Конспект по русскому языку. 4 класс. Синонимы, антонимы, омонимы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4
Тема: Синонимы, антонимы и омонимы
Тип урока: отработки умений и рефлексии
Цель:
Содержательная: закрепление знаний обучающихся знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах.
Деятельностная: формирование умений опознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Дидактические задачи:
- Различать предложение, словосочетание и слово;
- Распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
- Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
- Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
- Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
- Объяснять своими словами значение изученных понятий;
Развивающие задачи:
1) Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
2) С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3) Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
4) Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику).
5) Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6) Выстраивать последовательность выбранных действий;
7) Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
8) Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
9) Ответственно выполнять свою часть работы;
10) Оценивать свой вклад в общий результат.
11) Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
12) Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
13) Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
14) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные задачи:
1) Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2)Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,
в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Различает предложение, словосочетание и слово;
- Распознаёт предложения с однородными членами; составляет предложения с однородными членами; использует предложения с однородными членами в речи;
- Разграничивает простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составляет простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
- Правильно списывает тексты объёмом не более 85 слов;
- Определяет тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливает текст с опорой на тему или основную мысль;
- Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия.
Личностные:
1) Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознаёт важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2) Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
- Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику).
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Выстраивает последовательность выбранных действий;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
- Оценивает свой вклад в общий результат.
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 32-34. – (Школа России)
Оборудование: учебник, раздаточный материал
План урока
1. Этап мотивации
Приветствие
Формула успеха
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Узнай слова
3. Этап локализация индивидуальных затруднений
Работа со стихотворением
4. Этап целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.
#1060;ормулирование задачи
Формулирование темы урока
Формулирование цели урока
5. Этап реализации построенного проекта
Работа с учебником (упр.70)
Работа с учебником (упр.69)
Работа с таблицей
6. Этап обобщение затруднений во внешней речи
Подбор синонимов, антонимов и омонимов
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа на карточках
8. Этап включение в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексия деятельности на уроке
Подведение итогов
Рефлексия
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы контроля | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||
#1052;отивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. - Присаживайтесь пожалуйста. -Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас на месте. Формула успеха -Прежде чем я начну наш урок, давайте подарим улыбку друг другу и мысленно пожелаем всем что-нибудь хорошее. -Какие вы молодцы, надеюсь вы будете хорошо работать сегодня на уроке! -Приступаем к работе! | Проверяют | Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку | Л 2 Р1 Р5 К3 | |||||||||||||||||||||
#1040;ктуализация и пробное учебное действие. Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Узнай слова -Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные. 1) Поток воздуха. (Ветер) 2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед) 3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак) 4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица) -К какой части речи относятся все слова? -Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «столица». (Один человек работает у доски) С Т О Л И Ц А В слове 6 букв и 6 звуков. - Все верно! А теперь необходимо составить с любым из слов предложение. - Запись предложения с комментированием: С севера подул холодный ветер. - Нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения.(выполнение у доски с комментированием) | Имя существительное | Фронтальный устный опрос | Л2 П3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 П4
| |||||||||||||||||||||
#1051;окализация индивидуальных затруднений. Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | Работа со стихотворением Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению. Зябнет осинка Дрожит на ветру Стынет на солнышке Мерзнет в жару. -Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? -Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. - А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет? - Почему вы так считаете? - Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению? Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. - Как называются слова, противоположные по значению? Верно. Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать» - Какой частью речи являются эти слова враг-друг? - Отгадайте следующую загадку? Из меня берут порою Реки свой исток. А в руках твоих открою я любой замок. - Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? - Какие два значения? - Есть ли между этими значениями что–то общее? Нет - Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? - Верно. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка. | Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет Синонимы Глагол Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?» Это дятел. Враг – друг Антонимы Имя существительное Ключ Оно имеет два значения ключ- дверной; ключ- где бьет родник Омонимы | Фронтальный Самостоятельная работа | Р5 Р6 К3 К2 П3 П4 | |||||||||||||||||||||
#1062;елеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений. Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | #1060;ормулирование задачи урока - Верно! Но, прежде чем мы продолжим работу, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске: познакомимся, узнаем, будем учиться. #1060;ормулирование темы урока -Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете какова тема нашего урока? Хорошо, молодцы #1060;ормулирование цели урока - Какую цель мы можем перед собой поставить? - Молодцы! - Я обобщила ваши ответы и такая цель получилась у нас Цель урока: … |
Предположение детей | Фронтальный опрос | Л2 П2 Р1 К3 К4 К2 | |||||||||||||||||||||
#1056;еализация построенного проекта Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | #1056;абота с учебником (упр. 70 с.47) -При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника. Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением: длительный тёмный храбрый скупой искусственный медлительный светлый иностранный расторопный трусливый отечественный натуральный ошибочный кратковременный щедрый правильный (выполняют задание) Давайте проверим, что у нас получилось? длинный-кратковременный; храбрый-трусливый; искусственный-натуральный; светлый-темный; расторопный-медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой. -Хорошо. Как вы понимаете значение слов «расторопный», «скупой»? #1056;абота с учебником (упр. 69 с. 47) (Работа в парах, устно) -Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы: … слава лежит, а … бежит. … дело лучше …безделья. … всегда становится … . На … собака лает, а … кусает. Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая, Проверка. - Для чего в языке нужны слова синонимы? - Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его. храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный Работа с таблицей Определить синонимический ряд (знаком +) 1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый 2. Смелый, храбрый, мужественный 3. Добрый, жадный, щедрый 4. Вечный, бессмертный, временный 5. Глупый, неумный, недалёкий 1 2 3 4 5 Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Графический диктант (Учитель читает предложение, уч-ся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.) #1046;ди горе от моря, а беды от воды. #1044;обрый плачет от радости, а злой от зависти. #1057;олнце на ели, а мы еще не ели. #1051;одырь и бездельник – им праздник и в понедельник. #1042; глаза хвалит, а за глаза бранит. У: Давайте проверим, на сколько вы справились с заданием? 1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а. ФИЗМИНУТКА Раз- подняться, потянуться. Два- согнуться, разогнуться. | длинный-кратковременный; храбрый- трусливый; искусственный- натуральный; светлый- темный; расторопный- медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой. Расторопный - очень быстрый, подвижный. Скупой- жадный. Синонимы нужны для того, чтобы обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли. В первом ряду лишнее слово- мудрый; во втором ряду- огромный. 1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а. | Фронтальный опрос | Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р5 Р6 К2 К3 | |||||||||||||||||||||
#1054;бобщение затруднений во внешней речи. Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения. | Подбор синонимов, антонимов и омонимов -Вам необходимо подобрать к словам синонимы, антонимы, омонимы. Подбери синонимы печальный- ______маленький-_________ враг- _______ умный-__________ отважный - _______война-__________ Подбери антонимы. мокрый - _________ быстрый-_________ тихо- __________ трудно-___________ открытый-_________ день- __________ Подчеркни омонимы. Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран. Почему именно эти слова вы подчеркнули? | Ручка, зебра, мышка, кран. Эти слова имеют несколько значений. | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 К4 | |||||||||||||||||||||
#1057;амостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа на карточках Сейчас я вам раздам карточки, слова которых вам необходимо будет разместить по домикам. Кидать-бросать; лист; толстый- тонкий; ручка; очи- глаза; неприятель- враг; вверх-вниз; спешить- торопиться; ключ; чистить-пачкать; лук; кисть; черный- белый; жара- стужа. - Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.
- Из предложенных слов выпишите: 1)Ряды однородных слов; 2)Ряды синонимов. Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически. | Самостоятельная работа | Л2 П3 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4 | ||||||||||||||||||||||
#1042;ключение в систему знаний и повторение. Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились. - Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами? - Приведите по 2-3 примера. | Мы познакомились с омонимами, синонимами и антонимами. Узнали их значение. Учились определять их роль и значение. Синонимы- различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Антонимы- различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Синонимы: идти-брести; мчаться-плестись; глаза-зенки. Омонимы: лисичка- лесной житель; лисичка- гриб. Антонимы: добрый- злой; приехал- уехал; красивый-некрасивый. | Самостоятельная работа | Л2 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4 | |||||||||||||||||||||
#1056;ефлексия деятельности на уроке. Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Подведение итогов -Какая была тема урока? -Что вы узнали на сегодняшнем уроке? -Чему учились сегодня? - Что повторяли? Рефлексия -Поднимите руки те, у кого не возникли трудности на уроке? -Какие трудности у вас были на уроке? -Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему? | Фронтальный опрос Индивидуальный | Л2 П3 Р3 Р4 Р6 К1 К2 К3 К4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")
Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...
Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".
Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"
Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....
Урок по русскому языку 4 класс "Синонимы, антонимы, омонимы".
Урок закрепления знаний по теме "Синонимы, антонимы и омонимы", который формирует умения пользоваться различными типами лингвистических словарей, учит подбирать синонимы, ант...
План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"
Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....
Конспект урока русского языка «Прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений правильно употреблять имена прилагательные в речи; формирование представления о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах...