Открытый урок.2 класс.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Балаганская Светлана Ивановна

Конспект открытого урока во 2 классе по теме

"Разделительный мягкий знак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._2_kl._.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок русского языка во 2-м классе

Тема.  Разделительный мягкий знак.

      Педагогические цели: способствовать ознакомлению с правилом употребления ь, формированию  умения соотносить произношение и написание ; создать условия для ознакомления с правописанием словарного слова обезьяна.

       Планируемые результаты (предметные) овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических , лексических, грамматических, орфографических,  пунктуационных )  и правилами речевого этикета.

  Личностные результаты: проявляют познавательный интерес к изучению нового.

  Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:  общеучебные -осуществляют  поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;  логические – умеют выделять существенную информацию из учебного текста.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

 Основное содержание темы, понятия и термины.  

Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным ь. Слово с непроверяемым написанием обезьяна (обезьянка).Соотношение звукового и бувенного состава в словах типа декабрь, вьюга. Правило написания разделительного ь в словах

Образовательные ресурсы . Орфограмма « Разделительный мягкий знак.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

  Форма организации деятельности: дифференцированная работа, групповая, самостоятельная, коллективная.

 Необходимое техническое оборудование:

  компьютер, мультимедио, диск к  учебнику «Русский язык» В.П. Канакина.       

Демонстрационные материалы: 

таблицы с опорными схемами,

 образцы и эталоны для самопроверки,

 рисунки для этапа рефлексии.

                                       

                                                Ход урока

I,Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.  
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

- Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок?

- Поднимите левую руку те, кто сегодня будет очень внимательным?

 -Сегодня у нас в гостях  Совушка - Сова – умная голова!  

(на доске пословица
"Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)
  -
 Прочитайте.
    -Что вы прочитали? (пословицу)
    -Как вы понимаете эту пословицу?
    -А вы хотите больше знать?
    -Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 - 7 минут)
1. Чистописание
.   я е ё ь ю
    -Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
    -На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)
    -Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)
    -Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)
    -В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)
    -Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)
    -Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)
   2.  Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.

больше                      знать

меньше                      спать
3 Составление опорной схемы о мягком знаке, обозначающим  мягкость согласного.

         соглас.   Ь

         соглас.   Ь  соглас.                      
2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.
  1. Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи,
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год! (декабрь)

   2. Мчусь, как пуля, я вперёд,
    Лишь поскрипывает лёд,
    Да мелькают огоньки!
    Кто  несёт  меня?   (коньки )

     3.Кручу,  верчу, заморожу, замету! (вьюга)

-Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).

III. Постановка   проблемы.  (3-4  минуты )

   -Что вы заметили? (слова: "декабрь", "коньки" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "вьюга" у всех - по-разному)
    -А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)
    -А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "вьюга" ь стоит не между согласными)
     -Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)

IV. Построение  проекта выхода из  затруднения  (цель, тема, способ, план, средство).
( 3 - 4 минуты)

    -Какова  цель урока?  (правописание слов с ь)
   - Как вы думаете,  как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова,  как они звучат)
    -Что нам  поможет?  (звукобуквенный разбор,  то есть наши звуковички)
    -Какие знания о  ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)
    -Что вы можете предложить  для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)

V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
Пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт, семя – семья.

-Читаем хором.

-Прочитаем только слоги

-Прочитаем слова.

-Сравните и найдите отличия

( Между Ю,Ё,И,Я и согласными стоит разделительный Ь)

-Значит, что разделяет Ь?    

( Согласный и гласный).

-А что вы можете сказать про согласный перед разделительным  Ь?    

( Согласный стал мягким)

Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й'].

(Учитель вывешивает эталон на доску)

Соглас.   Ь   Я Е  Ё Ю И


    Проверим ваш вывод по учебнику
.(Диск)

  1. Анимация темы «Разделительный мягкий знак»
  2. Помоги  гномикам  починить домик
  3.  Словарная работа. Обезьяна.  
  4.  Найди лишнее слово.  


Физминутка.


VI. Первичное закрепление  (5-6 минут)


1. Запись слов под диктовку с взаимопроверкой.

 Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов , обозначьте орфограмму «разделительный мягкий знак», например: брат-братья.

Лист, ручей, стул.  ( Листья, ручьи, стулья.)

2. Ответь одним словом.

- Когда опадают листья с деревьев?

- Чем покрывают стол ?

- Когда на небе видны только звёзды?

                                  ( Осенью, скатертью, ночью)

Взаимопроверка. Взаимооценка.


 
VII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)

Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)

1. Работа в парах

Собрать пословицу и объяснить значение.

1) Ученье-свет, а неученье тьма.

2) Друзья познаются в беде.

3) Курить- здоровью вредить.

(Записать пословицу и подчеркнуть ь  знак.)

2. Работа с текстом.

Вставить пропущенные буквы, составить предложения ,озаглавить, записать текст, подчеркнуть орфограммы.

В.юга,  нач.лась, в , жуткая,  лесу.

Высокие , сил.но ,  кач.лись ,  дерев. я.

Суч.я ,  затрещ. ли , хру.кие.


 
Тест.

1 Выбери верное утверждение:

А)  Мягкий знак обозначает звук.

Б)   Мягкий знак не обозначает звук.

2  Выбери верное утверждение:

А)  Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.

Б)   Разделительный Ь разделяет две гласные.

3  Выбери верное утверждение:

А)  Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.

Б)   Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.

4  Найди ошибки

         Снек  падает  пушыстыми   хлопями  на   диревя  и  кусты.

IX. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)

Рефлексия

   - Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)
    -Достигли мы цели?
    -Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)
    -С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
    -Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)
    -Оцените каждый свою деятельность. Прочитайте данные высказывания:

Я  всё понял, но у меня остались вопросы.

Я  всё понял, могу работать по  cхеме.

Я всё понял, могу работать по схеме, могу объяснить другому.

Если вы согласны с первым утверждением, выберите снежинку, со вторым - ёлочку, с третьим - снеговика.

Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? (высказывания детей)
Как работал на уроке наш класс? (высказывания детей)
На следующих уроках мы будем применять и использовать новое правило.

 Х. Домашнее задание.

1. Стр.33., Упр.54.(у).

2. Работа по карточкам (индивидуально).

                                                 

 

Приложение

  1. Тест.

1 Выбери верное утверждение:

А)  Мягкий знак обозначает звук.

Б)   Мягкий знак не обозначает звук.

2  Выбери верное утверждение:

А)  Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.

Б)   Разделительный Ь разделяет две гласные.

3  Выбери верное утверждение:

А)  Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.

Б)   Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.

4  Найди ошибки

         Снек  падает  пушыстыми   хлопями  на   диревя  и  кусты.

2)Работа с текстом.

Вставить пропущенные буквы, составить предложения ,озаглавить, записать текст, подчеркнуть орфограммы.

В.юга , нач.лась, в,  жуткая,  лесу.

Высокие , сил.но ,  кач.лись ,  дерев. я.

Суч.я ,  затрещ. ли , хру.кие.  

  1. Пословицы

Ученье-  свет,  а неученье   тьма.

Друзья   познаются в  беде.

 Курить-  здоровью вредить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

ОТКРЫТЫЙ УРОК КЛАСС 2 класс

Урок по окруж миру...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...