Хлеб - чудо земли.
план-конспект урока (3 класс) по теме

Чудо земли, чудо труда - хлеб. Давным давно это было, когда люди жили племенами...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_chudo_zemli..doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ХЛЕБ – ЧУДО ЗЕМЛИ!

  Оформление класса: панно «Хлебное поле», снопы зерновых культур. На плакатах пословицы о хлебе: Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалиться с неба. Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

Ведущ. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.

Звучит «Гимн хлебу.»

Ведущ. Как пришел ты к людям, хлеб?

(Выбегает колосок)

1 колосок. Вот послушайте сказку.

 Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на землю мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им  о чуде - колоске.

С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

  Входит 2 колосок.

2 колос. А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?

   Жили-были на свете Солнце. Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало. А труд оберегал. Но откуда ни возьмись …

(Входит Безделица)

Безделица.  Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

(Появляется труд, в руках он несет зерно)

Труд (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

(Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.)

    Безделица. Все равно я стану владычицей Земли!

    Труд. Владыкой мира будет труд!

     Безделица. Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…

      Труд. Будь по-твоему. (Появляется человек.) Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.

      Безделица. А уж коли не вырастишь, коли  захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.

      Человек. (кланяется Труду) Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

(Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.)

      Безделица.  Ну надо же! Труд верх берет! Эх,  была не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!

 (Влетают Морозы («Красный Нос» и «Синий Нос») и бегают по залу).

      Труд. Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!

    (Дети окружают всходы).

    Морозы. Я Мороз – Красный Нос! Я Мороз Синий Нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.

(Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают Морозы убегают.)

    Безделица. Ох и бездельники эти Морозы. Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!

   (Вбегают Ветры.)

Ну, суши! Ну, губи!

    Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро.. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.

 (Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это – озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?)

   Всходы. Спасибо, ребята, напоили  нас!

   Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка!  И здесь мне не удалось поселиться…

 (Появляется 3-й кеолосок.)

 3 колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок!

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Ведущий.  Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем  ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто  выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок. Давайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.

     Святое дело - -вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен!  Сколько же надо , чтобы прокормить народ?

1 ученик. Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

2 ученик.  В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

3 ученик.  В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

4 ученик.  И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Ведущий Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:

Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный колосок,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода…

(Появляется четвертый колосок)

4 колосок. Да это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название.

На пахоте два Плуга

Остановились друг напротив друга.

Один старообразный, ржавый,

Другой сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

  • Смотрю я одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я, хоть и берег себя везде,-

Бывало, каменел на борозде,-

И то миную стороною,-

Совсем, совсем больной

Едва скреплю, от немочи дрожа,

Нутро изъела ржа!

В тебе ж, не видно измененья,

Как пух ворочаешь каменья!

В чем тут секрет?

Плуг моложавый произнес в ответ:

-Я камни обходить не знал заботы,

А блеск мой – это от работы!

(Проводиться конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня самим автором названа «О пользе труда».

     Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово!

1 ученик.  Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Мы говорим «Хлеб»

2 ученик.  Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны,

Мы говорим «Хлеб».

3 ученик.  Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим «Хлеб».

4 ученик.  Пусть кружится в квашне,

                  Запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб».

5 ученик.  Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

6 ученик.  Если мы хоти кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

(Дети подносят гостям каравай на блюдце с рушником.)

7 ученик.  С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

8 ученик.  Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

9 ученик.  В каждый         дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

10 ученик. В нем земли родимой соки,

 Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!

(Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате.)

  Ведущий. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа!

11 уч. В дыму ленинградское небо.

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

12 уч.  В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

Учитель.  Так повелось на моей земле:

Из года в год, из рода в род – веками

Тот хлеб, что в каждом доме на столе.

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах

И песней той, сто жаворонком спета

Под синим небом  в золотых хлебах.

В июльский полдень солнечного лета

Пройдется пахарь утром по жнивью

И сыну, указав рукой на поле.

Негромко молвит: «Поклонись ему,

Как матери, как нашей общей доле».

Ты вырастешь и через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете,

И скажешь: «Ничего дороже нет,

Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

(В конце праздника гостей приглашают к столу отведать дары поля.)

   

 

   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "ХЛЕБ_ЧУДО ЗЕМЛИ!"

Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь чеоловека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово "хлеб" - древний и вечно необходи...

Презентация "ХЛЕБ-ЧУДО ЗЕМЛИ!"

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда....

Классный час на тему «Хлеб- чудо Земли!»

Классный час посвящен бережному отношению к хлебу, о его значимости в жизни человека. Дает представление о том, как тема хлеба освещена в фольклоре....

Презентация к уроку "Хлеб - чудо земли"

В презентации представлены наглядные материалы, которые помогают детям с нарушенным слухом на наглядной основе понять содержание урока....

Презентация по теме "Хлеб-Чудо земли"

Презентация по воспитательной работе для детей I-II видов...

Проект по окружающему миру "Хлеб- чудо Земли!"

Социально- значимый, исследовательский  проект . Ребята разделились на группы: " Историки", " Репортёры", " Фотографы", "Книголюбы". Результатом работы ста...

Классный час "Хлеб-чудо Земли".

Разработка классного часа "Хлеб-чудо Земли"...