Открытый урок.2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Конспект открытого урока во 2 классе по теме
"Разделительный мягкий знак"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе
Тема. Разделительный мягкий знак.
Педагогические цели: способствовать ознакомлению с правилом употребления ь, формированию умения соотносить произношение и написание ; создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна.
Планируемые результаты (предметные) овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических , лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных ) и правилами речевого этикета.
Личностные результаты: проявляют познавательный интерес к изучению нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные -осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; логические – умеют выделять существенную информацию из учебного текста.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Основное содержание темы, понятия и термины.
Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным ь. Слово с непроверяемым написанием обезьяна (обезьянка).Соотношение звукового и бувенного состава в словах типа декабрь, вьюга. Правило написания разделительного ь в словах
Образовательные ресурсы . Орфограмма « Разделительный мягкий знак.»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности: дифференцированная работа, групповая, самостоятельная, коллективная.
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедио, диск к учебнику «Русский язык» В.П. Канакина.
Демонстрационные материалы:
таблицы с опорными схемами,
образцы и эталоны для самопроверки,
рисунки для этапа рефлексии.
Ход урока
I,Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок?
- Поднимите левую руку те, кто сегодня будет очень внимательным?
-Сегодня у нас в гостях Совушка - Сова – умная голова!
(на доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)
- Прочитайте.
-Что вы прочитали? (пословицу)
-Как вы понимаете эту пословицу?
-А вы хотите больше знать?
-Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)
1. Чистописание. я е ё ь ю
-Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
-На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)
-Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)
-Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)
-В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)
-Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)
-Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)
2. Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.
больше знать
меньше спать
3 Составление опорной схемы о мягком знаке, обозначающим мягкость согласного.
соглас. Ь
соглас. Ь соглас.
2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.
1. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
2. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки!
Кто несёт меня? (коньки )
3.Кручу, верчу, заморожу, замету! (вьюга)
-Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).
III. Постановка проблемы. (3-4 минуты )
-Что вы заметили? (слова: "декабрь", "коньки" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "вьюга" у всех - по-разному)
-А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)
-А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "вьюга" ь стоит не между согласными)
-Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
( 3 - 4 минуты)
-Какова цель урока? (правописание слов с ь)
- Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат)
-Что нам поможет? (звукобуквенный разбор, то есть наши звуковички)
-Какие знания о ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)
-Что вы можете предложить для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)
V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт, семя – семья.
-Читаем хором.
-Прочитаем только слоги
-Прочитаем слова.
-Сравните и найдите отличия
( Между Ю,Ё,И,Я и согласными стоит разделительный Ь)
-Значит, что разделяет Ь?
( Согласный и гласный).
-А что вы можете сказать про согласный перед разделительным Ь?
( Согласный стал мягким)
Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й'].
(Учитель вывешивает эталон на доску)
Соглас. Ь Я Е Ё Ю И
Проверим ваш вывод по учебнику.(Диск)
- Анимация темы «Разделительный мягкий знак»
- Помоги гномикам починить домик
- Словарная работа. Обезьяна.
- Найди лишнее слово.
Физминутка.
VI. Первичное закрепление (5-6 минут)
1. Запись слов под диктовку с взаимопроверкой.
Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов , обозначьте орфограмму «разделительный мягкий знак», например: брат-братья.
Лист, ручей, стул. ( Листья, ручьи, стулья.)
2. Ответь одним словом.
- Когда опадают листья с деревьев?
- Чем покрывают стол ?
- Когда на небе видны только звёзды?
( Осенью, скатертью, ночью)
Взаимопроверка. Взаимооценка.
VII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)
Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)
1. Работа в парах
Собрать пословицу и объяснить значение.
1) Ученье-свет, а неученье тьма.
2) Друзья познаются в беде.
3) Курить- здоровью вредить.
(Записать пословицу и подчеркнуть ь знак.)
2. Работа с текстом.
Вставить пропущенные буквы, составить предложения ,озаглавить, записать текст, подчеркнуть орфограммы.
В.юга, нач.лась, в , жуткая, лесу.
Высокие , сил.но , кач.лись , дерев. я.
Суч.я , затрещ. ли , хру.кие.
Тест.
1 Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
2 Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
3 Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
4 Найди ошибки
Снек падает пушыстыми хлопями на диревя и кусты.
IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)
Рефлексия
- Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)
-Достигли мы цели?
-Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)
-С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
-Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)
-Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания:
Я всё понял, но у меня остались вопросы.
Я всё понял, могу работать по cхеме.
Я всё понял, могу работать по схеме, могу объяснить другому.
Если вы согласны с первым утверждением, выберите снежинку, со вторым - ёлочку, с третьим - снеговика.
Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)
Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.
Х. Домашнее задание.
1. Стр.33., Упр.54.(у).
2. Работа по карточкам (индивидуально).
Приложение
- Тест.
1 Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
2 Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
3 Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
4 Найди ошибки
Снек падает пушыстыми хлопями на диревя и кусты.
2)Работа с текстом.
Вставить пропущенные буквы, составить предложения ,озаглавить, записать текст, подчеркнуть орфограммы.
В.юга , нач.лась, в, жуткая, лесу.
Высокие , сил.но , кач.лись , дерев. я.
Суч.я , затрещ. ли , хру.кие.
- Пословицы
Ученье- свет, а неученье тьма.
Друзья познаются в беде.
Курить- здоровью вредить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"
Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...