Урок русского языка во 2 классе по теме « Имя существительное как части речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Селютина Наталья Сергеевна

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: « Имя существительное как части речи».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: « Имя существительное как части речи».

Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
  • определять у имени существительного значение;
  • соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;

Метапредметные :

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

Личностные :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада снова видеть вас. Начать наш урок хочу вот с такого стихотворения.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний

- Из чего состоит наша речь?

- А из чего состоят предложения?

-На прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?

Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).

Обозначаю в каждом предложении

Все действия и все движения,

Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? .. (глагол)

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит красавица всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
(Имя прилагательное)

- Как называются вместе эти группы слов?

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи и проведем исследование.

На доске картинки : воробей, берёза, карандаш, заяц, ученик, одежда, Москва, яблоко.

-Назовите что изображено на этих картинках? Запишите в тетрадь.

- Что это за слова? (Словарные) Какая орфограмма есть в этих словах?

(Безударный гласный в корне слова, заглавная буква в в именах собственных)

-Что обозначают эти слова? (Это слова – предметы)

На доску вывешивается карточка ПРЕДМЕТЫ

- На какие вопросы отвечают эти слова? ( кто?, что?)

На доске появляются вопросы КТО? ЧТО?

- Вспомните как называются предметы, которые отвечают на вопрос КТО? (одушевлённые)

На вопрос ЧТО? (неодушевлённые)

На доске появляется запись

ОДУШЕВЛЁННЫЕ

НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ

- Какое слово лишнее среди этих слов? ( МОСКВА)

Это имя собственное, а остальные нарицательные.

На доске появляется запись

СОБСТВЕННЫЕ

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

- Итак, ребята, мы исследовали слова. Сделаем вывод:

Слова , которые обозначают предмет, отвечают на вопросы Кто? Что?- это ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

- Кто знает, почему имя существительное получило такое название?

- А вот имя существительное о себе сказало так:

"Давно живу я в мире этом,

Даю названья всем предметам".

- Добавлю: … предметам, которые существуют в окружающем нас мире.

Бывают ОДУШЕВЛЁННЫЕ и

НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ , СОБСТВЕННЫЕ и НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.

Физминутка

Игра «Кто? что?».
Учитель называет слова. Если слово отвечает на вопрос кто?, дети совершают хлопок над головой. Если слово отвечает на вопрос что?, дети подпрыгивают.

#1047;акрепление знаний и способов действий

- Продолжим наше исследование. Узнаем какое лексическое значение могут иметь имена существительные.

1)Работа по учебнику стр. 45 упр. 75 (Сгруппировать слова, подчеркнуть изученные орфограммы, составить предложение с одним из слов, подчеркнуть в нём грамматическую основу)

2)Чтение информации на стр. 47» Страничка для любознательных»

Проблемная ситуация: всегда ли имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?

3) Работа по карточкам.

Дом, у дома, к дому, за домом, о доме.

Девочка, без девочки, по девочке, о девочке.

Вывод: имена существительные могут отвечать не только на вопросы КТО? ЧТО?, но и на другие:

КОГО? ЧЕГО?
КОМУ? ЧЕМУ?
КЕМ? ЧЕМ?
О КОМ? О ЧЁМ?

4)Работа в группах.
Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается листок с предложениями. Задача группы – рассмотреть пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква cущ.

#1056;ой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.

#1042;ода перестала течь.
В лодке открылась течь.

#1053;е плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.

#1052;едведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.

#1056;ефлексия учебной деятельности на уроке

- На какой вопрос нам нужно было ответить?

- Что больше всего понравилось на уроке?

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Домашнее задание: Стр.45 упр.76, выучить правило стр. 45 в учебнике.

Всем спасибо за урок! И за вашу хорошую работу, я вам вручаю отличительный значок исследователя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение

Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...

Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя существительное"

Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя существительное"...

Урок русского языка 2 класс "Перспектива".Тема "Имя существительное"

Предлагаю вашему вниманию урок разработанный в технологии РКМЧП....

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В данной технологической карте содержится разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...