Русский язык 3 класс «Времена глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гетманская Ксения Дмитриевна

Тема урока: «Времена глаголов»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о временах глаголов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Дата: 15.04.2024

Школа: МКОУ Белоносовская СОШ

Класс: 3

Урок: 4

Студент:

Группа:

Учитель: Соболева Т.В.

Методист:

Время: 11: 35 – 12: 15

Кабинет:7

Тема урока: «Времена глаголов»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений о временах глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

- знать понятие времена глаголов;

- знать, как изменяются глаголы;

- уметь правильно ставить вопросы к глаголам и определять время глаголов;

Предметные:

структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

поиск и выделение необходимой информации.

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;

 

Личностные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

самоопределение.

оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.

Воспитательные:

  • воспитывать вежливость и уважение к окружающим;
  • воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

УМК: Школа России

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

-Доброе утро, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Сейчас тихо сядут девочки и еще тише сядут мальчики.

Приветствуют учителя.

Л: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: самоопределение.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Внешний контроль

Фронтальная форма работы

- Ребята, у меня для вас есть одно очень интересное задание, но для начала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

-Прочитайте стихотворение, которое представлено на экране.

Сосенка отошла к дороге,

А мать — высокая сосна –

Следит за дочкою с тревогой,

Не заплуталась бы она.

Зовёт — протягивает ветви...

А ей соседки шелестят: —

И любопытны ж эти детки,

Увидеть сами всё хотят.

В. Кашин

-Выпишите из этого стихотворения глаголы. Определите у выписанных глаголов число.(Один ученик у доски, а остальные в тетради)

Проверка:

-Ученик у доски озвучивает, что выписал и называет число, остальные проверяют.

-Как оценим работу учащегося?

-Хорошо!

-Посмотрите, на доске записаны предложения.

-Прочитайте предложения.

Начался урок.

Начинается урок.

Начнется урок.

-Найдите в предложениях глаголы. Сравните их. Чем они отличаются?

Отошла (ед.ч), следит(ед.ч), заплуталась( ед.ч), зовет(ед.ч), протягивает (ед.ч), шелестят(мн.ч), увидеть(н.ф), хотят(мн.ч).

Отличаются окончаниями, вопросами и тд.

П: структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Фронтальная форма работы

-Кто-нибудь догадался , о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: «Времена глаголов»

 -Какие цели мы можем поставить перед собой?

Узнать что такое времена глаголов, как их определить.

П:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Фронтальная форма работы

-Приступим к достижению наших целей!

-Посмотрите в окно. Составьте и запишите предложение о том, что происходит в настоящем времени.( Например :Светит солнце. Едут машины.)

-Напишите о том, что уже произошло.(Например: Растаял снег)

-Напишите о том, что может произойти. (Например: Скоро закончится урок.)
-Прочитайте глаголы из составленных предложений. На какие вопросы они отвечают?

-Что можно сказать об этих глаголах?

-Хорошо!

-Давайте сверим наши выводы с правилом на стр.112.

- Совпали ли наши выводы с правилом в учебнике?

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Прочитайте это правило еще раз  каждый про себя. Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

-Хорошо, молодцы!

Фронтальная форма работы

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.111, найдите упр. 195.Выполняем упражнение устно.

-Прочитайте упражнение.

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в настоящем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в прошедшем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в будущем времени, в момент речи? Поставьте вопросы к этим глаголам?

-Хорошо! Молодцы!

Называют предложения и записывают.

Отвечают на вопросы учителя.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

Отвечают на вопросы учителя.

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: беседа, самостоятельная деятельность

П: эмоциональный настрой

Фронтальная форма работы

-Закрепим наши знания и поработаем письменно.

- Продолжаем с вами работать по теме урока.

-Откройте стр.112, найдите упр. 197.

-Прочитайте упражнение.

-Какие глаголы употреблены в переносном значении? Что они обозначают?

Индивидуальная форма работы

-Спишите  предложения под цифрами 1 и 2 к себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы (буквы подчеркнуть).

-Подчеркните глаголы, определите время и число глаголов в каждом предложении.

-Как определить число глагола?

-Как определить время глагола?

Проверка:

Один ученик проверяет 1 предложение, читает глаголы, которые подчеркнул,  называет число и время глаголов.

Один ученик проверяет 2 предложение, читает глаголы, которые подчеркнул,  называет число и время глаголов.

-Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

1.Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает.

2.Распустятся.

3.Вышел, постучал, пробежал, поиграл.

1.Гром перекатывается (ед.ч., наст.вр), грохочет (ед.ч., наст.вр), ворчит (ед.ч., наст.вр),  рокочет (ед.ч., наст.вр), встряхивает(ед.ч., наст.вр.) землю.

2.Скоро ли луга позеленеют (мн.ч.,буд.вр), скоро ль у кудрявой березы распустятся (мн.ч.,буд.вр) клейкие листочки.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

П: умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: индивидуальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Индивидуальная форма работы

-У вас на столах лежат карточки с заданием. Это задание вы будете выполнять каждый самостоятельно.

-Прочитайте, что нужно сделать? Кому непонятно задание?

Приступайте к работе.

Карточка

Определите время глаголов.

Зеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, пригрела, споёт, появятся, рисует, читает, позвонит, съездит.

Проверка:

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проведите взаимопроверку по эталону на слайде.

-Поднимите руку у кого 5?

-Поднимите руку у кого 4?Почему?

-Поднимите руку у кого 3? Почему

-Поднимите руку у кого 2?Что не понято? Почему не получилось?

Вывод:

-Как определить время глагола?

-Что обозначают глаголы в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Прочитайте это правило еще раз  каждый про себя. Расскажите правило друг другу в парах.

-Кто попробует рассказать правило всем, без учебника?

Определить время глаголов.

Зеленела(прош. вр), поют(наст.вр), расцветёт(буд.вр), посинел(прош.вр), побежал(прош.вр), плетёт(наст.вр), полетели(прош.вр), нарисует(буд.вр), пригрела(прош.вр), споёт(буд.вр), появятся(буд.вр), рисует(наст.вр), читает(наст.вр), позвонит(буд.вр), съездит(буд.вр).

По вопросу.

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

П: структурирование знаний

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная

М: письменная работа

П: эмоциональный настрой

Фронтальная форма работы

-Мы продолжаем работать. Откройте учебники на стр.113 ,найдите упр.198.

-Прочитайте текст упражнения.

-Хорошо! Какой темой можно объединить эти стихотворения?

-Над этим упражнением вы поработаете в парах.

Парная форма работы

-Вам нужно списать стихотворения в тетрадь, найти глаголы, подчеркнуть их и определить у них время. У вас есть 4 минутки.

Проверка:

Пара, которая быстрее всех справилась с заданием, зачитывает глаголы, которые они подчеркнули, и называет их время. Остальные проверяют в своих тетрадях.

Как оценим работу ребят?

Выводы:

-Что обозначают в настоящем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в прошедшем времени?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы в будущем времени?

-На какие вопросы отвечают?

Запишите домашнее задание в дневник с.113 упр.199 + 15 слов диктант.

Весна.

Тает(наст.вр), бегут (наст.вр) ,повеяло(наст.вр), засвищут (буд.вр), оденется( буд.вр).

Оденет( буд.вр),  будут играть (буд.вр), будут  бегать (буд.вр).

Действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Действия, которые происходили или произошли, до момента речи.

Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делали? что сделали?

Действия, которые произойдут, после момента речи.

Отвечают на вопросы :что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать?

П: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями  коммуникации.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: эмоциональный настрой

-Наш урок подходит к концу.

-Ребята, скажите, как звучала тема нашего урока? Какие цели мы ставили?

-Посмотрите на экран.

-Запишите предложение, употребляя глагол из скобок сначала в форме настоящего времени, затем в форме прошедшего времени, затем в форме будущего времени.

Без росы и трава не (расти).

-Дополните предложения, представленные на экране.

Сегодня на уроке

Я узнал…

Я учился…

Я могу…

Спасибо за урок. Урок окончен.

Времена глаголов.

Узнать что такое времена глаголов, как определить время у глагола.

Без росы и трава не растет.

Без росы и трава не росла.

Без росы и трава не будет расти.

Л: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Прошедшее время глаголов" 4 класс

Урок по русскому языку  в 4 классе 3 четверть по учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой с презентацией....

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"

Урок русского языка "Настоящее время глагола". 4 класс.Программа "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока русского языка+презентация "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений обучающихся об изменении глагола по временам; формирование умения определять время глагола.Планируемые  результатыПредметные: знать...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умений определять времена глаголов, различать их и классифицировать.Планируемые результаты:Предметные:- знать о том какие существуют времена глаголов;- уметь оп...

Конспект урока по русскому языку, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять времена глаголов;- знать, как изменяются глаголы по временам;- знат...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Время глагола" (УМК "Школа России", 4 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний о временах глагола;  формирование умения различать и называть времена глагола. Планируемые результаты Предметные: - знать – времена глаг...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "время глагола" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о временах глагола; формирование умения различать и называть времена глагола. Планируемые результаты Предметные: -знать времена глагола, что обознач...