Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [р], [р`]. Буква Р р" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока "Звуки [р], [р`]. Буква Р р"
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «Р» и её элементов
Задачи урока:
Дидактические:
- Познакомить обучающихся с новыми звуками [р], [р’], буквами Р, р;
- Научить характеризовать звуки [р], [р’], отличать от других звуков.
Развивающие:
- Развивать навык правильного чтения;
- Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи;
- Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 251.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 29.10.2024 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск» Класс: 1-2 Урок: 1 | Студент: Рыжова Мария Владимировна Группа: 43 Учитель: Селихова Флюра Михайловна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 8:00-08:40 | Кабинет: 202 |
Тема урока: «Звуки [р], [р`]. Буква Р р»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «И» и её элементов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с новыми звуками [р], [р’], буквами К, к. 2. Научить характеризовать звуки [р], [р’], отличать от других звуков. | Предметные: 1. Уметь распознавать по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости согласные звуки [р], [р’]. 2. Уметь вычленять звуки из слова; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог. |
Развивающие: 1. Развивать навык правильного чтения. 2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Школа России», учебник «Русский язык. Азбука» В. Г. Горецкий: 1 кл., 1 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Учитель приветствует учеников. Создаёт эмоциональный настрой на урок. - Доброе утро, ребята! - Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. Солнце, октябрь -Молодцы! | Приветствуют учителя. Садятся мальчики, девочки. | КУУД: проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Презентация: слайд 1 |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа П: подводящий диалог | Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. -Мы продолжаем наше знакомство со звуками и буквами русского алфавита. -Вспомните, что такое звук, что такое буква? Какие бывают звуки? Буквы? -Чем отличаются гласные от согласных? -Какими бывают гласные? -Какими бывают согласные? -Отгадайте загадки: 1)В реке большая драка: поссорились два… 2)Дровосек рубит - … 3)В космос летают на - … 4)Трамвай и троллейбус – это… -Какой звук отчётливо слышен в каждом слове? | Отвечают на вопросы учителя. Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим Гласные и согласные Согласные состоят из шума и голоса, согласные только из голоса Ударными и безударными Твердыми и мягкими, звонкими и глухими Рака Дрова Ракете Транспорт Звук [р] | ПУУД: сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей; формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова. КУУД: строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами | Презентация: слайд 2 |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, формулирование темы, целей и плана урока Внешний контроль | Организует формулирование детьми темы и целей урока, построение плана урока. -Молодцы! -Какая тема урока? -Какую цель поставим? Познакомимся с новыми звуками… и буквой… -Давайте составим верный план на урок. 1) Повторить изученные … 2) Узнать новые звуки… , познакомиться с буквой… 3) Выполнить … 4) Подвести … -После каждого выполненного пункта, мы будем заполнять окошечки вашего листа успеха. -Есть ли пункт, который вы выполнили уже? -Заполните первый кружок нашего листа успеха. | Формулируют тему, цель, составляют план. Звуки [р] и [р`]. Буква Р р Познакомиться с новыми звуками [р] и [р`] и буквой Р р. 1) Повторить изученные знания 2) Узнать новые звуки [р] и [р`], познакомиться с буквой Р р 3) Выполнить самостоятельную работу 4) Подвести итог Да Приклеивают наклейку. | СУУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы; | Презентация: 5, 6, 7 |
Динамическая пауза для глаз (1 мин) | ||||||
"Открытие" нового знания (8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль | Организует ознакомление с новым материалом. -Рассмотрите рисунок. Что изображено? -Произнесем по слогам. -Как определим количество слогов? -Произнесем с ударением. -На какой слог падает ударение? -Назовите последний звук во втором слоге. -Дайте ему характеристику. -Почему согласный? -Почему он звонкий? Почему он твердый? -Составьте звуковую схему слова. Посмотрите на вторую картинку, что изображено? -Произнесём слово, выделяя каждый звук. -Какое количество звуков в слове? -Назовите последний звук. -Дайте ему характеристику. -Составьте звуковую схему слова. - Какой буквой на письме обозначаются звуки [р], [р']? -Обратите внимание, в какой строчке буква Р находится в алфавите? -А теперь посмотрите на лету памяти. Где находится буква Р? Почему? | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Забор За-бор 2 ЗабОр На 2 [р] Согласный, звонкий , твердый Потому что струя воздуха встречает преграду при произношении. Потому что, когда мы закрываем уши, слышим шум. Потому что мы слышим его твердо. Дверь. 4 звука. [р’] Согласный, звонкий, мягкий. Звуки [р] и [р’] согласные, звонкие, звук [р] – твердый и звук [р’] – мягкий. Буквой Р Отвечают на вопросы. | ПУУД: характеризовать звуки по заданным признакам. формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова; анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова; самостоятельно создавать модели звукового состава слова. КУУД: воспринимать разные точки зрения; строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова | Прописи Презентация: слайд 8 |
Динамическая пауза (1 мин) -Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вам слова с новыми звуками. Когда в слове будет звук [р] – вы поднимете руки вверх. А когда звук [р’] – присядете. Рак, рука, река, морковь, море, рис, рана. -Молодцы, присаживайтесь. | ||||||
Первичное закрепление (6 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: работа с книгой П: чтение слов, предложений П М: продуктивный П: составление предложений Внешний контроль | Организует работу на закрепление знаний. -Давайте подружим букву Р с гласными. -Найдите слоги, давайте прочитаем хором. -Читают девочки хором. -Читают мальчики хором. -Прочитай слоги мягких слияний. -Прочитай слоги твердых слияний. -Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается. -Прочитаем хором слова на странице 65. - Прочитайте текст, который находится ниже, соблюдая интонацию. - Что растет у Иры? - Что сделала Ира? - Что случилось? - Почему рассказ называется «Кактус»? -Теперь объединимся в группы, и каждой группе достаются слова. Рак, нос, забрался, руки, кот, сел. -Из этих слов вам нужно составить рассказ. На задание у вас есть 3 минуты. -Время вышло, начнем проверять. | Выполняют задания. Ра, ро, ры, ру, ри Читают. Читают текст. У Иры растут кактусы Ира тронула кактус Ира уколола Выполняют задание. | СУУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы. | Учебник, карточка |
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Внешний контроль И М: языковой анализ П: звуковой анализ Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу. -Сейчас вы поработаете самостоятельно. На экране будут появляться картинки, а вы должны составить звуковую схему к этому слову. рыбак река море ручка рак -У кого все верно, поднимите левую руку. | Выполняют самостоятельную работу. | РУУД: выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова; ПУУД: самостоятельно создавать модели звукового состава слова; характеризовать звуки по заданным признакам; | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: работа с книгой П: чтение предложений Внешний контроль | Организует деятельность обучающихся по систематизации знаний. -Посмотрите на рисунок на странице 64. Иллюстрация к какой сказке здесь представлена? -А знаете, кто написал эту сказку? -Да, мы продолжаем знакомиться со сказками А.С. Пущкина, и сегодня познакомимся с отрывком «Сказки о рыбаке и рыбке». -Читаем отрывок сказки по строчке. -Что произошло в сказке дальше? -Почему старуха осталась у разбитого корыта? -Что вы ей посоветуете? -Что хотел нам сказать через эту сказку Александр Сергеевич Пушкин? | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин Потому что она была жадная. Чтобы она перестала быть жадной, ценила то, что у нее есть. Нельзя жадничать, стремиться получить того, что ты не заслуживаешь, иначе останешься у «разбитого корыта» | ПУУД: анализировать графическую информацию КУУД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета; | Презентация: слайд 14 |
Рефлексия деятельности (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия | Организует анализ деятельности обучающихся. -Какая тема урока была? -Какую цель мы ставили? -Достигли мы ее? -Возникали ли у вас трудности? -На слайде представлена лестница успеха, если вы считаете, что находитесь на верхней ступеньке, вам было все понятно, не было никаких затруднений – поднимите зеленый карандаш. Если вы считаете, что на второй ступеньке, у вас возникли некоторые трудности – поднимите желтый карандаш. Если вы на последней ступеньке, и вы ну совсем ничего не поняли – красный. -Спасибо за урок. | Повторяют тему и цель. Анализируют свою работу на уроке, подводят итоги. Звук [р] и [р`]. Буква Р р Узнать звук [р] и [р`] и познакомиться с буквой Р р. Выполняют задание. | КУУД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета | Презентация: слайд 15, 16, 17, 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/25/picture-62499.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Буква Ч" 1 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока по теме "Буква Ч"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/11/picture-1375367-1641907479.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)
Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...
Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной буквы «я»»( 1 класс, УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлению и формированию навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «я».Задачи урокаДи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-1374394-1643043335.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/10/picture-1447978-1673371559.jpg)
Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)
Цель урока: формирование знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1449233-1674055723.jpg)
Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/29/picture-1449230-1675025004.jpg)
Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [й’] Буква Й й" (1 класс)
Цель урока: формирование знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...