Конспект урока «Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Бондарева Ольга Александровна

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk_urok_3_kl_rodnoy_yazyk.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Открытый урок

По родному русскому языку

«Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»

Подготовила

учитель начальных классов

Бондарева О.А.

п.Октябрьский

2020г.

Технологическая урока родной русский язык

по теме: «Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»

Тип урока

Открытие нового знания.

Предмет

Родной русский язык

Класс

3 класс

Учитель

Бондарева Ольга Александровна

Тема урока

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

Цель

Создать условия для развития умения определять род имени существительного.

Задачи

Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.

Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительных - род;

- находить имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

-определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

-разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

-строить рассуждения в форме простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

-Компьютер;

- Слайд-презентация

- Карточки

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.

Методы

постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.

#1055;розвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

Девизом нашего урока будет пословица: «Знание собирается по капле». Как понимаете значение пословицы?

Вам придется на уроке работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу. Трудно работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок,

проверяют свою готовность к уроку.

-Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.

Регулятивные УУД:

-нацеливание на успешную деятельность.

ЛичностныеУУД:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать.

2

Актуализация знаний.

Какие слова относим к именам существительным?

--Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных?

(нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.)

-- Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными?

--- Назовите числа имен существительных.

Фронтальный опрос.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

-анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

3

Самоопределение к деятельности.

Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего?

--- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных )
Определение рода существительных в современном русском языке – это одна из наиболее распространенных задач для изучающих русский язык людей.

СЛАЙД 1.

-Последние три утверждения, в которых говорится о роде имени существительного.

-Тема урока: « Определение рода имени существительного»

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить… (новое знание при выполнении заданий)

4

Работа по теме урока.

Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа.

КАТЕГОРИЯ РОДА

У имен существительных различаются три рода:

МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ

( ОН, МОЙ) ( ОНА, МОЯ ) ( ОНО, МОЕ )

ПЛАТОК(ОН, МОЙ) дорога( она, моя) море(оно, мое)

СЛАЙД 2.

-- К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое?

-- Что называем местоимениями?

-- Кто догадался, как определить род у существительных?

Устно (с. 96 упр. 1)

Слайд 3

-Прочитай статьи из толкового словаря русского языка. Что, кроме объяснения, можно узнать о словах из этих статей?

В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он, она или оно .

Но род есть не во всех языках, точнее сказать, в большинстве языков понятия рода нет. Например, в английском и татарском.

В некоторых языках два рода. Например, во французском – мужской и женский (среднего рода нет).

Есть языки, в которых такие же три рода, как в русском: мужской, женский и средний. Например, немецкий язык. Но род конкретного слова может не совпадать. Так слово город в немецком языке женского рода, а в русском мужского.

СЛАЙД 4.

Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам )

-- Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика)

С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница,

---Как определяли род имен существительных? Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Ответы детей.

Дети выходят к доске и распределяют слова по столбикам.

Учащиеся называют слова- помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё»

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

РегулятивныеУУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер все тише, тише

А деревцо все выше, выше.

Выполняют двигательные упражнения

5

Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

СЛАЙД 5,6.

Письменно (с. 96 упр. 2)

Определить род выделенных имен существительных.

Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю.

Выполнение задания.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Регулятивные УУД - постановка учебной задачи.

Личностные.УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Работа в парах

Распредели слова в 3 столбика по родам:

Труд, скука, зло, радость, мир, ссора, лень, дружба, веселье, снежки, солнце.

- А какое слово вызвало у вас затруднение?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

Устно! (с. 97 упр. 3)

СЛАЙД 7.

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.

Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное в форму единственного числа.

Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Работа в группах

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

(дети называют)

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую

2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка)

3 группа (эксперты) лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако)

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

Учащиеся работают в группах.

1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

.Индивидуальная работа

Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных.

сосна - …(насос)
кулак - …(кукла)
каприз - …(приказ)
камыш - …(мышка)
коршун - …(шнурок)

СЛАЙД 8.

Работают индивидуально

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему,

оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

6

7

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Итог урока.

ТЕСТ

#1054;предели род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина.

#1054;предели род в выделенном слове.

Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства.

Мой внук Митенька такой сладкоежка..


Закончите фразу «Теперь я знаю...»

или «Я умею...».

--- Что нового узнали на уроке?

--- Оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода.

СЛАЙД 9.

Дети работают в карточках.

Самооценка.

Отвечают на вопрос учителя.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Регулятивные УУД: контроль, оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"

Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация.  Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....

Тест к теме Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.

Проверочная работа к уроку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка." Родной ( русский ) язык  3...

презентация к уроку Родной язык 3 класс Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке

Данная презентация расчитана на 15-20 минут. Подойдет для онлайн урока. на слайдах есть новый материал, задания для выполнения в тетради и слова для запоминания....

Конспект урока по родному языку "Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?" 3 класс

Учитель: Трегубова Д.С.Класс: 3-ГДата: 13.01.2022г.Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и системат...

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он,...

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...