Технологическая карта урока обучения грамоте "Звуки [р], [р`]. Буква Р р" (1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Рыжова Мария Владимировна

Тема урока "Звуки [р], [р`]. Буква Р р"

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «Р» и её элементов

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с новыми звуками [р], [р’], буквами Р, р;
  2. Научить характеризовать звуки [р], [р’], отличать от других звуков.

Развивающие:

  1. Развивать навык правильного чтения;
  2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи;
  2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1-2.docx251.97 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 29.10.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинск»

Класс: 1-2

Урок: 1

Студент: Рыжова Мария Владимировна

Группа: 43

Учитель: Селихова Флюра Михайловна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 8:00-08:40

Кабинет: 202

Тема урока: «Звуки [р], [р`]. Буква Р р»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «И» и её элементов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с новыми звуками [р], [р’], буквами К, к.

2. Научить характеризовать звуки [р], [р’], отличать от других звуков.

Предметные:

1. Уметь распознавать по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости согласные звуки [р], [р’].

2. Уметь вычленять звуки из слова; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог.

Развивающие:

1. Развивать навык правильного чтения.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России», учебник «Русский язык. Азбука» В. Г. Горецкий: 1 кл., 1 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: слово учителя

П: эмоциональный настрой

Учитель приветствует учеников. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

- Доброе утро, ребята!

- Меня зовут Мария Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики.

Солнце, октябрь

-Молодцы!

Приветствуют учителя.

Садятся мальчики, девочки.

КУУД:

 проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Презентация: слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: подводящий диалог

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

-Мы продолжаем наше знакомство со звуками и буквами русского алфавита.

-Вспомните, что такое звук, что такое буква? 

Какие бывают звуки? Буквы?

-Чем отличаются гласные от согласных?

-Какими бывают гласные?

-Какими бывают согласные?

-Отгадайте загадки:

1)В реке большая драка: поссорились два…

2)Дровосек рубит - …

3)В космос летают на - …

4)Трамвай и троллейбус – это…

-Какой звук отчётливо слышен в каждом слове?

Отвечают на вопросы учителя.

Звук мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим

Гласные и согласные

Согласные состоят из шума и голоса, согласные только из голоса

Ударными и безударными

Твердыми и мягкими, звонкими и глухими 

Рака

Дрова

Ракете

Транспорт

Звук [р]

ПУУД:

сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;

формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова.

КУУД:

строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами

Презентация: слайд 2

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, формулирование темы, целей и плана урока

Внешний контроль

Организует формулирование детьми темы и целей урока, построение плана урока.

-Молодцы!

-Какая тема урока?

-Какую цель поставим?

Познакомимся с новыми звуками… и буквой…

-Давайте составим верный план на урок.

1) Повторить изученные …

2) Узнать новые звуки… , познакомиться с буквой…

3) Выполнить …

4) Подвести …

-После каждого выполненного пункта, мы будем заполнять окошечки вашего листа успеха.

-Есть ли пункт, который вы выполнили уже?

-Заполните первый кружок нашего листа успеха.

Формулируют тему, цель, составляют план.

Звуки [р] и [р`]. Буква Р р

Познакомиться с новыми звуками [р] и [р`] и буквой Р р.

1) Повторить изученные знания

2) Узнать новые звуки [р] и [р`], познакомиться с буквой Р р

3) Выполнить самостоятельную работу

4) Подвести итог

Да

Приклеивают наклейку.

СУУД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;

Презентация: 5, 6, 7

Динамическая пауза для глаз (1 мин)

"Открытие" нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Организует ознакомление с новым материалом.

-Рассмотрите рисунок.  Что изображено?

Picture background

-Произнесем по слогам.

-Как определим количество слогов?

-Произнесем с ударением.

-На какой слог падает ударение?

-Назовите последний звук во втором слоге.

-Дайте ему характеристику.  

-Почему согласный?

-Почему он звонкий?

 Почему он твердый?

-Составьте звуковую схему слова.

Посмотрите на вторую картинку, что изображено?

Picture background

-Произнесём слово, выделяя каждый звук.

-Какое количество звуков в слове?

-Назовите последний звук.

-Дайте ему характеристику.

-Составьте звуковую схему слова.

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [р], [р']?

-Обратите внимание, в какой строчке буква Р находится в алфавите?

-А теперь посмотрите на лету памяти. Где находится буква Р? Почему?

Слушают и отвечают на вопросы учителя.

Забор

За-бор

2

ЗабОр

На 2

[р]

Согласный,  звонкий , твердый

Потому что струя воздуха встречает преграду при произношении.

Потому что, когда мы закрываем уши, слышим шум.

Потому что мы слышим его твердо.

Дверь.

4 звука.

[р’]

Согласный, звонкий, мягкий.

Звуки [р] и [р’] согласные, звонкие, звук [р] – твердый и звук [р’] – мягкий.

Буквой Р

Отвечают на вопросы.

ПУУД: характеризовать звуки по заданным признакам.

формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;

анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова;

самостоятельно создавать модели звукового состава слова.

КУУД:

воспринимать разные точки зрения;

строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и буквенном составе слова

Прописи

Презентация: слайд 8

Динамическая пауза (1 мин)

-Сейчас мы с вами поиграем, я буду называть вам слова с новыми звуками. Когда в слове будет звук [р] – вы поднимете руки вверх. А когда звук [р’] – присядете.

Рак, рука, река, морковь, море, рис, рана.

-Молодцы, присаживайтесь.

Первичное закрепление

(6 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: работа с книгой

П: чтение слов, предложений

П

М: продуктивный

П: составление предложений

Внешний контроль

Организует работу на закрепление знаний.

-Давайте подружим букву Р с гласными.

-Найдите слоги, давайте прочитаем хором.

-Читают девочки хором.

-Читают мальчики хором.

-Прочитай слоги мягких слияний.

-Прочитай слоги твердых слияний.

-Прочитай слог и подбери слово, которое с него начинается.

-Прочитаем хором слова на странице 65.

- Прочитайте текст, который находится ниже, соблюдая интонацию.

- Что растет у Иры?

- Что сделала Ира?

- Что случилось?

- Почему рассказ называется «Кактус»?

-Теперь объединимся в группы, и каждой группе достаются слова.

Рак, нос, забрался, руки, кот, сел.

-Из этих слов вам нужно составить рассказ. На задание у вас есть 3 минуты.

-Время вышло, начнем проверять.

Выполняют задания.

Ра, ро, ры, ру, ри

Читают.

Читают текст.

У Иры растут кактусы

Ира тронула кактус

Ира уколола

Выполняют задание.

СУУД:

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы; ответственно выполнять свою часть работы.

Учебник, карточка

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Внешний контроль

И

М: языковой анализ

П: звуковой анализ

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу.

-Сейчас вы поработаете самостоятельно.

На экране будут появляться картинки, а вы должны составить звуковую схему к этому слову.

Picture background

рыбак        

Picture background

река

Picture background

море

Picture background

ручка

Picture background

рак

-У кого все верно, поднимите левую руку.

Выполняют самостоятельную работу.

РУУД:

выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового анализа слова;

ПУУД:

самостоятельно создавать модели звукового состава слова;

характеризовать звуки по заданным признакам;

Презентация

Включение в систему знаний, повторение

(6 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

М: работа с книгой

П: чтение предложений

Внешний контроль

Организует деятельность обучающихся по систематизации знаний.

-Посмотрите на рисунок на странице 64. Иллюстрация к какой сказке здесь представлена?

-А знаете, кто написал эту сказку?

-Да, мы продолжаем знакомиться со сказками А.С. Пущкина, и сегодня познакомимся с отрывком «Сказки о рыбаке и рыбке».

-Читаем отрывок сказки по строчке.

-Что произошло в сказке дальше?

-Почему старуха осталась у разбитого корыта?

-Что вы ей посоветуете?

-Что хотел нам сказать через эту сказку Александр Сергеевич Пушкин?

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

А.С. Пушкин

Потому что она была жадная.

Чтобы она перестала быть жадной, ценила то, что у нее есть.

Нельзя жадничать, стремиться получить того, что ты не заслуживаешь, иначе останешься у «разбитого корыта»

ПУУД:

анализировать графическую информацию

КУУД:

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета;

Презентация: слайд 14

Рефлексия деятельности

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы, рефлексия

Организует анализ деятельности обучающихся.

-Какая тема урока была?

-Какую цель мы ставили?

-Достигли мы ее?

-Возникали ли у вас трудности?

-На слайде представлена лестница успеха, если вы считаете, что находитесь на верхней ступеньке, вам было все понятно, не было никаких затруднений – поднимите зеленый карандаш. Если вы считаете, что на второй ступеньке, у вас возникли некоторые трудности – поднимите желтый карандаш. Если вы на последней ступеньке, и вы ну совсем ничего не поняли – красный.

-Спасибо за урок.

Повторяют тему и цель. Анализируют свою работу на уроке, подводят итоги.

Звук [р] и [р`]. Буква Р р

Узнать звук [р] и [р`] и познакомиться с буквой Р р.

Выполняют задание.

КУУД:

воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения нормы речевого этикета

Презентация: слайд 15, 16, 17, 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...

Технологическая карта урока обучения письму «Письмо строчной буквы «я»»( 1 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для организации деятельности учащихся по ознакомлению и формированию навыка каллиграфически правильного письма строчной буквы «я».Задачи урокаДи...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство с буквой Гг", 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о звуках [г], [г`]. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о звуках [г], [г`] 2. Научить дават...

Технологическая карта урока обучение грамоте «Звук [й’] Буква Й й» (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Звук [ч`]. Буква Ч ч», 1 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: создание условий для формирования представлений у обучающихся о звуке [ч’] и о заглавной и строчной букве ЧчЗадачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока обучение грамоте "Звук [й’] Буква Й й" (1 класс)

Цель урока: формирование  знаний у учащихся о звуке [й’], о печатных буквах Й й; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаПланируемые результатыДидактически...