Урок русского языка в начальной школе 4 класс по теме "Местоимения. Личные местоимения"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка "съемка кинофильма" по теме: "Местоимение. Личные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Учитель | Солодова Нелли Витальевна |
Класс | 4.7 |
Дата | 13.02. 2025г |
Тема урока | Местоимение. Личные местоимения. |
Тип урока | Повторение изученного материала |
Цель урока | Повторение и систематизация знаний о личных местоимениях. Участие в процессе создания сценария и его исполнения. |
Задачи урока | Содействовать развитию умения наблюдать, исследовать местоимение как части речи; - определить положение местоимения в системе частей речи -повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; - совершенствовать умения находить местоимения в тексте; -формировать орфографические навыки; -формировать умения структурировать информацию; -содействовать воспитанию интереса к русскому языку. |
Планируемые результаты
| Предметные умения: – знать, что такое местоимение;
Универсальные учебные действия (УУД) Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать); -формировать мотивацию к учению и познанию; -формировать уважение к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. -осознавать значимой правильной, грамотной речи; -употреблять в устной речи местоимения в соответствии с правилами вежливого обращения. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу на уроке; |
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Коммуникативные: -владеть диалогической формой коммуникации;
-формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Познавательные: -определять круг своего незнания; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
|
Организация учебного пространства
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Чтение (работа над стихотворением)
| Электронная презентация, слайдовый материал, карточки с учебными заданиями, таблички для составления кластера | Фронтальная, индивидуальная работа, работа в группах
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Презентация, дополнительные материалы | ||
1.Организационный этап. Этап мотивации к учебной деятельности | Доброе утро, ребята! Сегодня у нас открытый урок, к нам пришли гости, повернитесь к гостям, в знак приветствия улыбнитесь им. Теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
| Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их. | |||
2. Актуализация знаний с выявлением затруднения | Прочитайте строки из стихотворения А.Барто «Сильное кино». И вот он начал свой рассказ; -Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зля! Они ей – раз! Она им - раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно… - Объясните, почему трудно понять содержание фильма? Какая часть речи часто повторяется? Для чего используются местоимения в речи? | Читают или слушают стихотворение. Рассуждают о том, что личные местоимения только указывают на предмет, но не называют его, поэтому трудно понять содержание текста. Называют часть речи- местоимение. Местоимения играют ключевую роль в языке, которая помогает строить связные высказывания, избегать повторов. | |||
3.Постановка проблемы, постановка учебной задачи. Определение темы урока. | - Сформулируйте тему нашего урока. Какой части речи будет посвящен наш урок? Какой вид местоимений мы с вами изучали? Какую учебную цель поставим перед собой? Какие задачи поставим перед собой для достижения этой цели? | Называют тему урока – Местоимения Личные местоимения. Обобщить знания по теме местоимение как часть речи. | |||
4.Организация познавательной деятельности | Я предлагаю вам сегодня на уроке снять фильм о местоимении. Я режиссер и оператор, а вы- актеры. Каждая группа готовит свой сценарий. На ваших столах лежат конверты с материалами, которые вы будете использовать при ответах на поставленные задачи и рабочие листы. Один рабочий лист вы заполняете вместе, на половинке листа (А5) индивидуальные задания. После этого вы совещаетесь, формулируя вывод по своей задаче, и собираете кластер у доски. Сбор кластеров у доски будут являться кадрами нашего фильма. 1 группа задача – определить положение местоимения в системе частей речи 2 группа задача – выделение местоимения среди других частей речи; найти лишнее слово в ряду и объяснить почему. 3 группа задача – дать определение местоимению 4 группа - просклонять местоимение по падежам 5 группа - 1) устранить неоправданные повторы в тексте; 2) найти и исправить ошибки в употреблении местоимений, записать правильные предложения. Сейчас мы будем работать в группах, а для этого нам надо повторить правила работы. На выполнение групповой работы отводится 5 минут. Но перед этим прошу вас придумать название команды с использованием местоимения. А теперь запишите состав своей группы и роль для каждого участника. Засекается время. Во время работы группы могут обращаться с вопросами и учитель корректирует их работу. После истечения 5 минут выступает 1 команда. Задание: - Определить положение местоимения в системе частей речи. Молодцы! Снято! Дальше выступает 2 команда 1 задание: выделить местоимения среди других частей речи. 2 задание: На слайде написаны несколько рядов слов, в которых надо исключить лишнее и объяснить почему Я, на, они, ты Она, они, он, оно Мной, мне, мил, меня Ты, вы, тебе, она Нос, нас, нож, нюх Перед, тебя, под, от. Молодцы! Снято! Дальше выступает 3 команда. Задание: - дать определение местоимению, рассказать о грамматических признаках этой части речи. | Принимают учебную задачу Повторяют правила работы в группах
Придумывают и записывают Дети выходят к доске и собирают кластер по частям речи. Помощник оператора даёт сигнал кинохлопушкой и говорит «Камера, мотор!» Ученики рассказывают о положении местоимения в системе частей речи и делают вывод о том, что местоимение является самостоятельной частью речи, обладает значением, может указывать на предмет. Изменяется по падежам, числам, лицам. Могут выполнять функцию подлежащего, дополнения и других членов предложения. С помощью игры «Собери мороженое» дети распределяют слова по частям речи. После слов «Камера, мотор» рассказывают, как определили местоимения. Делают вывод, где объясняют, что похожи местоимения со служебными частями речи (состоят из 1-3х букв), но имеют свои грамматические признаки. Остальные части речи выполняют свои специфические задачи. Ученики находят в первой строке «на» - потому что это предлог; во второй «они» - мн.ч.; в третьей – «мил» -краткое прил.; в четвертой – «тебе» - местоимение стоит в Д.п, остальные в Им.п. В пятой строке – «нас» это местоимения, остальные – сущ. В шестой – «тебя» это местоимение, остальные предлоги. Делают вывод о том, что местоимения отличаются от других частей по грамматическим признакам, указывают на предмет. Ребята собирают кластер «Местоимение» Помощник оператора даёт сигнал кинохлопушкой и говорит «Камера, мотор!» Дают определение. Делают вывод о том, что местоимение имеют такие грамматические признаки, как лицо, число и род у 3скл, ед.ч Зная, что такое местоимение м ы учимся правильно и красиво строить речь. | |||
5.Физкультминутка | Предлагаю немного отдохнуть и размяться. Звучит музыка «Родина моя» Я, ты, он, она, Вместе - целая страна. Вместе - дружная семья, В слове «мы» - сто тысяч «я» Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!
Над тобою солнце светит, Родина моя, Ты прекрасней всех на свете, Родина моя! Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озера и бурлящие моря. Кто был внимательным и заметил, какие слова - местоимения встретились в физкультминутке? Правильно, но есть еще местоимения такие как «моя, твои», они относятся к другим разрядам, которые вы будете изучать в 5 классе. Выступает 4 команда. Задание: - просклонять местоимения по падежам. Выступает 5 команда. 1 задание: – Прочитать текст и найти неоправданные лексические повторы. Устранить их. 2 задание: - найти и исправить ошибки в употреблении местоимений, записать правильные предложения.
Молодцы, теперь у нас получился настоящий учебный фильм, который мы посмотрим на следующем уроке. | Дети отвечают я, ты, он, она, мы, тобою. Склоняют местоимения и делают вывод о том, что правильное склонение помогает сделать речь грамматически правильной. Исправляют текст и делают вывод о том, что замена существительных на местоимения помогает избежать повторов, делает речь плавной и лаконичной. Исправляют ошибки в употреблении местоимений и делают вывод: понимание правильного употребления местоимений помогает сформировать языковую культуру. | |||
6. Закрепление. Этап включения в систему знаний и повторения. | Ну что, решили ли мы все задачи? Что вспомнили? Расскажите, используя кластер. Достигли ли мы цели? А теперь перед вами последняя задача. На индивидуальных листах выполнить итоговое задание. Оцените свою работу. Оцените свою работу в группе. | Дети отвечают, что достигли и повторяют. О чем говорили на уроке. Дети выполняют работу на индивидуальных листах, которые выбрали: базового или повышенного уровня. | |||
Рефлексия | После съемки фильма хочу взять небольшое интервью у актеров. Беру микрофон и говорю: Канал 4.7 – Мы сняли фильм о местоимении. А какое ваше любимое местоимение и почему? | Варианты ответов: - Мне нравится местоимение "я", потому что оно помогает мне выражать свои мысли и чувства. Когда я говорю "я", я показываю, что говорю о себе, о том, что я делаю или что я чувствую. Оно делает меня уникальным, и с его помощью я могу поделиться своими переживаниями с другими. - Я люблю 'оно', потому что оно может обозначать что-то неочевидное или общее. Например, когда я говорю 'оно важно', это может относиться к чему угодно, от событий до отношений! - "'Вы' — это вежливое местоимение, и оно помогает мне уважительно обращаться к взрослым или людям, которых я не очень хорошо знаю. Это дает ощущение формальности и уважения." - "Мне нравится 'ты', потому что оно делает общение более личным и дружеским. Когда я обращаюсь к кому-то на 'ты', я чувствую, что устанавливаю близкий контакт." - "Нравится местоимение 'мы', потому что оно указывает на командный дух. Оно объединяет людей и показывает, что мы все вместе, как одна семья или группа друзей." - "'Мы нравится, потому что оно символизирует дружбу и коллектив. Когда я говорю 'мы', я чувствую, что мы вместе и можем справиться с любой задачей." | |||
Спасибо за ваши ответы. Я хочу, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение «МЫ» | |||||
Домашнее задание | Домашнее задание будет носить творческий характер. Нарисуйте афишу к нашему фильму. Придумайте название фильма. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по УМК "Школа -2100" по теме "Разбор местоимения как части речи"
Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Разбор местоимения как части речи" предназначен для учителей, работающих по УМК "Школа - 2100"....
Урок русского языка для 4-го класса. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельн...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.
Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"
Местоимения с предлогами в русском языке всегда пишутся раздельно.Вот несколько правил:Перед формами косвенных падежей местоимения "я" предлоги, оканчивающиеся на согласные (под, над, с, пер...