.

Маринова Зинаида Павловна - На начало войны Зине Прынцевой  было 8 лет.

Парменова  Зинаида Михайловна - Зине Медведевой  было 9 лет.

Хватова Таисья Григорьевна -  Бобковой Тасе  было восемь лет

Хлебникова Валентина Дмитриевна - Капустиной Вале было пять лет, когда началась война.

Звучит песня  «Вставай страна огромная» (запись) – на слайде 21 июня 1941год – начало Великой Отечественной войны, плакат «Родина-мать зовёт»

Выступление исследователя «Они защищали Родину»:

Из семей, одиннадцати опрошенных, на защиту Родины ушли семеро отцов и пятеро братьев, оставив дома жён и 39 детей.

Погибли на фронте восемь солдат: 4 отца и 4 брата. Воины, место захоронения которых не известно – 7 человек.

Вернулись в семьи с войны Медведев Михаил Иванович – отец Медведевой Зины, Капустин Дмитрий Андреевич – отец Капустиной Валентины, Шитов Михаил – брат Зины Шитовой, который вскоре умер. О Бобкове Григории Яковлевиче  сведений, где жил после войны, нет.

Из воспоминаний Зинаиды Михайловны Парменовой:    

- Вернулся папа инвалидом второй группы. Окружили их немцы около Волхова в болоте. Не убили. Думали все равно не выживут, утонут. Папа рассказывал: «А мы плавали-плавали, плавали-плавали, за траву цеплялись…» Почти все утонули. Папа выжил. Спасли наши солдаты. Когда нашли его и привезли в госпиталь Новгорода, папа весил 32 килограмма. Когда вернулся домой, ходил тихо-тихо.

Работая с источниками, мы узнали, что Прынцев Павел Иванович – отец Прынцевой Зины и Платонов Василий  Николаевич - отец Платоновой Нины, как погибшие воины,  не занесены в списки «Книги Памяти» Вологодской области Вологодского района. Такие открытия помогут отыскать имена солдат, которые воевали и погибли за Родину, но в списках не значатся.

1-й ученик:

Тихо … минутой молчанья
Память героев почтим

…………………………………………

2-й ученик:

Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Минута молчания

Выступление исследователей «Трудности и испытания, выпавшие на долю детей военной поры»

Дома  остались старики, женщины и дети. Детей в каждой семье было много. Старшие помогали дома по хозяйству: доили корову, ездили в лес за дровами, сами  топили печь и готовили еду, заботились о младших сестрёнках и братьях.

    Говорухина Зинаида Александровна рассказывает:

- Мама работала  в животноводстве, дояркой. Пойдёт утром на работу, меня будит: «Вставай, печь топи, есть вари, а то голодная пойдёшь». 

Нашиплем шепок, на быке дров еловых привезу, печь натоплю. Три дня в золе в печи с братом и спим (пока печь не остынет) – вспоминает Батогова Фаина Ивановна.

Большинство из детей военной поры, закончив  4 класса, шли работать. Только двое - Обухова Маша, Шитова Зина - закончили 7 классов. Брат Короваевой Фаины - Николай (1930) - в школе отучился только полтора года.

Из воспоминаний Говорухиной Зинаиды Александровны  

- Школу, четыре класса, окончила в 1943 году и дальше учиться не было возможности. Пошла работать в 12 лет. Лён теребила, околачивала кичигами.  Летом телят, коров  пасли. Телёнок увяз в грязи, сидим ревим. Скотину жалко. Силы вытащить не было. Сами худые (слабые) и телёнок худой. Как стручки были и телята, и ребята.

Выступление гостей о том, как работали и как отдыхали

Маринова Зинаида Павловна рассказывает:

- Дети все работали, как взрослые, на трудодни. На работу торопились. На драку между ребятами было навоз на лошадях возить. На полевых работала. Боронила на двух лошадях. С 14 лет пошёл колхозный стаж.

Детям, приходилось запрягать лошадей, ездить на быках и даже на коровах. На полях работали наравне со взрослыми без отдыха и выходных.

Всеволодова Мария Николаевна рассказывает:

- Все лета работали. Боронили наравне со взрослыми. Отсылали за 8 километров на сенокос на реку Кихть. Старик присматривал за ребятами. Ночевали в сеновале. Косили, сушили от темна до темна. День ненормированный был. Военные сваживали сено в зароды (большие скирды), потом увозили. Сено для армии было.

Выступление исследователя «Трудности и испытания, выпавшие на долю детей военной поры» (продолжение)

Дети и их семьи в военные годы голодали. Зерно, овощи и мясо увозили на фронт. Очень радовались, когда наступала весна, а за весной лето:  ели спасенчики из  мороженой картошки и всё, что росло в лесу и на полях. Бывало и картошки досыта не наедались. Хлеба хотелось всегда.

Вспоминает Зинаида Николаевна Батулина:  

- Из реки Поченга ситечком вытаскивали зелёные растения – ситки. Их и ели. Хорошо, вкусно…

- Идём, бывало, - вспоминает Таисья Григорьевна Хватова, - услышим гул самолёта и кричим: Скинь хлеба хоть одну буханку! Совсем голодные были.

Из рассказа Парменовой Зинаиды Михайловны:

- В 1 класс ходили в Ламаниху. Дороги не было. Зимой на самодельных лыжах с Маром  (Марком) Шаровым. Боялась церкви. Покойников много возили. «Опять ноги  голые повезли», - говорили в деревне, когда видели телеги с мёртвыми людьми. Умирали от голода и тяжёлой работы. Хлеба не наедались досыта. Учительница Александра Николаевна Торопанова (из Паутова) задаёт уроки, а в голове – хлеба бы поесть.

Учитель: это было недавно, это было давно…

- Давайте, вспомним, какие стихи учили школьники в военные годы. Я начну, а вы продолжите … (ученики 1941 вспоминают стихотворные строки, которые были выучены в начальной школе и по сей день живут в памяти)

1) Однажды, в студёную зимнюю пору …(Н.Н.Некрасов)

2) Не ветер бушует над бором, … (Н.Н.Некрасов)

3) Вот моя деревня, вот мой дом родной… (И. Суриков)

4) Буря мглою небо кроет. (А.С.Пушкин)

5) Белая берёза под моим окном … (С. Есенин) и др.

(ученики 3-4 классов помогают рассказать, подсказывают гостям…)

Учитель. Звенит звонок – переменка.

- Самое любимое время для учеников – это большая перемена, когда есть возможность перекусить. Детям  военной поры хлеба хотелось всегда. Угощаю хлебом с солью (паёк детям в блокадном Ленинграде  - 125 г).

Ученикам нашего времени предлагаю попробовать лепёшки из картошки. Спасенчики хотелось попробовать Наташе Хабаровой.  Она написала, что, если бы ей пришлось всё время есть такую еду, она, наверное, заболела бы.

Ученик читает стихотворение Евгения Михайловича Винокурова

«Хлеб войны»

Я помню хлеб. Он черен был и липок —

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отделяли языком.

Он кислым был,

        ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами  

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно

        с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом.

Он резал хлеб!

        Он черный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным.

Он резал грубо, просто, без затей,

Горелой коркой,

        как в угле древесном,

Испачкавшись — почти  что до локтей.

На нем рубаха взмокла холстяная.

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб,

        усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом!

1956

Звучит песня «День Победы» - на слайде 9 мая 1945 год – День Победы. Парад Победы. Салют.

Выступление исследователя «День Победы со слезами на глазах»:

Кончилась война. Победу встречали со слезами.  Плакали тогда, когда с войны возвращались родные и односельчане.  Плакали о тех, кто не вернётся домой никогда, продолжая ждать и надеяться на чудо.

Радовались, что кончилась  война!

Воспоминания Грудиной Тамары Алексеевны:  

- Пошла доить козу, услышала, что кончилась война. Ревела – жалко было отца. В деревню из мужчин не вернулся никто и так из пяти соседних деревней.

- Победу с песнями встречали. А если кто с войны возвращался, бегут,

плачут. И мы с братом бежим, плачем. Встречать нам некого…- вспоминает Фаина Ивановна Батогова.

1-й ученик:

На наших знаменах

Начертано слово:

Победа!

Победа!

Победа!

Во имя живущих -

Победа!

Во имя грядущих -

Победа!

2-й ученик:

Прошла война!

Прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память вечную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!

Презентация Книги Памяти.

Выступление исследователя «Книга Памяти»:

Воспоминания  местных жителей о военном детстве легли в основу Книги Памяти. Собранный материал позволяет убедиться в том, что дети военной поры, проживающие на территории Вологодской области, с первых дней войны отдавали все свои силы на борьбу с ненавистным врагом и  на то, чтобы выжить в тяжёлое время.

Стихотворение «Дети войны» Галины Смирновой, п. Майский

На висках белей с годами иней

И все чаще-чаще грусть в глазах,

В День Победы к нам

                                     из дали синей

Прошлое  является в слезах.

И сквозит под жаворонков пенье

У детей войны печаль в сердцах:

Вспоминает каждый вновь

                                       с волненьем

О войне, лихих её годах.

И о детстве босоногом, трудном,

И о той картошечке гнилой,

Что смягчала голод жутко-нудный,

Принесённый огненной войной.

И о том, как женщины рыдали

От тревожных фронтовых вестей,

К сердцу нежно-нежно прижимали

Без отцов оставшихся детей.

И о том, как в труд

                                Включались дружно,

Так трудились – голод нипочём!

Потому что знали – это нужно

Очень для победы над врагом.

И о той, из душ идущей силе,

Ею были до краёв полны,

Дай-то Бог, чтоб долго-долго жили

Дети поседевшие войны.

Чтоб в рассвет весенний

                                      улыбались,

Реже вспоминая о былом,

Чтоб не унывали, а старались

Жить, и чтобы била жизнь ключом.

Учитель: Спасибо жителям  Несвойского сельского поселения, которые поделились своими воспоминаниями. Щемит в сердце, и болит душа от ваших рассказов.  

Книга Памяти, составленная юными исследователями – учащимися Несвойской школы, является  началом летописи  истории своего родного края.

Выступление юных исследователей «Как было раньше и как теперь…»

1-й ученик (автор текста «Как было раньше и как теперь»):

События и факты из воспоминаний подтверждают, что на детские плечи выпали нелёгкие испытания в годы войны. Но дети оставались детьми. Они, как и мы, ходили в школу, учили стихи, писали, но не в тетрадках, а на сшитых листках и любили играть. Только игры у них были другими: «Лапта», «Гоняли попа», на уроках играли в войну.

В войну было очень плохо. На фронт забирали отцов, старших братьев. Многие не возвращались. Некоторые возвращались ранеными. На фронт солдатам забирали одежду, мясо, молоко и яйца. В войну  люди голодали, многие умирали. Когда война кончилась, все радовались и плакали.

 Теперь люди не голодают и наедаются досыта хлеба. В магазинах много продуктов. На заводах и фабриках изготовляют много разной одежды и обуви. Люди могут купить эту одежду, если будут трудиться. А в школах теперь пишут в тетрадках шариковыми  ручками. В колхозах теперь работают на тракторах. И детей, которым сейчас 10 лет, на работу не берут.

Я думаю, что раньше дети были трудолюбивые, сильные и выносливые. Жизнь в военные годы их закалила.

Мне понравилось слушать людей, с которыми мы беседовали. Я узнал много интересного об их жизни.  Мне хочется продолжить  это исследование.

2-й ученик (автор текста «Два поколения»):

Наша  мирная жизнь отличается от жизни в военное время.   Во время войны люди жили плохо и  бедно.    Работать приходилось детям,  старикам,  женщинам, потому что отцы и старшие братья ушли на фронт.  Приходилось пахать на  лошади,   быке,  и даже на  корове.  Люди уставали,  уставали и животные. Одежды  было мало.  Мама ушьёт дочке кофточку,  и  кофточка  выглядит как  новая.  Еды  всё время не хватало. Некоторые  и картошки досыта не наедались. Мне  тоже  хочется  попробовать  спасенчики.  Если  бы  я  ела  все  время  картофельные  лепёшки,  я  бы  чувствовала  себя  плохо.   А в эту жизнь мы живём  хорошо. Мужчины работают на  комбайнах, тракторах и машинах.  Нам, детям, не надо после  четырёх классов идти на тяжёлую работу.

У нас  хватает  еды, денег, одежды. И школа близко.  В нашей школе все учатся  до 9  класса. А после школы можно учиться  дальше.

Учитель читает стихотворение С.Я. Маршака «Урок родного языка»:

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом –

Пишут по белому чёрным,

Пишут по черному белым,

Перьями пишут и мелом:

«Нам не нужна

Война!» 

«Дерево желаний»: на разноцветных детских ладошках написаны пожелания учащихся школы ко Дню Победы

1-ученик: 

Война плохая и мерзкая, чёрная. Война – это ужас, бои, а ещё это жертвы людей. Когда рассказывают о войне, становится страшно, грустно, печально.

Я хочу, чтобы никогда не было войны!

Учащиеся и учителя школы говорят о своих пожеланиях, написанных на цветных ладошках.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце!» в исполнении учащихся школы

Учитель: Мы от всей души вас поздравляем с Днём Победы, всех женщин - с приближающимся праздником 8 Марта.

Стихотворение-пожелание читает ученик:

Мы вас сердечно поздравляем

С пришедшею весною

И праздником

Добрым и светлым!

Пусть будет наполнена

Жизнь добротою

И солнышком

Теплым согрета!

Учитель: Для вас, наши дорогие гости звучит песня в исполнении учеников школы «Раз, два, три» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

Наших гостей пришли поздравить с праздником Победы ….

Учащиеся школы дарят подарки-сувениры гостям.

Всех участников торжества приглашаем на праздничное чаепитие.

Литература и источники:

1. «Изучение жизни детей в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) по воспоминаниям жителей Несвойского сельского поселения Вологодского района Вологодской области». Исследовательская работа учащихся 3-4 классов МОУ Несвойской основной общеобразовательной школы. 2010 г.

2. «Книга Памяти». Летопись края. История: «Дети и война». Воспоминания жителей Несвойского поселения о Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов (пособие по краеведению) – Остахово, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломы для школьной конференции

Дипломы к школьной конференции: учащимся, педагогам...

«Использование ИКТ на уроках, внеурочных мероприятиях, школьных конференциях,

  «Использование ИКТ на уроках, внеурочных мероприятиях, школьных конференциях, творческих уроках»             Выполнила Сущенко Елена Николаевна ...

Презентация для школьной конференции "Ими гордится Россия"

Исследовательская работа о подвиге нашего земляка Героя Советского Союза Буздалине Семёне Григорьевиче....

школьная конференция

методический марафон...

презентация к школьной конференции "Курильский заповедник"

Материал презентации можно использовать на уроках окружающего мира, в воспитательной работе и на занятиях внеурочной деятельности....