Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
классный час по русскому языку (3 класс)
Цель: показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx | 83.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку.
«Турнир знатоков русского языка».
Цель: показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей
Задачи:
- Образовательные: формирование и поднятие культурного уровня учащихся.
- Развивающие: развитие познавательной сферы школьников: внимание, восприятие, мышление, память, речь
- Воспитывающие: воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Оборудование: листочки и ручки, конверты с заданием, презентация.
Ход занятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята! О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка и литературы мы учимся понимать красоту и силу русского слова.
Главный гость сегодня – его величество русский язык.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.
«Русский язык – это выразительный и звучный язык,гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам».(А.С.Пушкин)
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой».(Л.Н.Толстой)
«Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». (Проспер Мериме)
Вы уже 4 года успешно изучаете русский язык и сегодня мы вместе выявим знатоков русского языка.
Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование.
Учитель: Сегодня будут состязаться две команды и я хочу, чтобы вы разделились на две команды (по рядам)
Названия команд «Аз» и «Буки», по начальным буквам русской азбуки. Жюри будет ваша учительница Снежана Вячеславовна.
Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.
Конкурс 1. «Вопрос — ответ»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)
3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)
6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
8. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)
Учитель: Молодцы, ребята! Перейдем к другому конкурсу!
Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»
Учитель: От каждой команды прошу выйти по 2 знатока словарных слов. Я буду загадывать загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Остальные, оставшиеся на местах дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.
1. Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
2. Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
3. Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
4. Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)
5. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Ботинки.)
6. Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон.)
7. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
8. Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет —
Последний листик отпадет. (Календарь.)
9. Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит — кричит,
Сядет — молчит;
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
10. На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь... (Огонь и костер.)
11. Я землю копала —
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)
12. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
13. Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
14. Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)
Учитель: Здорово, ребята! Вы неплохо справились с этим заданием. Давайте не будем тянуть и перейдем к следующему. 3 конкурс – ребусы.
Я поочередно показываю картинки с ребусами на презентации каждой команде. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.
Учитель: задания всё труднее и труднее! Не сдаемся! Продолжаем дальше.
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!
Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.
Конкурс 4 «Собери пословицу»
Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.
(«На сердитых воду возят».)
(«Упустишь минутку — потеряешь час».)
Учитель: Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»
Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.
Второй капитан получает 1 балл.
Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.
Учитель: А мы продолжаем! Конкурс 6 «Множественное число»
Каждой команде нужно за 1 минуту написать, как можно больше слов, употребляющихся только во множественном числе. Каждое правильное слово дает 1 балл. (Джинсы, весы, часы, вилы, деньги, обои, белила, кудри, сливки, ножницы, грабли)
Учитель: И этой конкурсное задание вы осилили! Молодцы! Вы показали свои знания о русском языке, свою любовь к изучению этого предмета, проявили смекалку. А главное – вы узнали много интересного материала и ещё больше полюбили русский язык. А пока наше жюри подводит итоги, давайте с вами поиграем. ЗАКОНЧИ ФРАЗУ
От радости матросы пели
Ура! Они достигли … (цели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое … (животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас … (веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу, пасутся два ... (барана)
Ребята смеются, купаясь в реке
Плакучая … стоит вдалеке (ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ... (лист)
Подведение итогов. Награждение и вручение призов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и логическое мышление, умение анализи...
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида
Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике "Своя игра"...
Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...
Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»
Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...
Внеклассное мероприятие во 2 классе « Знатоки русского языка».
Цели проведения мероприятия:привитие любви к великому русскому языку,формирование интереса к нему как к учебному предмету,повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка...
Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"
Цели:- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку...