Конспект урока на тему Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Александра Борисовна Кривохат

Значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс по УМК «Школа России»

Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить обучающихся с именем прилагательным как частью речи и их ролью в русском языке.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

- что обозначают имена прилагательные;

- на какие вопросы отвечают имена прилагательные;

- с какой частью речи связаны имена прилагательные;

- с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.

Уметь:

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- образовывать имена прилагательные;

- правильно употреблять в речи мена прилагательные.

Личностные:

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Коммуникативные УУД

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

Предметные:

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.)

  1. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания.

- Отгадайте загадку:

Золотой и молодой за неделю стал седой, а денечка через два облысела голова. Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик).

- Почему у этого цветка такое название? (Потому что цветок получил такое название из-за того что он очень легкий, и при малейшем дуновении воздуха созревшие семянки на пушистых летучках отрываются от цветка и разлетаются...)

- С какой буквы начинается название цветка?

- Сегодня потренируемся писать заглавную букву О и строчную о в соединении, на второй строчке пропишем слово- одуванчик.

2. Запись под диктовку ( 1 ученик работает у доски):

Смелый маленький одуванчик тянется к тёплому солнцу.

- Подчеркните грамматическую основу предложения, какой частью речи выражены.

- Что вы знаете об имени существительном и глаголе?

- Определите, какой часть речи являются оставшиеся слова. ( солнцу -это существительное; к - предлог; смелый, маленький, теплому - это прилагательные).

3. Индивидуальная работа (выполняется одновременно с записью под диктовку. 3 ученика получают индивидуальные задания на листочках.)

№ 1.

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу последнего предложения. В первом предложении укажите части речи.

Настали ч...дные д...ньки. В л...су журч...т в...сёлые ручейки. У крыльца пуш...стая тра...ка. В са... вернулись скв...рцы.

№ 2

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу последнего предложения. В первом предложении укажите части речи.

Наступил тёплый апрель. На буграх зацв...ла мать-и-мачеха. Пуш...стый сугро... снега исчез. Вес...ло б...ж...т звонкий ручей.

№ 3

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу последнего предложения. Во втором предложении укажите части речи.

Настали тёплые д...ньки. З...лёная л...ства укрыла д...ревья. Вес...ло п...ют др...зды и чиж... . На з...мле сочная тра...ка. В л...су цв...тут душ...стые ландыши.

  1. Самоопределение к деятельности.

- С какими частями речи мы уже познакомились?

- Приведите примеры имен существительных и глаголов на букву, которая была у нас на минутке чистописания.

Проблемная ситуация.

На доске слова: Тюльпаны, расцвёл, воробей , душистые, ранняя, прилетел, весна, белый, наступила , подснежник.

- Прочитайте их. Найдите среди них существительные.

- Какое из них могло бы быть лишним?( Скворец - одушевленное, или тюльпаны -стоит во множественном числе).

- Найдите из оставшихся слов глаголы.

- Как вы узнали, что это глаголы? (Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделало?)

- Составьте, используя слова на доске 2 нераспространенных предложения.

(Тюльпан расцвёл. Воробей прилетел.)

- Прочитайте оставшиеся слова. Куда мы их отнесем? К существительным?- Тогда остается их отнести к глаголам?

- Предположите, какой частью речи могут быть эти слова?( Имена прилагательные).

- А можем ли мы это утверждать? (- Нет, не можем. Нам надо доказать, что эти слова относятся к прилагательным.)

- Как будем доказывать? Проблема.

- Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные? (Нужно узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают.) — Значит тема нашего урока…? (Имена прилагательные)

  1. Работа по теме урока.

1. Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы. (Какие? - душистые, какой? - белый, какая?-ранняя).

- Сделайте вывод, на какие вопросы отвечают? Приведите примеры своих слов.

2. - Что дальше мы должны узнать об именах прилагательных?

- Посмотрите на столбик слов на доске:

лист бумаги (белый)

мед (сладкий)

слон (большой)

роза (душистая)

-Подберите прилагательные к этим предметам.

- Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое?

- Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать?

- Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет.

- Сделайте вывод.

- Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные? Прочитайте в учебнике на странице 88 «Страничка для любознательных».

- Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное»

- Проверим себя по учебнику на странице 86.

3. Договорились имя прилагательное подчеркивать волнистой линией и сокращённо подписывать над словами прил.

Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление».

- К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним.

- Вернемся к нашим словосочетаниям и составим из них предложения.( (Мальчик рисовал на белом листе.)

- О ком говорится в предложении? ( О мальчике)

- Что сказано о нем? (что он рисовал)

- А что еще сказано? ( что рисовал на белом листе)

- Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху.

- К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»?

( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями)

- Давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное?
4. - Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете?

Давайте выясним, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст: (предлагается текст без имен прилагательных)

Наступила________весна.
Светит___________солнышко.
Зашумели________воды.
Появились_______подснежники
Радостно человеку смотреть на__________цветы.

-Какой это текст, ребята, веселый, грустный? (Грустный)
- Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным? (Имена прилагательные.)
- Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.

-Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь точной, яркой, выразительной, красивой).

5. Работа по учебнику.

-А теперь потренируемся в умении подбирать прилагательные. Фронтальная работа

Упражнение 148.

(Какой?) Лёгкий, белый, пушистый снег.

(Какая?) Сладкая, спелая, душистая ягода.

(Какое?) Весеннее, яркое, лучистое солнце.

(Какие?) Добрые, вежливые, правдивые слова.

-Обратите внимание на то, что к одному существительному подобрали по несколько прилагательных. Так для чего нам нужны в речи имена прилагательные? (делают речь богатой, разнообразной, красивой, более точной)

  1. Физминутка.

Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.

КОМПОТ, БАБУШКА, ДОБРАЯ, ОСЕНЬ, РЫЖИЙ, СТОЛ, БЕРЕЗА, ЗАБОТЛИВЫЕ, РЕЧКА, ПУШИСТЫЙ, ДОЖДЬ.

  1. Закрепление изученного материала.

1. Упражнение 149.

Прочитайте высказывания А.Н. Толстого. По мнению автора, какой русский язык? ( яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный)Спишите выделенные слова. На какой вопрос отвечают? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией.

2. - Мы с вами говорили, что имена прилагательные делают нашу речь богаче и красивее. Предлагаю вам, украсить текст. ( У каждого ученика распечатка текста)

Пригрело _________ солнышко. Весело побежали ___________ ручейки. Появились ___________ проталины. Скворец запел свою __________ песенку.

Взаимопроверка. Проверка по образцу.(Пригрело ласковое солнышко. Весело побежали шумные ручейки. Появились чёрные проталины. Скворец запел свою весеннюю песенку.)

  1. Рефлексия.

- Кто может сказать, что подружился с новой частью речи? И знает, как ее отличить от других частей речи?

- Если все поняли, зеленый карандаш, если нужна помощь – желтый карандаш, если ничего не понятно – красный карандаш.

  1. Подведение итогов урока.

- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

- Что обозначают имена прилагательные?

- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

- Как подчёркиваются имена прилагательные на письме?

  1. Домашнее задание.

Правило с. 86, упражнение 150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Анализ глагола как части речи" (программа УМК "Гармония")

Цель урока: закрепить навыки и умения разбирать глагол как часть речи, используя памятку. Задачи: 1. Привести в систему имеющиеся зания о глаголе; 2. Развивать орфографическую память и зоркость; 3. Ра...

Конспект урока на тему: "Повторение изученного о частях речи"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение изученног о частях речи"....

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...