Конспект урока на тему Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс по УМК «Школа России»
Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить обучающихся с именем прилагательным как частью речи и их ролью в русском языке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- что обозначают имена прилагательные;
- на какие вопросы отвечают имена прилагательные;
- с какой частью речи связаны имена прилагательные;
- с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.
Уметь:
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- образовывать имена прилагательные;
- правильно употреблять в речи мена прилагательные.
Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение (версию)
Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь высказывать свое мнение;
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре
Предметные:
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;
- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;
- формирование умений анализировать основные единицы языка.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. Давайте улыбнемся друг другу, пусть сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.)
- Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку:
Золотой и молодой за неделю стал седой, а денечка через два облысела голова. Спрячу-ка в карманчик бывший …(Одуванчик).
- Почему у этого цветка такое название? (Потому что цветок получил такое название из-за того что он очень легкий, и при малейшем дуновении воздуха созревшие семянки на пушистых летучках отрываются от цветка и разлетаются...)
- С какой буквы начинается название цветка?
- Сегодня потренируемся писать заглавную букву О и строчную о в соединении, на второй строчке пропишем слово- одуванчик.
2. Запись под диктовку ( 1 ученик работает у доски):
Смелый маленький одуванчик тянется к тёплому солнцу.
- Подчеркните грамматическую основу предложения, какой частью речи выражены.
- Что вы знаете об имени существительном и глаголе?
- Определите, какой часть речи являются оставшиеся слова. ( солнцу -это существительное; к - предлог; смелый, маленький, теплому - это прилагательные).
3. Индивидуальная работа (выполняется одновременно с записью под диктовку. 3 ученика получают индивидуальные задания на листочках.)
№ 1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу последнего предложения. В первом предложении укажите части речи. Настали ч...дные д...ньки. В л...су журч...т в...сёлые ручейки. У крыльца пуш...стая тра...ка. В са... вернулись скв...рцы.
|
№ 2 Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу последнего предложения. В первом предложении укажите части речи. Наступил тёплый апрель. На буграх зацв...ла мать-и-мачеха. Пуш...стый сугро... снега исчез. Вес...ло б...ж...т звонкий ручей. |
№ 3 Вставь пропущенные буквы. Подчеркни грамматическую основу последнего предложения. Во втором предложении укажите части речи. Настали тёплые д...ньки. З...лёная л...ства укрыла д...ревья. Вес...ло п...ют др...зды и чиж... . На з...мле сочная тра...ка. В л...су цв...тут душ...стые ландыши. |
- Самоопределение к деятельности.
- С какими частями речи мы уже познакомились?
- Приведите примеры имен существительных и глаголов на букву, которая была у нас на минутке чистописания.
Проблемная ситуация.
На доске слова: Тюльпаны, расцвёл, воробей , душистые, ранняя, прилетел, весна, белый, наступила , подснежник.
- Прочитайте их. Найдите среди них существительные.
- Какое из них могло бы быть лишним?( Скворец - одушевленное, или тюльпаны -стоит во множественном числе).
- Найдите из оставшихся слов глаголы.
- Как вы узнали, что это глаголы? (Обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делает? что сделало?)
- Составьте, используя слова на доске 2 нераспространенных предложения.
(Тюльпан расцвёл. Воробей прилетел.)
- Прочитайте оставшиеся слова. Куда мы их отнесем? К существительным?- Тогда остается их отнести к глаголам?
- Предположите, какой частью речи могут быть эти слова?( Имена прилагательные).
- А можем ли мы это утверждать? (- Нет, не можем. Нам надо доказать, что эти слова относятся к прилагательным.)
- Как будем доказывать? Проблема.
- Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, и вы догадаетесь, как доказать, что это имена прилагательные? (Нужно узнать на какие вопросы отвечают имена прилагательные и что они обозначают.) — Значит тема нашего урока…? (Имена прилагательные)
- Работа по теме урока.
1. Итак, первое, что нам надо узнать – это на какие вопросы отвечают эти слова. Задайте к ним вопросы. (Какие? - душистые, какой? - белый, какая?-ранняя).
- Сделайте вывод, на какие вопросы отвечают? Приведите примеры своих слов.
2. - Что дальше мы должны узнать об именах прилагательных?
- Посмотрите на столбик слов на доске:
лист бумаги (белый)
мед (сладкий)
слон (большой)
роза (душистая)
-Подберите прилагательные к этим предметам.
- Что обозначает первое прилагательное? Второе? Третье? Четвертое?
- Цвет, вкус, размер, запах – как это можно одним словом назвать?
- Признак – это слово, по которому мы признаем, узнаем предмет.
- Сделайте вывод.
- Какие еще признаки могут обозначать имена прилагательные? Прочитайте в учебнике на странице 88 «Страничка для любознательных».
- Давайте соединим все наши открытия в правило «Имя прилагательное»
- Проверим себя по учебнику на странице 86.
3. Договорились имя прилагательное подчеркивать волнистой линией и сокращённо подписывать над словами прил.
Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление».
- К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выясним.
- Вернемся к нашим словосочетаниям и составим из них предложения.( (Мальчик рисовал на белом листе.)
- О ком говорится в предложении? ( О мальчике)
- Что сказано о нем? (что он рисовал)
- А что еще сказано? ( что рисовал на белом листе)
- Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху.
- К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»?
( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями)
- Давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное?
4. - Зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете?
Давайте выясним, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст: (предлагается текст без имен прилагательных)
Наступила________весна.
Светит___________солнышко.
Зашумели________воды.
Появились_______подснежники
Радостно человеку смотреть на__________цветы.
-Какой это текст, ребята, веселый, грустный? (Грустный)
- Какую часть речи надо вставить в текст, чтобы он получился красочным, радостным? (Имена прилагательные.)
- Выпишите, пожалуйста, из этого текста словосочетания: имя прилагательное + имя существительное, подчеркните имена прилагательные волнистой чертой.
-Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь точной, яркой, выразительной, красивой).
5. Работа по учебнику.
-А теперь потренируемся в умении подбирать прилагательные. Фронтальная работа
Упражнение 148.
(Какой?) Лёгкий, белый, пушистый снег.
(Какая?) Сладкая, спелая, душистая ягода.
(Какое?) Весеннее, яркое, лучистое солнце.
(Какие?) Добрые, вежливые, правдивые слова.
-Обратите внимание на то, что к одному существительному подобрали по несколько прилагательных. Так для чего нам нужны в речи имена прилагательные? (делают речь богатой, разнообразной, красивой, более точной)
- Физминутка.
Если вы услышите ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. Если вы услышите ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ, приседаем и руки ставим на пояс.
КОМПОТ, БАБУШКА, ДОБРАЯ, ОСЕНЬ, РЫЖИЙ, СТОЛ, БЕРЕЗА, ЗАБОТЛИВЫЕ, РЕЧКА, ПУШИСТЫЙ, ДОЖДЬ.
- Закрепление изученного материала.
1. Упражнение 149.
Прочитайте высказывания А.Н. Толстого. По мнению автора, какой русский язык? ( яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный)Спишите выделенные слова. На какой вопрос отвечают? Какой частью речи они являются? Подчеркните их волнистой линией.
2. - Мы с вами говорили, что имена прилагательные делают нашу речь богаче и красивее. Предлагаю вам, украсить текст. ( У каждого ученика распечатка текста)
Пригрело _________ солнышко. Весело побежали ___________ ручейки. Появились ___________ проталины. Скворец запел свою __________ песенку.
Взаимопроверка. Проверка по образцу.(Пригрело ласковое солнышко. Весело побежали шумные ручейки. Появились чёрные проталины. Скворец запел свою весеннюю песенку.)
- Рефлексия.
- Кто может сказать, что подружился с новой частью речи? И знает, как ее отличить от других частей речи?
- Если все поняли, зеленый карандаш, если нужна помощь – желтый карандаш, если ничего не понятно – красный карандаш.
- Подведение итогов урока.
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Что обозначают имена прилагательные?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
- Как подчёркиваются имена прилагательные на письме?
- Домашнее задание.
Правило с. 86, упражнение 150
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Анализ глагола как части речи" (программа УМК "Гармония")
Цель урока: закрепить навыки и умения разбирать глагол как часть речи, используя памятку. Задачи: 1. Привести в систему имеющиеся зания о глаголе; 2. Развивать орфографическую память и зоркость; 3. Ра...
Конспект урока на тему: "Повторение изученного о частях речи"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Повторение изученног о частях речи"....

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").
Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».
Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...

Конспект урока по теме "Местоимение (личное) как часть речи его значение, употребление в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложенииПланируемые результаты: Предметные:- знать какими бывают местоимения; роль местоимений в...