Внеклассное мероприятие "Подвиг "Босоногого гарнизона"".
методическая разработка (3 класс) по теме
Цели:
- сформировать представление учащихся начальной школы о Сталинградской битве и её героях на примере мальчишек "Босоногого гарнизона";
- воспитывать чувство патриотизма через изучение истории родной страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
B.G..doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
/Звучит запись песни «Мальчики, мальчишки»./
Ведущий: 65 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Более 20 миллионов советских людей погибло в той страшной войне - это значит, каждый 8-й житель нашей страны пал смертью храбрых. В эти суровые годы войны вместе с взрослыми вставали дети.
Сегодня мы расскажем вам о подвиге мальчишек х. Аверинский Калачёвского района, которые любили свой дом, свой родной хутор, спорили, мечтали, и которые как могли боролись с ненавистным врагом.
Чтец : Совсем неприметную с виду
В деревне на тропке одной
Ты встретишь порой пирамиду
С горячей красной звездой.
Ты знай – это память живая
Стоит на посту пред тобой!
И здесь, ни на час, не смолкая
Ещё продолжается бой.
Ведущий: Сверкали росы в утренней тиши,
Спокойно волны у коряг плескались
Шептались меж собою камыши
О том, как здесь мальчишки собирались
И как о мести разговор вели,
Как о победе спорили, мечтали;
О том, как строго плавни берегли
Их радости, надежды и печали.
/ Звучит «Священная война» (1 куплет)/
Чтец: Но вдруг над страной прозвучало: «Война!»
Нет слова зловещей, страшней на планете
Надвинулась тучей свинцовой она
Нежданно нагрянула к нам на рассвете.
Ещё неизвестных столько дорог!
И дел не начатых на море, на суше…
Мать к сыну подсела, шепнула: «Сынок!
Неладное что-то творится, послушай.
Откуда быть грому – не видно грозы,
И солнце не в тучи садилось, под вечер...»
И соль материнской горючей слезы
Упала Аксёну на плечи.
/ Звучит фонограмма «грохот боя»./
Ведущий: Летом 1942 года за Доном гремели пушки. Из туч с воем вылетали
-1-
горбатые немецкие самолёты. На Дону шли жестокие бои за переправы. В
конце июля гитлеровская армия форсировала реку Дон и заняла хутор Вертячий. 65 Армия откатывалась к Сталинграду. Днём и ночью на степных дорогах грохотали танки. За ними по пятам шагала война. По ночам полыхали колхозные поля. Это гитлеровцы перерезали дорогу и зажгли их.
Чтец: Гудит земля. Пылит песок.
В испуге голубь вьётся
Идут составы на восток,
Враг к Сталинграду рвётся.
Уборку нив огонь ведёт,
Хлеба под корень косит
И ветер горько обдаёт
Сады, дороги просек.
Ведущий: Скоро пушки и бомбы загрохотали и у хутора Вербовка. Тёплым ранним утром разрывы снарядов разбудили братьев Тимониных – Аксёна и Тимошку. Аксён был старший. Ему пошёл пятнадцатый год. Тимошка же был в хуторе первым забиякой. Не будь войны, учились бы они в школе. Сделали бы новый планер... Но война заставила ребят заниматься другими делами. Они создали отряд из 17-ти человек, чтобы бороться с фашистами.
Чтец: Тоскливо вербы смотрят ввысь,
И уток крик отчаян...
Однажды в пойме собрались
Мальчишки – вербовчане
Сидят молчат. Сжал кулаки
Душа ребят – Аксюха.
И слышно – вправо от реки
Снаряды рвутся глухо.
Он смотрит прямо всем в глаза
Не любит слов – пустышек
Уж если что Аксён сказал, -
Закон для всех мальчишек.
- Что б ни случилось, я – не трус!
Даю вам в этом слово...
Фашистам буду мстить, клянусь!..
И снова стало тихо.
Чтец: Лишь звук сердец слышней, слышней,
Во взглядах гнева вспышки
И в пол напряжённой тишине
Все поклялись мальчишки
Мстить ненавистному врагу
-2-
Везде, где только можно...
Темь за окном на берегу
Ложится осторожно...
В ложбине Сёмка отыскал
Винтовку и патроны...
- Ребята, кто со мной идёт?
Все поднялись ребята.
Тревожной мглой спустилась ночь,
Камыш дышал неровно
И каждый думал: чем помочь
Стране в беде огромной?
/Звучит фонограмма «грохот боя»./
Сценка «В разведке». На сцену выступают Аксён и Тимошка.
Аксён: Как думаешь, придут?
Тимошка: Должны были...
Аксён: Если не придут, значит, испугались.
Тимошка: Максимка придёт.
Аксён: Тогда втроём сбегаем на Дон.
Тимошка: Зачем?
Аксён: Как зачем? В разведку. Надо же знать, где наши, а где немцы. Понял?
( Оглядываясь по сторонам, появляется Максимка, в белой рубашке)
Максимка: ( взволнованно) Здравствуй, Аксён!
Аксён: ( мрачно) Здравствуй. Рубаху сними.
Максимка: Зачем это?
Аксён: В разведку надо сходить, а в белой далеко видно.
( Появляется Сёмка)
Аксён: ( строго) А ты зачем?
Сёмка: ( робко) С вами хочу.
Аксён: С нами? Кто тебе велел идти сюда?
Максимка: Я сказал ему. Он пришёл ко мне домой, стал проситься.
( Сёмка робко поглядывает на Аксёна)
Аксён: ( усмехается) Ты? Разведчик?
( Понурив голову, Сёмка уходит)
Аксён: Ты куда? Вертайся, пойдём с нами.
( Сёмка смотрит на Максимку, на Аксёна, потом тараторит)
Сёмка: Я тут все балочки знаю, все гнёзда в лесу покажу. Не верите? Вот лопнуть мне на этом месте.
( Аксён дружески хлопает Сёмку по плечу, и ребята идут гуськом, пригнувшись, затем убегают и снова, запыхавшиеся, появляются на сцене)
Аксён: Стой!
( Раздаются звуки боя. Тимошка тревожно оглядывается по сторонам. Сёмка падает на землю. Максимка втягивает голову в плечи)
-3-
Аксён: Дорогу обстреливают.
Сёмка: Боязно.
Тимошка: ( хвастливо) А ты как думал? Война. А я вот ни чуточки не боюсь.
Аксён: Что? Не боишься?
Тимошка: Это я так. Чуточку.
Сёмка: Боишься.
Аксён: Ну, вот что, ребята. Ясно, что наши за лесом дерутся. Нужно пойти и посмотреть. Всем вместе нельзя, заметят. Мы с Тимошкой пойдём слева, а ты, Максимка, - справа. Сойдёмся вон под тем деревом, за поляной.
( Разведчики делятся на две группы и уходят, затем появляются Аксён и Тимошка)
Аксён: Ты по сторонам гляди.
Тимошка: А я смотрю. Это тоже нужно.
( Показывает брату обойму от патронов. Появляется с другой стороны Максимка)
Аксён: А Сёмка где?
Максимка: (разводит руками) Потерялся. Всё время шёл сзади, а потом как сквозь землю провалился.
Аксён: Нужно искать.
( Мальчишки собираются уходить, но появляется Сёмка)
Сёмка: Куда вы, ребята?
Аксён: Где ты был?
Сёмка: Айда за мной, ребята, я винтовки нашёл.
Тимошка: Брешешь. С испугу померещилось.
Сёмка: Это я брешу? Лопнуть мне на этом месте, винтовки видел! Штук двадцать, а может быть и больше.
( Ведёт ребят к « камышам», там находится ящик)
Сёмка: Глядите.
( Ребята рассматривают винтовки)
Аксён: Надо бежать в хутор. Расскажем сержанту.
Максимка: А винтовки здесь оставим?
Аксён: Оставим. Только давайте нарвём травы и прикроем их. Запомните это место.
Максимка: Запомним.
( Прячут винтовки и уходят)
Ведущий: Но вот немцы вошли в сам хутор. За окном сапог тяжёлых топот, наглый смех, огонь и дым густой.
Движется арийская Европа
По знакомой улице родной.
И сразу же гарнизон юных мстителей начинает действовать.
Ведущий: На краю хутора в амбарах немцы прятали продукты. Об этом узнал
-4-
Тимошка. Он то и предложил Аксёну совершить налёт на склады фашистов.
- Пошевеливайся, живей!...
Надзирательный голос слышен
У амбара притих Тимофей,
Каждый голос знаком мальчишке.
Мама Федькина из пшена
Наварила немного каши.
Говорила вчера она:
- Пухнут с голода люди наши.
Вытирает мальчишка пот,
Вдруг- шаги, всё слышнее, ближе
По тропе часовой идёт,
Повернулся, ушёл, всё тихо.
Ведущий: Операция прошла отлично. Ребятам удалось вытащить у немцев ящики с продуктами и мешок с письмами. Немецкие письма они утопили в реке. А вскоре в лесу Аксён встретил раненого советского офицера. Аксён спросил у него: « А правду немцы говорят, что Сталинград сдался?». «Сдался?- ответил раненый.-Врут. Народ мутят. Этот город они не возьмут».
Ведущий: (держит в руках листовку со звездой) И снова Вербовка всколыхнулась. Кто-то увидел на сельсовете объявление. И оно было необычное. Тремя разными карандашами на листке тетрадной бумаги было написано: « Товарищи! Немцы брешут, что советская власть разбита. Брешут, сволочи, что Сталинград сдался: город на Волге наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам.». Внизу красовалась яркая звезда, а под ней стояла подпись: « Партизаны».
Чтец: Прощался со степью
Закат, догорая,
Уже на заборе
Листовка, другая.
А плавни хранили
Надёжно и строго
Все тайны мальчишек,
Их горе и гнев.
И стали мальчишки
Взрослее намного,
В ребячестве, в детстве
Побыть не успев.
Ведущий: Фашисты в хуторе всполошились. Комендант издал приказ о
смертной казне каждого, кто скрывает партизан, назначил награду за их
-5-
поимку, но партизаны были неуловимы. Однако после дерзкого налёта ребят на немецкую почту, немцы усилили караулы, староста всё подозрительнее следил за Аксёном Тимониным и его друзьями. А комендант грозился сжечь дотла мятежный хутор, если через неделю не будут пойманы « красные бандиты». 4 ноября 1942 года немцы предприняли облаву на ребят. Они врывались в хаты, силой брали мальчиков и избивали их палками. Затем выбрасывали детей на улицу и, издеваясь, требовали, чтобы каждый оговаривал кого- либо из своих товарищей. Избив детей до потери сознания, немцы бросили их в крытую холодную автомашину.
Чтец: Та осень была
Для мальчишек последней,
А как же хотелось
На свете пожить!
Их предал тот самый,
Что гнулся сосиской,
Что камень за пазухой
Долго носил.
Аресты и обыски.
Всех их забрали.
И руки сковали им палачи.
Мальчишки лежали
И не было стона,
В ушах только плети
Яростный свист...
Ведущий: Мальчишки ещё не герои...
Ещё не знает страна...
Но близится двадцать второе...
Стоит у порога война.
Конечно, подумать- кому она легче,
Лихая година была?
Но всё же война и на детские плечи
Всей тяжестью взрослой легла...
Мальчишек фашисты вели на расстрел.
Не успели они домечтать и допеть.
Не успели, Россия, твои озорные мальчишки
Подрасти и до звёзд долететь!
Ведущий: Гитлеровские изверги арестовали 17 мальчишек, 2 матерей и одного отца. Схвачены немцами были: Махин Иван-11 лет, Егоров Николай-12 лет, Горин Василий-13 лет, Тимонин Тимофей-12 лет, Тимонин Аксён-14 лет, Егоров Василий-13 лет, Манжин Семён-9 лет,
-6-
Назаркин Никифор-12 лет, Головлёв Константин-13 лет, Сафонов
Емельян-12 лет, Церковников Максим-13 лет, Семёнов Анатолий-10 лет, Ребриков Григорий-12 лет, Сафонов Сергей-12 лет, Силкин Нестор-11 лет, Силкин Фёдор-13 лет, Головлёв Филип-13 лет.
Вместе с детьми в эту же машину фашисты посадили Тимонина Филипа Дмитриевича- отца Тимониных Аксёна и Тимофея, Головлёву Дарью Ивановну- мать Головлёва Константина и Сафонову Степаниду Акимовну – мать Сафонова Емельяна.
Дети и трое взрослых находились под арестом в холодной автомашине. Мальчики после истязаний были в крови, с опухшими и окровавленными лицами, все в синяках. Немцы с 4 по 7 ноября врывались в автомашину по несколько раз в день, снова избивая детей, грозили им расстрелом и виселицей. После трёхдневного издевательства над детьми в автомашине были оставлены 10 мальчиков, приговорённых к расстрелу.
7 ноября 1942 года немецкий комендант согнал население на площадь хутора Аверинского и через немецкого переводчика объявил, что мальчиков расстреляют. Измученных после пыток детей начали выводить связанными по 5 человек к силосной яме, где и расстреляли их под смех и шум пьяных немцев. Были расстреляны: Аксён иТимофейТимонины,Василий и Николай Егоровы, Семён Манжин, Константин Головлёв, Никифор Назаркин, Емельян Сафонов, Василий Горин и Иван Махин.
Чтец: Плескались волны в утренней тиши,
Туман подёрнул лёгкой дымкой дали.
Шептали быль густые камыши
О том, как патриоты умирали.
Они молчали. Страшное сбылось.
В глаза убийцам все смотрели прямо,
Лишь у кого-то только сорвалось
Совсем по- детски ласковое: « Мама...»
Потом качнулись тополь, серый дом.
В последний раз обдал мальчишек ветер...
Случилось это всё в сорок втором,
И никогда им не встречать рассветы.
Позарастали ерики травой,
Склонили ивы головы устало...
Ты входишь в школу- и перед тобой
Портреты тех, кого давно не стало.
Кто отдал жизнь, чтоб жить тебе и мне,
Кто не хотел с неволею мириться...
Висят портреты в школе на стене-
-7-
Весёлые, задумчивые лица.
И пусть года проходят чередой,
Другие дети пусть листают книжки,
Но сохранятся в памяти людской
Навечно босоногие мальчишки.
Чтец: Вспыхнула алая зорька,
Травы склонились у ног.
Ах, как тревожно и горько
Пахнет степной полынок!
Тихое время заката
В Дон опустило крыло...
Ах вы, ребята, ребята!
Сколько вас здесь полегло!
Как вы все молоды были,
Как вам пришлось воевать...
Вот мы о вас не забыли-
Как нам о вас забывать!
Ведущий: С каждым годом от нас всё дальше и дальше война, а участников войны остаётся всё меньше и меньше. Мальчикам, которым в дни победы 1945 года было 16-17 лет, сейчас, через 65 лет после окончания войны, уже за 80. Давайте же внимательнее и бережнее к ним относиться, ведь нашей жизни мы обязаны им.
-8-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).
Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...
Технологическая карта открытого внеклассного мероприятия к 23 февраля для 2-4 классов «Вперед, мальчишки!» Сценарий внеклассного турнира - викторины к 23 февраля .
Данное мероприятие способствует воспитанию у учащихся любви к Родине, уважения к ее защитникам, стремления служить Отечеству; формирование позитивного нравственного климата в коллективе....
Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"
Данное занятие посвящено памяти героев Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...