Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дашиева Светлана Васильевна

конспект урока по УМК "Перспектива"  в 3 классе на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих

Цели: 

  • познакомить  со способом решения орфографической задачи на конце существительных женского рода после букв шипящих звуков;
  • развивать речь, познавательную активность, умение анализировать и обобщать.
  • развитие навыков самоконтроля, взаимопомощи и уважительного отношения к чужому мнению

        Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Минутка чистописания.

Какие шипящие звуки вы знаете?

Пропишем буквы шипящих звуков: Жж  Чч  Шш  Щщ

  1. Мотивация учебной деятельности

Угадайте, тайну какой буквы сегодня будем открывать.

Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал  ….. (ь)

Итак, мы сегодня снова поговорим о  ь.

4.Актуализация знаний и постановка проблемы.

Вспомним, в чем заключатся его работа.

ПАЛЬТО      ШЬЮТ       БЕРЕЧЬ

Как думаете, какую работу выполняет Ь на конце слова НОЧЬ?

Какую цель поставим на урок? (Выяснить, почему в слове НОЧЬ и многих других словах на конце пишется Ь)

Итак, начнём выяснять.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Анализ языкового материала

Перед вами слова

Ночь, меч, мяч, вещь, лещ, уж, плащ, помощь, дочь, речь, нож, ложь.

Что общего между этими словами? ( это сущ., оканчиваются на шипящий звук)

На какие две группы можно разделить эти слова? (с Ь и без Ь)

Запишите слова в 2 столбика

Ночь                                           меч

Вещь                                          мяч

Помощь                                      лещ

Дочь                                           уж

Речь                                            плащ

Ложь                                          нож

Что объединяет слова 1 столбика кроме Ь? ( женского рода)

Что объединяет слова 2 столбика? (мужской род)

Какие буквы стоят перед Ь у слов 1 столбика?

Какие звуки они обозначают?

Сделайте вывод о том, когда пишется ь.

(У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется Ь)

Сравним свой вывод с узелками на память. Учебник с. 13

Как думаете, какая работа у этого Ь? (указывает на форму слова)

6. Закрепление.

Потренируемся.

- Работа в парах по учебнику с. 13 упр. 19

Выполните упражнение  и приготовьтесь объяснить своё решение.

 Проверка.

- Не попадитесь в ловушку и в упражнении 18 (выполнение в тетради с комментированием)

     - Задания для самостоятельной работы

      Спишите пословицы, вставляя мягкий знак, где это необходимо. Упр. 21

 И объясните смысл пословицы «Слово не нож, а сделать больно может»

                                                               

        

7. Итог. Ответьте на вопрос, который задавали в начале урока. Почему в слове НОЧЬ на конце пишется ь?

8.  Рефлексия

Проанализируйте свою работу на уроке, выберите высказывание и закончите его.

  1. Я узнал…
  2. Я научился…
  3. Было интересно…
  4. Было трудно….

 Домашнее задание: рт с. 32 упр. 44

                                                                           

Самоанализ урока.

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: Познакомить с новой орфограммой « Правописание ь знака на конце имён существительных после шипящих»

Задачи:

Образовательные:

- выявить грамматическую функцию ь знака, как показателя женского рода;

- выявить алгоритм написания ь на конце существительных после шипящих;

Развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Воспитывающие:

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать грамматическую функцию ь у существительных, оканчивающихся на шипящий;

- уметь пользоваться алгоритмом написания ь на конце существительных после шипящих.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развивать умение сравнивать, выполнять анализ и синтез, формулировать обобщение.

Коммуникативные:

- формировать умение работать в паре, группе, самостоятельно, высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

- учить контролировать свою речь при выражении своей точки зрения.

- формировать умение выполнять действия по образцу.

Личностные:

-формировать умение адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

В начале урока, на этапе мотивации, создала положительный настрой на урок. Для постановки проблемы, определения темы и целей урока использовала слова (Ночь, меч, мяч, вещь, лещ, уж, плащ, помощь, дочь, речь, нож, ложь) - их исследование.

На этапе открытия нового знания предложила работу в парах с представленными словами. Вывели алгоритм написания мягкого знака в именах существительных с шипящим на конце.

На этапе первичного закрепления предложила фронтальную работу по учебнику для отработки правила во внешней речи.

На этапе включения в систему знаний предложила самостоятельную работу по учебнику.

Подвела итог, проведя рефлексию по вопросам.

Урок старалась сделать динамичным, со сменой видов деятельности. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала презентацию, наглядность.

Во время всего урока использовалась технология системно-деятельностного подхода, технология проблемного обучения – постановка проблем и нахождение их решения, технология формирования правильной читательской деятельности (работа с текстом учебника), здоровьесберегающая технология.

Использовала различные виды работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа с учителем.

        Использовала такие методы обучения:

словесный, наглядно – иллюстративный (презентация), частично – поисковый , исследовательский (исследование слов), практический.

В ходе работы мною оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных особенностей. На уроке поддерживалась благоприятная психологическая атмосфера.

Дети на уроке были активны, чувствовали себя комфортно. Цели и задачи урока реализованы. Урок состоялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих." 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: учебник УМК «Школа России», часть 2, В.П. Канакина; презентация; раздаточн...

Мягкий знак (ь)на конце имен существительных после шипящих.

Урок по русскому языку. 3 класс Перспектива...

Урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих"

Урок открытия новых знаний с применением технологии системно-деятельностного подхода....

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...