Конспект русского языка в 4 классе "Текст. Признаки текста"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Косенок Ирина Васильевна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 КЛАССЕ

 

Тема урока: Текст. Признаки текста.

Цель: сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность). 

Работа в группах.                                                       

Что же такое текст?                                           

Давайте поиграем, а заодно вспомним, что мы знаем о тексте. Я говорю предложение, если вы согласны, то хлопаете в ладошки.                                                                            

1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.                                                                   

 2. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.                 

3. К тексту нельзя придумать заглавие.

4. Все предложения в тексте не имеют определенной последовательности.                    

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

         - Как же отличить текст от других записей?

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем работать над текстом (распознавать, отличать текст от других записей по его признакам, составлять текст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst._priznaki_teksta_rus.yaz_._4_kl.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

В 4 КЛАССЕ

Тема урока: Текст. Признаки текста.

Цель: сформировать представление о тексте, его признаках (целостность, связность, законченность).

Работа в группах.

Что же такое текст?

Давайте поиграем, а заодно вспомним, что мы знаем о тексте. Я говорю предложение, если вы согласны, то хлопаете в ладошки.

1. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу.

2. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

3. К тексту нельзя придумать заглавие.

4. Все предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

- Как же отличить текст от других записей?

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем работать над текстом (распознавать, отличать текст от других записей по его признакам, составлять текст

1) Работа в группах.

Восстановить деформированное предложение.

1. Осенние, в, дни, зимовище, готовит, себе, ежик.

2. Заяц, на, белый, поляну, выскочил.

3. Книгу, Саше, интересную, очень, подарили.

4. Цветами, весь, яркими, луг, зарос.

– Что получилось у вас?

- Что позволяет судить об этом?

2) Работа с текстом

Текст

В осенние дни готовит себе ежик зимовище. Норка у ежа под старым пнем. Днем и ночью таскает он в норку листочки и мох. Скоро придет холодная зима. Накроет его норку сугроб. Под сугробом, как под теплым одеялом, тепло ежу.

- Все ли слова понятны?

- Сравните составленные предложения и то, что вы сейчас прочитали?

- Что будет являться текстом? Почему?

- Прочитайте вновь составленные предложения.

- О ком говорится в 1-ом предложении? во 2-ом? в 3-ем? в 4-ом?

- Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям?

- Кто (или что) будет изображен на них?

- Составленные предложения связаны между собой по смыслу или они о разном?

- А сколько предложений? - О ком говорится в каждом из них?

- Сколько рисунков можно нарисовать к ним?

- Кто будет изображен на них?

- Связаны ли они между собой по смыслу?

Вывод: Предложения на доске объединяются тем, что рассказывают об одном (целостность), связаны по смыслу (связность), логически закончены (законченность). Значит это текст. Запишите текст в тетрадь.

1) Работа в парах.

Составление текста, мотивируя полученными знаниями. - Составьте текст из трех-четырех предложений (про зайца, медвежонка, котенка).

Защита. На доске признаки текста

2) Каждому обучающемуся на карточках текст. Осмысленное чтение текста.

- Где встречаются тексты? (литературное чтение, окружающий мир, музыка...).

Индивидуальная работа.

На доске разные записи. Прочитать записи, найти текст, записать, обосновать свой выбор.

Осенью дети идут в школу. В гнезде было три птенца. Слоны выступали в цирке.

Брат и сестра играли дружно. Потом они поссорились. Дети разошлись по углам. Скоро им стало скучно.

Вот Коля поймал окуня. Там они ловят рыбу. Мальчики идут на реку. Над рекой кружат чайки.

С какими новыми понятиями мы работали?

Интересна ли вам тема урока? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Работу класса? Продолжите предложения: Сегодня я узнал… Самым интересным для меня… Мне непонятно… Я еще хотел бы узнать...

Текст. Признаки текста

На доске кроссворд, заполните его.

а

Т

т

р

а

к

ц

и

о

н

а

н

т

Е

н

н

а

х

о

К

к

е

й

д

р

е

С

с

и

р

о

в

щ

и

к

к

р

и

с

Т

а

л

л

  1. Место развлечения в парке.
  2. Устройство для получения сигнала для приемников, телевизоров
  3. Зимний вид спорта
  4. Цирковая профессия.
  5. Твердое тело, имеющее симметричное строение.

На какое правило все слова? (По очереди записываем слова в кроссворд. В тетрадях – в строчку)

Читаем-заполняем памятку

Текст

Повествование

Описание

Рассуждение

ЦЕЛЬ

Рассказ, сообщение

Описание предмета, лица, места

Объяснение причин, высказывание точки зрения

ВОПРОС

Что произошло?

Какой?

Почему?

СТРУКТУРА

  1. Вступление
  2. Развитие действия
  3. Заключение.
  1. Вступление
  2. Перечень признаков.
  3. Оценка, впечатления.
  1. Тезис (вопрос).
  2. Доказательства.
  3. Вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Текст"

Конспект урока закрепления по русскому языку, 4 класс, тема "Текст"....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....