Праздник "Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный!"
план-конспект урока (2 класс) на тему
В разработке праздника для 2 класса можно познакомиться с историей чая, народными традициями чаепития, целебными свойствами чая. Предложена конкурсная программа, посвященная чаю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik.zip | 174.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишина Елена Викторовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2
Г. Димитровград
2 класс
Задача: ознакомление учащихся с историей чая.
Цель:
- привитие потребности здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая;
- формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.
Ведущий.
Сегодня мы с вами поговорим о пользе чая. Этот напиток, пожалуй, самый известный во всем мире. Издревле чай любили и на Руси. А сколько интересных историй связано с ним! Давайте мысленно перенесемся в загадочную страну чая.
(входят скоморохи)
1 скоморох
Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей.
Здесь вас с чаем, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки.
2 скоморох
Это все для вас, детишки,
Калачи, ватрушки, пышки.
Налетайте, разбирайте,
Сладким чаем запивайте!
1 скоморох
Все на праздник к нам спешите
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем
2 скоморох
К нам, смотри, не опоздай,
А не то – остынет чай!
Ведущий.
Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как и хлеб.
Ученик 1
Чай горячий, ароматный
И на вкус всегда приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Ученик 2
Силы новые дает
И друзей за стол зовет,
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!
Ученик 3
- А как узнали о чае?
Ведущий.
Одна из китайских легенд гласит о происхождении чая: «Давным – давно, пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая на себе прилив сил.
Ведущий.
В давние времена чай в Китае ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных мероприятий. Чай поэты воспевали в стихах.
Ученик
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ученик
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Ведущий.
В Китае измельченные чайные листья, спрессовывали в брикеты и долго использовали в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.
Ведущий.
Выращивание чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и охранялись от чужеземцев.
Ученик
А как чай попал в Россию?
Ведущий.
В 1638 г. русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтан – хану. Тот встретил их с почестями и во время обеда поил их терпким горьковатым напитком. И провожая их домой хан подарил связку пушнины меха соболя, бобра, изумительный черный атлас, вышитый серебром и золотом и 200 пакетиков с надписью БАХЧА. «Чай для заварки» - так перевели царю эти слова.
Ведущий.
Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тыс. км на верблюдах, арбах, телегах и санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы. Для бедных крестьян чай был почти недоступен, так как он был очень дорогим, и они пили чай лишь в особых случаях. Так возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие крестьяне даже не знали, как им пользоваться, как заваривать чай. Послушайте шуточное стихотворение:
Ученик
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Розлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
- Почему гостям не понравился чай?
Ведущий.
В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое производство в Туле. В трубу, которая находилась внутри самовара, засыпали сосновые шишки, древесный уголь, поджигали их, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром, обсуждать новости и решать семейные дела.
Ученик
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец - самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Конкурсная программа
- Отгадай сорт чая.
Перед вами конвертики, внутри которых лежат пазлы. Соберите их и вы угадаете сорт чая. (в конвертах лежат разрезанные этикетки от чайных коробок)
- Загадки
В брюхе – баня. В носу – решето.
На голове – пупок.
Всего одна рука
И та - на спине. (ЧАЙНИК)
Бел как снег, В чести у всех.
В рот попал Там и пропал.(САХАР)
Что на сковородку наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают? (БЛИН)
Сверху дыра. Снизу дыра
А посередине огонь да вода (САМОВАР)
Ножек четыре. Шляпок одна.
Нужен, коль станет. Чаевничать вся семья (СТОЛ)
Маленькое сдобное колесо съедобное.
Я одна тебя не съем разделю ребяткам всем (БУБЛИК)
Цветом желт и ароматен
В чай кладут и чай приятен
Только очень кислый он.
А зовут его … (ЛИМОН)
Сами не едим, а людей кормим. (ЛОЖКА)
Белый камень в воде тает (САХАР)
Маленькое сдобное колечко съедобное.
Я одна тебя не съем, разделю ребяткам всем (БУБЛИК)
- Мастер чая
- 33 19 9 10 15
Перед вами код. Каждая цифра соответствует букве в алфавите. Отгадайте, как зовут мастера чая, человека посвятившего себя чайному культу.
(ТЯДЗИН)
Мастер чая (тядзин) как правило, человек образованный.
- Пантомима «Завариваем чай»
Давайте представим себе, как мы завариваем чай. Для этого надо всем встать и на мои слова руками и туловищем показывать движения, какие необходимо делать при моих словах.
- - Достаньте с верхней полки самовар.
- - С левой полки, которая пониже, достаньте заварной чайник.
- - Нальем воду в самовар
- - Современные самовары почти все электрические. Включим самовар в розетку. Только аккуратно.
- - А теперь в заварной чайник насыплем щепотку чая.
- - Ой, самовар закипел! Выключим его из розетки и зальем кипятком заварной чайник.
- - Теперь поставим чайник на самовар и накроем полотенцем. Все! Мы готовы встречать гостей.
- Конкурс «Что ты знаешь о чае?»
Узнайте, из какого произведения данные сточки и кто автор этого произведения?
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит.
И пыхтит и на бабу поглядывает. (К.И.Чуковский Федорино горе.)
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите, тараканы.
Я вас чаем угощу!» (К.И.Чуковский Муха-цокотуха)
Я хочу напиться чаю.
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. (К.И.Чуковский Мойдодыр)
-Кто там?
-Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка помалкивай себе в шкафу!
А кот ему говорит:
-Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. (Э.Успенский Дядя Федор, пес и кот)
-Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжело больной в мире,-воскликнул он и бросился на диванчик.
-А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.
-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!
-Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.
-Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире.(А.Линдгрен Малыш и Карлсон.)
- Какие бывают виды чая?
На сегодняшний день известно несколько видов чая. Отгадайте их, переставив буквы на карточках.
Ё Н Й Р Ы Ч чёрный
З Ё Л Ы Е Н Й зеленый
Й А Н К С Ы Р красный
Л Е Б Й Ы белый
- Сладкоежка
Назовите как можно больше сладостей, с чем пьют чай.
(сахар, конфета, мед, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет и т.д.)
- Доскажи словечко
Поиграем в одну игру, подсказанную Даниилом Хармсом в стихотворении «Доскажи словечко»
Я хотел устроить бал.
И я гостей к себе… (ПОЗВАЛ)
Купил муку, купил творог.
Испек рассыпчатый …(ПИРОГ)
Ножи, тарелки, вилки тут.
Но что-то гости … (НЕ ИДУТ)
Я ждал, пока хватило сил.
Потом кусочек …(ОТКУСИЛ)
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту … (СЪЕЛ)
Когда же гости подошли.
То даже крошек … (НЕ НАШЛИ)
- Конкурс пословиц и поговорок о чае.
- Не чаем единым сыт человек.
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.
- Не ленись, а отличай где солома, а где чай.
- Чай пить не дрова рубить.
Ученик
На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Черный чай в сухой жестянке.
Словно гвоздики звенит.
Приходите чаевать
поскорее гости
И душистого опять
Чаю в чайник бросьте.
Мы, чаинки-шелестинки.
Словно гвоздики, звеним.
Хватит нас на сто заварок.
На четыреста припарок –
Быть сухими не хотим.
Хоть закончен разговор,
Приглашаем всех за стол.
Чашка чаю ждет гостей,
Приглашаем всех друзей.
Чаепитие.
Литература.
Энциклопедический словарь юного натуралиста. Статья «Чай». М, Педагогика, 1981.
Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
Урок - ирга по кубановедению, где учащиеся знакомятся с трудом хлебороба. Учащиеся делятся на группы и соревнуются....
Презентация проекта "Да здравствует мыло душистое"
Описание этапов проекта...
Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!
Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....
Черёмуха душистая
Устный журнал для проведения классного часа или праздника в начальной школе, оздоровительном лагере....
Внеурочная деятельность, проект "Да здравствует мыло душистое"
Используется также и во внеурочной деятельности....
Проект "Ароматный продукт своими руками"
Мыловарение своими руками — это увлекательное занятие, которое помогает отвлечься от забот, проявить свою креативность, получить удовольствие от самого процесса творения и, самое главное, создать аром...
Открытый урок по труду "Урок мыловарения. Ароматная ёлочная игрушка"
Урок изготовления ёлочной игрушки из мыла в преддверии Нового года...