Конспект урока "Удвоенные согласные в корне слова" для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок открытия новых знаний направлен на формирование умения обозначать на письме удвоенные
согласные звуки буквами и уметь их переносить. В сотрудничестве с учителем ученики строят новые
учебные задачи, развиваются их коммуникативные навыки через работу в парах, группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyakisheva_urok_na_attestatsiyu.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина « Русский язык» 3 класс, часть 1.
Учитель Лякишева Татьяна Ивановна
МБОУ СОШ №12 им.Героя Советского Союза
И.Н.Машкарина г.Орла
Тема урока: Удвоенные согласные в корне слова.
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: формирование умения обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
- способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.
- Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
- совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, электронное приложение к учебнику «Русский язык».
Планируемые результаты (предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры; знают признаки орфограммы «Удвоенные согласные в корне».
Личностные результаты
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют интерес к познанию русского языка.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; осуществляют анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их, самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий.
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем строят новые учебные задачи; планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. (Слайд )
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке: Книжки, ручки и тетрадки?
2.Актуализация знаний.
Найдите слова с орфограммой-буквой согласного в корне слова. ( книжки, тетрадки) Можно проверить написание этих букв? ( подобрать проверочные слова)
3.Изучение нового материала
Я загадаю вам загадки, а вы напишите на листочках те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.
1. Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный...(класс)
2.Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно,...(грипп)
3.Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут...(аллея)
4.Как называется шестой день недели? ( суббота)
5.Как называется результат при сложении? ( сумма)
Какие буквы вы записали? Поднимите ваши листочки. ( сс, пп, лл, бб, мм)
- Можно ли сказать, что это слоги? ( нет)
- Запишите эти буквосочетания в алфавитном порядке, соблюдая высоту букв и наклон. ( бб, лл, мм, пп, сс ) (слайд)
-Что объединяет эти слова- отгадки? (Удвоенные согласные)
-Сформулируйте тему нашего урока. О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? (слайд)
( О правописании слов с удвоенными согласными)
Что значит, удвоенные? ( две буквы рядом)
Постановка учебной задачи.
-Какую поставим цель урока?
- Научиться грамотно писать слова с удвоенными согласными.
На доске появляется тема урока (слайд)
- А для достижения цели, какие задачи поставим?
- Можно ли проверить написание удвоенных согласных в слове.
- Как переносить слова с удвоенной согласной.
- Прочитайте слова. Спишите. Подчеркните удвоенные согласные.
Класс,
ванна,
аллея,
- Анна, ссора, Инна, сумма, шоссе, Филипп, Алла, касса, группа, телеграмма
- Какие слова написали с заглавной буквы? Почему?
- Вспомните, какие орфограммы корня мы знаем. ( безударная гласная, парная согласная,
- непроизносимая согласная).
- Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? ( Нужно изменить слово так, чтобы она была под ударением). Например,..
- О правописании парной согласной? ( изменить слово так, чтобы за ней был гласный звук). Например,...
- О непроизносимой согласной? ( изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчетливо). Например,...
Проблемный вопрос:
- В какой части слова находится удвоенная согласная? ( мнения детей)
Давай те проверим. К словам класс, ванна, аллея подберите родственные слова и допишите на первых трех строчках в тетради
Класс, классный, ванна, ванная аллея, аллейка
Разберите по составу родственные слова. Какой вывод сделаем?
(Удвоенная согласная пишется в корне слова) ( слайд))
Мы должны решить еще одну учебную задачу: ( Можно ли проверить написание удвоенной согласной в корне слова?)
-(Варианты ответов: 1. Можно. Согласные произносятся долго. 2. Нельзя. Их нужно запомнить или посмотреть в словарике).
Давайте проверим ваше мнение с мнением автора нашего учебника.
Сформулируйте вывод:
( Написание слова с удвоенной согласной надо запомнить или посмотреть в словарь).
Это — орфограмма, ее надо запомнить.
Классификация слов
– Распредели слова по группам (CЛАЙД )
– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными? (CЛАЙД ) (Варианты ответов детей)
Колонна теннис
Касса класс
Телеграмма килограмм
Сделайте вывод. (К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй — слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднений,.
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
4. Физминутка.
5. Происхождение слов (Слайд)
Действительно, не все слова захотели быть с долгими согласными. Поэтому таких слов не так уж много в русском языке и большинство из них пришли из других языков.
– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.
Из английского языка большое количество слов, связанных с развитием общественной жизни, техники, спорта и т.д., вошло в XX в.. Например:
хоккей, тоннель, кроссворд, кросс, экспресс, троллейбус, триллер и др.
Из французского языка пришли слова из военной лексики, искусства и т.д.: артиллерия, режиссер, массаж, миллион, миллионер, аккордеон, пассажир.
Слова итальянского происхождения: граффити, пицца, каравелла.
Слова из греческого языка начали проникать научные термины: грамматика, программа. Некоторые греческие слова попали в русский язык через другие языки (например, французский).
К немецким относятся слова: труппа, группа.
Узнать о происхождении слов можно, обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
VI. «Выведение правила переноса слов»
– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.
– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слов с удвоенными согласными с одной строки на другую
При переносе двойные согласные разделяй!
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се). (Слайд)
VII. Работа по учебнику. Упражнение
5. Игра « Назови слова».
Класс делится на 3 команды. 1 команда получает задание: назвать литературных героев, в именах которых есть удвоенная согласная буква.
Уч-ся. Муми - тролль (Туве Янссон), хоббит Бильбо Беггинс ( Дж.Р.Р. Толкин), Гулливер (Джонатан Свифт), Рикки-Тикки-Тави (Редьярд Киплинг), Пеппи Длинныйчулок (Астрид Линдгрен), Гарри Поттер (Дж.К. Ролинг), Вини-Пух, Чиполлино.
Учитель. Спишите и запомните 3-4 имени любимых вами героев и авторов произведений о них. Подчеркните орфограмму "Удвоенную согласную в корне слова".
Учитель. Какая ещё орфограмма есть во всех этих словах?
Уч-ся. Большая буква в именах собственных.
2 команда получает задание: назвать женские и мужские имена с удвоенными согласными.
Уч-ся. Женские: Анна, Алла, Инна, Римма, Эмма, Жанна и мужские: Кирилл, Филипп.
3 команда получает задание: географические названия, которые пишутся с удвоенной согласной в корне. Дети работают с картой.
Уч-ся. Россия, Одесса, Марокко, Оттава, Коралловое море, реки Миссисипи, Миссури, Маккензи (в Северной Америке), река Муррей (Австралия), Магелланов пролив (на севере Южной Америки).
(Учитель, дополняет в случае необходимости и показывает на физической карте полушарий).
VIII. Итог урока
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)
– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
Учиться – всегда пригодится. Если когда-то в жизни вы окажетесь в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выпутаетесь из неё гораздо легче и с наименьшими потерями.
Для того, чтобы найти интересную работу, приносить пользу обществу и самому себе, надо не просто учиться, а учиться на совесть.
IV. Рефлексия
– Оцени свою работу на уроке. Дерево настроения на слайде. Дети оценивают свою работу с помощью цветных листочков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....
Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс
Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...
Конспект урока "Согласная буква К", 1 класс, Школа России + презентация
Согласная буква К строчная, звук [К]Ход урока1. Организационный момент2. Включение в учебную деятельность. Повторение изученногоСлайд 1. Что мы знаем о речи? (Она бывает устная, письменная и мысленная...
Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. 3 класс
Правописание слов с парными по глухости –звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении ...