Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок открытия нового знания, построенный в виде путешествия в зимний терем Зимушки - Зимы.  В ходе путешествия дети совместно выполняют задания, расширяют свои знания по предмету, решают орфографические задачи. Дети знакомятся с объектами Архангельской области: Северной Двиной, городом Котлас.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Род имён существительных 3 «б» класс МБОУ СШ № 43

Слайд 10

Задачи: *Познакомиться с понятием род имени существительного *Научиться определять род существительного

Слайд 11

Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё!» Это правило – твоё»

Слайд 12

Алгоритм определения рода имени существительного 1.Произношу слово. 2.Ставлю к нему слово – помощник. Если подходит она, моя он, мой оно, моё ж.р. м.р. с.р.

Слайд 15

Молодцы! Удачного дня!

Слайд 16

1.avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1649807/1232295 d-92a8-48ea-a928-1357c62f5d2a/s1200 2.avatars.mds.yandex.net/get-pdb/467038/0669155a-5e04 3.www.pyatigorsk-rf.ru/maps/ arhangelsk 4.photos.wikimapia.org/p/00/05/6/9/8328_big.jpg 5.b901ef2731f122d796103573ea333.jpg 6.takinado.com.ua/files/images/blog/131v6ab538.jpg 7.img1.goodfon.ru/original/2560x1600/e25/ zima - nastroenie-nastroeniya.jpg 8.s1.1200m.ru/big7/694/seasons_winter_Horses_360353.jpg 9.avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1662775/9c4ed1fb -co1b-4af8-9406-464acdf78928/s1200

Слайд 17

11.avatars.mds.yandex.net/get- pd/1677265/ecd57c5f-a5f7-4909-a40d-6633f8e53 ebc/s1200webp=false 12.www.bolshoyvopros.ru/ guestions /675812-zagadka-ja-tepla-ne-poterplju-zakruchu- meteli-us-poljany-bobelju—sm.html 13.po-ymy.ru/ detskie - zagadki -pro- lyzhi - i-lyzhnikohtml 14.zagadka.pro/slovo-109.html 15.infourok.ru/rod-imeni-suschestvitelnih-v-stihah-1989731.html 16. https : //dso2.infourok.ru/uploads/ex/oa12/00054db9-bf077fef/img11.jpg 17. «Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах»: методические рекомендации/авт.-сост. Е.В.Михайленко; науч.ред. Э.И.Николаева.- 2-е изд., перераб. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112 с. 18. Шипилова В.В. « Зимняя зарядка».



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

По теме: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

1. Ознакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом.

2. Организовать деятельность по выбору способа определения рода имени существительного.

Планируемые результаты:

Предметные: освоить базовое предметное понятие «род имени существительного», научиться определять род имени существительного.

Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи, проводить самооценку на основе критериев успешности.

Метапредметные:

Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; классифицировать слова по определённым признакам; ориентироваться в системе знаний; отличать новое от изученного ранее.

Регулятивные: планировать действия по решению орфографической задачи; разработка алгоритма действий и действие по заданному плану.

Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Мотивационный момент

Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока.

1) Создание проблемной ситуации

2) Тема урока, постановка учебной задачи.

3) Определение рода существительных

4) Составление алгоритма определения рода в виде схемы.

Первичное закрепление.

Этап контроля знаний учащихся.

Дифференцированная

Работа.

Рефлексия. «Светофор»

Итог урока.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

- Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение? Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы отправляемся в гости, отгадайте загадку.

Учитель задаёт загадку о зиме.

- Терем Зимушки – Зимы находится в густом лесу. Чтобы найти тропинку в лесу, нужно выполнить задание №1

Карточка №1.

Спешите предложения, раскройте скобки, выделите орфограмму

Стеклись три речки: (с, С) ухона, (в, В) ычегда и (с, С) еверная (д, Д) вина. Тут и построили город. Это (к, К) отлас.

- А вот и тропинка в лесу, по которой мы отправимся в путь.

Какой глубокий снег! На чём же мы отправимся?

Учитель предлагает отгадать загадку про лыжи, даёт новое задание в конверте для работы в паре.

- Разложите карточки со словами на 2 группы: зима, снег, ручка, лес, солнце, поле, лань, пенал, небо, конь, синичка.

(пара, которая справится первой, оформляет ответ на доске)

- Мы часто в своей речи употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также, как и у людей есть свои особенности.

Учитель мотивирует учащихся на новые открытия, предлагает перебраться на новый вид зимнего «транспорта», задаёт загадку о санях и просит исследовать слова из конверта с другой стороны.

- Сможете ли вы разложить их на три группы? (проблема)

Учитель сотрудничает с учащимися, фиксирует и обсуждает их идеи.

(пара, которая предложила нужный вариант разбивки оформляет его на доске)

- А кто знает, или догадывается, как называется такое деление слов?

- Какова же тема нашего урока?

- Какую учебную задачу поставим?

Учитель к доске приглашает одну из девочек и организует с ней диалог.

- Ты кто?

- А когда подрастёшь, как можно будет тебя назвать?

- А ещё время пройдёт, как можно будет тебя назвать?

- В какой столбик ты бы поместила слова: девочка, девушка, женщина?

- Как назвать род этих существительных?

- А как доказать, что это существительные ж.р.?

- Чтобы это сделать я открою тебе секрет Зимушки – Зимы и подскажу волшебные слова.

- Чья это ручка?

- А какая она?

- Какие волшебные слова – помощники ты услышала?

Учитель организует подобный диалог с одним из мальчиков, затем предлагает определить род существительных, которые не относятся к ж.р. и м.р., а находится между ними, по середине.

- Какой вывод можно сделать?

Предлагает учащимся оформить полученные знания в виде схемы.

Учитель сообщает, что дети благополучно добрались до терема Зимушки – Зимы. Она даёт детям задание: разбиться на 3 группы.

Дети, сидящие на 1 варианте, записывают сущ. ж.р.; 2в – м.р.; 3в – с.р. Учитель показывает иллюстрацию, дети записывают существительные.

1-я группа – определить род существительных.

Резинка, журнал, сердце, поезд, ведро, ветка, бумага, небо.

2-я группа – дописать имена существительные, определять род.

Цветная …, … .

Вкусное …, … .

Красивый …, … .

Широкий …, … .

Узкая …, … .

3-я группа – дописать окончание прилагательных и определить род существительных.

Рыженьк... белочка (…).

Сер… волк (…).

Высок… дерево (…).

Холодн… вода (…).

Мягк… диван (…).

-Вам понравилось путешествие?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Удалось ли достичь цели? Почему вы так решили?

- Проанализируйте свою деятельность на уроке. («Светофор»)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

Отгадывают кроссворд

Настраиваются на путешествие по зимнему лесу в гости к Зимушке – Зиме;

выполняют в тетради задание №1; называют какие знания требуются для выполнения задания, вспоминают как пишутся имена собственные, что имена существительные изменяются по числам; называют какую информацию они получили из этих предложений; смотрят слайды памятных мест Котласа.

Дети отгадывают загадку, работают в паре, обсуждают задание, выбирают вариант ответа и обосновывают его, слушают другие варианты разбивки слов на две группы и оценивают их правильность.

(одуш. и неодуш.;

односложные и двусложные)

У детей возникает желание узнать об именах существительных что – то новое.

Они отгадывают загадку о санях, стараются в паре решить проблемную ситуацию: пытаются разбить слова на три группы, предлагают варианты решения проблемы.

Отвечают на вопросы учителя. (Мы распределили существительные по родам.)

-Род имён существительных.

- Познакомиться с понятием – род имени существительного. Научиться определять род имени существительного.

Слушают диалог учителя и ученика, оценивают ответы одноклассника, помогают при затруднениях.

- Девочка.

-Девушка.

-Женщина.

- Моя.

- Цветная.

- Она, моя.

Учащиеся делают вывод: имена существительные могут стоять в м.р., ж.р., с.р. Чтобы определить род существительного, нужно использовать слова – помощники.

Составляют схему на доске, используя карточки, которые учитель раздал в произвольном порядке.

Рассматривают иллюстрации, выбирают слова своей группы, записывают их в тетрадь, готовятся доказывать свой выбор при проверке.

Выполняют работу, готовятся к проверке и оценке своих знаний.

Отвечают на вопросы учителя, определяют удалось ли выполнить учебную задачу урока, оценивают свой вклад в учебную работу.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы.

Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение.

Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов.

 

Познавательные:

анализ, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, умение делать выводы в результате парной работы.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Регулятивные: уметь комментировать учебные действия при выполнении задания, ставить учебную задачу урока.

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Предметные: применять новые знания в жизненной ситуации.

Познавательные:

Уметь определять род имени существительного и обосновывать своё мнение.

Познавательные: умение составлять алгоритм по определению рода в виде схемы.

Коммуникативные: умение работать в группе, сформированность норм в общении с одноклассниками.

Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Познавательные: умение определять род имени существительного и обосновывать своё мнение.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: использовать при выполнении работы составленную ранее схему по определению рода существительного.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

оценка своих действий, саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя существительное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя существительное"...

Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»

Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"

Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...