Конспект урока русского языка.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чувилкина Елена Юрьевна

Урок: русский  язык.

Тема: "Заглавная буква «Ч»".                                    

Класс: 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_zaglavnoy_bukvy_ch.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский  язык.

Тема: "Заглавная буква «Ч»".         

Класс: 1

Цель:  создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, фонематического слуха.

Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч]; звуко-буквенный разбор слов; обводят элементы буквы Ч безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой, правильно пишут имена собственные; списывают без ошибок с печатного шрифта; прописывают предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

ХОД УРОКА


Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма контроля

Осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивация к учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают учителя.

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку.

 II. Актуализация знаний и фиксация затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 III. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика.

 

2. Правила посадки за столом во время письма.

Фронтальная.
Словесный, практический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики.

 

Индивидуальная.
Практический.

- Ребята, с какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?

 
– Что мы уже знаем о букве ч?

- Недавно в нашем классе проходил конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». Имя какого героя на ваших рисунках начинается с буквы ч?

- Сможете ли вы написать это имя? Почему?

 

 

– А как вы думаете, с какой буквой мы познакомимся сегодня?

– Для чего нам нужна заглавная буква?

 

 

 

 

– Какую букву вам напоминает заглавная буква Ч?

– В чём их отличие и сходство?

 

 

– Приведите примеры имён собственных,
начинающихся на букву Ч.


– Чебурашка. Разделите на слоги его имя.


– Сколько в слове слогов?


– Как мы определяем количество слогов?

– Какой слог ударный?

Дайте характеристику каждому звуку в отдельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чебурашка предлагает нам выполнить пальчиковую гимнастику «Солнышко».

 

– Чебурашка предлагает нам сесть правильно и вспомнить правила обращения с ручкой.

Отвечают на вопросы учителя.
– Со строчной буквой ч.

 

– Обозначает согласный звук [ч], непарный глухой, непарный мягкий.

 

- Чебурашка.

- Нет. Имена литературных героев пишутся с заглавной буквы, а писать её мы не умеем.

– С заглавной буквой Ч.

– Для написания имён собственных, для правильного оформления предложения на письме, если оно начинается со слова на букву Ч.


– Заглавную букву У.

 

– Второй элемент, длинная наклонная прямая, закругляется внизу вправо.
Написание первого элемента совпадает.

– Чиполлино, Чебурашка, писатели Чехов, Чарушин, Чуковский, композитор Чайковский.

 

– Че/бу/раш/ка.


– В слове 4 слога.

– Сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Третий слог ударный.

Выполняют звуко-буквенный анализ слова Чебурашка.

Ч [ч] – согласный,  непарный мягкий, непарный глухой.
е [и] – гласный, безударный.
б [б] – согласный, парный твёрдый, парный глухой.
у [у] – гласный, безударный.
р [р] – согласный, парный твёрдый,
непарный звонкий.
а [а] – гласный, ударный.
ш [ш] - согласный, непарный твёрдый, парный глухой.

к [к] – согласный, парный твёрдый, парный глухой.
а [а] – гласный, безударный.
– В слове 4 слога, 9 букв, 9 звуков.

Пальчики разгибаются по одному. Пальчики прячутся в кулачок.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.

Принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспроизводят информацию, полученную ранее. Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя.

 

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой

Фронтальный. Устные ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук.

 

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой.

3. Работа в «Прописи 3».
Анализ начертания и написание заглавной буквы Ч.

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо.

– Откройте пропись.
– Рассмотрите букву Ч.
Показ и объяснение учителем написания заглавной буквы Ч.

– Обведите элементы буквы по контуру.
– Напишите букву 
Ч  по элементам в воздухе.
– Обведите узор по контуру.
– Напишите заглавную букву 
Ч в прописи.


– Что написано на второй рабочей строке?
– Прочитайте слоги.
– Какая орфограмма вам встретилась?
– Звук [ч] всегда мягкий, но в слоге ча принято писать букву а, а в слоге чу – у.
– Напишите слоги: 
Ча, Чу, Чи.


– Прочитайте слово, которое написано на третьей рабочей строке. Почему оно написано с заглавной буквы?
– Гек – это герой произведения А. Гайдара.
- Какие орфограммы встретились в написании этого слова?

 

 

Рассмотрите схему слова.

 

– Сколько слогов в слове? Почему вы так считаете, объясните.

 

– Сколько букв в слове?
– Сколько звуков в слове?


– Дадим характеристику каждому звуку.

– Напишите имя собственное Чук.

Рассматривают букву, обводят  по контуру элементы буквы, прописывают элементы буквы.

 

 

 

– Слоги.

 

–Ча, чу.

 

 

 

 

–Это имя собственное.

 

Сочетание чу, которое пишется с буквой у, заглавная буква в именах собственных.

 1 ученик составляет схему у доски.

– Один слог. Потому что в слове один гласный звук.

 

– 3 буквы.
– 3 звука.

ч [ч]– согласный, непарный мягкий, непарный глухой.
у [у] – гласный, ударный.

к [к] – согласный,  парный твёрдый, парный глухой.

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Ч в соответствии с образцом.

Индивидуальный. Проверка правильной  ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и заглавной буквы Ч.

Физкультминутка

Коллективная, индивидуальная.
Практический.

Ручку ручкой мы погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом писать начнём.

Гладят руки одну о другую, раскрывая кулачки. Трут ладошки или пальчики друг о друга. Трясут руками.

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке.

Коллективный. Правильное выполнение упражнений.

IV. Закрепление знаний и способов деятельности.
1. Работа с предложением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Самостоятельная работа.

 

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо.

– Мы отдохнули, а теперь вернёмся к работе.

– Прочитайте, что написано на  четвёртой рабочей строке.


– Докажите, что это предложение.

 

– А сколько всего слов в предложении написано с заглавной буквы? Почему?

 

 

 

– Прочитаем предложение хором.
– Напишите предложение по образцу.

– Есть ли ещё предложение на странице?


– Докажите, что это предложение.

 

 

– Какое это предложение по цели высказывания?

 

 

– Какое  это предложение по интонации?

 

– Какой шрифт использован?
– Спишите без ошибок предложение, преобразуя печатный шрифт в письменный.
– Начертите схему предложения.


– Встретился ли вам новый звук в этом предложении?


– Охарактеризуйте этот звук в данном слове.

 

Читают, отвечают на вопросы, пишут.

 

– Предложение.

– Первое слово написано с заглавной буквы, а в конце стоит точка. Выражает законченную мысль.

– Три слова. Первое слово написано с заглавной буквы, т.к. стоит в начале предложения.
Второе и четвертое написаны с заглавной буквы, т.к. это имена собственные.

 

- Да. На восьмой строке.

– Начинается с заглавной буквы. В конце стоит знак препинания.

– Повествовательное, т. к. в нём содержится сообщение.
– Невосклицательное, т. к. произносится спокойным тоном.

– Печатный.

 

– Да, в слове пчела.

[ч]– согласный, непарный глухой, непарный мягкий.

Выполняют письмо по образцу.
Списывают правильно с печатного шрифта самостоятельно.
Самопроверка по образцу.

Индивидуальный.
Письмо, чтение.

VI. Рефлексивно–оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа.

– Какую букву вы учились сегодня писать?
– В каких случаях на письме используется заглавная буква Ч?
– Что вы ещё знаете о букве Ч?

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальный. Устные ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...