Конспект урока «Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;
Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности.
Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk_urok_3_kl_rodnoy_yazyk.docx | 37.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Открытый урок
По родному русскому языку
«Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»
Подготовила
учитель начальных классов
Бондарева О.А.
п.Октябрьский
2020г.
Технологическая урока родной русский язык
по теме: «Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?»
Тип урока | Открытие нового знания. |
Предмет | Родной русский язык |
Класс | 3 класс |
Учитель | Бондарева Ольга Александровна |
Тема урока | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? |
Цель | Создать условия для развития умения определять род имени существительного. |
Задачи | Познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; Развивать логическое мышление, умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности. Воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, желания осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда. |
Проблема | Как определить род имён существительных? |
Формируемые УУД | Предметные: - определять грамматический признак имени существительных - род; - находить имена существительные; -видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания. Личностные: - признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; -формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; -проводить самооценку на основе критерия успешности; -прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок. Метапредметные: Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий для решения задачи; -определять и формулировать тему и цель урока; - разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. Познавательные: - классифицировать слова по определённым признакам; - делать выводы на основе обобщения; - подтверждать аргументы фактами; -разрешать проблемную ситуацию; - ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; -строить рассуждения в форме простых суждений; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы; Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; -стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения -использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
Оборудование | -Компьютер; - Слайд-презентация - Карточки |
Формы работы | фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. |
Методы | постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические методы, использование информационных технологий. |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. | Организационный момент. #1055;розвенел для нас звонок, Девизом нашего урока будет пословица: «Знание собирается по капле». Как понимаете значение пословицы? Вам придется на уроке работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу. Трудно работать одному, но с вами рядом есть друг. И вы всегда должны помнить: тебе помогут, и ты помоги. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку. -Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу. | Регулятивные УУД: -нацеливание на успешную деятельность. ЛичностныеУУД: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание познавать новое. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. |
2 | Актуализация знаний. | Какие слова относим к именам существительным? --Какие вы знаете морфологические признаки у имен существительных? (нарицательные, одушевленные, склонение, род, число, падеж.) -- Какие существительные мы называем одушевленными? Нарицательными? --- Назовите числа имен существительных. | Фронтальный опрос. | Регулятивные УУД: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные УУД: - постановка и решение проблемы, -анализировать, проверять, фиксировать информацию. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. |
3 | Самоопределение к деятельности. | Писатель С. Залыгин пишет: «никто и никогда не сможет доказать, почему гайка называется гайкой, а не гаем или гайком, почему сосна женского рода, а кедр мужского, почему среда – это она, а четверг – он, где-то, когда-то так повелось, вот и все . Ученые – лингвисты, конечно, могут все объяснить, но ведь не все читают специальную литературу. А людей всегда волновал вопрос, почему одни слова мужского рода, другие – женского, а третьи – среднего? --- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( определять род имен существительных ) СЛАЙД 1. | -Последние три утверждения, в которых говорится о роде имени существительного. -Тема урока: « Определение рода имени существительного» Задачи определяют дети: узнать ... ( какого рода бывают имена существительные) научиться… (определять род имён существительных) применить… (новое знание при выполнении заданий) | |
4 | Работа по теме урока. | Род – грамматическая категория, характеризующаяся определенными падежными окончаниями. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Определить род можно лишь у тех существительных, которые имеют форму единственного числа. Поэтому для того, чтобы определить род существительного во множественном числе, нужно поставить слово в форму единственного числа. КАТЕГОРИЯ РОДА У имен существительных различаются три рода: МУЖСКОЙ ЖЕНСКИЙ СРЕДНИЙ ( ОН, МОЙ) ( ОНА, МОЯ ) ( ОНО, МОЕ ) ПЛАТОК(ОН, МОЙ) дорога( она, моя) море(оно, мое) СЛАЙД 2. -- К какой части речи относятся слова он, мой, она, моя, оно, мое? -- Что называем местоимениями? -- Кто догадался, как определить род у существительных? Устно (с. 96 упр. 1) Слайд 3 -Прочитай статьи из толкового словаря русского языка. Что, кроме объяснения, можно узнать о словах из этих статей? В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он, она или оно . Но род есть не во всех языках, точнее сказать, в большинстве языков понятия рода нет. Например, в английском и татарском. В некоторых языках два рода. Например, во французском – мужской и женский (среднего рода нет). Есть языки, в которых такие же три рода, как в русском: мужской, женский и средний. Например, немецкий язык. Но род конкретного слова может не совпадать. Так слово город в немецком языке женского рода, а в русском мужского. СЛАЙД 4. Задание: запиши слова в три столбика. По каким признакам вы будете делить слова? ( по родам ) -- Работают цепочкой: объясняют орфограмму и определяют род (записывают в три столбика) С.бака, в.робей, п.суда, п.рог, полотенце, г.ризонт, пш.ница, ---Как определяли род имен существительных? Какие существительные относятся к мужскому роду? Женскому? Среднему? | Учащиеся высказывают свои предположения. Ответы детей. Дети выходят к доске и распределяют слова по столбикам. Учащиеся называют слова- помощники «Она, моя», «Он, мой», «Оно, моё» | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. РегулятивныеУУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Коммуникативные УУД: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Физминутка. | Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер все тише, тише А деревцо все выше, выше. | Выполняют двигательные упражнения | ||
5 | Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) | СЛАЙД 5,6. Письменно (с. 96 упр. 2) Определить род выделенных имен существительных. Если вы не можете определить род существительного, надо обратиться к словарю. | Выполнение задания. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Регулятивные УУД - постановка учебной задачи. Личностные.УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Работа в парах | Распредели слова в 3 столбика по родам: Труд, скука, зло, радость, мир, ссора, лень, дружба, веселье, снежки, солнце. - А какое слово вызвало у вас затруднение? - Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе? Устно! (с. 97 упр. 3) СЛАЙД 7. | Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам. Снежки, т.к. слово стоит в форме множественного числа. Поставить это существительное в форму единственного числа. | Познавательные УУД: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция. | |
Работа в группах | -Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки . -Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (дети называют) -Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных. 1 группа лепит к нашему снеговику ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в строчку через запятую 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком, т.е. придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их в строчку через запятую (метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка) 3 группа (эксперты) лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е. придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в строчку через запятую (солнце, небо, облако) Проверка. -Вот какой замечательный снеговик у нас получился! | Учащиеся работают в группах. 1 группа – существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год, 2 группа - женского рода: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка, 3 группа - среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
.Индивидуальная работа | Из букв каждого данного слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Определите род существительных. сосна - …(насос) СЛАЙД 8. | Работают индивидуально | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше, - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы. Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, оценивать правильность общения, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | |
6 7 | Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание | Итог урока. ТЕСТ #1054;предели род слов: ягода, растение, город, ужин, животное, малина. #1054;предели род в выделенном слове. Приходила врач Светлова и выписала рецепт. лекарства. Мой внук Митенька такой сладкоежка.. Закончите фразу «Теперь я знаю...» или «Я умею...». --- Что нового узнали на уроке? --- Оценки за работу на уроке. Домашнее задание: - выписать из словаря по 5 существительных каждого рода. СЛАЙД 9. | Дети работают в карточках. Самооценка.
Отвечают на вопрос учителя. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: рефлексия. Регулятивные УУД: контроль, оценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже"
Урок-путешествие к таинственному острову Сокровищ.Подробный конспект урока+ презентация. Ребусы, кроссворды,карточки, перфокарты.Индивидуальная, групповая , работа в парах.....
Тест к теме Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка.
Проверочная работа к уроку по теме "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка." Родной ( русский ) язык 3...
презентация к уроку Родной язык 3 класс Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке
Данная презентация расчитана на 15-20 минут. Подойдет для онлайн урока. на слайдах есть новый материал, задания для выполнения в тетради и слова для запоминания....
Конспект урока по родному языку "Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?" 3 класс
Учитель: Трегубова Д.С.Класс: 3-ГДата: 13.01.2022г.Тема: Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?Цели: Ввести понятие рода, как постоянного признака, и системат...
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?
В русском языке все существительные относятся к одному из трёх родов: мужскому, женскому или среднему. Даже если существительное называет неживой предмет, всё равно мы знаем, как про него сказать: он,...
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе. Тема: "Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке. Специфика грамматических категорий русского языка."...