Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с новым звуком [з] и [з'],с новой буквой Зз" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема урока «Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз»

 

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [з], [з'], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать умение выделять звуки в словах.

2. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слов.

3. Формировать умение составлять модели предложений.

4. Учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1.Учиться сравнивать звуки [з] и [з'].

2.Выполнять слого-звуковой анализ слов.

3.Учиться характеризовать звуки, обозначать буквой «Зз».

4. Учиться читать слоги, слова, предложения.

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Дата: 12.11.2024

Школа: МАОУ «СОШ №152»

Класс:

Урок: 1

Время: 08:00-08:40   Кабинет: 210

Студент: Сафарова Рената Марселевна

Группа: 45

Учитель: Рязанова Наталья Михайловна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: знакомство учащихся со звуками [з], [з'], с печатными буквами Зз; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать умение выделять звуки в словах.

2. Закрепить умение выполнять звуковой анализ слов.

3. Формировать умение составлять модели предложений.

4. Учить читать слоги, слова, предложения.

Предметные:

1.Учиться сравнивать звуки [з] и [з'].

2.Выполнять слого-звуковой анализ слов.

3.Учиться характеризовать звуки, обозначать буквой «Зз».

4. Учиться читать слоги, слова, предложения.

Развивающие:

1.Развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы.

2.Совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле.

3.Развивать умение обобщать изучаемые факты.

Личностные:

1.Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

2.Выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания на последующих уроках.

Воспитательные:

1.Совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе.

2.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по обучению грамоте.

УМК: УМК Школа России, Русский язык. Азбука: 1 класс: в 2 ч./В. Г. Горецкий – ч.1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

 1. Приветствует обучающихся.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Рената Марселевна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

 Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

- Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

-Посмотрите, на ваших партах лежат листочки. Это путь нашего сегодняшнего путешествия по океану знаний. На каждом этапе мы будем оценивать свою деятельность. После прохождения первого этапа, нужно отметить свою работу – веселым смайликом, если вы успешно справились с работой, задумчивым, если у вас остались вопросы и грустным, если у вас много затруднений при выполнении задания.

 1. Приветствуют учителя.

2. Организуют своё учебное

место.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Учебная презентация                  

Раздаточный материал: листы самооценивания

                         

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Ребята, сейчас мы с вами заплываем на остров «Повторение».

-Ребята, давайте вспомним с вами, на какие группы можно разделить все буквы?

-По каким признакам мы распознаём гласные звуки? А согласные?

-А какими бывают согласные звуки?

-Что мы можем рассказать про гласные?

-Как определить количество слогов?

-Вы всё говорите верно!

-Мы с вами вспомнили характеристику  гласных и согласных звуках. Оцените на листах этот «остров». Можем ли мы продолжить наше путешествие дальше?

-Отлично!

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-Гласные и согласные.

-Гласные звуки произносятся без препятствий (с голосом), а согласные звуки произносятся с препятствиями (с голосом и шумом).

-Согласные звуки бывают твердыми (произносятся грубо), мягкими (произносятся мягко). Бывают звонкие и глухие. На звонкость мы проверяем, закрывая уши и произнося вслух согласный звук. Если чувствуется вибрация, то мы определяем – звук звонкий, если нет вибрации – глухой.

-Гласные звуки образуют слог и могут быть ударные и безударные.

-Сколько в слове гласных, столько и слогов.

-Да

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Учебная презентация, азбука

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Посмотрите на экран. Что это? А для чего он нужен? Играли ли вы когда-нибудь с воздушным змеем? Что вам нравится больше всего при запуске воздушного змея?

https://sun9-6.userapi.com/impg/ltif4ssMLiQDzZXKWxpbTFmyEg12lXIn--jUxg/ASeC-5ACJ_k.jpg?size=382x340&quality=95&sign=0cc6d37fe3a5c635ef58e170cfee7238&type=album

-Прочитаем вместе слово: змей.

-Давайте определим, сколько слогов в слове.

-Прочитаем с ударением. Позовем змея: змЕй.

-Какие звуки слышатся вместе в слове змей?

-Ме – это слог-слияние. Расскажите, про первый звук слога слияния. Какой он?

-А что мы можем сказать о звуке [е]?

-А какой звук идет после слога-слияния? Каким цветом мы его обозначим? Почему?

-А какой первый звук? Знакомы ли вы с ним?

-Все верно! Хотите ли вы познакомиться со звуками и буквой, которая их обозначает?

-Сформулируйте тему на урок.

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1)познакомиться с .....

2) узнать ....

3) научиться ....

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

-Воздушный змей. Воздушный змей – это игрушка, которую запускают в воздух. Да. Нравится, как воздушный змей развевается в воздухе.

Читают с учителем.

С помощью хлопков определяют количество слогов: один.

-Ме. - Звук [м] – согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, так как произносится мягко и после него стоит звук [е].

-Звук [е] – гласный, так как при произношении не имеет преград, ударный, так как это единственный гласный звук в слове.

-Звук [й] - согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, так как произносится мягко.

-Звук [й']. Зеленым, так как этот звук мягкий.

-Звук «Зз». Не знакомы.

-Да

-Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз

1)познакомиться с новой буквой «Зз».

2) узнать какие звуки обозначает буква «З».

3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

Презентация

Презентация

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Внешний контроль

 Организовывает работу обучающихся.

-А теперь мы заплываем на новый остров «Открытие знаний».

-Продолжим с вами работу над словом змей. Давайте вместе попробуем дать характеристику первому звуку. Какой это звук? Согласный или гласный. Почему?

-Верно, а как мы определим это звонкий или глухой звук? А как вы считаете, может ли звук [з] быть глухим?

-Правильно! А каким еще может быть согласный звук?

-Какой звук [з] в слове «змей»?

-Какой последний звук в слове «змей»? Какой он?

-Отгадайте загадку.

Когда за грибами

Ты в рощу идешь,

Ее непременно

С собою берешь

-Вы правы! Это корзина.

https://sun9-76.userapi.com/impg/Ml8sL0HrulsglJM9klet0C2DPK_3KJMsGILHAA/kU8pxrEDDtk.jpg?size=627x523&quality=95&sign=553557270408d5ced5d3067c9b64dd06&type=album

- Давайте произнесем слово «корзина» по этой схеме.

- А теперь произнесем это слово по слогам

«кор-зи-на» по схеме.

- Сколько слогов в этом слове и почему?

- Произнесем вслух с ударением «кор-зИ-на». На какой слог падает ударение?

- Произнесем первый слог-слияние. Назовите слоги-слияния. (Это слоги, где сливаются согласный и гласный звуки?)Сколько звуков в этом слоге? Какие они?

-Какой звук мы пропустили? Какой он?

- Произнесем второй слог. Сколько звуков в этом слоге?

- Расскажите про первый звук, какой он (гласный или согласный; твердый или мягкий; звонкий или глухой)?

-Какой звук [з]  мы выделили в слове «змей»?

-А какой звук [з'] мы выделили во втором слоге второго слова?

-Что в них общего?

-Чем они отличаются?

-А теперь поиграем с вами в игру. Игра «Поймай звук».

-Закройте глаза, слушайте слова. Если в слове будет звук [з], хлопните в ладошки, а если услышите звук '] – поднимите руку: закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, звонок, зебра.

- Я буду читать вам стихотворение, которое состоит из нескольких строк. Если в одной строке вы услышите 1 звук [з] или [з'], то хлопаете в ладоши 1 раз. Если в строке встретится 2 звука, то хлопаете 2 раза.

Буква З мне расскаЗала,

Что приехала с вокЗала.

Ей на это я скаЗал,

Что я еЗдил на вокЗал.

А Затем наЗад вернулся.

С ней в пути я раЗминулся!

-Возьмите лист путешественника и оцените свою работу на данном этапе.

Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата.

-Звук [з] – согласный. Так как при произношении этого слова, мы встречаем преграду в воздухе в виде голоса и шума.

-Звук [з] – звонкий, так как при произношении мы чувствуем вибрацию.

-Нет, он всегда звонкий.

-Мягким и твердым.

-Твердый. Он произносится грубо и после него стоит согласный звук.

-Корзина.

- 3 слога, потому что в слове 3 гласных звука.

- На 2 слог.

-Слоги-слияния ко/зи/на

-Ко. 2 звука: 1-ый [к]-согл., глух., тверд., 2-ой [о]- гл., удар.

-Зи. 2 звука.

-Звук [р]- согл., звонк., твердый.

-Звук ']- согласный, так как при произношении этого звука струя воздуха встречает преграду; звонкий, т.к. состоит из голоса и шума; мягкий, т.к. спинка языка приподнимается к верхнему нёбу.

-Согласный, звонкий, твердый.

-Согласный, звонкий, мягкий.

-Они согласные и звонкие.

-Звук ']-мягкий, звук [з]-твердый.

-[з] – закат, коза, зубы, газон, звонок.

-[з'] – зима, зеркало, резина, корзина, зебра.

1 строчка – 2 хлопка.

2 строчка – 1 хлопок.

3 строчка – 1 хлопок.

4 строчка – 2 хлопка.

5 строчка – 2 хлопка.

6 строчка – 1 хлопка.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Презентация,

Азбука

Азбука, презентация

Азбука

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Мы продолжаем наш путь. И приближаемся к следующему острову. Мы прошли почти весь путь!

-Прочитаем слоги на странице 91.

-Прочитаем по цепочке.

https://sun9-79.userapi.com/impg/UZk8tdzOkoxPwbW8lApVRGebubuEwgiE20r-tw/WdCa9dc7v1A.jpg?size=346x342&quality=95&sign=4b675c197a98e04d5ab31d36f66ccd5c&type=album

-В каких слогах буква «з» обозначает мягкий звук, в каких – твердый?

-Прочитаем с вами слова вместе.

-Прочитаем слова по слогам.

-Прочитаем слова с ударением.

-Прочитайте слова по цепочке.

-Оцените свою работу на маршрутном листе.

Отвечают на вопросы учителя.

Читают за учителем.

Читают друг за другом.

-Мягкий – зе, зи

Твердый – за,зу,зо,зы

Читают за учителем.

Читают по слогам.

Читают с выделением ударения.

Читают по цепочке.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Азбука, презентация

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

  1. Организует самостоятельную работу.
  2. Контролирует работу.

-Поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». Достаньте два карандаша, синего цвета и зеленого. (Синий цвет - твёрдый звук, зелёный цвет - мягкий звук). Итак, внимание, я называю слова, если вы слышите слово, в котором буква «з» обозначает мягкий звук – поднимите зеленый карандаш, если твердый – синий карандаш.

  1. Выполняют самостоятельную работу.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

  1. Организует процесс чтения с новыми буквами.

-Отгадайте загадку. О чем  идет речь?

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают .

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери .

Как мы этот парк зовем

И смотреть зверей идем?

-Сейчас мы с вами остановились на острове с большим количеством зоопарков. И про один из них сейчас прочитаем текст. Откройте учебник на странице 91. Найдите текст.

https://sun9-38.userapi.com/impg/opsv3oScVl9RimC3CKzVwiqct79PhPgN7454zA/T1VK4kyz1Cg.jpg?size=1080x384&quality=95&sign=56d52cdd99134f49171750d7c231f561&type=album

https://sun9-68.userapi.com/impg/1z-t3qO8D647F9TfB362bdHdW1QFr1PGJ0e8Jw/EcuhlbNCww0.jpg?size=1170x923&quality=95&sign=735f211082b8b3377a0f4953cd647855&type=album

-Начинаем читать текст вместе со мной.

-А теперь вы будете читать текст. Следите внимательно, ведь я буду останавливать и просить следующего продолжить чтение текста.

-О чем вы прочитали? О ком говорилось в тексте?

-Переверните страницу, рассмотрите иллюстрацию, составьте по ней рассказ. Представьте, что это вы ходили в зоопарк. Кого вы видели? Что вас удивило? Что понравилось?

-Отметьте, как вы поработали на данном этапе.

1. Учатся читать слова с новыми буквами.

-Зоопарк

Читают за учителем.

Читают по предложению.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Азбука, презентация

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цель урока?

-Ребята, а почему мы работали сегодня именно с этими буквами?

-Посмотрите на свой маршрутный лист. Мы с вами проделали большой путь. Скажите, у кого в листе есть задумчивые и грустные смайлики?

Какие вопросы у вас остались?

-Мы сегодня путешествовали с вами по океану. И на его глубинах нашли клад. Так как вы со всем справились успешно, вы заслужили награду. Эти наклейки для вас.

-Спасибо за работу, урок окончен. До свидания!

Определяют уровень своей работы.

- Знакомство с новым звуком [з] и [з'], с новой буквой Зз

-Да.

Оценивают свою работу.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство со звуками [к], [к\'] и буквой Кк" (УМК "Школа России, 1 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о  согласных звуках [к], [к‘] и способом его графического обозначения с помощью букв КкЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Звуки [э], [й\'э]. Буква Ее" УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [э], [й’э], букве Ее.Задачи:Дидактические:1. Учить определять роль буквы ...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Звуки [в] и [в’]. Буква "Вв"", УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [в] и [в’] и обозначающей их буквой «Вв»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последую...