Внеклассное мероприятие "Подвиг "Босоногого гарнизона"".
методическая разработка (3 класс) по теме

Чебакова Наталья Владимировна

Цели:

- сформировать представление учащихся начальной школы о Сталинградской битве и её героях на примере мальчишек "Босоногого гарнизона";

- воспитывать чувство патриотизма через изучение истории родной страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon B.G..doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

/Звучит запись песни «Мальчики, мальчишки»./

Ведущий: 65 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной войне - это значит, каждый 8-й житель нашей страны пал смертью храбрых. В эти суровые годы войны вместе с взрослыми вставали дети.

     Сегодня мы расскажем вам о подвиге мальчишек х. Аверинский Калачёвского района, которые любили свой дом, свой родной хутор, спорили, мечтали, и которые как могли боролись с ненавистным врагом.

Чтец : Совсем неприметную с виду   

 В деревне на тропке одной

 Ты встретишь порой пирамиду

 С горячей красной звездой.

 Ты знай – это память живая

 Стоит на посту пред тобой!

 И здесь, ни на час, не смолкая

 Ещё продолжается бой.

Ведущий: Сверкали росы в утренней тиши,

                  Спокойно волны у коряг плескались

                  Шептались меж собою камыши

                  О том, как здесь мальчишки собирались

                  И как о мести разговор вели,

                  Как о победе спорили, мечтали;

                  О том, как строго плавни берегли

                  Их радости, надежды и печали.

/ Звучит «Священная война» (1 куплет)/

Чтец: Но вдруг над страной прозвучало: «Война!»

          Нет слова зловещей, страшней на планете

          Надвинулась тучей свинцовой она

          Нежданно нагрянула к нам на рассвете.

          Ещё неизвестных столько дорог!

          И дел не начатых на море, на суше…

          Мать к сыну подсела, шепнула: «Сынок!

          Неладное что-то творится, послушай.

          Откуда быть грому – не видно грозы,

          И солнце не в тучи садилось, под вечер...»

          И соль материнской горючей слезы

          Упала Аксёну на плечи.

/ Звучит фонограмма «грохот боя»./

Ведущий: Летом 1942 года за Доном гремели пушки. Из туч с воем вылетали

-1-

горбатые немецкие самолёты. На Дону шли жестокие бои за переправы. В                          

конце июля гитлеровская армия форсировала реку Дон и заняла хутор Вертячий. 65 Армия откатывалась к Сталинграду. Днём и ночью на степных дорогах грохотали танки. За ними по пятам шагала война. По ночам полыхали колхозные поля. Это гитлеровцы перерезали дорогу и зажгли их.

Чтец:  Гудит земля. Пылит песок.

           В испуге голубь вьётся

           Идут составы на восток,

           Враг к Сталинграду рвётся.

           Уборку нив огонь ведёт,

           Хлеба под корень косит

           И ветер горько обдаёт

           Сады, дороги просек.

Ведущий: Скоро пушки и бомбы загрохотали и у хутора Вербовка. Тёплым ранним утром разрывы снарядов разбудили братьев Тимониных – Аксёна и Тимошку. Аксён был старший. Ему пошёл пятнадцатый год. Тимошка же был в хуторе первым забиякой. Не будь войны, учились бы они в школе. Сделали бы новый планер... Но война заставила ребят заниматься другими делами. Они создали отряд из 17-ти человек, чтобы бороться с фашистами.

Чтец: Тоскливо вербы смотрят ввысь,

          И уток крик отчаян...

          Однажды в пойме собрались

          Мальчишки – вербовчане

          Сидят молчат. Сжал кулаки

          Душа ребят – Аксюха.

          И слышно – вправо от реки

          Снаряды рвутся глухо.

          Он смотрит прямо всем в глаза

          Не любит слов – пустышек

          Уж если что Аксён сказал, -

          Закон для всех мальчишек.

          - Что б ни случилось, я – не трус!

         Даю вам в этом слово...

         Фашистам буду мстить, клянусь!..

         И снова стало тихо.

Чтец: Лишь звук сердец слышней, слышней,

          Во взглядах гнева вспышки

          И в пол напряжённой тишине

          Все поклялись мальчишки

          Мстить ненавистному врагу

-2-

          Везде, где только можно...

          Темь за окном на берегу

          Ложится осторожно...

          В ложбине Сёмка отыскал

          Винтовку и патроны...

          - Ребята, кто со мной идёт?

          Все поднялись ребята.

          Тревожной мглой спустилась ночь,

          Камыш дышал неровно

          И каждый думал: чем помочь

          Стране в беде огромной?

/Звучит фонограмма «грохот боя»./

Сценка «В разведке». На сцену выступают Аксён и Тимошка.

Аксён: Как думаешь, придут?

Тимошка: Должны были...

Аксён: Если не придут, значит, испугались.

Тимошка: Максимка придёт.

Аксён: Тогда втроём сбегаем на Дон.

Тимошка: Зачем?

Аксён: Как зачем? В разведку. Надо же знать, где наши, а где немцы. Понял?

     ( Оглядываясь по сторонам, появляется Максимка, в белой рубашке)

Максимка: ( взволнованно) Здравствуй, Аксён!

Аксён: ( мрачно) Здравствуй. Рубаху сними.

Максимка: Зачем это?

Аксён: В разведку надо сходить, а в белой далеко видно.

     ( Появляется Сёмка)

Аксён: ( строго) А ты зачем?

Сёмка: ( робко) С вами хочу.

Аксён: С нами? Кто тебе велел идти сюда?

Максимка: Я сказал ему. Он пришёл ко мне домой, стал проситься.

     ( Сёмка робко поглядывает на Аксёна)

Аксён: ( усмехается) Ты? Разведчик?

     ( Понурив голову, Сёмка уходит)

Аксён: Ты куда? Вертайся, пойдём с нами.

     ( Сёмка смотрит на Максимку, на Аксёна, потом тараторит)

Сёмка: Я тут все балочки знаю, все гнёзда в лесу покажу. Не верите? Вот лопнуть мне на этом месте.

     ( Аксён дружески хлопает Сёмку по плечу, и ребята идут гуськом,   пригнувшись, затем убегают и снова, запыхавшиеся, появляются на сцене)

Аксён: Стой!

     ( Раздаются звуки боя. Тимошка тревожно оглядывается по сторонам. Сёмка падает на землю. Максимка втягивает голову в плечи)

-3-

Аксён: Дорогу обстреливают.

Сёмка: Боязно.

Тимошка: ( хвастливо) А ты как думал? Война. А я вот ни чуточки не боюсь.

Аксён: Что? Не боишься?

Тимошка: Это я так. Чуточку.

Сёмка: Боишься.

Аксён: Ну, вот что, ребята. Ясно, что наши за лесом дерутся. Нужно пойти и посмотреть. Всем вместе нельзя, заметят. Мы с Тимошкой пойдём слева, а ты, Максимка, - справа. Сойдёмся вон под тем деревом, за поляной.

     ( Разведчики делятся на две группы и уходят, затем появляются Аксён и Тимошка)

Аксён: Ты по сторонам гляди.

Тимошка: А я смотрю. Это тоже нужно.

     ( Показывает брату обойму от патронов. Появляется с другой стороны  Максимка)

Аксён: А Сёмка где?

Максимка: (разводит руками) Потерялся. Всё время шёл сзади, а потом как сквозь землю провалился.

Аксён: Нужно искать.

     ( Мальчишки собираются уходить, но появляется Сёмка)

Сёмка:  Куда вы, ребята?

Аксён: Где ты был?

Сёмка: Айда за мной, ребята, я винтовки нашёл.

Тимошка: Брешешь. С испугу померещилось.

Сёмка: Это я брешу? Лопнуть мне на этом месте, винтовки видел! Штук двадцать, а может быть и больше.

     ( Ведёт ребят к « камышам», там находится ящик)

Сёмка: Глядите.

     ( Ребята рассматривают винтовки)

Аксён: Надо бежать в хутор. Расскажем сержанту.

Максимка: А винтовки здесь оставим?

Аксён: Оставим. Только давайте нарвём травы и прикроем их. Запомните это место.

Максимка: Запомним.

     ( Прячут винтовки и уходят)

Ведущий: Но вот немцы вошли в сам хутор. За окном сапог тяжёлых топот, наглый смех, огонь и дым густой.

Движется арийская Европа

По знакомой улице родной.

И сразу же гарнизон юных мстителей начинает действовать.

Ведущий: На краю хутора в амбарах немцы прятали продукты. Об этом узнал

-4-

Тимошка. Он то и предложил Аксёну совершить налёт на склады фашистов.

          - Пошевеливайся, живей!...

          Надзирательный голос слышен

          У амбара притих Тимофей,

          Каждый голос знаком мальчишке.

          Мама Федькина из пшена

          Наварила немного каши.

          Говорила вчера она:

          - Пухнут с голода люди наши.

          Вытирает мальчишка пот,

          Вдруг- шаги, всё слышнее, ближе

          По тропе часовой идёт,

          Повернулся, ушёл, всё тихо.

Ведущий: Операция прошла отлично. Ребятам удалось вытащить у немцев ящики с продуктами и мешок с письмами. Немецкие письма они утопили в реке. А вскоре в лесу Аксён встретил раненого советского офицера. Аксён спросил у него: « А правду немцы говорят, что Сталинград сдался?». «Сдался?- ответил раненый.-Врут. Народ мутят. Этот город они не возьмут».

Ведущий: (держит в руках листовку со звездой) И снова Вербовка всколыхнулась. Кто-то увидел на сельсовете объявление. И оно было необычное. Тремя разными карандашами на листке тетрадной бумаги было написано: « Товарищи! Немцы брешут, что советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался: город на Волге наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам.».  Внизу красовалась яркая звезда, а под ней стояла подпись: « Партизаны».

Чтец: Прощался со степью

          Закат, догорая,

          Уже на заборе

          Листовка, другая.

          А плавни хранили

          Надёжно и строго

          Все тайны мальчишек,

          Их горе и гнев.

          И стали мальчишки

          Взрослее намного,

          В ребячестве, в детстве

          Побыть не успев.

Ведущий: Фашисты в хуторе всполошились. Комендант издал приказ о

смертной казне каждого, кто скрывает партизан, назначил награду за их

-5-

поимку, но партизаны были неуловимы. Однако после дерзкого налёта ребят на немецкую почту, немцы усилили караулы, староста всё подозрительнее следил за Аксёном Тимониным и его друзьями. А комендант грозился сжечь дотла мятежный хутор, если через неделю не будут пойманы « красные бандиты». 4 ноября 1942 года немцы предприняли облаву на ребят. Они врывались в хаты, силой брали мальчиков и избивали их палками. Затем выбрасывали детей на улицу и, издеваясь, требовали, чтобы каждый оговаривал кого- либо из своих товарищей. Избив детей до потери сознания, немцы бросили их в крытую холодную автомашину.

Чтец: Та осень была

          Для мальчишек последней,

          А как же хотелось

          На свете пожить!

          Их предал тот самый,

          Что гнулся сосиской,

          Что камень за пазухой

          Долго носил.

          Аресты и обыски.

          Всех их забрали.

          И руки сковали им палачи.

          Мальчишки лежали

          И не было стона,

          В ушах только плети

          Яростный свист...

Ведущий: Мальчишки ещё не герои...

          Ещё не знает страна...

          Но близится двадцать второе...

          Стоит у порога война.

          Конечно, подумать- кому она легче,

          Лихая година была?

          Но всё же война и на детские плечи

          Всей тяжестью взрослой легла...

          Мальчишек фашисты вели на расстрел.

          Не успели они домечтать и допеть.

          Не успели, Россия, твои озорные мальчишки

          Подрасти и до звёзд долететь!

Ведущий: Гитлеровские изверги арестовали 17 мальчишек, 2 матерей и одного отца. Схвачены немцами были: Махин Иван-11 лет, Егоров Николай-12 лет, Горин Василий-13 лет, Тимонин Тимофей-12 лет, Тимонин Аксён-14 лет, Егоров Василий-13 лет, Манжин Семён-9 лет,

-6-

Назаркин Никифор-12 лет, Головлёв Константин-13 лет, Сафонов

Емельян-12 лет, Церковников Максим-13 лет, Семёнов Анатолий-10 лет, Ребриков Григорий-12 лет, Сафонов Сергей-12 лет, Силкин Нестор-11 лет, Силкин Фёдор-13 лет, Головлёв Филип-13 лет.

Вместе с детьми в эту же машину фашисты посадили Тимонина Филипа Дмитриевича- отца Тимониных Аксёна и Тимофея, Головлёву Дарью Ивановну- мать Головлёва Константина и Сафонову Степаниду Акимовну – мать Сафонова Емельяна.

Дети и трое взрослых находились под арестом в холодной автомашине. Мальчики после истязаний были в крови, с опухшими и окровавленными лицами, все в синяках. Немцы с 4 по 7 ноября врывались в автомашину по несколько раз в день, снова избивая детей, грозили им расстрелом и виселицей. После трёхдневного издевательства над детьми в автомашине были оставлены 10 мальчиков, приговорённых к расстрелу.

7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал население на площадь хутора Аверинского и через немецкого переводчика объявил, что мальчиков расстреляют. Измученных после пыток детей начали выводить связанными по 5 человек к силосной яме, где и расстреляли их под смех и шум пьяных немцев.                                                                                                                Были расстреляны: Аксён иТимофейТимонины,Василий и Николай Егоровы,  Семён Манжин, Константин Головлёв, Никифор Назаркин, Емельян  Сафонов, Василий Горин и Иван Махин.

Чтец: Плескались волны в утренней тиши,

          Туман подёрнул лёгкой дымкой дали.

          Шептали быль густые камыши

          О том, как патриоты умирали.

          Они молчали. Страшное сбылось.

          В глаза убийцам все смотрели прямо,

          Лишь у кого-то только сорвалось

          Совсем по- детски ласковое: « Мама...»

          Потом качнулись тополь, серый дом.

          В последний раз обдал мальчишек ветер...

          Случилось это всё в сорок втором,

          И никогда им не встречать рассветы.

          Позарастали ерики травой,

          Склонили ивы головы устало...

          Ты входишь в школу- и перед тобой

          Портреты тех, кого давно не стало.

          Кто отдал жизнь, чтоб жить тебе и мне,

          Кто не хотел с неволею мириться...

          Висят портреты в школе на стене-

-7-

          Весёлые, задумчивые лица.

          И пусть года проходят чередой,

          Другие дети пусть листают книжки,

          Но сохранятся в памяти людской

          Навечно босоногие мальчишки.

Чтец: Вспыхнула алая зорька,

          Травы склонились у ног.

          Ах, как тревожно и горько

          Пахнет степной полынок!

          Тихое время заката

          В Дон опустило крыло...

          Ах вы, ребята, ребята!

          Сколько вас здесь полегло!

          Как вы все молоды были,

          Как вам пришлось воевать...

          Вот мы о вас не забыли-

          Как нам о вас забывать!

Ведущий: С каждым годом от нас всё дальше и дальше война, а участников войны остаётся всё меньше и меньше. Мальчикам, которым в дни победы 1945 года было 16-17 лет, сейчас, через 65 лет после окончания войны, уже за 80. Давайте же внимательнее и бережнее к ним относиться, ведь нашей жизни мы обязаны им.

-8-

 

                                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .

Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...