Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Звук и буква и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок разработан для 3 класса,урок открытия новых знаний. Знакомство с правилом звук и буква и после ц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
(3 «Б» класс)
Учитель: Абраамян Екатерина Александровна
Тема урока: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
Оборудование: Презентация, карточки, дидактический материал.
Цель и задачи урока:
- формировать умения применять правило «обозначения звука [ы] после [ц]»; моделировать разные способы оформления правила
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формировать положительное отношение к обучению, через нестандартные виды работы;
Метапредметные:
Регулятивные:
- Развивать умение прогнозировать, анализировать свою учебную деятельность;
Познавательные:
- Развивать умение строить высказывания, формулировать выводы, сравнивать, выявлять особенности групп слов;
Коммуникативные:
- Развивать умение работать в группе, паре, вступать в диалог с учителем, сверстниками;
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Ответы обучающихся |
1. Оргмомент. Создание положительного эмоционального настроя | -Здравствуйте, меня зовут Екатерина Александровна. Урок русского языка проведу сегодня у вас я. Давай с тобой обнимемся, | |
2. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний. Постановка проблемы. | -Ребята, что у меня в руках? (держу портфель) -Но это непростой портфель, в нем собраны ваши знания! -Сейчас мы с вами проверим, какие орфограммы вы знаете? (Достаю по одному слову с пропущенной буквой) -Определите, какая буква пропущена и на какое правило. Мя . кий Проб.жал Грус. ный ц.рк синиц. Акц.я -Какую букву нужно вставить в эти слова? Ы или И? -Ведь мы с вами не всегда пишем то, что мы слышим. - Почему возникла трудность? В чём особенность звука [ц]? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться? | -портфель Пропущена «гэ», мягенький, написание парной согласной в корне Пропущена «е»,бег, безуд глас в корне. Пропущена «тэ», грусть, непроизносимая согл в корне. Звук [ц] всегда твердый. нет |
3. Формулирование цели урока | Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться?
| - Мы научимся писать буквы и ,ы после ц. |
4. Решение проблемной ситуации. (работа в группах) | -Я предлагаю вам побыть научными работниками! -А кто такие научные работники? Чем они занимаются? -Для вас задание: Попробуйте сами сформулировать правило, для новой орфограммы. Для этого нужно поделиться на три группы (Делю детей на три группы по 5 человек) -Перед вами три столбика слов. Понаблюдайте за словами из столбика. Обсудите свои наблюдения в группе. Сделайте вывод. Понабдюдайте какая особенность в этих словах. -Обратите внимание, где встречается орфограмма. Орфограмма в корне. В корне всегда после ц пишется буква и. В окончании после ц пишется буква ы. В словах на ция пишется после ц буква и. цирк синицы секция циркуль скворцы акация цифра птенцы станция -Проверяем работу групп. (Выходят по одному человеку от группы и делают вывод) -Молодцы ребята, давайте проверим правы ли мы с вами? -Прочитаем правило по учебнику на стр 121. -Подумайте полное ли правило мы вывели, ничего не потеряли? -От чего же зависит выбор буквы ы или и?
Цыкнул – разг. Значит прикрикнул -Но ведь не всегда мы употребляем в нашей речи только эти слова: цыган, цыпленок, цыц. -Попробуем подобрать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы. -У вас на партах лежат слова-родственники. Поднимите карточку вверх у кого есть родственные слова к данному слову и назовите его. (держу слова) цыган цыплёнок цыганка цыплята цыганочка цыплячий цыганёнок цыплятина цыганский цыпонька выцыганить (выпросить) цыпочка цыплёночек цыпушка цыц цыпа цыкать цыкнуть цыплятник | -Это люди, которые делают научные открытия. Занимаются исследованиями. В корне пишется и, в окончании ы. после ция и. Есть слова исключения От того, в какой части слова стоит буква ц. Есть слова исключения. Цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц. |
5. Составление алгоритма к правилу | -Теперь мы знаем правило и исключения, я предлагаю продолжить нашу научную работу. -Попробуем представить правило в виде алгоритма. -Что такое алгоритм? Где мы можем применить алгоритм? -Алгоритм мы с вами будем записывать в нашу карточку-помощницу -Вернемся к нашим словам акция, цирк, синицы. Посмотрите внимательно на слова. Чтобы выбрать правильность написания буквы в словах, какой первый шаг мы должны сделать? (Слушаю предположения детей) -В слове «акция» нужно ли выделять корень или окончание? -Тогда какой же будет первый шаг алгоритма? - Обратить внимание, на что оканчивается слово -Да, ребята, это и будет первый пункт плана. -На что оканчивается слово «акция»?
-А если слово оканчивается не на -ция, тогда нужен второй шаг алгоритма. Какой ? -Посмотрите ребята, на слова цирк, синицы, в какой части слова встречается орфограмма? -Сформулируйте второй шаг алгоритма! «Определить в какой части слова встречается орфограмма» -Какую букву мы должны написать в корне после ц? -Запишите слово цирк. -Молодцы, но следует помнить о словах исключениях! Назовите их! -С орфограммой в корне мы разобрались, в слове синицы в какой части слова встретилась орфограмма? -А в окончаниях восле ц, какую букву мы пишем? -Запишите слово синицы -Мы с вами представили наше правило в виде алгоритма. Как еще можно представить правило? -Попробуйте дома оформить правило либо в виде таблицы, либо в виде схемы! | -Алгоритм-последовательность выполнения действий. -нет -На что окончивается слово -на ция -и -в корне, окончании -и -в окончании -ы -Таблица, схема |
#1047;акрепление изученного | -Потренируемся в употреблении правила, пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы, поработаем в парах. -Ниже на карточке-помощнице вам представлено упражнение. ц_рк синиц_ ц_ркуль певиц_ ц_фра ц_рковой ц_линдр птенц_ скворц_ улиц_ огурц_ пальц_ -Если ваша пара готова, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность написания слов (на доске) | |
7. Итог урока Рефлексия | -Ребята, какое открытие мы с вами сегодня сделали? -Сегодня вы были научными работниками. Вам предстоит проверить знания учеников 3 А класса по этой теме. -Подумайте какие вопросы можно им задать, чтобы выяснить усвоили они эту тему или нет? -А сможете ли вы ответить на эти вопросы? | -Вывели самостоятельно правила для новой орфограммы, составили алгоритм. -задают вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку.1 класс."Большая буква в именах,отчествах и фамилиях".
Открытый урок по русскому языку 1 классТема урока "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776300-1459512900.jpg)
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" 2 урок
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Правописание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительныхЦель урока: Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после ...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Заглавная буква в словах"
Открытый урок по русскому языку в 1 классе по теме: "Заглавная буква в словах"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/29/picture-926093-1496082325.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-129683-1505841926.jpg)
Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/10/picture-1276840-1602325367.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Правописание Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Правописание Ы-И после Ц"...
Открытый урок по русскому языку «Строчная и письменная буква а»
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; спо...