Конспект урока буква Ш
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Цветкова Стефания Денисовна

Тема урока: Твёрдый согласный звук [ш], буквы  Ш, ш

Тип урока: первичное закрепление
Цель урока: проверка знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении «Азбуки»;

  • Образовательные: обобщить знания учащихся по фонетике;
  • Развивающие: развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения

Планируемые результаты:

  1. Личностные
    1.1 формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
     

Метапредметные (УУД):

  1. Регулятивные:
    2.1 соотносить  результат своей деятельности с целью и оценивать его.

       3.   Познавательные:

3.1 отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш;
 

       4.  Коммуникативные:
             4.1 уметь учитывать позиции собеседника;
             4.2 уметь полно и точно передавать информацию собеседникам;
             4.3 уметь работать в группе;

Предметные:

Уметь: выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый

Знать: как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_sh.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш

Тип урока: первичное закрепление
Цель урока:
проверка знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении «Азбуки»;

  • Образовательные: обобщить знания учащихся по фонетике;
  • Развивающие: развивать речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей
  • Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения

Планируемые результаты:

  1. Личностные
    формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Метапредметные (УУД):

  1. Регулятивные:
    соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

3. Познавательные:

отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш;

4. Коммуникативные:
уметь учитывать позиции собеседника;
уметь полно и точно передавать информацию собеседникам;
уметь работать в группе;

Предметные:

Уметь: выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый

Знать: как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.


Учебно-методическое обеспечение (средства):

  • Для учителя

Конспект урока, презентация, компьютер, доска, проектор,

  • Для ученика

Пенал

Литература:

- Нормативная:

- Методическая по предмету:

- Интернет-ресурсы:

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы и приемы;

Формы;

Средства

УУД

I этап Организация начала урока (1-2 мин.)

Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне!

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Если буквы изучать

То научимся читать.

Подготовка класса к работе.

Внимательно слушать и слышать учителя и товарищей.

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

личностные ( эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные (обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)

II этап Актуализация опорных знаний (4-5 мин.)

На какие две группы делятся буквы?

-Расскажите, что вы знаете о гласных.

-Что вы можете сказать о согласных?

-Какими бывают согласные звуки?

- Какую ещё удивительную букву мы с вами узнали?

-Чем же она необычна?

-С какой интересной буквой мы с вами познакомились на прошлой неделе?

-Что вы можете о ней сказать

Как шипит змея?

-Как шипит гусь?

На гласные и согласные.

Гласные звуки можно петь. При произнесении гласного звука воздух не встречает преград. Гласная буква образует слог.

Согласные нельзя пропеть. При произнесении воздух встречает препятствия.

Твердые и мягкие. Глухие и звонкие.

Буква ь.

Ь звука не даёт, служит для обозначения мягкости согласного звука.

Буква Ч.

Она всегда мягкая.

Ш-ш-ш.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

регулятивные ( целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков)

III этап Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи (4-5 мин.)

Какой звук вы произносили?

-Сформулируйте задачу сегодняшнего урока.

Звук [ш].

Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

регулятивные ( целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков)

IV этап Открытие нового знания (7-8 мин.)

Отгадайте загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет — любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

-Выполним слого-звуковой анализ слова шар и составим схему. Сколько слогов в слове шар? Нужно ли определять, куда падает ударение, если в слове 1 слог?

-Ша-р. Что слышим вначале слова?

-Какой звук слышим первым? Какой он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Объясните почему? Каким цветом обозначим на схеме звук [ш]?

-Какой звук слышим после звука [ш]? Какой он? Объясните почему? Каким цветом обозначим на схеме?

-Какой звук слышим в конце слова? Какой он? Дайте его характеристику.

Пойти к доске и составить схему слова.

-А сейчас проверим, правильно ли мы составили схему слова (сверяем со схемой на доске).

- Отгадайте вторую загадку:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? ...

-Сколько слогов в слове карандаш?

-На какой слог падает ударение?

-Какой звук слышим последним? Дайте его характеристику.

Воздушный шар.

1 слог.

Нет.

Слог-слияния ша.

Ш. Согласный, т.к. его нельзя пропеть. Глухой. Твёрдый. Синим.

А-гласный. Красным.

Отдельно стоящий звук Р.Согласный, звонкий, твёрдый.

Карандаш.

В слове карандаш 3 слога. Ударение падает на последний слог.

Звук [ш]. Согласный, глухой, твёрдый.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

регулятивные ( оценка, коррекция, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

Физминутка

Выполним упражнения про кошку:

Вот окошко распахнулось, (разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз. (имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх. (голову подняли вверх.)

Посмотрела кошка вниз. (голову вниз.)

Вот налево повернулась. (поворот влево.)

Проводила взглядом мух. (зглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз. (Дети приседают.)

Повторяют за учителем.

V этап Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

-Сейчас поиграем в игру на внимание. Я буду произносить слова, а вы, если услышите в них новый звук- хлопайте в ладоши. Готовы?

Слова: шарф, шашки, игрушка, мел, школьник, малина, шубка, шишка, шапка, школа

-Откройте учебник на стр.17. Прочитаем слоги.

-Как произносятся слоги ши, ше? Что необычного в этих слогах?

-Какой вывод можем сделать?

Читают слоги.

Твердо. После буквы ш стоят буквы и, е, придающие мягкость согласному звуку, стоящему перед ней, но читается звук [ш] все равно твердо.

Звук [ш] всегда твердый

Фронтальная.

Словесный, практический. Чтение, составление предложения.

регулятивные ( оценка, коррекция, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (4-5 мин.)

-Найдите в столбиках слово четвероногое животное.

-Где в этом слове находится новая буква?

-Найдите и прочитайте слова, где буква Ш находится в начале слова(в конце).

-Чем отличаются слова карандаш и карандаши?

-Составьте предложение со словом школа.

Кошка.

В середине слова.

Школа.

Карандаш, карандаши.

Составляют предложение

регулятивные ( оценка, коррекция, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

VII этап Включение нового знания в систему знаний и повторение (7 – 8 мин.)

Прочитайте пословицы.

-Как вы понимаете смысл пословиц?

-Найдите слова в которых есть буква Ш.

Читают, выполняют задания.

Фронтальная. Словесный, беседа.

регулятивные ( оценка, коррекция, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

VIII этап Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)

Что нового вы узнали на уроке?

-Дайте характеристику новой букве. Какая она? Чем она интересна?

-С каким правилом познакомились?

-Давайте оценим свою работу на уроке: кто считает, что он сегодня на уроке хорошо работал, много читал, отвечал на мои вопросы- поднимите руку.

А кто считает, что он не старался на уроке, что мог бы работать лучше – поднимите руку.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа.

регулятивные ( оценка, коррекция, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи, участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в парах), осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Буква Е в начале слова" 1 класс

интегрированный урок по обучению грамоте и письма в 1 классе...

Конспект урока "Буквы Ш, ш" и презентация к уроку

Задача  урока состоит не только в том, чтобы ввести новую букву, но и в том, чтобы познакомить с особым правилом обозначения буквой ударного гласного в слоге [шы]....

Конспект урока "Буква Ш, звук [ш] по ФГОС.1 класс

Конспект урока "Буква Ш" по ФГОС, литературное чтение 1 класс....

Конспект урока "Буква Ю. Чтение слов с буквой Ю" (предмет "Графика и письмо")

Цель урока - повторить знания о букве Ю. Учить читать слова с буквой Ю....

Конспект урока " Буква Л,л. Чтение слогов и слов с изучаемой буквой, написание буквы Лл"

урок открытия новых знаний (знакомство с новой буквой и звуками).Цель урока: познакомить учащихся с буквой Л и со звуками, которые обозначает эта буква.Задачи урока:Предметные: уметь выделять и ...