Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний о словах-названиях предметов,признаков предметов, действий предметов» 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Рогова Эльвира Махмудовна

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" во 2 классе.  Этот урок был опубликован в брошюре НИРО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение знаний о словах-названиях предметов,    признаков предметов, действий предметов»

Цели урока:

  1. Систематизировать знания об особенностях существительных, прилагательных и глаголов.
  2. Способствовать развитию речи, воображения, внимания и мелкой  моторики рук.
  3. Воспитывать навыки аккуратного письма.

Задачи урока:

1. Обобщить знания детей о частях речи.

2. Учить применять на практике эти знания.

3. Расширять словарный запас учащихся.

  1. Учить работать самостоятельно.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, рабочие тетради, учебник, индивидуальные карточки, домики-ульи.

План урока:

   

  1. Орг. момент                                                                          1 мин
  2. Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз                1 мин                                    
  3. Минутка чистописания                                                         2 мин
  4. Словарная работа                                                                 2 мин                                                  
  5. Работа по теме урока                                                          15 мин
  6. Физкультминутка                                                                        2 мин
  7. Закрепление изученного материала                                   14 мин
  8. Итог урока                                                                                   2 мин
  9. Домашнее задание                                                                1 мин

                                                                           

Структура

урока

Действия учителя

Действия учащегося

Номер

слайда

1. Орг.момент.

2. Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.

3. Минутка чистописания.

4. Словарная работа.

5. Работа по теме урока.

6. Физкульт

минутка

7.Закрепление изученного материала.

8. Итог урока.

9.Домашнее задание.

- Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в гости к пчёлам, где обобщим знания о словах, обозначающим предмет, признак предмета и действие предмета.

- Покажем, как пчелы кружат в воздухе. Глазами следим за движением пальцев.

« Пчела» (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг оси).
«Пчелы» (то же упражнение выполняется двумя руками).

- Наши пальчики готовы к работе. Запишем дату урока.

- К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев клей – прополис и аккуратно замазывают щели. Потрудимся как пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво.

п Пп пп Пч

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Спишите.

Пчелка мала, а и та работает.

Игра «Заполни соты нектаром».

- Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки.

- Заполним нектаром соты. Нектар-сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Слова: п.льто, п.суда, с.бака, пл.ток, х.рошо, м.локо, м.шина, .дежда, р.бота,  к.рова.

- Какие буквы вы вставили в словах?

1. Уточнение представлений о частях речи.

- Пчёлы не только собирают мёд, но и опыляют растения. Отправимся  с пчёлками опылять цветы (5 слов: пчела, ромашка, мак, одуванчик, подсолнух).

- На какие вопросы отвечают все эти слова?

- Что обозначают эти слова?

- Как они называются?

-Назовите признаки этих предметов вместе с вопросами.

- Как называют  эти слова?

- Кто знает, что может делать пчелка?

- Что обозначают слова, которые вы назвали.

- Как называются эти слова?

- Посмотрите, какой «цветок» у нас получился.

2. Работа с текстом.

- Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете стараться делать свою работу.

1) работа по карточкам;

2)работа с текстом и определение

частей речи:

За окном звонкая капель. Солнышко каждый день льет тепло. Весна идет!

- Прочитаем текст.

- О чем говорится в нем?

- Запишем заголовок.

- 1-е предложение запишем под диктовку (зрительный диктант).

- Повторим правила списывания текста.  

- Прочитайте второе предложение. Спишите  его самостоятельно.

- 3-е предложение прокомментирует Саша Федоров.

- Найдем в этом тексте имена существительные, прилагательные и глаголы.

- Ребята, вы трудились, как пчелки! Пора отдохнуть.

Пчелка трудится весь день          

 И работать ей не лень.                  

От цветка летит к цветку,              

Клеит на брюшко пыльцу.            

Хоботком нектар сосет,                

За день много соберет.                

Унесет нектар тот в улей              

И назад вернется пулей.                

В сотах утрамбует мед,                

Будет пчелкам чем питаться.          

Надо летом им стараться.                

1. Игра «Заселяем ульи».

- Заселим домики-ульи. (Три домика: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На табличках у пчёлок 9слов: пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, носить, улей, мёд, пахучий.)  

- Запишите в каждый столбик по одному своему примеру.

- Какие слова записали?

- Следующие улья вы будете заселять, когда мы познакомимся с новыми частями речи.

 

2.Работа по учебнику.

-Пчёлы живут большими и дружными семьями. (Учебник стр.35 упр.279)

- Какая из пословиц подходит к дружным семьям пчел? Объясните.

-Спишите предложение. Найдите слова, обозначающие признак предмета.

3. Самостоятельная работа.

У пчёл есть пчёлы-уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мёд. У каждого из вас баночка с мёдом (имя сущ., имя прилагательное или глагол), но в каждой банке есть мусор (на каждой банке записано по 5 слов, 1 из них лишнее.)

- Давайте очистим мёд – зачеркнём ненужную часть речи.

- Что вы знаете об именах существительных, именах прилагательных и глаголах?

Выставление оценок.

- Записать в три столбика по четыре имени существительного, имени прилагательного, глагола.

- Рабочих пчёл в улье тысячи, а главная у них одна – это матка. Она в улье сидела, всё видела, как вы трудились, убирались, как мёд собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. («Пчела-матка» благодарит ребят за урок и угощает сладостями).

Дети выполняют движения пальцами и глазами.

Учащиеся записывают дату, прописывают буквы, пословицу, сначала объяснив ее смысл.  

Дети помещают нужную «капельку» меда в соты.

Дети выполняют проверку.

- Кто? что?

- Предмет.

- Имена существительные.

Дети называют прилагательные.

- Имена прилагательные.

Дети называют глаголы с вопросами.

- Действия пчелки.

- Глаголы.

Дети обобщают знания по схеме.

Трое учащихся выполняют задание

по карточкам, остальные работают с текстом  и находят части речи.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети определяют часть речи и «заселяют» нужный улей на доске и в тетрадях.

Учащиеся записывают  свои примеры.

Дети называют пословицу, объясняя ее смысл,  находят прилагательное.

У каждого ребёнка индивидуальное задание.

Дети обобщают знания о частях речи.

Слайд1,2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».

Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.2 класс по программе для слабовидящих детей

Проверочная работа для учащихся 2 класса ( по программе 4.2 для слабовидящих детей) по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" в првер...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.2 класс по программе для слабовидящих детей

Проверочная работа для учащихся 2 класса ( по программе 4.2 для слабовидящих детей) по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" в прове...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.2 класс по программе для слабовидящих детей

Проверочная работа для учащихся 2 класса ( по программе 4.2 для слабовидящих детей) по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" в прове...