Цвети, мой край!
классный час (2,3,4 класс) по теме

Мероприятие посвящено удивительному уголку нашей страны  - Алтайскому краю. Дети знакомятся с его природой, растительным и животным миром, а также с людьми, которые прославили свой край.Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon cveti_moy_kray.zip2.46 МБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                      «Средняя общеобразовательная школа №13»

       

        Заочная  медиа-экскурсия по Алтайскому краю

                     для учащихся  начальных классов.

                                                                       Составила: Верховых Лариса Владимировна

                                                                                             учитель начальных классов  

                                                                                             МБОУ «СОШ №13»

                                                                                             г.Славгород  Алтайского края

                                     

Звучит песня в  исполнении М Евдокимова  « А Родина- это Алтай».

( слайд 2. Край родной!)

Учитель. Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно любим свой край. Алтай! Земля сибирская. Край необъятных полей, высоких гор и богатых лесных просторов .И сегодня мы совершим  экскурсию по алтайскому краю, познакомимся с его историей и природой. И мне хочется, чтобы после нашего мероприятия Алтай стал  для вас ещё ближе и  роднее. Чтобы Алтай для вас было не просто слово, а причастность к самому дорогому.

( слайд 3.Положение края на карте мира.)

Учитель. Найти Алтайский край несложно. Посмотрите  на карту мира. Видите, в самом центре Европы маленький жёлтый флажок. Это и есть Алтайский край. Конфигурация территории края напоминает развевающийся на ветру флаг. Жёлтый цвет выбран не зря, потому что слово «Алтай» происходит от тюркского «алтан»- «золотой».

(слайд 4. Карта Алтайского края)

Учитель.  АЛТАЙСКИЙ КРАЙ, в Российской Федерации, расположен на юго-востоке Западной Сибири, занимает часть Алтая и прилегающие к нему на севере части Западно-Сибирской равнины; граничит с Казахстаном, Новосибирской, Кемеровской областями, Республикой Алтай. Площадь 169,1 тыс кв. км.. В Алтайском крае 12 городов. Центр- город Барнаул .Если вы начнёте свой путь от западной части края, вам предстоит пересечь Кулундинскую  равнину, проехать лесостепные районы от Барнаула до Бийска, а затем знаменитый Чуйский тракт поведёт всё дальше и выше, через крутые перевалы, альпийские луга, к заснеженным вершинам гор.

(слайд 5,6.Легенда об Алтае)

Учитель. Что означает слово Алтай? До сих пор идут на этот счёт споры. Наиболее убедительные аргументы таковы. «Алтай» произошёл от тюркского слова «Алытау», что означает шестигорье. Между прочим, основной рельеф алтайской горной системы действительно состоит из шести главных хребтов. Другой вариант: по-алтайски «Алтан-Тау» означает Золотые горы... Существует легенда, которая поможетпрояснить представление о названии.
.

Легенда: Давно это было, давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи с ковылем, чистые озера и реки, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь племена тюрков, монголов, телеутов и ойротов, которые между собой всегда воевали. Когда побеждали тюрки, эти земли называли Тюркский каганат, когда тюрков изгоняли ойроты – здесь была Джунгария. Когда пришли монголо – татары, эту землю называли каганат Джучи – в честь старшего сына Чингисхана, а во времена телеутов здесь была земля Телеутская. И вот решили ханы этих народов устранить неразбериху. Помирились они на один день, чтобы назвать эти земли одним словом. Первым стал говорить тюркский хан: «Алтай, золотая земля здесь, потому и воюем».
– «Алтай»,- согласились другие ханы. Перевод этого слова почти со всех языков этих народов означает «золотой». Слово это тюркское. Кстати, на Алтае много селений, в названии которых присутствуют тюркские корни. Кулунда - в переводе с тюркского «кулун»-означает «жеребенок». Барнаул, по одной из версий,- слово тюркского происхождения. «Бороноур» - волчье озеро.

(слайд 7. Герб, флаг края)

Учитель.  Герб Алтайского края был принят 1 июня 2000 года. Щит французской геральдической формы разделен на две равные части: в верхней половине щита на лазоревом фоне изображена дымящаяся доменная печь 18 века. В нижней части щита на красном (червленом) фоне изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), хранящейся в Эрмитаже. Щит обрамлен венком из золотых колосьев, перевитым лазоревой лентой.

Флаг Алтайского края был принят 29 июня 2000 года. Слева на синем поле изображен хлебный колос, а в центре размещен герб Алтайского края.

(слайд 8,9 г.Барнаул)

Учитель.  Административный центр Алтайского края – город Барнаул.
Основан в 1730 году на месте деревни Усть-Барнаульская в связи со строительством промышленником А. И. Демидовым сереброплавильного завода
.

.Здесь располагаются краевая администрация ,учреждения, банки, крупный железнодорожный вокзал, аэропорт, много учебных заведений, медицинских центров.

(слайд 10.Губернатор края)

Ученик.

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога.

Вам геолог расскажет,

Геолог расскажет про золото.

Что такое Алтай?

Вы спросите теперь зверолова

И услышите – золото,

То же услышите слово-

Это лисы и выдры,

Горностаи и соболи,

Это мягкое золото,

То, что таёжная дарит земля.

Что такое Алтай?

Вы спросите о том чабана.

Это золото,- скажет он,-

Край золотого руна.

Хлебороба спросите-

Комбайнёра и тракториста.

-это золото,- скажут,-

Да, золото во поле чистом.

Посмотрите вокруг-

Без краёв, без границ

Золотой океан кулундинских пшениц.

(слайд 11.Природа Алтая.)

(слайд 12.Поверхность нашего края)

Учитель.  Если вы начнёте свой путь от западной части края, вам предстоит пересечь Кулундинскую  равнину, проехать лесостепные районы от Барнаула до Бийска, а затем знаменитый Чуйский тракт поведёт всё дальше и выше, через крутые перевалы, альпийские луга, к заснеженным вершинам гор.

(слайд13.Полезные ископаемые)

Учитель. В Алтайском крае обнаружены месторождения различных полезных ископаемых. Почти в каждом районе есть материалы, которые могут быть использованы для строительных работ – глина ,песок, гравий, гранит, известняк.

(слайд14-18. Реки края)

Ученица.

 С горных круч и ущелий Алтая,

 Пробиваясь из далека,

 Катит волны Катунь голубая

 И зелёная Бия-река.

 И, сливаясь в пути, их потоки

 Берега приподняв высоко,

 Рукавом многоводной протоки

 Разливаются в Обь широко.

(слайд19.Озёра Алтая)

Учитель. В нашем крае насчитывается  множество озёр (более 5000).Одни из них пресные,  другие  - солёные. Они разбросаны по всей территории края .Одно из самых крупных и живописных озёр края считается Телецкое озеро.

(слайд 20,21. Телецкое озеро)

(слайд22-26. Растительность края)

Учитель. Богат растительный мир края. В степной части преобладает разнотравие, а также заросли степных кустарников. Более разнообразен растительный мир алтайской лесостепи. Особенно богата растительностью горная местность .Алтай – край лесов. Лесные массивы занимают миллионы гектаров. Это и ленточные боры ,и дикая тайга, и рощи, и перелески, и колки. В Алтайских лесах растут: сосна, берёза, лиственница, осина…Но главная достопримечательность сибирских лесов – кедр. Выйдем из тайги и леса и увидим по берегам рек, озёр- заросли кустарников. Есть среди них и ягодники: малина, смородина, ежевика, облепиха.

Учащиеся разделены на 7 групп. Две группы готовили сообщение об одном из растений.

(слайд27- 33  .Животные края)

Учитель. Разнообразие почв, растительности и рельефа создают условия для разнообразного животного мира .В крае обитают около 90 видов млекопитающих, около 270 видов птиц. Гораздо скромнее представлены пресмыкающиеся(8 видов),земноводные (7 видов), рыбы (35 видов).  Многочислен класс насекомых.

Сообщение групп детей  об одном из видов животных.

(слайд 34-39. Знаменитые люди Алтая)

Учитель. Гордость и слава Алтая – его люди. Навсегда вписаны в историю имена тех людей ,которые прославили свой край, трудились на благо края, принимали участие в его развитии. Жители края до сих пор продолжают радовать мир своим трудом ,научными открытиями, талантами, праздниками.

Ученик.

Край родимый!

Как дали под солнцем рябят!

Каждый раз, как впервые,

Я вижу тебя.

И поля, и леса, и снега на заре,

И твоих красногрудых

В снегах снегирей.

И деревни твои,

И твои города,

И широкую Обь

Подо льдом, безо льда.

Очертание дальних таинственных гор,

И глаза голубые таёжных озёр.

И твою Кулунду,

Как медаль на груди,

О котором высокая слава гудит.

Край родимый!

Как дали пол солнцем рябят, каждый раз, как впервые,

Я вижу тебя.

Пред тобой с головой непокрытой стою,

Думаю, думаю-

Светлую думу свою.

Шепчу оробев:

«Благодати на веки желаю тебе.

Чтобы вовремя- дождь,

В изобилье-тепло,

Чтобы всё у тебя,

Словно в сказке росло:

И хлеба на полях,

И деревья в лесу,

И красивые люди,

Что счастье несут».

..Край родимый!

Как дали под солнцем рябят!

Для себя и других открываю тебя.

(слайд40. Обращение к детям.)

Учитель.

И так, подошла к концу наша экскурсия по родному краю. Однако, много ещё интересного и полезного можно узнать об алтайской земле .Знание своего края поможет вам лучше узнать и полюбить  свою малую Родину. Вот почему вам надо продолжать изучение родного края, знакомиться с природой, с прошлым и особенно настоящим нашего края, с трудом, с подвигами наших земляков в годы войны .Читайте книги об Алтайском крае. Встречайтесь со знатными земляками. До новых встреч!

                               

                                    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Костенко П.П. Край наш Алтайский .Барнаул,  Алт.кн.изд-во.1995.
  2. Ревякин В.С. География Алтайского края: Учебник./Гл.ред.А.Ю.Муравьёв;

науч.ред. В.А.Рассыпнов.- Барнаул: Изд-во НП в области книгоиздания,

науки и культуры «21 век»,2006.-Ч.1.-192с.:ил.

  1. Энциклопедия Алтайского края: В двух томах.-Барнаул: Алт.кн.изд-во,1995.-Т.1
  2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010
  3. Примерные учебные программы регионального компонента содержания образования: «Краеведение» для начальной школы (2-4)-Барнаул: АКИПКРО,2008.-18с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Цвети и процветай, наш край!"

Этот классный час, посвященный 75-летию Хабаровского края, я проводила на 1 сентября в День Знаний....

"Цвети мой край Башкортостан"

Сценарий тематической линейки " Цвети мой край Башкортостан"...

Внеклассное общешкольное мероприятие "Цвети, мой край"

Внеклассное общешкольное мероприятие "Цвети, мой край" может проводиться ко Дню рождения Марий Эл, Дню национального героя......

Презентация "Цвети мой край освобождённый"

Данная презентация посвящена городу Ельне. 8 октября  2007 году указом президента РФ В. Путиным было присвоено почётное звание "Город воинской славы"  Работа выполнена учениками 4 ...

Деревья, кустарники и цветы моего края. Собираем гербарий.

Сбор и составление гербария – очень полезная практика для детей разного возраста. Одно дело смотреть на картинку листьев и плодов в учебнике, другое дело знать, как выглядит дерево, какого разме...

Сценарий концерта "Цвети, моя республика, цвети, мой край родной"

Сценарий составлен в честь празднования 100-летия республики Коми...

Внеклассное мероприятие по ИЗО 2 класс "Цветы нашего края"

Познакомиться с цветущими растениями , занесенными в Красную книгу....