Тема:«Большая буква в именах собственных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок был представлен на областном МО учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.odt | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык.
Учитель: Доперт Наталья Михайловна.
Класс: 4
Тип урока: урок формирования и закрепления знаний и умений.
Тема. «Большая буква в именах собственных».
Цель урока: формирование навыков правописания имен собственных.
Задачи урока:
Учебная:
-формировать умение писать имена собственные с большой буквы.
Коррекционно- развивающие:
-развивать орфографическую зоркость;
-развивать письменную и устную речь учащихся через ответы на вопросы по содержанию прочитанного предложения;
-коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнения для рук.
Воспитательная:
-воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость, познавательную активность,
-воспитывать мотивацию к учебной деятельности,
-создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
Оборудование: парты 6 шт., стулья 12 шт., мультимедийное оборудование для показа предметных картинок, видеоролик для динамической паузы, компьютер, презентация, индивидуальные карточки, предметные картинки.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята!
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Поприветствуйте друг друга приветливой улыбкой. Мы друг другу улыбнулись, и нам, пусть на самую капельку стало радостнее и теплее. Думаю, и урок сегодня пройдет с пользой для всех.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, на доске написаны буквы: п, а, с, т, И.
-На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные, согласные-звонкие и глухие)
-Какая буква лишняя среди написанных? (И)
-Почему? (буква И написана с большой буквы).
- Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, по какой теме сегодня мы будем работать.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги? (Е.Измайлов)
- Так какая тема сегодняшнего урока? (Тема «Большая буква в именах собственных»).
- Ребята, вы любите путешествовать? Отлично!
-Ребята, в каком городе мы живем и учимся? (в Иркутске) (ФОТО)
3. Постановка целей и задач урока.
- Я приглашаю вас в путешествие по нашей Иркутской области. И совершим мы его заочно (по фотографиям) (КАРТА)
- Отправляясь в путь, нам необходимо взять терпение, усердие и багаж нужных знаний. Проверим, есть ли у нас такой багаж. Продолжите моё предложение:
- «С заглавной буквы пишутся…» (Имена собственные: Ф. И.О. людей, клички животных, названия городов, сёл, улиц, рек). Молодцы, можем отправляться в путь.
- Мы отправимся в путешествие с нашим героем.
- Ребята, отгадайте, какой герой будет с нами путешествовать.
В сибирской тайге у озера-моря
Родился мальчишка из шишки кедровой.
К животным он добрым и ласковым был.
И всем помогал он, и всех он любил.
-Кто это, ребята? (Сибирячок)
В некотором царстве, в некотором государстве, на берегу славного Байкала-озера, много лет назад из кедровой шишки появился на свет сказочный волшебный мальчишка — Сибирячок.
Ростом невелик, зато умом крепок.В далеком 1991 год появился на свет весёлый, озорной, любознательный мальчишка по имени Сибирячок. Его придумал Марк Сергеев (портрет). Он же стал инициатором создания первого сибирского журнала для детей. Когда у Марка Давыдовича Сергеева спросили, кто такой Сибирячок, он ответил: "Так это и цветок, и зверек, и ребенок, и взрослый человек, отдающий свое сердце детям". Живёт этот мальчишка на страницах детского литературно-художественного журнала «Сибирячок». Издаётся журнал в городе Иркутске. А делают его замечательные люди: редакторы, писатели, художники, учёные. Из всякой всячины, из смешилок и дразнилок, сказок и приключений, стихов и песенок, букв и картинок, шарад и ребусов, точек и тире получается добрый умный весёлый яркий и интересный журнал для мальчишек и девчонок!
4. Минутка чистописания.
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете на каком транспорте вы поедете вместе с Сибирячком.
По дороге дом идет,
Далеко он все везет.
У него на ножках
Черные сапожки. (Автобус)
- Прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (Пристегнуть ремни безопасности. Не вскакивать со своего места. Не кричать. Не разговаривать громко. Уступать места пожилым людям.)
Итак, мы начинаем путешествие. Остановка – «Наша школа» находится по адресу: г. Иркутск , б-р Рябикова 4 В (ФОТО)
-Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.
- Во время путешествия люди обычно делают записи, ведут «Дневник путешественника». И мы тоже будем сегодня писать все, что знаем или узнаем о своем городе.
-Но сначала пальчиковая гимнастика (с использованием шарика - массажера и эластичных колец Су – Джок.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
-Итак, открываем тетради и записываем:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь!
Десятое февраля.
Классная работа.
- Начинаем писать: Будем («Внимательны), будем («Старательны»).
На доске буквы: п, а, с, т, И.
-Ребята, внимательно посмотрите на буквы и скажите, какая буква лишняя и почему?
(И, потому что заглавная, остальные маленькие-строчные)
- Пропишите заглавную букву И. (прописывают под счет, по алгоритму)
- Возьмите красный карандаш и обведите, на ваш взгляд, самую красивую букву, которая у вас получилась.
- Мы справились с заданием хорошо, можем ехать.
5. Словарная работа.
Ребята, следующая остановка… — к сожалению, мы встали в пробку на мосту через реку Ангару. (Мост)
Итак, время не теряем, выполняем следующее задание.
Прочитайте слова, записанные на доске:
д.ревня, ст.лица, М.сква, Р.ссия, ул.ца , г.род.
Запишите их в тетрадь с комментированием. Как вы думаете, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?
- Как они называются? (имена собственные)
К какой части речи относятся эти слова? На какие вопросы отвечают?
А, те слова, которые написаны с маленькой буквы как мы их назовем? (имена нарицательные)
Где можно посмотреть правильное написание этого слова? (в орфографическом словаре).
Запишите эти слова, подчёркивая орфограмму.
6. Самоопределение к деятельности.
Следующая остановка «Площадь графа Сперанского» (сквер им. Кирова)
- Ребята, вы любите праздники? А праздновать день своего рождения? Как вы думаете, а город отмечает день рождения? Так вот, в этом году наш город будет праздновать, в первую субботу июня (3 июня), 362 годовщину. И празднование будет проходить на этой площади. (ФОТО) (карта)
2.- Мы путешествуем по нашему городу. Значит, тема нашего путешествия называется…
«Наш город».
Запишем это на следующей строке.
- Еще раз скажите, в каком городе мы живем?
3.Запишите предложение.
Мы живем в городе Иркутске.
- Какие слова записаны с большой буквы? Почему? Какой частью речи являются эти слова? (ответы детей)
- Молодцы, что запомнили.
-Ребята, прочитайте предложение:
Иркутск – российский город, центр Иркутской области, расположен в Восточной Сибири, на берегу реки Ангара. (Вопросы по содержанию)
-Назовите имена собственные. К какой части речи они относятся?
Выпишите имена собственные.
Работа с учебником с22 упр.1. (по уровням)
4. Остановка -«ТЮЗ им. Вампилова» (Фото)
-Ребята, а на какое представление мы ходили перед Новым годом? «Двенадцать месяцев».
Артисты театра нас запомнили и предложили немного отдохнуть.
Динамическая пауза.
5. Остановка поселок «Листвянка». (Фото)
В 70 км от города Иркутска, на берегу Байкала, возле истока Ангары, расположен поселок Листвянка, одно из самых популярных мест туризма на Байкале.
- Какие мы можем встретить здесь имена собственные? Листвянка, Байкал.
Мы сейчас будем гулять по льду озера Байкал. Но, путешествие у нас заочное, поэтому коньками по льду мы скользить не сможем, а вот нашим глазам нужен отдых.
Тренажер Базарного В. Ф.
Сибирячок приглашает нас прогуляться по берегу. И на берегу Байкала мы встречаем семейку тюленей-нерпочек. Ежегодно жители Прибайкалья 25 мая отмечают один из самых трогательных экологических праздников – День Нерпёнка. Нерпёнок – это детёныш нерпы. Байкальская нерпа, она же байкальский тюлень – единственное млекопитающее, которое живёт в озере Байкал. Байкальская нерпа является эндемиком Байкала и нигде в мире больше не встречается. Нерпёнок появляется у мамы-нерпы зимой: рождается на льду, в логове, среди нагромождений снега и льда. Шубка у новорожденного белая-белая, поэтому называют малыша – белёк. Сибирячок дал ему кличку «Белёк».
6.Следующее задание-игра «Меткий стрелок».
На партах у вас лежат карточки.
корова (М,м)атроскин
город (Т,т)омь
кот (Н,н)овокузнецк
фамилия (Р,р)ита
река (П,п)еструшка
имя (П,п)ушкин
-Прочитайте слова в первом столбике.
Что они обозначают?
-С какой буквы будем записывать?
-Прочитайте слова во втором столбике.
Что они обозначают?
- С какой буквы будем записывать слова?
-Какой вывод можно сделать?
7.Списать текст, раскрывая скобки. Подчеркнуть заглавную букву в собственных именах существительных.
В (Д,д)еревне (Д,д)убки на (У,у)лице (М,м)ира живут (Д,д)аша и (Л,л)ёня (О,о)рловы. Неподалёку протекает речка (М,м)иус. У (Л,л)ёни есть (С,с)обачка (М,м)уха. У (Д,д)аши — (К,к)ошка (Н,н)очка. Ребята любят своих питомцев.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, мы с вами совершили удивительное путешествие.
Остановка «Наша школа».
-Чем занимались на уроке?
А какой багаж мы привезли? Что мы узнали сегодня нового? Какие слова мы относим к именам собственным и нарицательным?
(Есть существит. нариц. и собственные. Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.)
-Ребята, перед Вами маршрут- карта нашего путешествия. Оцените свою работу на уроке. И, если вы считаете, что на уроке отвечали лучше всех, то прикрепите зеленого человечка, если нет- красного, и так и сяк – желтого. (человечки)
Звучит песня «Дорогою добра»
8. Д/з
Мин. -с.21 упр.6
Дост. - с.23 упр.4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок закрепления знаний по теме: «Большая буква в именах собственных».2 класс
Форма: урок-экскурсия. Данная форма урока позволяет в занимательной форме закрепить написание имен собственных, познакомить учащихся с историей и достопримечательностями родного города. Урок имеет бол...
Подводные камни изучения орфографической темы "Большая буква в именах собственных"
В статье раскрыты отдельные аспекты работы над собственными именами, которые могут быть полезными учителю....
Урок русского языка во 2 классе. Тема. Большая буква в именах собственных. Географические названия.
Цель урока: закрепить умение писать имена собственные;развивать орфографическую зоркость;способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах; воспитывать аккуратность, взаимовыручку, ...
Тема: «Большая буква в именах собственных». Класс: 2
Учебник: Т.Г.Рамзаева «Русский язык», в 2-ух частях. Москва: «Дрофа», 2008 год....
Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.
Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка, как при знакомстве с новой темой, так и на ...
урок русского языка на тему "Большая буква в именах собственных"
Технологическая карта к уроку русского языка на тему: "Большая буква в именах собственных"...
Урок по русскому языку по теме "Большая буква в именах собственных" 1 класс
ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных именсуществительных. " ЗАДАЧИ:-формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать и...