Технологическая карта урока русского языка "Что такое синонимы?" (2 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гарганчук Ксения Владимировна

 

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о синонимах

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Знать что такое синонимы;
  2. Уметь определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову;
  3. Понимать разные функции синонимов в речи.

Личностные:

1.Становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 12.11.2024

Школа: «Вагановская СОШ»

Класс: 2

Урок: 3

Время: 10:50 Кабинет: 7

Студент: Гарганчук Ксения Владимировна

Группа:401 НК

Учитель: Хохлова Лариса Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока «Что такое синонимы?»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о синонимах

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить учащихся с понятием синонимы;

2.Дать представление о том, как определять лексическое значение синонимов.

Предметные:

  1. Знать что такое синонимы;
  2. Уметь определять лексическое значение синонимов, улавливать различие в их лексическом значении, подбирать синонимы к определенному слову;
  3. Понимать разные функции синонимов в речи.

Развивающие:

  1. Развивать умение правильно употреблять синонимы  в речи;
  2. Развивать умение подбирать синонимы к определенному слову

Личностные:

1.Становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к родному языку;
  2. Повышать познавательную активность, учебную мотивацию.

УМК: учебник русский язык 2 класс 1 часть В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, «Школа России»

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

М: словесный

Создаю условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность

- В стране родного языка

   Не всё известно вам пока.

   Работать мы сейчас начнём

   И сами до всего дойдём.

- Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

- Откройте тетради, запишите: число. Классная работа.

Приветствуют учителя

Записывают число и «классная работа»

Л: самооценка  готовности к уроку

Тетради

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

М: беседа

П: работа в тетради

- Как обычно начинаем  наш урок с каллиграфической минутки. Сегодня мы повторим написание буквы «С», которая станет ключиком к нашему уроку, а почему, попробуйте догадаться сами. Охарактеризуйте букву-ключ.

-Пропишите заглавную и строчную буквы С,с в своих тетрадях.

-Давайте запишем несколько слов, которые начинаются с буквы с: слушать, слышать, сравнивать, синонимы.

Ученики дают характеристику букве «С»: обозначает согласный, глухой, твёрдый или мягкий звук.

Учащиеся прописывают буквы, контролируют последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи.

Записывают слова

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

Р:

- планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Тетради

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Провожу подводящий диалог для формулирования обучающимися темы урока

-Какое слово вам не понятно?

-Хотите узнать, что оно обозначает?

-Кто-нибудь догадался, какая  тема урока?

-Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и вы узнаете, что мы будем делать на уроке.

-Итак, буква «с» открыла нам тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

-Синонимы.

-Да.

-Мы узнаем, что такое синонимы.

-Слушать учителя, слышать друг друга, сравнивать слова

П:

- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают.

К:

- строить устное диалогическое выказывание;

-  устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или услышанного текста.

"Открытие" детьми нового знания
 (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

М: беседа

П: работа с предложением

Фронтальная

М: эвристический

П: составление правила

Организую самостоятельную деятельность обучающихся

-Послушайте загадку и догадайтесь,  написание какого словарного слова мы сегодня повторим.

Ну, а это что такое?

Это что-то не простое,

Руль похож на букву «О»,

Той же буквой колесо,

Из резины чёрной шины.

Это новая…

-Запишите отгадку в тетрадь. Поставьте ударение, обозначьте орфограммы.

-Придумайте предложение со словом машина.

-Какое предложение запишем в тетрадь?

-Подчеркните в предложении грамматическую основу.

-Ребята, давайте запишем ещё одно предложение.

Легковой автомобиль мчится по шоссе.

-Найдите и подчеркните грамматическую основу.

-Что-нибудь необычное вы увидели в этих предложениях?

-Молодцы. Что такое машина, автомобиль?

-Что обозначают слова едет, мчится?

-Чем отличается значение слова мчится от лексического значения слова едет?

-Как произносятся эти слова?

-Близки они по смыслу?

-Кто-нибудь догадался, как называются такие слова?

-Проверим наше предположение, прочитав правило на странице 52 учебника.

-Так что же такое синонимы?


-Машина.

Учащиеся  записывают слово машина в тетрадь, подчёркивают орфограммы: машина.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Грузовая машина едет по дороге.

Грузовая машина едет по дороге.

Учащиеся записывают предложение в тетрадь.

Находят грамматическую основу.

Легковой автомобиль мчится по шоссе.

Учащиеся читают предложения, анализируют, сравнивают и находят ответы на вопросы.

-В предложениях говорится об одном и том же, только разными словами.

-Транспортное средство.

-Движение.

-Мчится -  значит едет очень быстро.

- По-разному.

-Да.

- Синонимы.

Учащиеся открывают учебники и читают правило.

- Синонимы – это слова, которые произносятся по-разному, но близки по смыслу.

П:

- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают;

- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;

-  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами.

Р:

- планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Учебник

Тетради

Физкультминутка

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

М: работа с книгой

П: упражнение

Организую работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний

Работа с учебником

С. 53 упр. 67. Прочитайте группы слов.

- Каким научным словом можно назвать слова каждой группы?

Объясните значение каждой группы слов.

- Какие из данных слов вы часто слышите в речи?

Спишите любую группу слов.

Читают слова.

Отвечают на вопросы.

- Синонимы

 

Объясняют значение слов.

Отвечают на вопрос

Списывают.

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

-  находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами;

- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что обозначают.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах.

Учебник

Тетради

Самостоятельная работа с самопроверкой
(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

М: работа с учебником

П: упражнение

   

Самоконтроль

 Работа с учебником

С. 53 упр. 69

- Прочитайте упражнение И. Токмаковой.

- Найдите в стихотворении  синонимы. С какой целью автор использует их в одном предложении?

- Спишите предложение или напишите его по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в предложении синонимы.

Читают стихотворение

- Зябнет, дрожит

-Стынет, мерзнет

Высказывают предположения

Выполняют задание

К:

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;

-  признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами.

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений.

Учебник

Тетради

Включение в систему знаний, повторение

(7 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

М: работа с учебником

П: упражнение

Работа с учебником

С. 54 упр. 70

Прочитайте слова

С помощью словаря подберите к данным словам синонимы. Запишите каждую группу синонимов.

- Ветер, чуткий, думать, правильный

Работают со словарем, записывают слова

П:

- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов, предложений;

- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.

К:

- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах.

Учебник

Тетради

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

М: беседа

П: ответы на вопросы

Самоконтроль

- Вот и подходит к концу  наш урок.

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

Оцените результат своей работы на уроке:

Я узнал…

Я запомнил…

Я смог…

Что на уроке хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

Домашнее задание с. 53 упр. 68

-Узнать, что такое синонимы. Да.

Несколько учеников оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание

Р:

- устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку.

К:

- признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа результатов наблюдения за языковыми единицами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Школа России"

Тема урока русского языка в 3 классе "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое глагол?" (инклюзия)

Данный урок предназначен для учащихся 2 класса, которые уже имеют представление о глаголе. В первом классе уже учились различать слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают. В теме это третий ...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Данный материал представляет технологическую карту урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России". это урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое приставка"

3 классУМК "Школа России"На уроке использовались карточки из сайта "Учи.ру"...

Технологическая карта урока технологии "Что такое игрушка." (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Что такое игрушка?»Изделие: игрушка из носкаТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений и навыков изготовления игрушки из носкаЗадачи урокаДи...

Технологическая карта урока технологии «Что такое игрушка?» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока: «Что такое игрушка?»Изделие: «Игрушка из носка»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изготавливать игрушку на руку из носка...