Разработка праздника по ОБЖ "Школа выживания"
классный час (3 класс) на тему
Детство – начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленького человека пробудить стремление к умению защитить себя. Вопрос в том, как сделать так, чтобы дети не только хотели, но и могли беречь себя, окружающий мир, делать его богаче и прекраснее.
Материал изложен в форме праздника. Проводится для того, чтобы познакомить детей с различными ситуациями, которые могут быть опасны как на улице, так и дома Презентация поможет лучше усвоить представленный материал и вовлечь детей в процесс творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_vyzhivaniya_doc.doc | 78 КБ |
shkola_vyzhivaniya.rar | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ОБЖ. «Школа выживания»
Цели:
- помочь детям увидеть себя в разных житейских ситуациях, в том числе и тех, которые могут быть опасны для них. Учить детей быть внимательными, бдительными. Воспитывать осторожность, наблюдательность.
- учить детей жить по определённым правилам безопасности – дома, на улице, в транспорте, в непредвиденных ситуациях. Формировать навыки безопасного поведения.
- познакомить со службами 01, 02, 03.;
- научить детей принимать решения в опасных ситуациях;
- обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье;
- обучить детей навыкам самообороны;
- закрепить знания детей о предметах, представляющих опасность для жизни и здоровья;
- формировать представление о том, как вести себя, если ты заболел, о том, откуда берутся болезни, как их предотвратить.
Оборудование: аудиозаписи, видеозаписи, иллюстрации, знаки, плакаты.
Ведущий:
Школы бывают разные: музыкальные, художественные, школы, где получают знания. А мы сегодня побываем в необычной школе и назвали мы ее «Школа выживания».
Что для человека самое ценное? (дети отвечают: жизнь, здоровье)
Оказывается, очень важно научиться беречь свою жизнь и свое здоровье. Ведь у здорового человека больше сил и времени для учебы, работы, путешествий, других важных и интересных дел, то есть для всего того, из чего состоит нормальная жизнь.
Как укрепить свое здоровье? Что надо знать и уметь, чтобы избежать болезней и несчастных случаев? Как помочь себе и другим в беде? Всему этому и научимся, посетив несколько уроков в нашей школе – «Школе выживания».
Сегодня вы будете и слушателями, и зрителями, и участниками.
Ну что, вы готовы к занятиям? (дети отвечают: «Готовы!»)
Урок 1. «Правила движения – достойны уважения».
Я по городу иду,
Я в беду не попаду,
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю.
Что за правила такие?
Очень, в общем – то, простые:
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна!
Ведущий:
Правила дорожного движения – закон для улиц и дорог. Без них из-за сутолоки и беспорядка находиться на лицах стало бы опасно. Соблюдать правила дорожного движения обязаны и водители, и пешеходы.
Выходит ребёнок, одетый в форму автоинспектора.
Автоинспектор: Здравствуйте, ребята! Вам часто приходится переходить через дорогу? Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать что? (дети отвечают: «Правила дорожного движения»)
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила дорожного движения
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
(Появляется Буратино. Бежит, торопится. Раздается милицейский свисток)
Автоинспектор: Иди сюда, мальчик! Да, да, это я тебе говорю.
Незнайка: Попав в большой и шумный город
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал.
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Автоинспектор: Наши дети уже знают правила дорожного движения и сейчас они тебя с ними познакомят.
Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить тебе не мешало.
Но основные из правил движенья
Запомни как таблицу умноженья!
Выходит агитбригада с плакатами:
- Меня узнаешь сразу:
Я – светофор трехглазый.
Если КРАСНЫЙ свет горит,
Значит, «ПЕРЕХОД ЗАКРЫТ».
ЖЕЛТЫЙ говорит народу:
«ПРИГОТОВЬТЕСЬ К ПЕРЕХОДУ».
Свет ЗЕЛЕНЫЙ приглашает,
Всем идти он РАЗРЕШАЕТ.
- Вспомним, как учили нас:
Подошли к дороге – РАЗ!
Смотрим влево, смотрим вправо,
И еще налево – ДВА!
Нет машин – шагай вперед,
Начинаем переход!
- Автобусу проехать дай,
Дождись, пока уйдет трамвай –
Таков порядок на дороге,
Ты его не забывай!
- Любительниц кататься
Вблизи проезжей части
Порой подстерегает
Огромное несчастье!..
- Мяч случайно укатился,
На дороге очутился,
Дети бросились вдогонку,
Завизжали шины громко…
Футболистам стало ясно:
У мостовой играть опасно!
- На дороге не играть, не кататься, если хотите здоровым остаться.
- Объяснить надо просто, будь ты юн или стар: дорога для транспорта, для тебя тротуар.
- Чтоб приучить пешехода к порядку разлиновали асфальт как тетрадку. Знай, только переход от машин тебя спасет!
- Внимание! Глядит в упор на вас трехглазый светофор: зеленый, желтый, красный глаз - он каждому дает приказ.
- На светофоре красный свет – опасен путь, прохода нет!
А если желтый свет горит, он «приготовься» - говорит.
Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи!
- Если шоссе не успел перейти – на островке безопасности жди!
- У посадочных площадок пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок нарушать нельзя и тут!
- Кто знает правила движения, тому почет и уважение!
Хором: На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!
Незнайка: Спасибо, ребята, за урок! Я все запомнил. Теперь мне не страшно переходить улицу. (Убегает)
Автоинспектор: И мне пора идти, служба ждет!
Урок 2. «Безопасность в доме».
Адрес свой везде и всюду,
Никогда я не забуду:
Если даже заблужусь,
Вспомню адрес и найдусь.
Ведущий:
Вы, конечно, думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это не совсем так! Человек изобрел различные приборы, научился пользоваться электричеством, газом, приручил огонь и воду. Все эти полезные изобретения не только облегчают и делают удобной жизнь людей, но и требуют от них аккуратности и осторожности, соблюдения определенных правил.
Игра «Почему?»
Я буду читать правила поведения в доме, а вы отвечать – почему так необходимо делать.
- Каждая вещь в доме должна иметь свое место. Почему?
- Не принимай никаких лекарств самостоятельно. Почему?
Лекарства наши спасители в болезнях. Но обращаться с ними надо умело. Ведь даже витаминами можно отравиться, если съесть их очень много.
- Не оставляй включенной незажженную газовую горелку. Почему?
Газ специально сделали таким пахучим, чтобы люди сразу могли чувствовать запах, ведь глазами его не увидишь.
- Не засовывай посторонние предметы в розетку. Почему?
- Уходя из дома, не забывай выключать все электроприборы. Почему?
- Не играй со спичками и зажигалками. Почему?
- Все острые, колющие, режущие предметы надо класть на свои места. Почему?
Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
Урок 3. «Не каждый встречный – друг сердечный».
Забывать нельзя никак,
Кто твой друг, а кто твой враг!
Дома ты один остался
Вдруг в двери звонок раздался.
Незнакомцам ты не верь –
Отворять не надо дверь.
Это вовсе не пустяк:
Может быть за дверью враг!
Ведущий:
Даже взрослым людям милиция советует быть осторожным и не пускать к себе в дом незнакомых людей. И при разговоре по телефону существуют важные правила. Мы сейчас с вами рассмотрим некоторые ситуации, которые могут случиться, когда ребенок дома один. Ребята, обратите внимание, как будут действовать наши герои.
1.Телефонный разговор.
Обыгрывание ситуации. Ребенок сидит в комнате, играет. Раздается телефонный звонок.
Голос: Алло! Здравствуй!
Ребенок: Здравствуйте!
Голос: Это Николай Васильевич звонит. Я знакомый твоего папы. Мы с ним договорились, но я потерял ваш адрес, ты не мог бы назвать его. У тебя дома есть кто-нибудь из взрослых?
Ребенок: А вы скажите свой телефон или адрес, а когда папа проснется, он просил его сейчас не беспокоить, я ему передам, что вы звонили и он перезвонит.
Кладет трубку. Набирает номер родителям.
Ребенок: Папа, тут звонил мужчина и сказал, что его зовут Николай Васильевич и что вы договорились с ним встретиться, спрашивал наш адрес, но я ему не назвал.
Папа: Хорошо, что не назвал. Дверь никому не открывай. Я уже еду домой.
2. Ситуация, когда незнакомцы звонят в дверь.
Ребенок дома один. В дверь раздался звонок.
Ребенок: Кто там?
Незнакомец: Это почтальон. Вам телеграмма – необходимо расписаться. Откройте, пожалуйста!
Ребенок: А вы не могли бы зайти позже? Мама сейчас в ванной и не может подойти.
Незнакомей: Но открой, пожалуйста, и получи телеграмму – она срочная!
Ребенок: Извините, но я не могу сама открыть дверь. До свиданья!
Подходит к телефону и звонит к родителям.
Ребенок: Мама, тут в дверь позвонила женщина и представилась почтальоном. Она сказала, что для нас есть срочная телеграмма. Я не открыла дверь.
Мама: Молодец! Я постараюсь побыстрее приехать домой. Если что, звони.
3. На улице.
(Просмотр видеозаписи, где записаны различные ситуации)
1 ситуация
Ведущий: (комментирует) Ситуация, когда ребенок собрался идти к другу, но дома нет родителей. Перед тем как уйти, Сема написал записку родителям, в которой указал к кому отправился, во сколько ушел и во сколько придет. Он также не забыл указать телефон друга. Как вы думаете, для чего это надо?
Перед тем как выйти из квартиры, Семен посмотрел в глазок и прислушался, чтобы убедиться, что в подъезде нет незнакомых подозрительных людей.
Выйдя из квартиры, он закрыл дверь на ключ, дернул для того, чтобы убедиться, что она закрыта.
Спустился Семен по лестнице. Так безопаснее. Из подъезда он не выбегает, а выходит спокойно и осматривается по сторонам, чтобы не наткнуться на входящего человека или на машину.
2 ситуация
Ведущий (комментирует)
Следующая ситуация, когда ребенка пытаются похитить. Посмотрите, как вела себя наша маленькая героиня. Вот Оля идет по дороге. Около нее останавливается машина, из нее выскакивает похититель и старается затащить Олю в машину. Что кричала Оля? Она сала кричать: «Помогите! Я не знаю этих людей! Меня зовут Бурдыкина Оля! Мой адрес…..! Запомните номер машины! Помогите!». Очень важно дать как можно больше информации о себе, чтобы прохожие могли сообщить милиции данные о похищенной девочки. Так ей будет быстрее раскрыть преступление. Это, конечно, очень редко случается, а сейчас мы рассмотрим те ситуации, которые могут произойти с каждым.
3 ситуация.
Ведущий: (комментирует) Если вы идете по улице и чувствуете, что за вами идет какой-то подозрительный человек, можно поступить так, как Оля. Когда она проходила мимо дома, сделала вид, что машет рукой маме в окно, подняла голову наверх и крикнула: «Мама, я уже иду!». Вы видите, что преступник прошел мимо.
И еще одна ситуация, когда вы идете по улице один, а навстречу движутся нетрезвые люди или группа подростков. Для того, чтобы сними не встретиться, надо просто перейти на другую сторону улицы.
4. Приемы самообороны.
Ведущий: А сейчас мы хотели бы вам показать приемы обороны. Если все-таки на вас пытаются напасть, то эти приемы могут прийти вам на помощь. Но есть очень важное правило – ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИЕМЫ МОЖНО ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ВАМ УРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ.
Первый прием. Если преступник напал сзади. Алеша будет играть роль нападающего, а Настя - роль жертвы. Нападающий схватил за косичку девочку. Настя сделала шаг назад и не поворачиваясь, локтем ударила его в грудь. Нападающий ослабил хватку и в это время Настя поворачивается, ударяет его ногой ниже колена и убегает. Сейчас мы еще раз посмотрим этот прием, но уже в ускоренном виде.
Второй прием. Если преступник напал спереди. Преступник схватил обеими руками за блузку Насти. Настя сделала руками замок и резким движением ослабевает хватку нападающего, ударяет ногой его ниже колена и убегает.
Теперь можно поспорить кто из них жертва, а кто нападающий. Кто назовет еще раз очень важное правило, которое надо знать при использовании этих приемов?
Урок 4. «Что такое хорошо и что такое плохо».
Чтобы громче пелись песни,
Жить, чтоб было интересней,
Нужно сильным быть, здоровым!
Эти истины не новы!
Ведущий:
Вы знаете, что тело станет красивым, если его тренировать. Но достаточно ли этого, чтобы люди говорили: - «Это – красивый человек»? Как вы думаете?
На сцене – две группы – «Дурные привычки» (НАРКОТА, ЛЕНЬ, СКУКА, АЛКОГОЛИЗМ, КУРЕНИЕ) и «Хорошие привычки» (УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА, СПОРТ, УЧЕБА, РЕЖИМ ДНЯ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ). Между ними Мальчик, с одной стороны его держат «Дурные привычки», с другой – «Хорошие привычки».
Ведущий: Посеешь поступок – пожнешь привычку,
Посеешь привычку – характер пожнешь,
Посеешь характер – судьбу обретешь!
Каждый сам по дороге жизни идет,
Но каждого цепь привычек ведет.
Важно знать и нам, и ему –
Привычка приведет к чему?
Дурные привычки к добру не ведут!
Хорошие сами к тебе не придут!
Задумайся, друг и ответь поскорей –
С кем тебе по пути на дороге твоей?
«Дурные привычки» выходят вперед и тащат за собой Мальчика.
Наркота: Ко мне дорожка под гору ведет,
Привычка дурная ко мне приведет!
Лень: Я – лень… мне даже
Умываться лень…
Мне лень учиться, лень дышать…
Все лежать бы, лежать и – спать…
Курение: Ну и что, что у меня желтые зубы?
В дырочку легкие, страшные пальцы
Ну и что, что опухли глаза?
Я – куренью привычка, мне иначе нельзя!
Алкоголизм: Я плохо сплю, и слабо соображаю.
Я думаю только о градусах в граммах.
Запах ужасный распространяю –
Привычка к спиртному я, вот и страдаю!
Скука: Скучно мне учиться, скучно и трудиться –
Жизнь моя под горку медленно стремится!
Скука я, ох скука – ну какая ж мука!
Наркота: Эти вредные привычки – мои верные сестрички!
Если курит, пьет, скучает и лениться успевает,
Значит, этот червячок мне попадется на крючок!
«Дурные привычки» пытаются перетянуть к себе Мальчика, но ЗОЖ выдвигает вперед себя свой край цепи «Хороших привычек».
ЗОЖ: С наркотой беспощадна будет борьба!
Дурные привычки надо гнать от себя!
Привычки полезные – друзья человека!
Сними можно прожить и два века!
Утренняя зарядка: Я – полезная привычка к умыванью и зарядке!
Спорт: Я – отличная привычка к спорту – все в порядке!
Учеба: Я – к учению привычка!
Режим дня: Я – к режиму дня!
Трудолюбие: К труду привычка я!
Хором: Вместе мы – одна семья!
Если ты с нами по жизни пойдешь,
К Здоровому Образу Жизни придешь!
«Дурные привычки» пытаются перетянуть Мальчика, но выходит ЗОЖ и разрывает цепь с ними, берет Мальчика за руку и выводит вперед.
Мальчик: Куда ведут привычки вас, задумайтесь, ребята!
Куда ведут привычки вас – задумайтесь хоть раз!
Это интересно:
- Пять монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
- В Англии, по указу Елизаветы І, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее.
- В России, в царствование царя Михаила Федоровича, попавшийся на курении в первый раз, наказывался 66 ударами палок по стопам, во второй раз – отрезанием носа и ушей.
Урок 5. «Помоги себе сам».
Ведущий:
- Все мы помним стихотворение о Мишке Косолапом:
Мишка Косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет…
Что дальше с Мишкой произошло? (Он получил травму).
Конечно, серьезными травмами должен заниматься врач. Но если рядом нет ни врача, ни взрослых, ты сам можешь оказать первую помощь себе и своим друзьям. Главное, не поддаваться панике, действовать четко и спокойно.
У нас в гостях лучший медицинский светило, который расскажет и покажет, как правильно оказывать медицинскую помощь.
Дети обыгрывают ситуации об оказании первой медицинской помощи.
Ведущий:
- Во всех тяжелых случаях, когда пострадавшему грозит смертельная опасность, первое, что надо сделать – вызвать скорую помощь.
- Какой номер необходимо набрать? (03)
А сейчас, ребята вам напомнят еще о некоторых правилах, которые надо знать.
Агитбригада с плакатами, на которых написаны правила.
Ведущий:
Ребята, вот вы и побывали на уроках в нашей «Школе выживания». Надеемся, что вы сможете теперь избежать многих опасностей. Но лучше, чтобы они вам вообще не встречались!
Теперь мы знаем все, друзья,
Что делать можно, что нельзя!
Литература:
- Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам ОБЖ. М.:АСТ, 1998.
- Андреева Т.М. Поставить беде преграду.Педагогика здоровья. М.:Педагогика, 1990.
- брехманИ.И. Проблема обучения человека здоровью. Владивосток: Дальнаука,1995.
- Казанцев Г ОБЖ и БЖД в 2000. №1
- Мартынова С.М. здоровье ребёнка в ваших руках. М.:Просвещение, 1991.
- Палкевич Я. Выживание в городе. М.:Карвет,1992.
- Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. М.: Просвещение, 1994.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. М.: Прометей, 2002.
- Энциклопедия для детей. Москва «Аванта+», 2001.
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра- СПб.: Акцидент,1994.
- топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Просвещение, 1996.
- Журналы: Дошкольное воспитание, Начальная школа, Пед. совет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка праздника " День матери"
Цели: развитие творческих и актерских способностей детей; воспитание любви и чувства благодарности к маме. Первый ученик: Нынче праздник, праздник, Праздник наших милых мам! Второй ученик: Этот пра...
разработка праздника "фестиваль дружбы народов"
25 октября-фестиваль дружбы народов Казахстана...
Методическая разработка праздника "Новый год шагает по планете"
Презентация подготовлена таким образом, что можно провести новогодний праздник познавательно и весело....
Методическая разработка праздника "Вперёд, богатыри!"
Конспект+ презентация совместного с родителями театрализованного физкультурно-оздоровительного праздника.В спортивных эстафетах участвуют команды-дружины, которые возглавляют богатыри-папы. Роли...
Методическая разработка праздника "Осень, осень в гости просим".
Сценарий праздника "Осень, осень в гости просим" включает в себя песни, стихи, загадки, конкурсы. В игровой и стихотворной форме познавательный материал по предмету «Окружающий мир», который ...
Праздник для мам и бабушек ( разработка праздника в день 8 марта)
В преддверии праздника 8 Марта мы с моим классом устроили семейное чаепитие и подготовили литературно-музыкальную композицию для мам и бабушек. В моем классе это мероприятие прошло весело ...
Праздник первой отметки (методическая разработка праздника)
Мероприятие проводится в конце первой четверти во 2 классе....