Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Звук и буква и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок разработан для 3 класса,урок открытия новых знаний. Знакомство с правилом звук и буква и после ц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3_klass_zvuk_y_posle_ts.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

(3 «Б» класс)

Учитель: Абраамян Екатерина Александровна

Тема урока: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

Оборудование: Презентация, карточки, дидактический материал.

Цель и задачи урока:

  • формировать умения применять правило «обозначения звука [ы] после [ц]»; моделировать разные способы оформления правила

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формировать положительное отношение к обучению, через нестандартные виды работы;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Развивать умение прогнозировать, анализировать свою учебную деятельность;

Познавательные:

  • Развивать умение строить высказывания, формулировать выводы, сравнивать, выявлять особенности групп слов;

Коммуникативные:

  • Развивать умение работать в группе, паре, вступать в диалог с учителем, сверстниками;

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Ответы обучающихся

1. Оргмомент.

Создание положительного эмоционального настроя

-Здравствуйте, меня зовут Екатерина Александровна. Урок русского языка проведу сегодня у вас я.

Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!

2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний.

Постановка проблемы.

-Ребята, что у меня в руках? (держу портфель)

-Но это непростой портфель, в нем собраны ваши знания!

-Сейчас мы с вами проверим, какие орфограммы вы знаете?

(Достаю по одному слову с пропущенной буквой)

-Определите, какая буква пропущена и на какое правило.

Мя . кий

Проб.жал

Грус. ный

ц.рк

синиц.

Акц.я

-Какую букву нужно вставить в эти слова? Ы или И?

-Ведь мы с вами не всегда пишем то, что мы слышим.

- Почему возникла трудность? В чём особенность звука [ц]?

Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться?

-портфель

Пропущена «гэ», мягенький, написание парной согласной в корне

Пропущена «е»,бег, безуд глас в корне.

Пропущена «тэ», грусть, непроизносимая согл в корне.

Звук [ц] всегда твердый.

нет

3. Формулирование цели урока

Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?

  • Прочитаем тему урока на доске. (Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]) слайд 3
  • Запишите тему урока на карточках, которые перед вами

- Мы научимся писать буквы и ,ы после ц.

4. Решение проблемной ситуации. (работа в группах)

-Я предлагаю вам побыть научными работниками!

-А кто такие научные работники? Чем они занимаются?

-Для вас задание: Попробуйте сами сформулировать правило, для новой орфограммы. Для этого нужно поделиться на три группы

(Делю детей на три группы по 5 человек)

-Перед вами три столбика слов. Понаблюдайте за словами из столбика. Обсудите свои наблюдения в группе. Сделайте вывод. Понабдюдайте какая особенность в этих словах.

-Обратите внимание, где встречается орфограмма.

Орфограмма в корне. В корне всегда после ц пишется буква и.

В окончании после ц пишется буква ы.

В словах на ция пишется после ц буква и.

цирк синицы секция

циркуль скворцы акация

цифра птенцы станция

-Проверяем работу групп. (Выходят по одному человеку от группы и делают вывод)

-Молодцы ребята, давайте проверим правы ли мы с вами?

-Прочитаем правило по учебнику на стр 121.

-Подумайте полное ли правило мы вывели, ничего не потеряли?

-От чего же зависит выбор буквы ы или и?

  • Да ребята, в любом правиле есть слова исключения назовите их.
  • Эти слова надо запомнить. Для лучшего запоминания есть предложение: цыган встал на цыпочки и цыплёнку цыкнул «цыц»

Цыкнул – разг. Значит прикрикнул

-Но ведь не всегда мы употребляем в нашей речи только эти слова: цыган, цыпленок, цыц.

-Попробуем подобрать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы.

-У вас на партах лежат слова-родственники. Поднимите карточку вверх у кого есть родственные слова к данному слову и назовите его. (держу слова)

цыган цыплёнок

цыганка цыплята

цыганочка цыплячий

цыганёнок цыплятина

цыганский цыпонька

выцыганить (выпросить) цыпочка

цыплёночек

цыпушка

цыц цыпа

цыкать

цыкнуть цыплятник

-Это люди, которые делают научные открытия. Занимаются исследованиями.

В корне пишется и, в окончании ы. после ция и.

Есть слова исключения

От того, в какой части слова стоит буква ц.

Есть слова исключения.

Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.

5. Составление алгоритма к правилу

-Теперь мы знаем правило и исключения, я предлагаю продолжить нашу научную работу.

-Попробуем представить правило в виде алгоритма.

-Что такое алгоритм? Где мы можем применить алгоритм?

-Алгоритм мы с вами будем записывать в нашу карточку-помощницу

-Вернемся к нашим словам акция, цирк, синицы. Посмотрите внимательно на слова. Чтобы выбрать правильность написания буквы в словах, какой первый шаг мы должны сделать?

(Слушаю предположения детей)

-В слове «акция» нужно ли выделять корень или окончание?

-Тогда какой же будет первый шаг алгоритма?

- Обратить внимание, на что оканчивается слово

-Да, ребята, это и будет первый пункт плана.

-На что оканчивается слово «акция»?

  • Если слово оканчивается на -ция, какую букву мы должны записать после буквы ц?
  • Запишите это слово под алгоритмом

-А если слово оканчивается не на -ция, тогда нужен второй шаг алгоритма. Какой ?

-Посмотрите ребята, на слова цирк, синицы, в какой части слова встречается орфограмма?

-Сформулируйте второй шаг алгоритма!

«Определить в какой части слова встречается орфограмма»

-Какую букву мы должны написать в корне после ц?

-Запишите слово цирк.

-Молодцы, но следует помнить о словах исключениях! Назовите их!

-С орфограммой в корне мы разобрались, в слове синицы в какой части слова встретилась орфограмма?

-А в окончаниях восле ц, какую букву мы пишем?

-Запишите слово синицы

-Мы с вами представили наше правило в виде алгоритма. Как еще можно представить правило?

-Попробуйте дома оформить правило либо в виде таблицы, либо в виде схемы!

-Алгоритм-последовательность выполнения действий.

-нет

-На что окончивается слово

-на ция

-в корне, окончании

-в окончании

-Таблица, схема

#1047;акрепление изученного

-Потренируемся в употреблении правила, пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы, поработаем в парах.

-Ниже на карточке-помощнице вам представлено упражнение.

ц_рк синиц_ ц_ркуль

певиц_ ц_фра ц_рковой

ц_линдр птенц_ скворц_

улиц_ огурц_ пальц_

-Если ваша пара готова, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов (на доске)

7. Итог урока

Рефлексия

-Ребята, какое открытие мы с вами сегодня сделали?

-Сегодня вы были научными работниками. Вам предстоит проверить знания учеников 3 А класса по этой теме.

-Подумайте какие вопросы можно им задать, чтобы выяснить усвоили они эту тему или нет?

-А сможете ли вы ответить на эти вопросы?

-Вывели самостоятельно правила для новой орфограммы, составили алгоритм.

-задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку.1 класс."Большая буква в именах,отчествах и фамилиях".

Открытый урок по русскому языку 1 классТема урока "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после ...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Заглавная буква в словах"

Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме: "Заглавная буква в словах"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Правописание Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Правописание Ы-И после Ц"...

Открытый урок по русскому языку «Строчная и письменная буква а»

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; спо...