Технологическая карта урока обучения письму «Письмо прописной письменной буквы «У»» (УМК Школа России,1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Медведева Арина Олеговна

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной  буквы «у» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о каллиграфически правильном написании прописной буквы «у» и её элементов;

2) формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

3) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1) учиться писать прописную букву «у»;

2) выполнять гигиенические правила письма;

3) учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

4) учиться анализировать свое и чужое написание  в тетради и прописи

 

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2)развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности;

3) развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «п» в ходе выполнения упражнений.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, тетрадь по письму: 1 кл.: в 4ч./ В.А. Илюхина, Е.В. Восторгова - Ч.1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Дата: 01.10.2024

Школа: №152

Класс:

Урок: 2

Время: 8:50 – 9:20  Кабинет: 210

Студент: Медведева А.О.

Группа: 45

Учитель: Рязанова Наталья Михайловна

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Письмо прописной письменной буквы «У» »

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной  буквы «у» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) формировать понятие о каллиграфически правильном написании прописной буквы «у» и её элементов;

2) формировать умение составлять и анализировать звуковую модель;

3) развивать умение составлять и анализировать модель высказывания.

Предметные:

1) учиться писать прописную букву «у»;

2) выполнять гигиенические правила письма;

3) учиться выполнять звуко-буквенный анализ.

4) учиться анализировать свое и чужое написание  в тетради и прописи

Развивающие:

1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы;

2)развивать мелкую моторику при письме посредством практической деятельности;

3) развивать мышление, внимание, память, графический и двигательный образ буквы «п» в ходе выполнения упражнений.

Личностные:

1) осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв;

2) выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1) Воспитывать аккуратность при работе в прописи посредством соблюдения гигиенических требований;

2) воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, тетрадь по письму: 1 кл.: в 4ч./ В.А. Илюхина, Е.В. Восторгова - Ч.1.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Арина Олеговна и сегодня я проведу у вас урок обучения письму.

- Заливистый школьный звонок

Позвал 1А на урок.

Будьте внимательны,

А еще старательны.

- А сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и старательны. Проверьте, у вас все готово к уроку: прописи, ручки, карандаши? Молодцы! Тогда давайте начнем!

-Ребята, посмотрите на экран, скажите, правильно ли сидит мальчик за партой?

- А какие ошибки он допускает?

-Какие качества мы должны проявить на уроке при письме, чтобы у нас всё получилось?

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

-Нет

- Неправильно сидит, спинка должна опираться на спинку стула, ноги нужно держать прямо, стопы на полу или подставке и т.д.

-Внимательность, усидчивость, аккуратность…

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

- На какие две группы делятся звуки в русском языке?

- А какие гласные звуки вы уже знаете?

- Чем отличается буквы от звуков?

- Какими бывают гласные звуки?

Ребята, назовите буквы, которые вы уже умеете писать?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

(гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие).

(звуки произносим, буквы пишем)

(ударные и безударные).

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

- Сегодня к вам на урок пришла новая буква.

-А какая, вы узнаете, отгадав загадки.

Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.(утка)

Наклонилась над рекой —

Уговор у них такой:

  Обменяет ей река

  Окунька на червяка. (удочка)

Чтоб в морозы печь топить,

Мы должны его купить.

И положим горкой в угол

Мы блестящий черный … *(уголь)*.

-Ребята, на какую букву начинались ответы на загадки?

-хорошо, сейчас я покажу вам карточку с той буквой, которую будем учиться писать. Отгадайте, что это за буква? (Показать карточку с изображением буквы «У» в разных шрифтах).

- Откройте тетрадь по письму на стр. 31.

-Какую букву «у» вы видите на странице?

-Попробуем сформулировать тему урока.

-Правильно, сегодня у нас на уроке тема «Письмо прописной письменной буквы «У»».  

-Так чему же мы с вами сегодня будем учиться? Какую цель мы поставим на урок?

-Да, всё верно, ребята, сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву «Э».

-А какие задачи поставим на урок?

1.Узнаем…

2.Будем учиться

- Отметьте в листе самооценивая то, как вы работали сейчас на этапе «Постановка темы и цели урока» в 1-ой колонке.

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 

-Заглавную / Прописную

-Письмо прописной буквы «у»

1.Узнаем из каких элементов состоит строчная буква «У».

2. Будем учиться писать прописную букву «У».

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Практический

(упражнение «письмо в воздухе»)

Внешний контроль

1. Организовует работу обучающихся.

2. Организует        комментированное письмо и письмо «в воздухе». 

- Еще раз хором повторим ответы загадок.

- Какой общий звук вы услышали в этих словах?

- Теперь давайте вспомним правила посадки.

- Какое расстояние должно быть между вашим телом и партой?

Положите тетрадь перед собой правильно. Как должна лежать тетрадь?

Посмотрите в правый верхний угол. Что изображено там? -На что похожа буква «У»?

- Из скольких элементов состоит буква?

– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «у».

- давайте попробуем эти два элемента написать в воздухе.

- Отлично. Сядьте прямо и внимательно слушаем и смотрим как я пишу заглавную букву «у». Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вправо вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, пишем длинную прямую наклонную линию с закруглением внизу влево.

-Перед тем как начать писать, давайте разомнем наши пальчика. Сейчас уберите всё из своих рук и повторяйте за мной движения.

Пальчиковая гимнастика

- Попробуйте написать букву в воздухе. Обведите в прописях букву и подсвечник

- Молодцы, теперь приступаем к написанию. Возьмите ручку, положите прописи правильно, выпрямите спину.

- Будем писать букву «у». Сначала в воздухе. Теперь под счет: и, раз, и.

https://urok.1sept.ru/articles/677297/img2.gif

-- Обведите 2 буквы «у» в прописи.

- Напишите букву в прописи до конца строки. Кто закончил - руку на локоток.

-Возьмите в руки зеленый карандаш. Подчеркните самую красивую и правильную написанную букву «у» у себя.

-Отлично. Напишите следующие 2 строчки.

- Возьмите зеленую ручку и подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.

- Чему мы сейчас учились?

- Оцените свою работу в листе самооценивания на этапе «Новые знания» в колонке 2.

 

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

2. Выполняют упражнение «письмо в воздухе».

-утка, удочка.уголь

- Сидеть прямо; ноги вместе, стопы на полу; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки на столе, опираются о край парты, а локти выступают за ее край.

- кулачок

- Под наклоном.

- подсвечник

2

-Первый  элемент – короткая прямая наклонная с закруглением внизу. Второй элемент – прямая наклонная с закруглением.

Выполняют движения пальцами

Пишут элементы буквы в воздухе.

Пишут элементы буквы «у»

Пишут букву в воздухе.

Пишут букву.

Подчеркивают букву.

Ответы обучающихся

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.
  2. Организует работу в прописях.

- После того, как мы научились писать букву «у»,  ЧЕМУ БУДЕМ  УЧИТЬСЯ?

- Какие у нее соединения? Посмотрите на строчки ниже

- Отлично попробуйте написать четвертую строчку «Уу» самостоятельно. Обратите внимание на соединение.

Показ:

Пишем заглавную букву «у». повторяем закругление в лево и ведем соединительную линию до верхней линии раб.строки, пишем строчную букву «у». это верхнее соединение.

-Кто закончил руку на локоток. Обменяйтесь тетрадками, возьмите простой карандаш и подчеркните то соединение, которое вам нравится больше всего у вашего соседа.

-Ребята, посмотрите на строчки ниже, скажите, во всех ли вариантах верхнее соединение?

Физминутка для глаз

-В каких сочетаниях букв вы увидели другие соединения?

-Хорошо, какие еще сочетания букв вы видите?

У них какое соединение?

Пропишите эти сочетания у себя дома.

-А сейчас давайте отдохнём. Встаньте все со своих мест так, чтобы никому ничего не мешало.

- Мы будем учиться писать ее с соединением

- верхнее, нижнее и среднее

-верхнее

-Нет, не все

-Уа! - среднее

-Уи Уы

Воскл.

верхнее

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.
  3. Организует работу со звуковой моделью.

- Ребята, посмотрите на картинки ниже. Кто там изображен?

- А как зовут их? Кто сможет прочитать?

- Уля и Устин, да. Что общего в их именах?

- С какой буквы начинаются слова?

- Почему эти слова пишутся с заглавной буквы?

-Совершенно верно. А давайте посчитаем сколько слогов в этих именах. Говорим хором и хлопаем в ладоши.

- В имени Ульяна какой первый слог?

- Сколько звуков в первом слоге?

- какой второй слог?

- какой звук «Л»?

-На какой слог падает ударение?

- Давайте произнесем вместе это слово с ударением У-у-уля

- Какой первый слог в имени Устин?

- Сколько звуков в первом слоге?

-Второй?

Куда падает ударение?

- Послушайте загадку и подумайте о ком идет идёт речь?

Под дождем она гуляет,

Щипать травку обожает,

Кря кричит,  Все это шутка,

Ну конечно это  (утка)

-Давайте составим схему этого слова.

-произнесём  – УТ – КА

- Из скольких слогов состоит это слово?

- Назовите 1 слог.

- Назовите 2 слог.

- Позовем слово и определим, на какой слог падает ударение?

 -Назовите слоги слияния.

 

(Первая У)

(С заглавной буквы У.)

(Это имена.)

(два сдога).

(у)

(один)

(Ля)

(мягкая)

(первый)

(ус)

(два)

(тин)

( на второй слог)

2 Слога

ут.

Ка

(Ууутка)

Ка согл-гл

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует работу с моделью высказывания.

-А теперь посмотрите на слайд.  Давайте составим высказывание по картинке.

-Составим схему предложения. Сколько слов в этом предложении?

-Как мы пишем начало предложения?

-Это восклицательное предложение? Вопросительное? Что ставим на конце?

-поработаем со словом «Уголь»

-Сколько слогов в слове?

-Назовите слог слияние.

-произнесем с ударением.

-какой согласный?

Обозначим на схеме синим.

-еще раз весь слог «голь». Какой согласный?

Обозначаем зеленым.

-какой первый слог?

- сколько звуков в первом слоге?

-«У» это гласный или согл звук?

-какой второй слог?

-сколько звуков во втором слоге?

-куда падает ударение? Давайте вместе …У-у-у-голь

1. Работают с моделью высказывания.

В печке горит уголь

Считают хлопками 4 слова.

С заглавной буквы

-нет,нет. Точку.

Два

Го

твердый

мягкий

у

один

гласная

голь

три

на первый слог

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся..

- Давайте подведем итоги нашего урока. Назовите тему урока.

- Какие цели мы ставили? Мы достигли их?

- Поднимите зеленый карандаш, если поняли тему, вы научились писать строчную букву «п». красный - не получилось ничего

- Отметьте в листе самооценивания ту цифру, которую вы считаете нужной на этапе «Итоги урока»

Определяют уровень работы класса при групповой работе.

-Письмо строчной прописной буквы «у»

-Да.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тема урока: «Звуки [в], [в,]. Буквы «Вв»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: знакомство учащихся со звуками [в], [в,], с печатными буквами Вв; совершенствовани...

Технологическая карта урока обучения грамоте “Звуки [л], [л`], буква Лл” (УМК “Школа XXI века”, 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласных звуках [л], [л`] и букве Лл.Дидактические:Познакомить обучающихся со звуками [л] и [л`].Дать представление о том,  какой буквой об...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Чтение слов с буквой М" (УМК "Школа России", Азбука: 1 кл.: Учебник: в 2ч./ В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2018.-Ч.1.)

Цель урока: фиксирование и коррекция знаний обучающихся о согласных звуках [м], [м`] и букве М. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Закрепить знания о звуках [м],[м`] и буквой...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [з], [з’], буква «З, з». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии.Цель урока: формирование у обучающихся умения характеризовать звуки [з], [з’] и читать слова с буквой З, з с ориентацией на последующий гласный звукЗадачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звуки [м], [м’], буква «М, м». Закрепление» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление умения у обучающихся характеризовать звуки [м], [м’], находить букву «м» в словах.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить умение харак...