Наречие, как часть речи (технологическая карта урока)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Учитель: Гончарова Л.В., учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения «Железнодорожная СОШ №2»
Класс: 4 «А»
УМК: учебный комплекс «Школа России»: учебник «Русский язык. 4 класс» (под редакцией В.П. Канакина, В.Г. Горецкого); CD –диск электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. – М.: Просвещение , 2014.
Тема урока: «Наречие как часть речи».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели: Образовательная: - дать общее представление о наречии как части речи;
- учить находить наречие среди других частей речи;
- учить выделять грамматические признаки наречий;
- содействовать развитию умения употреблять наречие в речи.
Деятельностная: - формирование способности учащихся к работе по схемам и алгоритму, составлять план и работать в соответствии с ним, к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа № 2»
Наречие как часть речи.
(+ презентация)
Автор Гончарова Людмила Васильевна
)
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Гончарова Л.В., учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения «Железнодорожная СОШ №2»
Класс: 4 «А»
УМК: учебный комплекс «Школа России»: учебник «Русский язык. 4 класс» (под редакцией В.П. Канакина, В.Г. Горецкого); CD –диск электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. – М.: Просвещение , 2014.
Тема урока: «Наречие как часть речи».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели: Образовательная: - дать общее представление о наречии как части речи;
- учить находить наречие среди других частей речи;
- учить выделять грамматические признаки наречий;
- содействовать развитию умения употреблять наречие в речи.
Деятельностная: - формирование способности учащихся к работе по схемам и алгоритму, составлять план и работать в соответствии с ним, к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
|
|
| ||||
Межпредметные связи: чтение, окружающий мир (составление плана действий); | ||||||
Ресурсы урока: учебник «Русский язык. 4 класс» (под редакцией В.П. Канакина, В.Г. Горецкого); рабочая программа по русскому языку для 4 класса; карточки для индивидуальной работы; листы самоконтроля, в которых записаны этапы урока для оценивания; ноутбук и проектор, презентация, CD диск- электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. – М.: Просвещение, 2014. | ||||||
Ход урока: | ||||||
Этапы урока | Формы, методы, методические приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||
1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне «Хочу, потому что могу». | Фронтальная. Словесный метод. Психологический настрой. Рефлексия. | Приветствие гостей и детей: Добрый день, дорогие гости! Добрый день, мои любимые умники и умницы! Начинаем урок русского языка. Первыми сядут умницы, а затем умники. Эмоциональный настрой: пожелание успехов и хорошего настроения на уроке. Не забывать оценивать свою работу на уроке. | Проверяют готовность к уроку, желают друг другу удачи. Стихи про части речи: Существительное «школа», «просыпается» глагол. С прилагательным «весёлый» Новый школьный день пришёл. Встали «мы» - местоимение. Бьёт числительное «семь» за ученье без сомненья приниматься надо всем. Рефлексия: заполняют лист самоконтроля. | Личностные: положительное отношение друг к другу; готовность к учебной деятельности; Метапредметные: положительное отношение к знаниям и учебной деятельности; Регулятивные: проверяют готовность рабочего места, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные: умение слушать и слышать. | ||
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: повторение изученного материала, готовность мышления и осознание потребности к новому способу действия. | #1048;гровая ситуация: #1046;ребьёвка (выбор части речи). #1056;абота в малых группах (по 3 учащихся), составить кластер по своей части речи (проверка домашнего задания). #1056;абота у доски. #1042;заимопроверка. #1055;альчиковая гимнастика: В гости к пальчику большому приходили прямо к дому. Указательный и средний, безымянный и последний. Сам мизинчик – малышок постучался на порог. Пальцев дружная семья – друг без друга им нельзя. III. Работа в тетради: записать число, классная работа. Минутка чистописания: записать красиво и правильно предложение под диктовку. | #1054; чём говорится в вашем приветствии? Какие части речи мы изучили? II. Диктует предложение: «Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из – за леса». Предлагает выделить части речи и разобрать по членам предложения и определить проблему. | #1054;твечают на вопросы учителя. #1042;ыбирают часть речи из предложенного перечня. 3. Составляют кластер из карточек, вложенных в конверт. #1055;рикрепляют кластер на доску. #1054;существляют взаимопроверку. #1056;ефлексия: заполняют лист самоконтроля по первому заданию «Кластер «Части речи»», который есть у каждого ученика на столе. (приложение) Пишут предложение под диктовку, выделяя орфограммы. Один ученик с каллиграфическим почерком работает у доски. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно; умение доказывать свою точку зрения. Регулятивные: умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. Предметные: уметь выделять и характеризовать части речи. | ||
3. Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности. Цель: обсуждение затруднений, возникших при выполнении проблемного задания. | Фронтальная поисковая беседа. Индивидуальная работа с учебником. Беседа. Постановка проблемного вопроса. Наглядный | Просит выявить возникшее затруднение, найти пути выхода из проблемной ситуации. Какие слова вы не назвали? Нацеливание на определение темы и учебной цели: Вы догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке? | Затрудняются в определении части речи слов «впереди, медленно»; высказывают предположения (это слова – «ловушки», они не относятся к частям речи, которые мы изучили); обращаются к учебнику (стр. 73 читают тему урока -«Наречие»); | Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка, понимают недостаточность имеющихся знаний; Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Познавательные: постановка и решение проблемы; учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно; Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. | ||
5. Открытие нового знания. Цель: постановка учебных задач и способы их решения. | Фронтальный опрос. Постановка проблемного вопроса. Наглядный | Просит сформулировать тему урока и учебные задачи: Как же называется тема нашего урока? Значит слова «впереди и медленно » - это … Какие задачи мы будем решать сегодня на уроке? Как мы будем работать: индивидуально, в паре, в группе? | Формулируют тему и задачу урока: узнать что такое наречие, на какие вопросы отвечают, что обозначают, учиться находить наречия среди других частей речи, характеризовать наречие по известному алгоритму характеристики частей речи. Дети хором формулируют тему «Наречие как часть речи». . | Личностные: готовность к сотрудничеству «учитель – ученик». Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение, формулировать, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | ||
6. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. | Исследовательский метод. Работа с учебником: выполнить упражнение 124, 125 стр.73.(повышенной трудности) Упражнение 126 стр.74 (устно) Работа в паре. Проведение опыта: работа по карточкам индивидуально. | Докажите, что эти слова являются наречиями. Организует наблюдение за словами новой части речи – наречие в упражнении № 124 в учебнике. Просит составить план действий, выбрать форму работы – индивидуально, в паре, в группе. Исследуйте эти слова по составленному плану, проведите опыт упражнение 125 стр 73. Сделайте вывод: 1. что такое наречие? 2. На какие вопросы отвечает наречие? (близко, справа, слева – где? Направо, налево, вверх – куда? Сегодня, вчера, утром – когда?) #1050;ак изменяется наречие? #1050;аким членом предложения является? #1050;акую роль выполняет наречие? (дети читают предложения с наречиями и без них) | Выбор формы деятельности (индивидуальной, групповой, парной). Составляют план наблюдения с опорой на задания: 1. прочитаю текст; 2. сравню выделенные слова, что они обозначают; признак предмета или признак действия (печальные, печально); 3. Определю, на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов, с какой частью речи связано по смыслу, каким членом предложения является; #1042;ыпишу подчёркнутое словосочетание, стрелкой укажу связь слов; Льёт (как?) печально. #1054;бобщу полученные сведения, сделаю вывод, сформулирую определение наречия, сравню сделанный вывод с правилом в учебнике; при необходимости внесу корректировку. Проговаривают план характеристики части речи: 1. Что такое наречие? 2. На какие вопросы отвечает наречие? 3. Что обозначает наречие? 4. Каким членом предложения является? Изменяют глагол по числам, временам и наблюдают, изменяется ли при этом наречие, делают вывод, что наречие не изменяемая часть речи. Соотносят сделанный вывод с правилами в учебнике на стр.73. Рефлексия в листе самоконтроля: работа по учебнику, составление плана, составление кластера, выводы по итогам опыта. | Предметные: знают признаки наречия; Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на поставленные вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение и версию. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | ||
7. Динамическая пауза Цель: создание комфортных условий для психоэмоциональной и физической разгрузке детей. | Коллективная работа | В ходе выполнения упражнений динамической паузы запомните и повторите слова - наречия | Дежурные проводят динамическую паузу на память и внимание: - Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, вправо, влево, поворот. Дружно хлопаем руками, дружно топаем ногами, Тихо сядем мы за стол и продолжим разговор. | Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня. Предметные: воспринимают смысл поставленной задачи; | ||
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Словарный диктант. Карточка на парте «Диагностика достижений планируемых результатов» (выбрать правильный ответ: #1053;а какой вопрос отвечают наречия: а) откуда? б) что? в) какой? #1057; какой частью речи в предложении обычно связано наречие: а) с именем существительным б) с именем прилагательным в) с глаголом #1042; какой строке записано наречие? а) низина б) низко в) нижний. Проверка по эталону (на экране) | Предлагает подвести промежуточные итоги: 1. что узнали о наречии? 2. чему планировали учиться? 3. чему учились? 4. чему ещё необходимо учиться; Словарный диктант: записать словосочетания, выделить наречие, доказать свой выбор. | Дети записывают словосочетания, объясняя орфограммы; выделяют наречия; доказывают правильность своих суждений; (улыбался приветливо; играли вместе; шёл впереди; ответил прекрасно; выучил вчера; весело петь; стало грустно; смотреть вниз; пишет аккуратно.) Рефлексия в листе самоконтроля. Гимнастика для глаз: «Ночь - день - бабочка». | Личностные: оценивание усвоенного содержания. Познавательные: умение применять полученную информацию. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: умение ясно и чётко выстраивать речевые конструкции, излагать свои мысли. | ||
9. Включение нового знания в систему знаний. Цель: применение новых знаний в заданиях разного уровня. | Дифференцированная работа по группам. | Даёт дифференцированные задания по группам по карточкам разного цвета: 1. жёлтая – базовый уровень: замените противоположными по смыслу наречиями (антонимы). 2. синяя – повышенный уровень: работа с фразеологизмами. 3. высокий уровень: работа на ПК -выполнение контрольного теста с СД- диска. | Выполняют работу по карточкам, которые выбрали для себя. Рефлексия в листе самоконтроля. | Личностные: оценивание усваемого содержания. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: умение планировать свою деятельность. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме. | ||
10. Домашнее задание | Упражнение 127 стр.74 (базовый уровень) Творческая работа: составить сказку о наречии (повышенный уровень). | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание, слушают объяснение учителя, задают вопросы. | |||
11. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: соотнесение цели урока и его результатов; осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Фронтальная Из листа самооценки: Я доволен своей работой – (+) (-); Мне было трудно - (V) У меня есть ещё пробелы в знаниях - ? | Просит подвести итоги в листе самооценки и озвучить результат. Завершая наш урок, я хочу продолжить стихотворение, с которого мы начали: Мы наречием «отлично» на уроке дорожим, соблюдаем мы привычно дисциплину и режим. И поэтому успешно свой урок мы завершим. | Высказывают своё мнение о полученных знаниях, об уроке, о своём личном опыте. Рефлексия в листе самоконтроля. | Личностные: высказывают свои впечатления от урока, делают выводы, осмысливают свою деятельность на уроке, адекватное понимание успеха или неудачи; Регулятивные: открыто оценивают свою деятельность на уроке. |
Приложение 1
Диагностика достижений планируемых результатов:
выбрать правильный ответ:
#1053;а какой вопрос отвечают наречия:
а) откуда?
б) что?
в) какой?
#1057; какой частью речи в предложении обычно связано наречие:
а) с именем существительным
б) с именем прилагательным
в) с глаголом
#1042; какой строке записано наречие?
а) низина
б) низко
в) нижний.
(проверка по эталону)
Приложение 2
Лист самоконтроля
Фамилия имя | |||||||
Готовность к уроку | Приём кластер «Части речи» (домашнее задание) | Работа по учебнику упр.124 стр.73 | Работа по учебнику упр.126 стр.74 | Проведение опыта по упр.125 стр.74 | Тест «Проверь себя» | Работа по карточке | Итог моей работы |
Критерии оценивания: Я доволен своей работой – (+)/(-); Мне было трудно - (V) У меня есть ещё пробелы в знаниях - ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233233-1364731975.jpg)
Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.
Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/12/picture-780837-1460452914.jpg)
Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.
Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение» Цель деятельности учителя:1) формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...
Методическая разработка. Состав слова. Распознание значимых частей слова.(технологическая карта урока)
Урок направлен на обобщение знаний о частях слова в занимательной форме....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/08/picture-123755-1510166933.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.
Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/09/picture-992943-1515523036.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Наречие как часть речи(общее представление).Признаки наречия."...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/08/picture-1098506-1581149878.jpg)
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Наречие как часть речи (общее представление). Признаки наречия. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления о наречии как части речи; ознакомление учащихся с признаками наречия; формирование умения находить наречие в тексте.Планируемые результатыПр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-413101-1602597557.jpg)
Урок русского языка в 4 классе Наречие как особая часть речи Технологическая карта урока
Тема урокаНаречие как особая часть речиЦель урокаДать общую характеристику наречия как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи урокаОрганизовать деятельность учащихся по:обна...