История падежей.
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Термин «падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падеж был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – «падать». Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую сторону и изменением, «падением» имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 531.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки УР
БПОУ УР «Воткинский музыкально-педагогический колледж
имени П.И.Чайковского»
Тема:
История падежей русского языка.
Выполнил:
Буйских Алина Владимировна
Специальность –
Преподавание в начальных классах
Курс - 2 Группа 25
Форма обучения – очная
Руководитель:
Маркова Т.В.
2022
Компоненты паспорта | Описание исследовательского проекта |
ФИО автора проекта | Буйских Алина Владимировна |
Тема проекта | История падежей русского языка. |
Актуальность проекта | Русский язык довольно сложный язык, особенно для иностранцев. Но даже нам не всегда удается писать без ошибок. Не все люди знают об истории происхождения предложного падежа. Сможем ли мы правильно писать, если не будем знать об этом? |
Проблема исследования | Недостаточное количество знаний у учеников о происхождении падежей. |
Объект исследования | Предложный падеж. |
Цель проекта | Познакомиться с историей происхождения предложного падежа. |
Задачи проекта | Собрать информацию о происхождении предложного падежа в русском языке; Воспитывать у детей любовь к русскому языку. |
Гипотеза исследования | Предположим, что человек, знающий о происхождении предложного падежа, является более образованным и грамотным. |
Методы исследования | Теоретические, эмпирические. |
Тип проекта (по продолжительности) | Краткосрочный. |
Этапы реализации проекта, краткое их описание | Подготовительный этап:
Проектировочный этап:
Практический этап:
|
Оборудование для проведения исследования | Цветные материалы, листы А4, ручка, простой карандаш, тетрадный лист. |
Продукт проекта | Творческий рисунок об истории происхождения предложного падежа. |
Перспектива проекта | Привлечение детей, а также их родителей к реализации проекта. |
Используемые источники |
|
Введение
Термин «падеж» пришёл в славянскую грамматику из старославянского языка, где падеж был дословным переводом греческого слова ptosis, производного от глагола pipto – «падать». Предполагается, что это слово взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну то на другую сторону и изменением, «падением» имени существительного с получением им того или иного падежного окончания. Таким образом слово "падеж" обозначает изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.
Сейчас в русском языке выделяют 6 падежей.
«Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» - знаменитая фраза, помогающая многим школьникам запомнить перечень и порядок следования русских падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Но знаете ли вы откуда появились названия падежей?
Объект исследования- предложный падеж.
Предмет исследования- падежи русского языка.
Актуальность- русский язык довольно сложный язык, особенно для иностранцев. Но даже нам не всегда удается писать без ошибок. Не все люди знают об истории происхождения предложного падежа. Сможем ли мы правильно писать, если не будем знать об этом?
Проблема- недостаточное количество знаний у учеников о происхождении предложного падежа.
Цель исследовательской работы:
Познакомиться с историей происхождения предложного падежа.
Задачи исследовательской работы:
- Собрать информацию о происхождении предложного падежа в русском языке;
- Воспитывать у детей любовь к русскому языку.
Гипотеза- предположим, что человек, знающий происхождения предложного падежа, является более образованным и грамотным.
Методы исследования:
- Теоретические;
- Эмпирические.
Тип проекта- краткосрочный.
Обзор литературы
В русском языке выделяют шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Для определения падежа существительного используют вспомогательные слова и вопросы. От этого зависит написание окончания слова.
После принятия христианства на Руси возникла потребность в обучении людей грамоте. Чтобы это сделать, нужно было нормировать или систематизировать язык. Грамматик в то время ещё не существовало.
В начале XIV века из различных греческих грамматических трактатов было составлено в Сербии сочинение "О восьми частях слова" (то есть "речи"). В соответствии с греческой системой для славянского языка определяется пять падежей. Названия их, как и само слово "падеж" (или "падение") были образованы путём перевода слова по частям соответствующих греческих терминов.
Слово "падеж" (греческое ptosis) обозначало изменение окончания, благодаря которому слово становится в определённые отношения к другим словам.
Именительный падеж, оказывается носил имя «прямой»
Существительное в этом падеже – это прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Назвать прямой падеж «именительным» впервые предложил в своей грамматике Метелий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало «именующий, называющий имя». Поэтому, Именительный – тот, который называет по имени, именует. Все остальные падежи являются по отношению к нему косвенными, так как они клоняются, то есть отклоняются от него.
Примеры: КТО? - птица, лягушка. ЧТО? - дерево, самолёт.
Слово помощник – есть (есть кто? что?)
Родительный падеж назывался «родный»
Получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого слова genike - означает «полученный с рождения» Его главная функция – обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?
Примеры: КОГО? – у кого котёнок? (у кошки); кого много на дереве? (ворон); кого много под деревом? (воробьев); у кого нет мяча? (у мальчика). ЧЕГО? – чего много в лесу? (деревьев); чего много в корзине? (капусты); чего много? (гнёзд).
Слово помощник – нет (нет кого? чего?)
Дательный падеж был «дательный».
Название заимствовано из старославянского языка, куда оно попало как дословный перевод с греческого dotike - «дательный». Достаточно ясно прослеживается связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа – название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, звонок другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
Примеры: КОМУ? – кому мальчик наливает молоко? (кошке); кому нельзя есть конфеты? (девочке): кому трудно нести чемодан? (мальчику); кому кошка мешает играть? (бабушке). ЧЕМУ? - к чему девочка пришивает пуговицу? (к кофте).
Слово помощник – дать (дать кому? чему?)
Винительный падеж – «виновный».
Название ввел один из первых русских грамматиков Лавренитий Зизаний в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike что означало «причинный». Название падежа дано по слову «вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение - «причина». Основное значение винительного «причинного» падежа – называть объект действия, который является причиной, называющей само действие (любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа кого? что?
Примеры: КОГО? – кого увидела собачка? Кого рисуют ребята? ЧТО? - Что рисуют ребята? Что несёт мальчик?
Слово помощник – вижу (вижу кого? что?)
Творительный падеж.
Название также ввёл Лаврентий Зизаний в 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить» - делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа – орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками). И его вопросы кем? чем?
Примеры: КЕМ? - кем хочет быть девочка? (балериной); с кем гуляет девочка? (с собачкой); ЧЕМ? – с чем бутерброды? (с сыром, с колбасой); чем папа рубит дрова? (топором); с чем мальчик вышел гулять? (с самокатом); чем мама режет капусту? (ножом).
Слово помощник – творить (творить кем? чем?)
Предложный падеж – «сказительный».
В предложном падеже объединились два падежа местный и сказительный. М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак –обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.
Примеры: О КОМ/ НА КОМ? – о ком говорит мама? (о собачке); на ком красивое платье? (на девочке); О ЧЁМ/НА ЧЁМ? – на чем катается мальчик? (на самокате); о ком говорит мама? (о собачке?); о чем говорит мальчик? (где моя тетрадь? - на полу), (где мой шарф? - на полу).
Слово помощник – думаю (думаю о ком? О чём?)
Греческая система не удовлетворяла потребностям изучения славянских языков, так как в нём не было Творительного и Предложного падежей.
Был звательный падеж (греческий kletike), который употреблялся при обращении. В современном русском языке от него остались следы в виде форм: отче, старче, друже, а его функции выполняет именительный падеж. Правда, сейчас происходит формирование нового Звательного падежа (Вась, Петь, Свет).
Надо запомнить!
Чтобы запомнить названия падежей существует много весёлых акростихов:
«Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь».
«Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку».
«Ирина Родила Девчонку, Велела Тащить Пелёнку».
«Имя Родители Дали Вам Такое Прекрасное».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
«Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать».
«Иванушка, Родненький, Дай Водицы Тепленькой Попить».
«Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Полено».
Проектная деятельность.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Выбор проблемы проекта, её обоснование:
Проблема проекта- недостаточное количество знаний у учеников о происхождении падежей. Очень часто дети и взрослые люди не знают, как и когда появились падежи в русском языке.
- Анализ предстоящей деятельности; выделение подтем в теме проекта:
Чтобы хорошо познакомить детей с историей происхождения падежей, необходимо дать определение слову «падеж», далее разобрать каждый падеж по отдельности (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падеж).
- Формирование творческих групп, распределение ролей в пределах группы:
В нашей подгруппе – 6 человек (студенты 25 группы). Общую информацию о падеже и задания для детей, мы будем проводить все вместе. Но каждый из нас будет рассказывать о каждом падеже отдельно. Школьники принимают участие в проекте всем классом (3 класс Школы №7):
- Именительный падеж- Маша Санникова;
- Родительный падеж- Карина Мартынова;
- Дательный падеж- Елизавета Бурнышева;
- Винительный падеж- Ульяна Фролова;
- Творительный падеж- Карина Родионова;
- Предложный падеж- Алина Буйских.
Проектировочный этап:
- Подготовка материалов к исследовательской работе:
Для нашей проектной работы, понадобилось подготовить тест выступления перед обучающимися (с использованием научной литературы), также подготовить самостоятельные задания для учащихся третьего класса. Найти подходящее по нашей теме видеоматериал.
- Планирование технологического процесса:
- Организационно-мотивационный этап- приветствие учащихся; настрой на активную продуктивную деятельность на уроке. (1 минута)
- Постановка учебной задачи- «Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с историей происхождения падежей.» (1 минута)
- Познакомиться с каждым падежом отдельно;
- Закрепить полученные знания с помощью заданий.
- Учебное действие:
- Понятие «падеж», откуда оно появилось. (5 минут)
- Рассказ о каждом падеже отдельно. (10 минут)
- Физкультминутка. (3 минуты)
- Действе контроля и самоконтроля- задания на закрепление материала (см. приложение).; озвучивание домашней работы. (15 минут)
- Действие оценки и самооценки- оценивание достижимой цели с поставленной, саморефлексия. (5 минут)
- Разработка документации; определение форм выражения итогов проектной деятельности;
- Составление теоретической части;
- Составление заданий для учащихся;
- Составление плана работы над продуктом проекта.
4 Выполнение технологических действий: все технологические действия были выполнены.
Практический этап:
- Оформление результатов:
Учащимся третьего класса будет дано домашнее задание нарисовать рисунок на тему проекта.
- Защита, презентация результатов;
Проверка домашнего задания - через неделю. Каждый участник проекта (школьник) презентует свой рисунок классу.
- Саморефлексия; оценка результатов и процесса в целом.
Оформление выставки рисунков в классе.
Подведение итогов (Что нового узнали, чему научились, что еще хотели бы узнать).
Продукт проекта- рисунок на тему: «Падежи русского языка». Ученикам надо будет нарисовать рисунок, который будет связан с падежом, подписать рисунок, к какому падежу он относится и написать свой вопрос по сюжету рисунка. Например: на рисунке изображена девочка в красном платье, снизу подпись: «На ком красивое платье? (на девочке). Предложный падеж».
Оборудование- цветные материалы, листы А4, ручка, тетрадный лист.
Перспектива- привлечение детей, а также их родителей к реализации проекта.
Заключение
Благодаря данной работе над проектом, ученики 3 класса познакомились с русскими падежами и их историей. Рассмотрели общую информацию о падеже, а также изучили каждый падеж по отдельности. Узнали много нового и интересного. Поняли, что изучение падежей является необходимым для каждого, кто желает в совершенстве овладеть русским языком.
Таким образом, чтобы быть грамотным человеком нужно обязательно знать падежи и на какие вопросы они отвечают. Именно потребность в обучении грамоте привело к появлению падежей в нашей речи.
Грамотности без знания падежей существовать не может. Чаще всего в нашей устной речи, мы употребляем падежи, не задумываясь над тем, как меняются падежные окончания. Но при письме многие делают ошибки в падежных окончаниях. Следовательно, если мы хотим быть грамотными, образованными, то умение грамотно писать и говорить, должно быть для нас обязательным. Поэтому, знание падежей необходимо каждому человеку.
Список использованной литературы.
Приложение.
- Просклоняйте слова существительные:
- Мама;
- Небо;
- Дым;
- Мышь.
- Определи у существительных падеж:
По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками.
- Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж имени существительного:
- Катались (на чём?) на машине. (предложный падеж).
- Шли (по…) по площади. (… падеж).
- Отплыл (от…) от причала. (… падеж).
- Подбежал (к …) к кровати. (… падеж).
- Прыгает (…) белка. (… падеж).
- Домашнее задание:
Нарисовать рисунок по одному падежу и подписать вопрос и падеж.
Пример:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винительный падеж и именительный падеж неодушевлённых имён существительных
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Школа 2100", тема " Винительный и именительный падеж неодушевлённых существительных"...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...
Падежи имен существительных. Упражнение в определении падежей.
Цели:Образовательная:- отличать имена существительные от других частей речи;- уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных; Развивающая:- умение общаться, вести диалог;- умение за...

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе "Винительный падеж имён существительных.Распознование винительного и именительного падежей.
Проблемный урок по русскому языку в 4 классе"Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями ...

Проект по русскому языку "История одного падежа"
Данный индивидуальный проект ученика 3 класса по теме "История одного падежа" относится к предмету "Русский язык"...

Презентация проекта по теме "История одного падежа"
Данная презентация относится к индивидуальному проекту ученика 3 класса по теме "История одного падежа2...
Русский язык. 3 класс. Школа России. Тема. Все падежи. Признаки падежей. Упражнение в определении падежей
способствовать формированию умения определять падежи имён существительных по падежному вопросу...