Конспект и презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок открытия нового знания, построенный в виде путешествия в зимний терем Зимушки - Зимы. В ходе путешествия дети совместно выполняют задания, расширяют свои знания по предмету, решают орфографические задачи. Дети знакомятся с объектами Архангельской области: Северной Двиной, городом Котлас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.44 МБ |
![]() | 23.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Род имён существительных 3 «б» класс МБОУ СШ № 43
Задачи: *Познакомиться с понятием род имени существительного *Научиться определять род существительного
Женский род запомню я И скажу: «Она – моя». И запомню род мужской И опять скажу: «Он – мой». Средний род: «Оно – моё!» Это правило – твоё»
Алгоритм определения рода имени существительного 1.Произношу слово. 2.Ставлю к нему слово – помощник. Если подходит она, моя он, мой оно, моё ж.р. м.р. с.р.
Молодцы! Удачного дня!
1.avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1649807/1232295 d-92a8-48ea-a928-1357c62f5d2a/s1200 2.avatars.mds.yandex.net/get-pdb/467038/0669155a-5e04 3.www.pyatigorsk-rf.ru/maps/ arhangelsk 4.photos.wikimapia.org/p/00/05/6/9/8328_big.jpg 5.b901ef2731f122d796103573ea333.jpg 6.takinado.com.ua/files/images/blog/131v6ab538.jpg 7.img1.goodfon.ru/original/2560x1600/e25/ zima - nastroenie-nastroeniya.jpg 8.s1.1200m.ru/big7/694/seasons_winter_Horses_360353.jpg 9.avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1662775/9c4ed1fb -co1b-4af8-9406-464acdf78928/s1200
11.avatars.mds.yandex.net/get- pd/1677265/ecd57c5f-a5f7-4909-a40d-6633f8e53 ebc/s1200webp=false 12.www.bolshoyvopros.ru/ guestions /675812-zagadka-ja-tepla-ne-poterplju-zakruchu- meteli-us-poljany-bobelju—sm.html 13.po-ymy.ru/ detskie - zagadki -pro- lyzhi - i-lyzhnikohtml 14.zagadka.pro/slovo-109.html 15.infourok.ru/rod-imeni-suschestvitelnih-v-stihah-1989731.html 16. https : //dso2.infourok.ru/uploads/ex/oa12/00054db9-bf077fef/img11.jpg 17. «Работа над словами краеведческой тематики на уроках русского языка в начальных классах»: методические рекомендации/авт.-сост. Е.В.Михайленко; науч.ред. Э.И.Николаева.- 2-е изд., перераб. – Архангельск: АО ИППК РО, 2011. – 112 с. 18. Шипилова В.В. « Зимняя зарядка».
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
По теме: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.
Задачи:
1. Ознакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом.
2. Организовать деятельность по выбору способа определения рода имени существительного.
Планируемые результаты:
Предметные: освоить базовое предметное понятие «род имени существительного», научиться определять род имени существительного.
Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи, проводить самооценку на основе критериев успешности.
Метапредметные:
Познавательные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; классифицировать слова по определённым признакам; ориентироваться в системе знаний; отличать новое от изученного ранее.
Регулятивные: планировать действия по решению орфографической задачи; разработка алгоритма действий и действие по заданному плану.
Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Мотивационный момент Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока. 1) Создание проблемной ситуации 2) Тема урока, постановка учебной задачи. 3) Определение рода существительных 4) Составление алгоритма определения рода в виде схемы. Первичное закрепление. Этап контроля знаний учащихся. Дифференцированная Работа. Рефлексия. «Светофор» Итог урока. | - Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок! - Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение? Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы отправляемся в гости, отгадайте загадку. Учитель задаёт загадку о зиме. - Терем Зимушки – Зимы находится в густом лесу. Чтобы найти тропинку в лесу, нужно выполнить задание №1 Карточка №1. Спешите предложения, раскройте скобки, выделите орфограмму Стеклись три речки: (с, С) ухона, (в, В) ычегда и (с, С) еверная (д, Д) вина. Тут и построили город. Это (к, К) отлас. - А вот и тропинка в лесу, по которой мы отправимся в путь. Какой глубокий снег! На чём же мы отправимся? Учитель предлагает отгадать загадку про лыжи, даёт новое задание в конверте для работы в паре. - Разложите карточки со словами на 2 группы: зима, снег, ручка, лес, солнце, поле, лань, пенал, небо, конь, синичка. (пара, которая справится первой, оформляет ответ на доске) - Мы часто в своей речи употребляем имена существительные, но всегда ли мы замечаем, какие они? Ведь у имён существительных, также, как и у людей есть свои особенности. Учитель мотивирует учащихся на новые открытия, предлагает перебраться на новый вид зимнего «транспорта», задаёт загадку о санях и просит исследовать слова из конверта с другой стороны. - Сможете ли вы разложить их на три группы? (проблема) Учитель сотрудничает с учащимися, фиксирует и обсуждает их идеи. (пара, которая предложила нужный вариант разбивки оформляет его на доске) - А кто знает, или догадывается, как называется такое деление слов? - Какова же тема нашего урока? - Какую учебную задачу поставим? Учитель к доске приглашает одну из девочек и организует с ней диалог. - Ты кто? - А когда подрастёшь, как можно будет тебя назвать? - А ещё время пройдёт, как можно будет тебя назвать? - В какой столбик ты бы поместила слова: девочка, девушка, женщина? - Как назвать род этих существительных? - А как доказать, что это существительные ж.р.? - Чтобы это сделать я открою тебе секрет Зимушки – Зимы и подскажу волшебные слова. - Чья это ручка? - А какая она? - Какие волшебные слова – помощники ты услышала? Учитель организует подобный диалог с одним из мальчиков, затем предлагает определить род существительных, которые не относятся к ж.р. и м.р., а находится между ними, по середине. - Какой вывод можно сделать? Предлагает учащимся оформить полученные знания в виде схемы. Учитель сообщает, что дети благополучно добрались до терема Зимушки – Зимы. Она даёт детям задание: разбиться на 3 группы. Дети, сидящие на 1 варианте, записывают сущ. ж.р.; 2в – м.р.; 3в – с.р. Учитель показывает иллюстрацию, дети записывают существительные. 1-я группа – определить род существительных. Резинка, журнал, сердце, поезд, ведро, ветка, бумага, небо. 2-я группа – дописать имена существительные, определять род. Цветная …, … . Вкусное …, … . Красивый …, … . Широкий …, … . Узкая …, … . 3-я группа – дописать окончание прилагательных и определить род существительных. Рыженьк... белочка (…). Сер… волк (…). Высок… дерево (…). Холодн… вода (…). Мягк… диван (…). -Вам понравилось путешествие? - Какую цель мы ставили перед собой? - Удалось ли достичь цели? Почему вы так решили? - Проанализируйте свою деятельность на уроке. («Светофор») | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу Отгадывают кроссворд Настраиваются на путешествие по зимнему лесу в гости к Зимушке – Зиме; выполняют в тетради задание №1; называют какие знания требуются для выполнения задания, вспоминают как пишутся имена собственные, что имена существительные изменяются по числам; называют какую информацию они получили из этих предложений; смотрят слайды памятных мест Котласа. Дети отгадывают загадку, работают в паре, обсуждают задание, выбирают вариант ответа и обосновывают его, слушают другие варианты разбивки слов на две группы и оценивают их правильность. (одуш. и неодуш.; односложные и двусложные) У детей возникает желание узнать об именах существительных что – то новое. Они отгадывают загадку о санях, стараются в паре решить проблемную ситуацию: пытаются разбить слова на три группы, предлагают варианты решения проблемы. Отвечают на вопросы учителя. (Мы распределили существительные по родам.) -Род имён существительных. - Познакомиться с понятием – род имени существительного. Научиться определять род имени существительного. Слушают диалог учителя и ученика, оценивают ответы одноклассника, помогают при затруднениях. - Девочка. -Девушка. -Женщина. - Моя. - Цветная. - Она, моя. Учащиеся делают вывод: имена существительные могут стоять в м.р., ж.р., с.р. Чтобы определить род существительного, нужно использовать слова – помощники. Составляют схему на доске, используя карточки, которые учитель раздал в произвольном порядке. Рассматривают иллюстрации, выбирают слова своей группы, записывают их в тетрадь, готовятся доказывать свой выбор при проверке. Выполняют работу, готовятся к проверке и оценке своих знаний. Отвечают на вопросы учителя, определяют удалось ли выполнить учебную задачу урока, оценивают свой вклад в учебную работу. | Познавательные: умение находить ответы на вопросы. Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение. Личностные: развитие познавательных интересов и учебных мотивов.
Познавательные: анализ, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, умение делать выводы в результате парной работы. Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Регулятивные: уметь комментировать учебные действия при выполнении задания, ставить учебную задачу урока. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Предметные: применять новые знания в жизненной ситуации. Познавательные: Уметь определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Познавательные: умение составлять алгоритм по определению рода в виде схемы. Коммуникативные: умение работать в группе, сформированность норм в общении с одноклассниками. Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Познавательные: умение определять род имени существительного и обосновывать своё мнение. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: использовать при выполнении работы составленную ранее схему по определению рода существительного. Коммуникативные: Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: оценка своих действий, саморегуляция. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"
Конспект урока содержит много интересных и развивающих упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/26/picture-133722-1453825982.jpg)
Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя существительное"
Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя существительное"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-413920-1590147466.jpg)
Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»
Конспект по русскому языку 4 класс «Различие безударных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/20/picture-297496-1708435333.jpg)
Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"
Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/02/picture-596580-1630590078.jpg)
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"
Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/28/picture-604382-1569687192.jpg)
Презентация к уроку русского языка (2 класс ) на тему "Имена сказочных героев"
Презентация начинается с задания "Убежали гласные", где дети должны вставлять гласные и угадывать слова.Далее дети записывают высказывание А.В.Суворова, ведется беседа о нем.Отгадывают загад...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/15/picture-1305718-1621073637.jpg)
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...