Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с новым звуком [з] и [з'],с новой буквой Зз" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока «Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [з], [з'], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать умение выделять звуки в словах. 2. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слов. 3. Формировать умение составлять модели предложений. 4. Учить читать слоги, слова, предложения. | Предметные: 1.Учиться сравнивать звуки [з] и [з']. 2.Выполнять слого-звуковой анализ слов. 3.Учиться характеризовать звуки, обозначать буквой «Зз». 4. Учиться читать слоги, слова, предложения. |
Развивающие: 1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы. 2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле. 3.Развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв. 2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе. 2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте. |
УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Дата: 12.11.2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 1А Урок: 1 Время: 08:00-08:40 Кабинет: 210 | Студент: Сафарова Рената Марселевна Группа: 45 Учитель: Рязанова Наталья Михайловна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока «Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: знакомство учащихся со звуками [з], [з'], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать умение выделять звуки в словах. 2. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слов. 3. Формировать умение составлять модели предложений. 4. Учить читать слоги, слова, предложения. | Предметные: 1.Учиться сравнивать звуки [з] и [з']. 2.Выполнять слого-звуковой анализ слов. 3.Учиться характеризовать звуки, обозначать буквой «Зз». 4. Учиться читать слоги, слова, предложения. |
Развивающие: 1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы. 2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле. 3.Развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв. 2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках. |
Воспитательные: 1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе. 2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте. |
УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Марселевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно - Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание. -Посмотрите, на ваших партах лежат листочки. Это путь нашего сегодняшнего путешествия по океану знаний. На каждом этапе мы будем оценивать свою деятельность. После прохождения первого этапа, нужно отметить свою работу – веселым смайликом, если вы успешно справились с работой, задумчивым, если у вас остались вопросы и грустным, если у вас много затруднений при выполнении задания. | 1. Приветствуют учителя. 2. Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Учебная презентация Раздаточный материал: листы самооценивания
|
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Ребята, сейчас мы с вами заплываем на остров «Повторение». -Ребята, давайте вспомним с вами, на какие группы можно разделить все буквы? -По каким признакам мы распознаём гласные звуки? А согласные? -А какими бывают согласные звуки? -Что мы можем рассказать про гласные? -Как определить количество слогов? -Вы всё говорите верно! -Мы с вами вспомнили характеристику гласных и согласных звуках. Оцените на листах этот «остров». Можем ли мы продолжить наше путешествие дальше? -Отлично! | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -Гласные и согласные. -Гласные звуки произносятся без препятствий (с голосом), а согласные звуки произносятся с препятствиями (с голосом и шумом). -Согласные звуки бывают твердыми (произносятся грубо), мягкими (произносятся мягко). Бывают звонкие и глухие. На звонкость мы проверяем, закрывая уши и произнося вслух согласный звук. Если чувствуется вибрация, то мы определяем – звук звонкий, если нет вибрации – глухой. -Гласные звуки образуют слог и могут быть ударные и безударные. -Сколько в слове гласных, столько и слогов. -Да | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; | Учебная презентация, азбука |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Посмотрите на экран. Что это? А для чего он нужен? Играли ли вы когда-нибудь с воздушным змеем? Что вам нравится больше всего при запуске воздушного змея? -Прочитаем вместе слово: змей. -Давайте определим, сколько слогов в слове. -Прочитаем с ударением. Позовем змея: змЕй. -Какие звуки слышатся вместе в слове змей? -Ме – это слог-слияние. Расскажите, про первый звук слога слияния. Какой он? -А что мы можем сказать о звуке [е]? -А какой звук идет после слога-слияния? Каким цветом мы его обозначим? Почему? -А какой первый звук? Знакомы ли вы с ним? -Все верно! Хотите ли вы познакомиться со звуками и буквой, которая их обозначает? -Сформулируйте тему на урок. - Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке? 1)познакомиться с ..... 2) узнать .... 3) научиться .... – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. -Воздушный змей. Воздушный змей – это игрушка, которую запускают в воздух. Да. Нравится, как воздушный змей развевается в воздухе. Читают с учителем. С помощью хлопков определяют количество слогов: один. -Ме. - Звук [м] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, так как произносится мягко и после него стоит звук [е]. -Звук [е] – гласный, так как при произношении не имеет преград, ударный, так как это единственный гласный звук в слове. -Звук [й] - согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, так как произносится мягко. -Звук [й']. Зеленым, так как этот звук мягкий. -Звук «Зз». Не знакомы. -Да -Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз 1)познакомиться с новой буквой «Зз». 2) узнать какие звуки обозначает буква «З». 3) научиться читать слоги и слова с новой буквой. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Презентация Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Внешний контроль | Организовывает работу обучающихся. -А теперь мы заплываем на новый остров «Открытие знаний». -Продолжим с вами работу над словом змей. Давайте вместе попробуем дать характеристику первому звуку. Какой это звук? Согласный или гласный. Почему? -Верно, а как мы определим это звонкий или глухой звук? А как вы считаете, может ли звук [з] быть глухим? -Правильно! А каким еще может быть согласный звук? -Какой звук [з] в слове «змей»? -Какой последний звук в слове «змей»? Какой он? -Отгадайте загадку. Когда за грибами Ты в рощу идешь, Ее непременно С собою берешь -Вы правы! Это корзина. - Давайте произнесем слово «корзина» по этой схеме. - А теперь произнесем это слово по слогам «кор-зи-на» по схеме. - Сколько слогов в этом слове и почему? - Произнесем вслух с ударением «кор-зИ-на». На какой слог падает ударение? - Произнесем первый слог-слияние. Назовите слоги-слияния. (Это слоги, где сливаются согласный и гласный звуки?)Сколько звуков в этом слоге? Какие они? -Какой звук мы пропустили? Какой он? - Произнесем второй слог. Сколько звуков в этом слоге? - Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)? -Какой звук [з] мы выделили в слове «змей»? -А какой звук [з'] мы выделили во втором слоге второго слова? -Что в них общего? -Чем они отличаются? -А теперь поиграем с вами в игру. Игра «Поймай звук». -Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук [з], хлопните в ладошки, а если услышите звук [з'] – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра. - Я буду читать вам стихотворение, которое состоит из нескольких строк. Если в одной строке вы услышите 1 звук [з] или [з'], то хлопаете в ладоши 1 раз. Если в строке встретится 2 звука, то хлопаете 2 раза. Буква З мне расскаЗала, Что приехала с вокЗала. Ей на это я скаЗал, Что я еЗдил на вокЗал. А Затем наЗад вернулся. С ней в пути я раЗминулся! -Возьмите лист путешественника и оцените свою работу на данном этапе. | Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата. -Звук [з] – согласный. Так как при произношении этого слова, мы встречаем преграду в воздухе в виде голоса и шума. -Звук [з] – звонкий, так как при произношении мы чувствуем вибрацию. -Нет, он всегда звонкий. -Мягким и твердым. -Твердый. Он произносится грубо и после него стоит согласный звук. -Корзина. - 3 слога, потому что в слове 3 гласных звука. - На 2 слог. -Слоги-слияния ко/зи/на -Ко. 2 звука: 1-ый [к]-согл., глух., тверд., 2-ой [о]- гл., удар. -Зи. 2 звука. -Звук [р]- согл., звонк., твердый. -Звук [з']- согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, т.к. спинка языка приподнимается к верхнему нёбу. -Согласный, звонкий, твердый. -Согласный, звонкий, мягкий. -Они согласные и звонкие. -Звук [з']-мягкий, звук [з]-твердый. -[з] – закат, коза, зубы, газон, звонок. -[з'] – зима, зеркало, резина, корзина, зебра. 1 строчка – 2 хлопка. 2 строчка – 1 хлопок. 3 строчка – 1 хлопок. 4 строчка – 2 хлопка. 5 строчка – 2 хлопка. 6 строчка – 1 хлопка. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Презентация, Азбука Азбука, презентация Азбука |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Практический метод (упражнение) Внешний контроль | Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. -Мы продолжаем наш путь. И приближаемся к следующему острову. Мы прошли почти весь путь! -Прочитаем слоги на странице 91. -Прочитаем по цепочке. -В каких слогах буква «з» обозначает мягкий звук, в каких – твердый? -Прочитаем с вами слова вместе. -Прочитаем слова по слогам. -Прочитаем слова с ударением. -Прочитайте слова по цепочке. -Оцените свою работу на маршрутном листе. | Отвечают на вопросы учителя. Читают за учителем. Читают друг за другом. -Мягкий – зе, зи Твердый – за,зу,зо,зы Читают за учителем. Читают по слогам. Читают с выделением ударения. Читают по цепочке. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Азбука, презентация |
Физкультминутка | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (инструктаж) Практические методы (упражнение) Внешний контроль |
-Поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». Достаньте два карандаша, синего цвета и зеленого. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю слова, если вы слышите слово, в котором буква «з» обозначает мягкий звук – поднимите зеленый карандаш, если твердый – синий карандаш. |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль |
-Отгадайте загадку. О чем идет речь? Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, Его парком называют, Люди в парке отдыхают . Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери . Как мы этот парк зовем И смотреть зверей идем? -Сейчас мы с вами остановились на острове с большим количеством зоопарков. И про один из них сейчас прочитаем текст. Откройте учебник на странице 91. Найдите текст. -Начинаем читать текст вместе со мной. -А теперь вы будете читать текст. Следите внимательно, ведь я буду останавливать и просить следующего продолжить чтение текста. -О чем вы прочитали? О ком говорилось в тексте? -Переверните страницу, рассмотрите иллюстрацию, составьте по ней рассказ. Представьте, что это вы ходили в зоопарк. Кого вы видели? Что вас удивило? Что понравилось? -Отметьте, как вы поработали на данном этапе. | 1. Учатся читать слова с новыми буквами. -Зоопарк Читают за учителем. Читают по предложению. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Азбука, презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, ребята, назовите тему нашего урока. -Достигли ли мы цель урока? -Ребята, а почему мы работали сегодня именно с этими буквами? -Посмотрите на свой маршрутный лист. Мы с вами проделали большой путь. Скажите, у кого в листе есть задумчивые и грустные смайлики? Какие вопросы у вас остались? -Мы сегодня путешествовали с вами по океану. И на его глубинах нашли клад. Так как вы со всем справились успешно, вы заслужили награду. Эти наклейки для вас. -Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяют уровень своей работы. - Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз Оценивают свою работу. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...
Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...
Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство со звуками [к], [к\'] и буквой Кк" (УМК "Школа России, 1 класс)
Цель урока: формирование представления у обучающихся о согласных звуках [к], [к‘] и способом его графического обозначения с помощью букв КкЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Звуки [э], [й\'э]. Буква Ее" УМК "Школа России" (1 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [э], [й’э], букве Ее.Задачи:Дидактические:1. Учить определять роль буквы ...
Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Звуки [в] и [в’]. Буква "Вв"", УМК "Школа России", 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [в] и [в’] и обозначающей их буквой «Вв»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последую...