Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
классный час по русскому языку (3 класс)

Кристина Евгеньевна Михайлова

Цель: показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx83.36 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку.

«Турнир знатоков русского языка».

Цель: показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей

Задачи:

  • Образовательные: формирование и поднятие культурного уровня учащихся.
  • Развивающие: развитие познавательной сферы школьников: внимание, восприятие, мышление, память, речь
  • Воспитывающие: воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Оборудование: листочки и ручки, конверты с заданием, презентация.

Ход занятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята! О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Поэт Вяземский сказал:
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной…

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка и литературы мы учимся понимать красоту и силу русского слова.

Главный гость сегодня – его величество русский язык.

Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские и зарубежные писатели.

«Русский язык – это выразительный и звучный язык,гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам».(А.С.Пушкин)

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой».(Л.Н.Толстой)

«Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». (Проспер Мериме)

Вы уже 4 года успешно изучаете русский язык и сегодня мы вместе выявим знатоков русского языка.

Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование.

Учитель: Сегодня будут состязаться две команды и я хочу, чтобы вы разделились на две команды (по рядам)

Названия команд «Аз» и «Буки», по начальным буквам русской азбуки. Жюри будет ваша учительница Снежана Вячеславовна.
Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

Конкурс 1. «Вопрос — ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)

6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

8. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

Учитель: Молодцы, ребята! Перейдем к другому конкурсу!

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

Учитель: От каждой команды прошу выйти по 2 знатока словарных слов. Я буду загадывать загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Остальные, оставшиеся на местах дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.

1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2. Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3. Эти резвые подружки,

Попрыгуньи и крикушки,

Песни громко распевают

И комариков глотают. (Лягушки.)

4. Не вода и не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)

5. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Ботинки.)

6. Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8. Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет —

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9. Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

10. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь... (Огонь и костер.)

11. Я землю копала —

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13. Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14. Осень в сад

К нам пришла.

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Учитель: Здорово, ребята! Вы неплохо справились с этим заданием. Давайте не будем тянуть и перейдем к следующему. 3 конкурс – ребусы.

(5).jpgЯ поочередно показываю картинки с ребусами на презентации каждой команде. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Учитель: задания всё труднее и труднее! Не сдаемся! Продолжаем дальше.

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь!

Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.

Конкурс 4 «Собери пословицу»

(1).jpgКаждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.

(1).jpg(«На сердитых воду возят».)

(«Упустишь минутку — потеряешь час».)

Учитель: Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»

Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.

Второй капитан получает 1 балл.

Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.

Учитель: А мы продолжаем! Конкурс 6 «Множественное число»

Каждой команде нужно за 1 минуту написать, как можно больше слов, употребляющихся только во множественном числе. Каждое правильное слово дает 1 балл. (Джинсы, весы, часы, вилы, деньги, обои, белила, кудри, сливки, ножницы, грабли)

Учитель: И этой конкурсное задание вы осилили! Молодцы! Вы показали свои знания о русском языке, свою любовь к изучению этого предмета, проявили смекалку. А главное – вы узнали много интересного материала и ещё больше полюбили русский язык. А пока наше жюри подводит итоги, давайте с вами поиграем. ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

От радости матросы пели

Ура! Они достигли … (цели)

Живет у нас дремотное,

Пушистое … (животное)

Сколько солнца на опушке!

На носах у нас … (веснушки)

Я утром вышел рано-рано,

Гляжу, пасутся два ... (барана)

Ребята смеются, купаясь в реке

Плакучая … стоит вдалеке (ива)

Среди ветвей туман повис,

В траву слетает рыжий ... (лист)

Подведение итогов. Награждение и вручение призов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие с использованием ИКТ по русскому языку "Загадочные гласные"

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку. Выполняемые задания расчитаны на детей 7 - 8 лет и позволяют развивать устную речь, наглядно-образное и  логическое мышление, умение анализи...

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида...

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике «СВОЯ ИГРА» в коррекционной школе VIII вида

Внеклассное мероприятие 1-4 классы по русскому языку и математике "Своя игра"...

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в рамках проведения декады русского языка и чтения «Да здравствует книга!»

Цель мероприятияПоказать роль и значение книги в жизни человека, формировать интерес к чтению книгЗадачи мероприятияЗадачи, направленные на достижения личностных результатов:- показать значение книги ...

Внеклассное мероприятие во 2 классе « Знатоки русского языка».

Цели проведения мероприятия:привитие любви к великому русскому языку,формирование интереса к нему как к учебному предмету,повышение общей языковой культуры; развитие интереса к изучению русского языка...

Внеклассное мероприятие на тему "Наш родной русский язык"

Цели:- создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка как родного;- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку...