Хлеб - чудо земли.
план-конспект урока (3 класс) по теме
Чудо земли, чудо труда - хлеб. Давным давно это было, когда люди жили племенами...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_chudo_zemli..doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХЛЕБ – ЧУДО ЗЕМЛИ!
Оформление класса: панно «Хлебное поле», снопы зерновых культур. На плакатах пословицы о хлебе: Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалиться с неба. Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.
Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.
Ведущ. Ребята, сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – хлебе.
Звучит «Гимн хлебу.»
Ведущ. Как пришел ты к людям, хлеб?
(Выбегает колосок)
1 колосок. Вот послушайте сказку.
Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на землю мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде - колоске.
С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.
Входит 2 колосок.
2 колос. А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?
Жили-были на свете Солнце. Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало. А труд оберегал. Но откуда ни возьмись …
(Входит Безделица)
Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?
(Появляется труд, в руках он несет зерно)
Труд (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
(Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.)
Безделица. Все равно я стану владычицей Земли!
Труд. Владыкой мира будет труд!
Безделица. Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…
Труд. Будь по-твоему. (Появляется человек.) Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.
Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться (потягивается), уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Человек. (кланяется Труду) Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.
(Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.)
Безделица. Ну надо же! Труд верх берет! Эх, была не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!
(Влетают Морозы («Красный Нос» и «Синий Нос») и бегают по залу).
Труд. Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!
(Дети окружают всходы).
Морозы. Я Мороз – Красный Нос! Я Мороз Синий Нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.
(Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают Морозы убегают.)
Безделица. Ох и бездельники эти Морозы. Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!
(Вбегают Ветры.)
Ну, суши! Ну, губи!
Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро.. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.
(Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это – озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?)
Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас!
Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…
(Появляется 3-й кеолосок.)
3 колосок. Хороша твоя сказка, братец Колосок!
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий. Нелегок труд земледельца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит, где попало недоеденный кусок. Давайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
Святое дело - -вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо , чтобы прокормить народ?
1 ученик. Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
2 ученик. В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
3 ученик. В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
4 ученик. И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Ведущий Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный колосок,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
(Появляется четвертый колосок)
4 колосок. Да это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для нее название.
На пахоте два Плуга
Остановились друг напротив друга.
Один старообразный, ржавый,
Другой сияющий и моложавый.
Плуг старый молодому говорит:
- Смотрю я одного мы года
И одного завода,
Но у тебя блестящий вид,
А я, хоть и берег себя везде,-
Бывало, каменел на борозде,-
И то миную стороною,-
Совсем, совсем больной
Едва скреплю, от немочи дрожа,
Нутро изъела ржа!
В тебе ж, не видно измененья,
Как пух ворочаешь каменья!
В чем тут секрет?
Плуг моложавый произнес в ответ:
-Я камни обходить не знал заботы,
А блеск мой – это от работы!
(Проводиться конкурс названий, затем Колосок сообщает, что басня самим автором названа «О пользе труда».
Ведущий. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово!
1 ученик. Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим «Хлеб»
2 ученик. Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим «Хлеб».
3 ученик. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим «Хлеб».
4 ученик. Пусть кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим «Хлеб».
5 ученик. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
6 ученик. Если мы хоти кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном,
С белоснежным рушником.
(Дети подносят гостям каравай на блюдце с рушником.)
7 ученик. С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
8 ученик. Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
9 ученик. В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
10 ученик. В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!
(Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакате.)
Ведущий. В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было выжить назло фашистам. Живой – значит, победа!
11 уч. В дыму ленинградское небо.
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
12 уч. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
Учитель. Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе.
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах
И песней той, сто жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах.
В июльский полдень солнечного лета
Пройдется пахарь утром по жнивью
И сыну, указав рукой на поле.
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле».
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете,
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
(В конце праздника гостей приглашают к столу отведать дары поля.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "ХЛЕБ_ЧУДО ЗЕМЛИ!"
Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь чеоловека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово "хлеб" - древний и вечно необходи...
Презентация "ХЛЕБ-ЧУДО ЗЕМЛИ!"
Покуда есть хлеб да вода, всё не беда....
Классный час на тему «Хлеб- чудо Земли!»
Классный час посвящен бережному отношению к хлебу, о его значимости в жизни человека. Дает представление о том, как тема хлеба освещена в фольклоре....
Презентация к уроку "Хлеб - чудо земли"
В презентации представлены наглядные материалы, которые помогают детям с нарушенным слухом на наглядной основе понять содержание урока....
Презентация по теме "Хлеб-Чудо земли"
Презентация по воспитательной работе для детей I-II видов...
Проект по окружающему миру "Хлеб- чудо Земли!"
Социально- значимый, исследовательский проект . Ребята разделились на группы: " Историки", " Репортёры", " Фотографы", "Книголюбы". Результатом работы ста...
Классный час "Хлеб-чудо Земли".
Разработка классного часа "Хлеб-чудо Земли"...