Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слов. Как прекрасен наш язык" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Томских Ирина Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире слов. Как прекрасен наш язык» для 3-х классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования основной общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_v_mire_slov._kak_prekrasen_nash_yazyk_3_klass_.docx469.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

В мире слов. Как прекрасен наш язык

(обще интеллектуальное направление)

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год: 34 часа      

Учитель: Томских И.М.

Класс: 3 класс

г. Нерюнгри

2023-2024 учебный год

Рабочая программа разработана на основе:

  • Рабочая программа внеурочной деятельности курса «В мире слов. Как прекрасен наш язык» для 3-х классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и ООП начального общего образования основной общеобразовательной школы.
  • Учебного плана МОУ ИТЛ №24 2023-2024 учебного года.

Цели и задачи курса

Цель:         формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека, знакомство с нормами языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач и овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

ЗАДАЧИ:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие познавательного интереса к русскому языку;
  • включение обучающихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

• формировать социально-ориентированный взгляд на мир, знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.

• формировать способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении.

• формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

• определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

• учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.

• учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.

• высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.

• работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

• определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

• работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

• определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

• доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• слушать и понимать речь других людей.

• вступать в беседу во внеурочной деятельности. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать

им.

• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации  учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Содержание курса

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

3 класс

Из истории языка

Устаревшие слова.

Почему слова устаревают.

Значения устаревших слов.

Использование устаревших слов в современном языке.

Старые и новые значения.

Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.

Как появляются новые слова.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все обучающиеся под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение обучающихся одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп. Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными.

  • Олимпиады (позволяют учащимся проявить индивидуальные способности);
  • проектная деятельность (развивает познавательные творческие навыки  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, критическое мышление); 
  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники.
  • наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;
  • уточнять значение слова по толковому словарю;
  • сравнивать толкование слова в различных словарях;
  • формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
  • самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;
  • оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Загадки простого предложения

Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.

Интонация предложения. Логическое ударение.

Зачем нужны второстепенные члены предложения.

Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.

Описание предметов в художественных текстах.

Внешность и характер в портретах мастеров слова.

Распространение простого предложения с помощью обстоятельств.

Когда необходимы обстоятельства.

Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.

Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).

Однородные члены предложения. Распространение предложения  с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?

Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.

Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?

Знаки препинания при однородных членах.

  • лингвистические эксперименты: «Сколько ответов можно дать на предложенный вопрос?»,  «Как можно перестроить предложение, чтобы выразить все возможные для него смысловые оттенки»; инсценировка
  • диалогов с соблюдением правильной интонации и логического ударения;
  • творческая работа над сочинением-описанием «Любимая ёлочная
  • игрушка», «Мамин портрет»;
  • игры: «Самый внимательный» (описание внешности одноклассника), «Отгадай предмет по описанию», «Чепуха»;
  • проект «Безопасный маршрут»;
  • творческая работа «Приглашение на праздник»;
  • конкурс «Самый длинный однородный ряд»;
  • конструирование предложений с однородными членами по моделям;
  • игры: «Поставь на место запятую», «Составь предложение по схеме», «Повтори и продолжи».

Лабиринты грамматики

Слово в грамматике.

Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.

О существительных по существу

Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.

От чего зависит род имени существительного.

Употребление в речи существительных общего рода.

Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.

Как определить число несклоняемых существительных.

Всегда ли существительные имели только два числа?

Для чего существительные изменяются по падежам?

История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).

Имена собственные. История возникновения некоторых фамилий.

Значение имён.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все обучающиеся под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение обучающихся одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп. Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными

  • игры: «Наоборот», «Кто больше»;
  • проекты: «Что рассказали падежи о себе», «Моё имя», «Собственные имена в моей семье».

Такие разные признаки предметов.

Значение имён прилагательных.

Описание свойств и качеств   предметов с помощью прилагательных.

Как в старину использовали прилагательные в обращениях.

Сравнение качеств, свойств  предметов с помощью степеней сравнения.

Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.

Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней  сравнения.

Значение относительных прилагательных.

Что называют притяжательные прилагательные.

Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбу-

зов, Борисов, Кольцов, Правдин…).

Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все обучающиеся под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение обучающихся одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп. Группы могут быть стабильными или временными, однородными или разнородными

  • проект «Значения цветовых прилагательных»;
  • игры: «Сделай комплимент», «Строим дом»; викторина «Самый-самый»;
  • игра-соревнование «Подбери словечко».


Календарно-тематическое планирование 3 класс

«В мире слов. Как прекрасен наш язык»

№п/п

Название темы

Кол-во

Часов

Дата МГ1

план

факт

1

День Знаний

1

01.09

2

Из истории языка

1

08.09

3

Старые и новые слова в языке.

1

15.09

4

Проект «Сокровища бабушкиного сундука».

1

22.09

5

Загадки простого предложения

1

29.09

6

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

1

06.10

7

Важные мелочи.

1

13.10

8

Требуется определение. Игра «Самый внимательный»

1

20.10

9

Важные обстоятельства.

1

27.10

10

Необходимо дополнить.

1

10.11

11

Запятые, по местам! Игра «Поставь на место запятую»

1

17.11

12

Лабиринты грамматики

1

24.11

13

Слово в грамматике.

1

01.12

14

Как «работают» слова.

1

08.12

15

Для чего нужна грамматика.

1

15.12

16

О существительных по существу

1

22.12

17

«Лебедь белая плывёт».

1

29.12

18

Может ли род быть общим?

1

12.01

19

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

1

19.01

20

Как быть, если нет окончания?

1

26.01

21

Один, два, много. Игра «Кто больше»

1

02.02

22

Почему именительный падеж назвали именительным?

1

09.02

23

Как «работает» родительный падеж?

1

16.02

24

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

1

01.03

25

Стройтесь в ряд! Игра «Самый длинный однородный ряд»

1

15.03

26

«Щедрый» падеж.

1

22.03

27

Винительный падеж — великий маскировщик.

1

05.04

28

Падеж-работяга

1

12.05

29

Кому принадлежат имена собственные? Проект «Собственные имена в моей семье»

1

19.04

30

Проект «Что рассказали падежи о себе»

1

26.04

31

Такие разные признаки предметов 

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

1

03.05

32

Проект «Значения цветовых прилагательных»

1

10.05

33

«Красны девицы» и «добры молодцы».

1

17.05

34

Всё познаётся в сравнении. Игра-соревнование «Подбери словечко»

1

24.05

Итого:

34 часа

Используемая литература (книгопечатная продукция)

1.        Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. – Минск: Народная асвета, 1971.

2.         Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006.

3.        Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 .

4.        Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007.

5.         Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008.

6.         Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005.

7.         Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО, Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.

8.         Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007. Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007.

9.         Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000 , Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007.

10.         Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005 .

11.        Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964.

12.         Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012.

13.         Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988.

14.         Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004.

15.         Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.

16.         Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007.

17.         Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс

Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс

Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...

рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слова"

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления разработана на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности В мире неизведанных слов 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...