Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Грамматику" для учащихся 2-4 классов
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Внеклассное мероприяти по русскому языку "Путешествие в страну Грамматику" для учащихся 2-4 классов разработано и проведено в рамках предметной недели начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_grammatiku_2-4_kl.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терновская основная общеобразовательная школа

Яковлевского городского округа»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТЕ

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2-4 КЛАССАХ

В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Путешествие в страну Грамматику»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Абакумова Лариса Борисовна

Терновка

2024

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2-4 классов

«Занимательное  путешествие в страну  Грамматику»

  Слово «грамматика» родственно слову «грамотность».   Грамматика изучает не   правила употребления слова в письменной или устной речи.

 Цель:повышение уровня грамотности, через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.

Личностные результаты: развитие интереса к глубокому изучению русского языка,  как на уроках, так и во внеурочное время;

Межпредметные результаты: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

Предметные результаты: обобщить знания детей, полученные на уроках русского языка, учить применять их на практике.

Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование:  карточки

  1. Организационный  момент.
  2. Мотивация.

     -Ребята, мы с вами с первого сентября начали плавание по океану Знаний. В этом океане есть чудная страна. И сегодня мы  совершим ТУДА путешествие.  А что это за страна, вы узнаете, послушав стихотворение.

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи …..    (русский язык).

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи …..    (русский язык).

Русское слово живет на страницах,

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово - свободы зарница -             ВСПЫШКИ СВЕТА ПРИ ОТДАЛЕННОЙ ГРОЗЕ

Выучи …..    (русский язык).  НА ДЕРЕВЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ПЛАКАТ- РУССКИЙ ЯЗЫК

III. Актуализация знаний и введение в тему занятия.

- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Знаний русского языка.

Сформулируйте цель нашего занятия. ( Что бы что-то узнать новое, повторить. Проверить свои знания)

 Ну, а сначала мы определим команды знатоков русского языка.

( Дети из красного конуса вытягивают полоски двух цветов и делятся.

Учащиеся, выбравшие ту или иную карточку по цвету,  делятся по группам.)

Задание - «Назови свою команду».

 На столах карточки со словами, ваша задача из слов выбрать лишнее, это и будет название вашей команды.

  1. Гранит   Песок  Слово  Глина
  2. Отрезки  Предложение  Ломаные   Прямые

1 команда: «Слово»

Девиз: «К бою честному готовы

Ребята из команды «Слово»

2 команда: «Предложенье»

Девиз: «Мы команда «Предложенье»!

Пусть нам сопутствует везенье»

Ведущий:

-   За каждый правильный ответ вы будете получать фишку, та команда, которая получит больше  фишек, та и станет победителем и знатоком русского языка.

1. Задание – «Анаграммы» -плакат на доске

Анаграмма — это слово или фраза, образованные путём перестановки букв другого слова или фразы, обычно с использованием всех исходных букв ровно один раз.

-Буквы, что-то заигрались и растерялись. Попробуйте их построить по порядку, чтобы получились слова. Такие  задания  называются анаграммами

с, л, у, т   СТУЛ

ш, а, ф, к      ШКАФ

ш, о, а, к, л   ШКОЛА

д, а, в, о    ВОДА

ш, а, к, а   КАША

б, о, н, е   НЕБО

2. Задание - «Вставь недостающий слог»

Если вы правильно вставите в скобки слог из двух букв, то прочтете два слова: первое будет заканчиваться на данный слог, а второе – начинаться.

Например:  ре (ка) ток

ТРА (ВА) ЗА                         ВЕС (НА) РОД

ССО (РА) КЕТА                  КО (ЗА) БОР

ДЕ (ЛО) КОТЬ                      ЗУ (БЫ) ЧОК

КНИ (ГА) ЗЕТА                   ПАР (ТА) РАКАН  

3. Задание - «Буквы заблудились»

 Мы пришли на огород,

Смотрим: кепка там растет. (репка)

 Нарушая тишину,

Воют вилки на Луну. (волки)

 Пышка любит грызть зерно, –

Очень вкусное оно! (мышка)

Утром бабушка к рубашке

Прибивала мне кармашки. (пришивала)

Задание–«Фразеологизмы» -  карточки

Скажите, что означают следующие фразеологизмы?  

1.Диву даваться -           удивляться
2. На ночь глядя -              поздно
3. Выходить из себя -                   сердиться
4. Водить за нос -               обманывать
5. Капля в море -              мало
________________________

  1. 6. Куры не клюют -              много
    7. Ни свет, ни заря -             рано
    8. Надуть губы -                обидеться
    9. Повесить нос -              грустить
    10. Яблоку негде упасть –  тесно

Задание – «Получи слово»

1команда. Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.

ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)

2 команда. Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.

ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка)

УСТНО

!!!Задание – «Антонимы» -устно командам по  2 шт.     ФИШКИ

1.У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только КОНЬ сказал,

Что низко.

А МЫШОНОК …… (высоко)

2.ВОРОБЕЙ сказал, что близко,

А УЛИТКА - …..(далеко).

3.А ТЕЛЕНОК – озадачен

Тем, что яблоко мало.

А ЦЫПЛЕНОК – тем,

Что очень тяжело и …(велико).

4. А КОТЕНКУ все равно:

Кислое – зачем оно?

- Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –

…(Сладкий) у него бочок.

-Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, вы были очень внимательными.

УСТНО  !!!Задание – «Загадки про антонимы»

1.Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я – для отдыха, для сна,

Да и ночью вам нужна,

Называюсь …тишина

2.Я – антоним к слову ЗНОЙ,

Я – в реке, в тени густой,

Я – в бутылке лимонада,

А зовут меня …прохлада

Я – антоним к слову СМЕХ,

                                   3. Хоть смеяться и не грех,

                                    Я бываю поневоле

                                    От несчастья и от боли,

                                    От обид и неудач.

                                    Догадались? Это …плач

4.Я – антоним к слову ЛЕТО,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому, что я …зима

!!!Задание – «Метаграммы».  ПЛАКАТ НА ДОСКУ

Метаграммы – это загадки, по условиям которой из заданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.

1.      Со звуком С я не вкусна,

    Но в пище каждому нужна.

    С М берегись меня, не то

    Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)

2. С К я в школе на стене,

    Горы, реки есть на мне.

    С П – от вас не утаю –

    Тоже в школе я стою. (Карта – парта)

3. Хоть и мала я, но взгляни:

    Весь мир в себя я отражаю,

    Но К на Ц перемени,

    Я по болоту зашагаю. (Капля – цапля)

4.  Я цвет одинаковый часто имею:

     И с Г зеленею, и с К зеленею,

     Но  с К вам со мною рискованно быть:

     Могу я до слез довести и убить. (Луг – лук)

 КАРТОЧКИ

 -Объясни смысл пословиц. Для чего народ придумал пословицы?

Вот ваше следующее задание: закончите пословицу по ее началу. Участники команд по очереди  читают начало пословицы и заканчивают её по памяти.

ПОСЛОВИЦЫ

 ПО ОЧЕРЕДИ ИЛИ НЕ УСТНО

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

 2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

 3. Один за всех - … (все – за одного).

 4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

 5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

___________________________        

 1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

 2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

 3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

 4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

 5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).

!!!!!Задание – «Проще простого»

I команда:   Некоторые люди не умеют правильно  петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

           Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)

II команда:   В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

          Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)

ЛИСТИКИ И РУЧКИ !!!!!Задание обеим командам:  “В каких словах ЕЛЬ растет?”  НАПИСАТЬ СЛОВО НА ДОСКЕ

Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит.  (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)

Подведение итогов.

Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!

Рефлексия

-Вспомните цель занятия.

-Справились ли вы?

- Какое задание было для вас  самым интересным?

- Какое задание было для вас трудным, и вы хотели бы научиться делать его хорошо?

-На какой ступеньке у вершины горы вы сейчас находитесь?

РИСУНОК 3 ГОРЫ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ НА ОБР. СТОРОНЕ ДОСКИ ПОД НОМЕРАМИ

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Ребята, любите и изучайте русский язык!

Учитесь говорить выразительно,

ясно и точно выражать свою мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по экологии "Планета в опасности" для учащихся 3-4 классов

Показать значимость окружающей нас действительности, познакомив учащихся с проблемами экологии на современном этапе- главная цель данного мероприятия....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Грамматический бой"для учащихся 4 класса

Мероприятие проведено в рамках Дня гуманитарных наук, в форме интеллектуальной игры....

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы «Дети войны» для учащихся 1-4 классов

Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню Победы«Дети войны»для учащихся 1-4 классов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру “ПОЛЕ ЧУДЕС” (для учащихся 4-го класса)

Поле чудес – это игра-состязание на тему «Москва». Игра для учащихся является соревнованием в быстроте мыслей, придаст больше уверенности, самостоятельности. А полученные знания во в...

Конспект внеклассного мероприятия «Пиратские путешествия по нашей стране» для учащихся начальной школы.

Цель: формирование у детей представлений о нашей планете, материках и океанах в игровой форме....

Внеклассное мероприятие по русскому языку «В царстве Деда Буквоеда» 1-2 классов

Тема курса: «Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу» Цель: Формировать универсальные учебные действия.Личностные УУД: формировать любовь к родному языку у...