Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с местоимением" (УМК "Начальная школа XXI", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку "Знакомство с местоимением" (УМК "Начальная школа XXI", 3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 30.04.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска» Класс: 3-10 Урок: 5 Время: 11:50 – 12:30 Кабинет: 203 | Студент: Султанова Дарина Рустемовна Группа: 33 Учитель: Седых Ольга Сергеевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока: «Знакомство с местоимением»
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель урока: формирование представления у обучающихся о местоимении.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формировать умение находить местоимения в тексте; 2) формировать умение употреблять местоимения в речи. | Предметные: 1) распознавать личные местоимения (в начальной форме); 2) использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте. |
Развивающие: 1) развивать письменную речь в процессе выполнения упражнений; 2) развивать умение работать в парах и группах. | Личностные: 1) проявление уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств; 2) познавательные интересы, активность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению и познанию русского языка. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2) воспитывать умение работать в коллективе. |
УМК: УМК «Начальная школа XXI», учебник русского языка 3 кл.: Учебник в 2ч./ С. В. Иванов. – М.: «Вентана-Граф», 2019.-Ч.2, презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образоват. цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: Беседа П: Эмоциональный настрой | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создание эмоционального настроя. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарина Рустемовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Занимайте свои места. - Проверьте готовность к уроку. Мы умеем думать, Мы умеем рассуждать. Все что нужно для работы, То и будем выполнять. - Прочитаем это хором. - Чем будет для нас являться этот стих? - Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся. - Будем лениться? - Будем трудиться? - Теперь можем идти дальше. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку Эмоционально настраиваются на восприятие знаний. Читают хором - Девизом урока. Палец вниз Палец вверх | УУКД: настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками; включать в деятельность; способствовать самоопределению. | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивации (7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | Ф М: Решение грамматико-орфографических задач П: Словарная работа | Организует словарную работу. - Откройте свои тетради, отступите 2 строчки от прошлой работы, запишите число, сегодня у нас «тридцатое апреля». А ниже пишем «Классная работа». - Скажите, какие орфограммы есть в слове «тридцатое»? - А какие орфограммы есть в слове апрель? - Хорошо. А где мы можем ошибиться при написании слов «классная работа»? - Молодцы! - Сейчас у вас будет словарная работа. Напишите ниже слово словарь. На экране будут появляться слова, ваша задача списать, вставляя пропущенные буквы, а также подчеркнуть орфограмму и устно ее объяснить. -Не забываем про посадку, спина ровная. - Первое слово чёрный - Записываем его, обозначаем орфограмму. Кто хочет устно объяснить орфограмму? - Следующее слово - мороз - Третье слово – лиса - Четвертое слово – огурец - И последнее слово – посуда. - Молодцы! А теперь давайте сверим ответы по эталону, объясняя орфограммы. Организует деятельность обучающихся по анализу предложения. - А сейчас давайте поработаем с предложением, которое я составила с одним из этих слов, а именно со словом – лиса. В посёлок часто из лесу наведывалась лиса. - Поработаем с орфограммами в словах. - Ребята, какая орфограмма в слове – посёлок? - Слово часто? - Следующее слово – из - Следующее слово – лесу. - Слово- наведывалась - И последнее слово - лиса - Молодцы! - Теперь перепишите предложение к себе в тетрадь и подчеркните орфограммы. - Ребята, скажите, какое это предложение по цели? Почему? - А по интонации? Почему? - Ребята, у вас на столах лежат цветные квадратики. Поднимите зеленый, если вам было легко и у вас все получилось, поднимите голубой, если были затруднения, и поднимите желтый, если было очень трудно и ничего не получилось. | Записывают число и классная работа. - Безударная гласная И, проверяемая ударением: трИ, трИдцать. - В существительном «апрель» есть безударная «а» в корне. Это словарное слово. - Непроизносимая согласная: д - Удвоенная согласная С – это словарное слово. Слово работа – пишется гласная А, словарное слово. Чёрный – орфограмма буква Ё в корне слова, родственные слова – чернеть, чернушка. Мороз – орфограмма буква О в корне слова, словарное слово. Лиса – орфограмма буква И в корне слова, родственные слова – лисы, лис. Огурец – орфограмма буква О корне слова, словарное слово. Посуда – орфограмма буква О в корне слова, родственные слова – посудка, посудный, посудина. Словарное слово. В – предлог Посёлок – приставка «по», корень «сёл» , образован от слова «село» Часто – орфограмма –ча, -ща. Из – предлог Лесу – орфограмма буква Е в корне слова, проверочное слово лес. Наведывалась – приставка – на, корень – вед, ыва – суффикс, неопределенная форма глагола. Лиса – орфограмма буква И в корне слова, проверочное слово – лис, лисий. - Повествовательное - Потому что рассказывается о лисе - Невосклицательное. Потому что в конце предложения стоит точка. | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию, сравнивать | Учебная презентация |
Ф М: Языковой анализ П: Анализ текста Внешний контроль | - Отлично! - Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, слушайте его внимательно. Яблоко лежало на столе в вазе. Яблоко было красное. Я съел яблоко. Яблоко было вкусным. - Что можете сказать о тексте? Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить? - Предлагаю вам его отредактировать. - Кто-нибудь хочет попробовать поработать у доски? - Прочитай, какой текст у тебя получился - Ребята, а что получилось у вас? - Назовите, какие слова вы записали? - Место какой части речи заняли в предложении новые слова? - Сейчас посмотрите на слайд - Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? | - Повторяется слово «яблоко» 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово яблоко заменяем на слово оно, в третьем предложении заменяем словом его, четвёртое предложение оставляем без изменения. Яблоко, оно, его. Место имени существительного На слайде слово ВМЕСТО ИМЕНИ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО) | Учебная презентация | |||
Постановка учебной задачи (2 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: Беседа. П: Формулировка темы, целей и плана урока. | Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися. - А может у вас появились предположения, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опору: 1. Узнаем… 2. Научимся… - Прекрасно, если есть тема и цели, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее. 1. Выполним … работу 2. Узнаем, что такое... 3. Научимся… местоимение в… 4. Выполним… 5. Сделаем … по … . (словарную, местоимение, определять, тексте, самостоятельную работу, вывод, теме урока.) -Совершенно верно! | Формулируют тему и цели урока. «Местоимение» 1. Узнаем, что такое местоимение 2.Научимся определять местоимение 1. Выполним словарную работу. 2. Узнаем, что такое местоимение. 3. Научимся определять местоимение в тексте. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Сделаем выводы по теме урока. | УУПД: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель УУРД: научатся составлять план и последовательность действий | Учебная презентация |
«Открытие детьми нового знания» (10 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: Беседа П: Правило М: Ответы на вопросы П: Упражнение
| - Вернёмся к тексту. - Какие слова вы заменили местоимением? - Что такое имя существительное? - Чем мы заменили имя существительное? - Отлично! Молодцы! - Сейчас откройте учебник на странице 158 - Кто хочет прочитать правило в оранжевой рамочке? - Отлично! - Ребята, посмотрите на доску, попробуйте сформулировать определение, что такое местоимение, некоторые слова пропущены. - Кто расскажет на какие вопросы отвечают местоимения-существительные? - А на какие вопросы отвечают местоимения-прилагательные - Хорошо! - А какие местоимения относятся к местоимениям, отвечающих на вопросы: Кто? Что? - Какие местоимения относятся к местоимениям, отвечающих на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? И т.д. - Сейчас откройте учебник на странице 157, задание напротив которого нарисован красный человечек. - Кто хочет прочитать его? - Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в паре. - Отлично! - Ваша задача ответить на вопросы после этих предложений, сейчас я вам их прочитаю. - Ответы записываете в тетради | - Имя существительное - Часть речи - Местоимением - Местоимение – это … которая … на … , но … Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. - Кто? Что? - Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи? - Я, ты, он, оно, она, мы, вы, они. - Тот, эта, этот, такой, твой, мой, наш, ваш, его, её и т.д Правила работы в паре: 1. Слушай партнера внимательно. 2. Переспрашивай и уточняй, чтобы быть уверенным, что ты правильно его понял. 3. Отмечай, прежде всего положительное. 4. Уважай чужие ошибки; вежливо объясняй свое мнение. В первом предложении каждой пары говорится о том, кто совершает действие. Во втором предложении каждой пары говорится о них же, только слова Юля и ласточка заменены местоимением она. | УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций УУПД: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами | Учебная презентация Раздаточный материал: Рабочий лист Учебник |
Динамическая пауза (1 мин) | Снижение эмоционального и физического напряжения | 1.Организует динамическую паузу. Наши плечики устали (повороты плечевым суставом.) Мы читали, мы писали, Наши плечики устали. (рывки руками у груди.) Чтобы плечики размять, Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.) А теперь давайте, братцы, За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.) | 1.Выполняют динамическую паузу. | |||
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: Эвристический П: Замена слов | Организует первичное закрепление. - Отлично! Двигаемся дальше! - Следующее задание будет таким -Молодой журналист издательства написал статью. Редактор дал вам задание исправить текст. Прочитайте и скажите, почему редактор остался недоволен статьей? Как исправить текст, чтобы избежать повторов? СОВА. Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. - Как исправить текст, чтобы избежать повторов? - Заменим существительные другим словом или другой частью речи. - Кто хочет сделать первое предложение? - Отлично! Давайте запишем это предложение в тетрадь. - Следующее предложение - Третье предложение - Четвертое - И пятое - Молодцы! | Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши. Эти птицы живут по всему свету. Они обитают в лесах, пустынях, горах. | УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Раздаточный материал: Сравнительная таблица. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Ф М: Эвристический П: Тест | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Отлично, мы с вами отдохнули! Сейчас поработаем самостоятельно, необходимо для начала подписать фамилию на карточках, которые я вам раздала, в правом верхнем углу. - Послушайте задание В редакции получены телеграммы. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача - расшифровать телеграммы, вставляя нужные местоимения. Задание 1. 1. …. нарисую дом. 2. А …..что будешь рисовать? 3. Кого……ждёте? 4. Почему …….улетают? 5. Куда …..идёшь? 6. Завтра …..пойдем в библиотеку. Слова для справок: мы, ты, я, они, вы, ты. Задание 2. Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее. 1. Я, он, на, ты (предлог) 2. Я, яма, ты, вы (имя существительное) 3. Он, она, они, оно (мн. Число) 4. Мы, я, вы, они (ед. число) 5. Они, мы, но, он (союз) - Проверьте ваши работы по эталону. - У кого одна ошибка – оценка «пять», две ошибки – оценка «четыре», три и более - оценка «три». - Поднимите руку те, у кого нет ошибок? Одна ошибка? Две? - В каком пункте допустили ошибку? - Хорошо, вы отлично поработали. | Ответы: Задание 1. 1. я 2. ты 3. вы 4. они 5. ты 6. мы Задание 2. 1. на – предлог 2. яма – имя существительное 3. они – мн. Число 4. я – ед. число 5. но - союз | УУПД: перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе полученных знаний УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи УУКД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Учебник |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: Эвристический. П: Поиск местоимений | Организует связь между новой темой и пришлого урока. - Ребята, я предлагаю вам, выполнить задание. - Посмотрите на доску, вы видите тут пять предложений. - Ваша задача найти и выписать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, около каждого слова в скобках нужно записать вопрос. - Кто хочет сделать первое предложение? - Немного подумав, он решил задачу - Кто хочет сделать второе предложение? - Мы всей семьёй в этом году отдыхали на море - Третье? - Они решили помочь своим друзьям - Четвертое? - Вы примете участие в спортивных соревнованиях? - Пятое? - Я очень люблю сказки. А ты? - Молодцы! Вы отлично поработали! | 1. Немного подумав, он решил задачу. 2. Мы всей семьёй в этом году отдыхали на море. 3. Они решили помочь своим друзьям. 4. Вы примете участие в спортивных соревнованиях? 5. Я очень люблю сказки. А ты? Ответы. 1. он (кто?) – это местоимение-существительное 2. мы (кто?) – местоимение-существительное всей (какой?) – местоимение-прилагательное этом (каком?) 3. они (кто?) – местоимение-существительное своим – (каким?) – местоимение-прилагательное 4. вы (кто?) –местоимение-существительное 5. я (кто?) – местоимение-существительное, ты (кто?) – местоимение-существительное | УУРД: корректировать свои учебные действия. УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Учебная презентация |
Рефлексия деятельности по продукту) (3 мин) | Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения | Ф М: Беседа П: Рефлексия Самоконтроль | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. - Вы сегодня отлично работали! Проводит работу по самооценке. - Чтобы знания были впрок. Давайте повторим урок. - Какой была тема урока? -Вспомните цель, план урока, всё ли мы выполнили? - Что такое местоимение? - Заполните опору: У меня получилось… Мне было трудно… - Посмотрите на экран, перед вами 3 острова, 1 – радости, 2 – знаний, 3 – грусти. - Поднимите руки, кто по завершению нашего урока может сказать, что он на 1ом острове/на 2ом/на 3ем. - Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя. - Местоимение - Узнать, что такое местоимение Научиться определять местоимение - Местоимение – это часть речи | УУРД: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе. | Учебная презентация Раздаточный материал: рабочий лист. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание НЕ с глаголами" 4 класс программа "Начальная школа 21 века" ФГОС
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Урок открытия новых знаний. Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Зд...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" 3 класс "Школа России"
"Личные местоимения"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Разбор слова по составу" 3 класс, начальная школа 21 века
Тип урока: урок рефлексии Цель урока: способствовать формированию деятельности учащихся в отработке алгоритма разбора слов по составу; Задачи урока Дидактические: 1. Повторить части слов; 2. Отработат...

Технологическая карта урока по русскому языку «Существительные с суффиксом ок» 3 класс УМК "Школа России"
Цель урока: создание условий для формирования знаний о написании суффикса ок. Задачи урока:Дидактические:Способствовать формированию знаний о написании суффикса ок;Научить применять существ...
Технологическая карта урока по русскому языку "Неизменяемые слова" ("Начальная школа XXI века", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о понятии «неизменяемое слово».Задачи урока ...