Урок русского языка во 2 классе по теме « Имя существительное как части речи».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: « Имя существительное как части речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_imya_sushchestvitelnoe_kak_chasti_rechi_.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: « Имя существительное как части речи».
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся находить имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение;
- соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
Личностные :
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада снова видеть вас. Начать наш урок хочу вот с такого стихотворения.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Актуализация знаний
- Из чего состоит наша речь?
- А из чего состоят предложения?
-На прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?
Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).
Обозначаю в каждом предложении
Все действия и все движения,
Я важен, как в футболе гол.
Так кто же я такой? .. (глагол)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит красавица всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (Имя прилагательное)
- Как называются вместе эти группы слов?
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи и проведем исследование.
На доске картинки : воробей, берёза, карандаш, заяц, ученик, одежда, Москва, яблоко.
-Назовите что изображено на этих картинках? Запишите в тетрадь.
- Что это за слова? (Словарные) Какая орфограмма есть в этих словах?
(Безударный гласный в корне слова, заглавная буква в в именах собственных)
-Что обозначают эти слова? (Это слова – предметы)
На доску вывешивается карточка ПРЕДМЕТЫ
- На какие вопросы отвечают эти слова? ( кто?, что?)
На доске появляются вопросы КТО? ЧТО?
- Вспомните как называются предметы, которые отвечают на вопрос КТО? (одушевлённые)
На вопрос ЧТО? (неодушевлённые)
На доске появляется запись
ОДУШЕВЛЁННЫЕ
НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ
- Какое слово лишнее среди этих слов? ( МОСКВА)
Это имя собственное, а остальные нарицательные.
На доске появляется запись
СОБСТВЕННЫЕ
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ
- Итак, ребята, мы исследовали слова. Сделаем вывод:
Слова , которые обозначают предмет, отвечают на вопросы Кто? Что?- это ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
- Кто знает, почему имя существительное получило такое название?
- А вот имя существительное о себе сказало так:
"Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам".
- Добавлю: … предметам, которые существуют в окружающем нас мире.
Бывают ОДУШЕВЛЁННЫЕ и
НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ , СОБСТВЕННЫЕ и НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.
Физминутка
Игра «Кто? что?».
Учитель называет слова. Если слово отвечает на вопрос кто?, дети совершают хлопок над головой. Если слово отвечает на вопрос что?, дети подпрыгивают.
#1047;акрепление знаний и способов действий
- Продолжим наше исследование. Узнаем какое лексическое значение могут иметь имена существительные.
1)Работа по учебнику стр. 45 упр. 75 (Сгруппировать слова, подчеркнуть изученные орфограммы, составить предложение с одним из слов, подчеркнуть в нём грамматическую основу)
2)Чтение информации на стр. 47» Страничка для любознательных»
Проблемная ситуация: всегда ли имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что?
3) Работа по карточкам.
Дом, у дома, к дому, за домом, о доме.
Девочка, без девочки, по девочке, о девочке.
Вывод: имена существительные могут отвечать не только на вопросы КТО? ЧТО?, но и на другие:
КОГО? ЧЕГО?
КОМУ? ЧЕМУ?
КЕМ? ЧЕМ?
О КОМ? О ЧЁМ?
4)Работа в группах.
Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается листок с предложениями. Задача группы – рассмотреть пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква cущ.
#1056;ой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
#1042;ода перестала течь.
В лодке открылась течь.
#1053;е плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
#1052;едведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
#1056;ефлексия учебной деятельности на уроке
- На какой вопрос нам нужно было ответить?
- Что больше всего понравилось на уроке?
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Домашнее задание: Стр.45 упр.76, выучить правило стр. 45 в учебнике.
Всем спасибо за урок! И за вашу хорошую работу, я вам вручаю отличительный значок исследователя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".
Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...
Урок русского языка 4 классе на тему " Имя существительное" обобщение
Цели и задачи: закрепить все изученное по теме «Имя существительное», подготовиться к контрольному диктанту по данной теме; развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать...
Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя существительное"
Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя существительное"...
Урок русского языка 2 класс "Перспектива".Тема "Имя существительное"
Предлагаю вашему вниманию урок разработанный в технологии РКМЧП....
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.
презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...
Технологическая карта по русскому языку 3 класс по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
В данной технологической карте содержится разработка урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...
Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".
Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...