Конспект урока «Непроизносимые согласные в корне слова» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Морозова Ольга Эдуардовна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3 классе

по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема урока

«Непроизносимые согласные в корне слова».

                                                                                              Подготовила учитель начальных классов

Морозова Ольга Эдуардовна

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

3 "Д"

Тема урока

Непроизносимые согласные в корне слова

Дидактическая цель

Создать условия для формирования у обучающихся представление о словах с непроизносимыми согласными звуками.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. Формировать любознательность, активность, самостоятельность.

Л2. Формировать положительное отношение к учебе.
Л3. Формировать уважительное отношение к иному мнению.

Познавательные

МП1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

МП2. Самостоятельно делать выводы.

МП3. Отвечать на простые вопросы учителя

Регулятивные

МР1. Оценивать действия одноклассников.

Коммуникативные

МК1. Уметь полно и точно выражать свои мысли.

МК2. Уметь слушать и понимать речь одноклассников.

МК3. Уметь определять цель урока.

П1. Уметь находить в слове непроизносимый согласный звук.

П2. Уметь выделять непроизносимый согласный звук в корне слова.

П3. Знать, что нужно сделать, чтобы правильно обозначить непроизносимый согласный в корне слова.

П4. Знать, как нужно заменить слово, чтобы убедиться, что в нём нет непроизносимого согласного звука.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

План. результаты

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Л2

  1. Актуализация знаний

Сегодня мы с вами будем исследователями.

Л1

А кто такие исследователи?

Исследователи- люди, занимающиеся научными исследованиями.

Предполагают

Л3
МК1
МК2
МП3

Сегодня мы с вами будем заниматься исследованием нового правила в русском языке.

Л1

  1. Каллиграфическая минутка

Откройте свои тетради и запишите «Седьмое декабря.», «Классная работа.», слова: молоко, сказка, местность.

Записывают число, «Классная работа.»

Л2

Исследователи постоянно что-то ищут, а потом исследуют то, что нашли.

Поэтому я вам предлагаю найти и подчеркнуть в этих словах орфограммы. Может быть вы найдёте что-то новое.

Проверка.

Молоко, сказка, местность.

П1

С какой трудностью вы столкнулись? В каком слове орфограмма, которую вы еще не изучали?

Вот вы и нашли новую орфограмму.

В слове лестница новая орфограмма.

П1

  1. Целеполагание

Кто может сформулировать тему урока?

Непроизносимые согласные в корне слова.

МК1

Какая будет цель урока?

Сформировать представление о непроизносимых согласных в корне слова.

МК1
МК3

  1. Изучение нового материала

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот звук произносится отчётливо.

Слушают правило.

МП1

К примеру возьмём наше слово местность- это проверяемое слово. Нам нужно найти к нему проверочное однокоренное. Этим словом будет «место».

Записывается это так:
Мес
то – местность.

Эти слова однокоренные, значит обязательно выделяем корень (мест).

Смотрят на пример.

МП2

Познакомившись с новым правилом, вам нужно исследовать и выполнить упр. 226 на стр. 118.

В учебнике слева записаны примеры, а справа только проверочные слова. Вам нужно подобрать к этим словам проверяемые слова, то есть слова с непроизносимым согласным звуком в корне слова. Так же нужно выделить корень и подчеркнуть непроизносимый согласный звук в обоих словах.

Проверка.

Выполняют упражнение.

МП1

МП2

П1

П3

П2

Вы настоящие исследователи. У вас так ловко получается находить непроизносимый согласный звук. Кажется это было слишком простое для вас задание.

Л2

Тогда я вам даю задание сложнее. Упр. 227 стр. 119.

В этом упражнении вам нужно сначала прочитать каждое словосочетание и объяснить его значение. Потом нужно каждое словосочетание записать и подчеркнуть буквосочетание сн. А дальше нужно будет составить предложение с одним из словосочетаний.

Но я вам помогу. Первую часть задания будем выполнять вместе и устно, по ходу будем записывать.

Слушают задание.

Л3

МП1

МП2

Чудесный день-
Записываем.
Прекрасная погода-
записываем.
Вкусный пирог-
Записываем.
Ужасный случай-
Записываем.
Интересная сказка-
Записываем.
Опасный путь-
Записываем.
Искусный мастер-
Записываем.

Объясняют и записывают словосочетания.

Л1

Л3

МР1

МК1

МК2

Замечательно, а теперь продолжите самостоятельно.

Молодцы, закончили писать, далее возьмите простые карандаши и подчеркните в каждом словосочетании буквосочетание сн.

Подчеркивают в каждом словосочетании буквосочетание сн

П4

А сейчас выберите самое вам понравившиеся словосочетание и составьте с ним предложение, запишите его в тетрадь.

Придумывают и записывают предложение.

Л2

МР1

Давайте проверим самостоятельно выполненную часть упражнения. Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите простой карандаш. Проверяем.

Взаимопроверка.

МР1

Что вы заметили, связанное с нашей темой урока, во всех этих словосочетаниях?

Совершенно верно.

Нет непроизносимого согласного звука, хотя кажется, что он должен быть.

Л2

В корне таких слов как: интересный, вкусный, опасный и чудесный нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что он есть.

Как убедится, что в этих словах нет непроизносимого согласного звука? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный:

Интересный-интересен, вкусный-вкусен, опасный-опасен, чудесный-чудеса.

Слушают правило

Л2

МП1

МП2

Сегодня мы с вами исследовали уже два новых правила русского языка.

Поэтому я хочу проверить, как вы их усвоили. Поэтому вам нужно исследовать 3 отрывка из произведений А.С. Пушкина.

Слушают задание

Л1

В упр. 228 вам нужно вставить букву или же буквосочетание в слова. Для этого нужно подобрать проверочные слова. Это задание мы с вами выполним устно.

Слушают задание

МР1

Прочитайте первый отрывок из произведения А.С. Пушкина.

В какие слова нам нужно вставить букву или буквосочетание?

Подберите проверочное слово к слову солнце. Что нужно вставить?

Подберите проверочное слово к слову чудесный. Что вставляем?

Подберите проверочное слово к слову прелестный. Вставляем…

Один ученик читает.


Солнце, чудесный, прелестный.

Солнечный. Вставляем буквосочетание лн.

Чудесен. Вставляем букву с.

Прелесть. Вставляем буквосочетание ст.

МП3

МР1

МК1

МК2

П1

П3

П4

Прочитайте второй отрывок из произведения А.С. Пушкина.

В какие слова нам нужно вставить букву или буквосочетание?

Подберите проверочное слово к слову здравствуй. Что нужно вставить?

Подберите проверочное слово к слову прекрасный. Что вставляем?

Подберите проверочное слово к слову ненастный. Вставляем…

Один ученик читает.


Здравствуй, прекрасный, ненастный.

Здравие. Вставляем буквосочетание вс.

Прекрасен. Вставляем букву с.

Ненастье. Вставляем буквосочетание ст.

МП3

МР1

МК1

МК2

П1

П3

П4

Прочитайте третий отрывок из произведения А.С. Пушкина.

В какие слова нам нужно вставить букву или буквосочетание?

Подберите проверочное слово к слову поздно. Что нужно вставить?

Один ученик читает.


Поздно.


Опоздать
. Вставляем буквосочетание зд.

МП3
МР1
МК1
МК2
П1
П3
П4

Вы большие молодцы и настоящие исследователи.

Л2

  1. Домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание упр. 229 стр. 120.

Записывают д/з.

  1. Подведение итогов.

Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова?

Как убедиться, что в словах интересный и вкусный нет непроизносимого согласного звука, если кажется, что он есть?

Как правильно выделять орфограмму непроизносимый согласный звук в корне слова?

Отвечают на вопросы

МП3

МР1

МК1

МК2

П1

П3

П4

  1. Рефлексия.

Лесенка успеха.

Рефлексируют свою деятельность на уроке.

МП1

МП2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Конспект урока во 2 классе.

Конспект урока во 2 классе. УМК "Начальная школа XXI века".Задачи. Обучающие:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная ...

Технологическая карта урока "Непроизносимые согласные в корне слова"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе, составленная в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: "Парные согласные в корне слова", 2 класс.

Урок русского языка 2 класс ,"Планета знаний". Парные согласные в корне слова....

Конспект урока "Удвоенные согласные в корне слова" для 3 класса

Урок  открытия новых знаний  направлен  на формирование  умения  обозначать  на  письме  удвоенныесогласные звуки буквами и  уметь  их  переносит...