Урок по русскому языку - 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе  Тема урока: «Настоящее время глагола»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx69.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Настоящее время глагола»

Цель:

- продолжить знакомство с изменением глаголов по временам; наблюдать образование и функционирование форм настоящего времени;

Задачи:        

  1. Закрепить навыки правописания глаголов;
  2. Формирование навыков декодирования зашифрованной информации и умений применять свои знания на практике;
  3.  Развитие познавательного интереса у учащихся к предмету.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник «Русский язык»,  карточки с разноуровневыми  заданиями, презентация, проектор, телефоны,  наглядные материалы.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята.  

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

2. Актуализация. Работа в группах. (дети должны сгруппироваться по 4 человека. Каждой группе по 1 пословице. На доске вывешиваются 1 часть словами, а вторая часть пословиц в закодированном виде. Дети должны раскодировать и сопоставлять)

 -Внимание на экран. Вы видите 1 часть  следующих пословиц:

Время                                          

Время –                                  

Время не деньги,                      

Делу – время,                                

Упустишь минуту –                

А 2 части  пословиц закодированы. С помощью телефонов вы должны отсканировать эти части  и сопоставлять их .(Проверка по слайду)

  1. Словарная работа.

Что объединяют эти пословицы? (они о времени)

-Понятно ли вам значение всех слов? (потеха – в толковом словаре Ожегова)

ПОТЕ́ХА - и, жен. (разг.). Забава, развлечение. Делу время, потехе час (посл.). На потеху всем. Устроить что-н. для потехи.

- Что такое пословица? (Пословица — это произведение фольклора, краткое, мудрое изречение)

- Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (легенды, сказки, былины, небылицы, скороговорки, прибаутки, потешки, заклички и т.д.)

- В пословицах запечатлен жизненный опыт народа, сила его ума. Пусть и эти пословицы пополнят нашу копилку знаний.

4. Чистописание.

- Запишите последнюю  пословицу в тетрадь. Вспомним орфограммы, которые можно встретить в предложении.

- Какое задание можно выполнить с данным предложением? (Синтаксический разбор)

Упустишь минуту – потеряешь час. (Повест, невоскл, распр, упустишь, потеряешь – грамм. основа, с однород. членами).

5. Сообщение темы урока.

-Попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке. Поможет вам в этом стихотворение :

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду - всё в действие придет.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады

И хлеб в полях растет.

- О какой части речи будет сегодня разговор? (Действительно- глагол).

- Интересно, что слово «глагол» в Древней Руси  обозначало речь человека вообще. Так в толковом словаре Владимира Даля мы читаем: «Глагол – это речь человека, разумный разговор, язык».  Постепенно данное слово утратило свое старое значение.

- Скажите, что теперь оно обозначает? (правило)

- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?»  «Цифровой диктант»  (дети пишут в тетрадях только цифры: 1-да, 7- нет)

В конце должен получиться код:   17711717711111

http://qrcoder.ru/code/?17711717711111&10&0

                 Тест «Что я знаю о глаголе?»  Выбери верное утверждение

  • Глагол – это часть речи.                    1            
  • Глагол – это часть слова.                   7
  • Глагол обозначает предмет               7                          

                                                                                         

  • Глагол обозначает действие предмета                                               1
  • Вопросы глагола: что делать?...      1              
  • Вопросы глагола:  какой? какая?.  7
  • В предложении  глагол обычно является сказуемым                             1
  • В предложении  глагол является определением                                     7
  • Спряжение – это изменение по падежам                                                  7
  • Спряжение – это изменение по лицам и числам                                   1
  • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида                          1
  • Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.                                    1
  • Инфинитив – это начальная форма глагола                                                    1
  • Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти    1

6. Физминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Приседайте, приседайте,

А теперь тихонько встаньте.

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

7. «Открытие» нового знания.

Ребята, давайте вернёмся к нашим пословицам.   Время и глагол.. Что можем сказать?

(Глаголы бывают настоящего, будущего и прошедшего времени)

(На доске появляются таблички со словами: прошедшее, настоящее время, будущее)

Прошедшее время:

Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой завоевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала. 

Но время бежало,

И скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство моё

Навсегда потеряла.

Настоящее время:

Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей

Кормлю их, купаю,

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю.

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

Так мчится мое настоящее

Нисколько меня не щадящее.

Будущее время:

В понедельник или в среду

Всё я брошу и уеду

И оставлю их одних

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой - нибудь курорт.

Как начну я там фарсить,

Платья модные носить.

Буду плавать, буду прыгать

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним

Безобразникам моим.

– Сегодня на уроке мы с вами подробнее остановимся на форме настоящего времени глагола.

8. Закрепление.

- Кто поможет  справиться с этими задачами?  (Учебник) Парная работа.

  • Наблюдение за изменением глаголов в форме  наст.вр. по числам.
  • Наблюдение за изменением глаголов в форме наст.вр. по лицам.
  • Выполнение  упр. 1, с. 152. ( выписывают глаголов) самостоятельно

(плывет, сидит, плавает, течёт, печёт, распевает, гонит, звучит, ходит, мычит)

На какие 2 группы вы могли бы распределить эти глаголы?(ед. ч. и мн. ч.)

- Какой вывод из этого следует?

           Глаголы в форме настоящего времени изменяются по числам.

                    (К доске прикрепляются таблички ед.ч. и мн.ч.)

    К какому лицу относятся эти же глаголы?

( 3 лицо)

- Какой вывод из этого следует?

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам.

                (На доске появляется табличка со словами: 1 л., 2 л., 3 л.)

 Задания разной сложности:

Зеленые карточки:  вставить пропущенные глаголы;

Синие карточки: вставить пропущенные глаголы, обозначать их  число и лицо;

Красные  карточки: вставить пропущенные глаголы, обозначать их  число, лицо, время и спряжение.

Буря мглою небо , кроет  - 3 л. ед. ч. наст. вр. 1 спр.

Вихри снежные крутя;

  То, как зверь, она …, завоет        3 л. ед. ч. наст. вр. 1 спр.

То …,   как дитя.     заплачет     3 л. ед. ч. наст. вр. 1 спр.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты …,  друг прелестный.     дремлешь  2 л. ед. ч. наст. вр. 1 спр.

9. Домашнее задание.

Написать письмо Деду Морозу употребляя глаголы настоящего времени и отправить по почте. 

индекс — 162340,

Вологодская область,

Великий Устюг

дом Деда Мороза.

Адрес закодировано

http://qrcoder.ru/code/?%E8%ED%E4%E5%EA%F1+%97+162340%2C+%0D%0A%C2%EE%EB%EE%E3%EE%E4%F1%EA%E0%FF+%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC%2C+%0D%0A%C2%E5%EB%E8%EA%E8%E9+%D3%F1%F2%FE%E3%2C+%0D%0A%E4%EE%EC+%C4%E5%E4%E0+%CC%EE%F0%EE%E7%E0.&10&0

10. Рефлексия:

Чемодан  мясорубка,   корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

hello_html_31df7f8.png

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

hello_html_m2a699da4.jpg

Мясорубка – информацию переработаю.

hello_html_m3f5eb3bb.png

Корзина – всё выброшу.

Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...