Конспект урока и презентация по теме Обобщение по составу слова 3 класс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Обобщение по теме " Состав слова" Конспект и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.38 КБ |
![]() | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Обобщение знаний о составе слова»
Учитель: Цопанова А.Н.
Цели урока:
- обобщить полученные знания о составе слова
- упражняться в нахождении в слове приставки, суффикса, корня, окончания, в подборе однокоренных слов
- закреплять умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами; изменять форму слова
- Создать условия для формирования метапредметных умений; коммуникативных учебных умений через работу в группе и регулятивных умений через организацию работы в группе по алгоритму
- Создать условия для развития воображения, мышления, связной речи.
- Создать условия для развития личностных качеств обучающихся, терпения, взаимопомощи, уважения друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический раздаточный материал для работы в группе.
Планируемый результат:
Личностные
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Коммуникативные
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
- слушать и понимать речь других.
- умение работать в группе и паре.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;
– выполнять работу в паре, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
– оценивать свой вклад в работу пары.
Предметные
- знать признаки однокоренных слов
- уметь разбирать слово по составу;
- уметь образовывать новые слова с данными приставками и суффиксами
- уметь находить в слове приставку, суффикс, корень, окончание, подбирать однокоренные слова
-отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации | (слайд) Повернулись все к гостям, Улыбнутся они нам. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. - Сегодня мы побываем в мастерской слова. (слайд) - Кто из вас знает, что такое мастерская? (помещение, в котором работает мастер: мастер по ремонту машин, …) - Кто такой мастер? «(человек, который умеет хорошо делать что-нибудь» из словаря Ожегова) - Кто такой мастер слова? (человек, который всё знает о слове: из каких частей состоит) -Кого из известных людей можем назвать мастером слова? ( Пушкин , Лермонтов ,К.Хетагуров) -А кто же такой К.Л.Хетагуров? И в какой республике он живёт?(ответы детей) Коста – как первое слово. Это то, с чем рождается каждый житель Осетии, то, что сопровождает нас всю жизнь. Он всегда актуален, независимо от времени, в котором мы живем. Коста нес свет, добро и любовь. Он оставил нам в наследие незабываемые стихи, потрясающие до глубины души полотна. В каждом из них живет его частица. И его неоспоримо можно назвать, конечно , мастером осетинского слова. Согласны? - Каждый из вас сегодня тоже может стать мастером слова. - У вас всё получится! (слайд) - Весь ход нашей работы мы будем записывать в тетрадь. - Откройте тетради и запишите число и место проведения работы. (слайд) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 Постановка проблемы. Цель: - детьми определяется тема урока из поставленного затруднения и составляется план урока | РАЗМИНКА (устно) (слайд) - Прочитайте слова? Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс (слайд) - «На какие две группы можно распределить данные слова?» (части речи и части слова) - Перечислите части речи. (сущ., …) - Перечислите части слова. (корень, ) - Проверим. (слайд) - Мы с вами изучили все части слова. Как вы думаете ,чем мы сегодня будем заниматься? сегодня будем обобщать изученный материал по теме «Состав слова» (слайд) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 Актуализация знаний | Игра «Отгадай часть слова» (устно) (слайд) - Правила игры: один из вас будет давать определение о какой-либо части слова, а вы должны догадаться, о какой части слова идёт речь. Например: 1. - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка) 2. - это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень) 3. - это часть слова, которая стоит после корня и служит для 4. - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание) 5. - это часть слова без окончания. (Основа) - Какие две части слова очень похожи по своей роли в словообразовании? (приставка, суффикс) - Чем они похожи? (служат для образования новых слов) - Какие две части слова непохожи? (корень, окончание) - Чем они непохожи? (корень не изменяется, а окончание изменяется) -Как же живут части слова ? Давайте послушаем наших ребят | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы Цель: -обобщить полученные знания о составе слова. |
СКАЗКА Как живёте части слова? (слайд) Ведущий Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный. Ведущий Окончание говорит: - Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении. Ведущий Суффикс отвечает: - Я главнее, я стою после корня, и с моей помощью образуются новые слова. Ведущий Приставка ответила: -А я вообще стою перед корнем и образую новые слова. Ведущий Основа говорит: - А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания. Ведущий Корень отвечает: - Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга. Ведущий С тех пор они дружат и всегда вместе. _ Ребята,так почему же корень это главная часть слова? - Что надо помнить, чтобы быстро разобрать слово по составу? (алгоритм) - Назовите порядок разбора слова по составу. ( окончание, основа, ) - А как найти в слове окончание. (изменить слово по числам или по вопросам) - А корень? (подобрать однокоренные слова) Игра «Разбери матрёшку» (слайд) - Давайте докажем, что корень – это главная часть слова. 1) - Запишите в тетрадь слово рассказчик - Рассказчик это кто? (Расска́зчик – это тот, кто рассказывает что-нибудь, ) - Отнимайте по одной из частей так, чтобы из оставшихся частей получалось новое слово ) - рассказ – это литературное произведение - СКАЗ - это описание реального события - Прочитайте слова (рассказчик, рассказ. сказ) (слайд) - Чем похожи слова? (У всех один корень) - Как можно назвать эти слова? (однокоренные) - Какие части слова вы убирали при образовании новых слов? (¬^) - Какую часть нельзя убрать? (корень) - Почему? - Какой вывод можно сделать? Вывод: корень – это главная часть слова, в котором заключено основное значение слова. -2) Запишите в тетрадь слово обходчик (Разберите матрёшку) 3) –А теперь разберём слово Переносчик (Разберите матрёшку ) Переносчик это кто?(человек, который переносит что-то) -Разберите по составу. - Отнимайте по одной из частей так, чтобы из оставшихся частей получалось новое слово - Прочитайте слова ( переносчик, перенос, нос) - Являются эти слова однокоренными? (нет. Нос – это орган обоняния, а переносчик это тот, кто переносит что-нибудь носит) - Но корни во всех словах одинаковые. (а значение разное) - Как называются корни одинаковые по написанию, но разные по значению (корни-омонимы) - Назовите однокоренные слова к слову нос (носик, носище, носовое, переносица) - Назовите однокоренные слова к слову переносчик (носит, заносит, … - Назовите признаки однокоренных слов. (имеют общий корень, и обязательно близкие по смыслу) (слайд) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зрительная) работа в парах Лесом, лесенка, роща, лесник (слайд) - Составьте и запишите все пары слов со словом «лес» так, чтобы каждая пара была объединена одними признаками. - Сколько пар выписала ваша пара… - Разберите все слова по составу. - Проверим и докажем, что вы правильно выписали все пары слов. - (лес – лесник- это однокоренные слова? ) - Докажите. (Имеют общий корень –лес-, связаны по смыслу) - (лес - лесом – разные формы одного и того же слова) - Докажите. (основы одинаковые, изменилось только окончание) - лес – роща (синонимы,– близкие по смыслу, но нет общего корня) - лес – лесенка (слова с омонимичными корнями - общий корень есть, а по значению разные) - Молодцы! - Я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием. «Четвёртый лишний» (слайд) - Я слова читаю вам Вы прислушайтесь к словам Может лишние попали? Докажите, как узнали. - Запишите в тетрадь, какое слово «лишнее» Циркач, цирк, циркуль, цирковой (слайд) -Докажите, почему циркуль «лишнее» слово. И все остальные слова так же Гора, горка, горный, горелый (слайд) Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок (слайд) Летать, лето, лётчик, перелёт (слайд) Речь, речной, река, речушка (слайд) Работа с текстом (слайд) на партах текст на листочке (работа в группе) - Вставьте пропущенные однокоренные слова с корнем снег. Выделите в них корень. Озаглавьте текст. Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости. - Прочитайте текст. - Какие слова вставили. (снежинки, снег, снежные, снеговика) - Что это за слова? (однокоренные слова) - Докажите, что однокоренные. (общий корень, связаны по смыслу) - Обратите внимание, ребята, что однокоренные слова связали текст в единое целое. Запишем 3 предложение и выполним синтаксический разбор ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Собери слово» (в группе) (слайд) - Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
- Проверим (слайд) - Зачем нам нужны знания о составе слова (чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок) Вывод учителя: знания о составе слова нам необходимы, чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Подведение итогов урока. Цель: -оценить свою деятельность и деятельность класса. | - Что на уроке понравилось больше всего? - Какое задание было сложным? - Давайте оценим себя, кто же у нас стал настоящим мастером по теме «Состав слова». - Сейчас нарисуйте зелёный кружок те, кто может назвать себя мастером по разбору слова по составу. - Жёлтый – кто считает, что ещё надо потрудиться, чтобы стать мастером. - Красный – те, кому было очень трудно выполнять задания. - Поднимите руку, кто нарисовал зелёный кружочек. - Молодцы ребята. Вы все старались. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | По выбору: В русском языке есть корни-рекордсмены, с которыми можно подобрать до двухсот однокоренных слов. Вам необходимо придумать как можно больше однокоренных слов с корнем –бег- - Спасибо за урок. |
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
http://aida.ucoz.ru
Двадцать восьмое ноября Классная работа
Разминка
На какие группы можно разделить эти слова? Существительное Корень Основа Окончание Глагол Прилагательное Приставка Предлог Местоимение Суффикс
Обобщение по теме: «Состав слова»
Отгадай часть слова
Сказка Как живёте части слова?
Разбери матрёшку
Одинаковые по написанию Разные по значению
Четвёртый лишний
Какое слово «лишнее» ?
Какое слово «лишнее»?
Какое слово «лишнее»?
Какое слово «лишнее»?
Какое слово «лишнее»?
Работа с текстом
_________ Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ________. Теплым одеялом укроет _____ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______, строить крепости.
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые снежинки . Теплым одеялом укроет снег землю. Снежные метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить снеговиков , строить крепости.
Подбери пару слову « лес ».
Собери слово
Собери слово приставка корень суффикс окончание слово замёрз сухая рыба курица пошёл дарит сынок внук вышел дума каменщик смысл забег морозец горка листочки походка слово сестрицы река
Проверьте приставка корень суффикс окончание слово замёрз сухая рыба курица засуха пошёл дарит сынок внук подарок вышел дума каменщик смысл выдумщик забег морозец горка листочки заморозки походка слово сестрицы река пословица
спасибо за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС
урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-231377-1377094533.jpg)
открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова
Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-231377-1377094533.jpg)
открытый урок по русскому языку на тему: Обобщение о составе слова
Данный урок помогает конкретизировать способ действия разбора слова по составу, проверяя первичное понимание детьми открытого способа действия, выявляя моменты непонимания у отдельных учеников с ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/13/picture-561537-1723544827.jpg)
Конспект урока и презентация по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс ФГОС
Конспект и презентация предназначены для проведения урока русского языка в 4 классе по программе "Школа России" ФГОСпо учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-970871-1511275010.jpg)
Конспект урока русского языка на тему "Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной"
Конспект урока на тему: "Обобщение знаний о способах проверки и написания слов с безударной гласной" (ПНШ)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-542483-1544469550.jpg)
Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний о словах-названиях предметов,признаков предметов, действий предметов» 2 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" во 2 классе. Этот урок был опубликован в...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Обобщение о составе слова»
обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова; развивать умения правильно определять и графически обозначать части слова...