Конспект по русскому языку. 4 класс. Синонимы, антонимы, омонимы
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Решетнёва Юлия Андреевна

4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._4klass._sinonimy_antonimy_i_omonimy.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Тема: Синонимы, антонимы и омонимы

Тип урока: отработки умений и рефлексии

Цель:

Содержательная: закрепление знаний обучающихся знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах.

Деятельностная: формирование умений опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Дидактические задачи:

  1. Различать предложение, словосочетание и слово;
  2. Распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
  3. Разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
  4. Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
  5. Определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
  6. Объяснять своими словами значение изученных понятий;

Развивающие задачи:

1) Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

2) С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

3) Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

4) Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,

учебнику).

5) Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6) Выстраивать последовательность выбранных действий;

7) Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

8) Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;

9) Ответственно выполнять свою часть работы;

10) Оценивать свой вклад в общий результат.

11) Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

12) Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

13) Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

14) Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные задачи:

1) Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2)Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,

в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Различает предложение, словосочетание и слово;
  2. Распознаёт предложения с однородными членами; составляет предложения с однородными членами; использует предложения с однородными членами в речи;
  3. Разграничивает простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составляет простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
  4. Правильно списывает тексты объёмом не более 85 слов;
  5. Определяет тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливает текст с опорой на тему или основную мысль;
  6. Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия.

Личностные:

1) Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознаёт важности русского языка как средства общения и самовыражения;

2) Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные:

Познавательные:

  1. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
  2. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  3. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
  4. Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,

учебнику).

Регулятивные:

  1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
  2. Выстраивает последовательность выбранных действий;
  3. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
  4. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
  5. Ответственно выполняет свою часть работы;
  6. Оценивает свой вклад в общий результат.

Коммуникативные:

  1. Воспринимает и формулирует суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  2. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
  3. Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
  4. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [ В.П. Канакина, В. Г. Горецкий.] – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019г.– С. 32-34. – (Школа России)

Оборудование: учебник, раздаточный материал

План урока

1. Этап мотивации

Приветствие

Формула успеха

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Узнай слова

3. Этап локализация индивидуальных затруднений

Работа со стихотворением

4. Этап целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

#1060;ормулирование задачи

Формулирование темы урока

Формулирование цели урока

5. Этап реализации построенного проекта

Работа с учебником (упр.70)

Работа с учебником (упр.69)

Работа с таблицей

6. Этап обобщение затруднений во внешней речи

Подбор синонимов, антонимов и омонимов

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа на карточках

8. Этап включение в систему знаний и повторение

9. Этап рефлексия деятельности на уроке

Подведение итогов

Рефлексия

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

Планируемые результаты

#1052;отивация (самоопределение) к коррекционной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Андреевна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

- Присаживайтесь пожалуйста.

-Проверьте ваше рабочее место, всё ли у вас на месте.

Формула успеха

-Прежде чем я начну наш урок, давайте подарим улыбку друг другу и мысленно пожелаем всем что-нибудь хорошее.

-Какие вы молодцы, надеюсь вы будете хорошо работать сегодня на уроке!

-Приступаем к работе!

Проверяют

Визуальный внешний контроль за готовностью детей к уроку

Л 2 Р1 Р5 К3

#1040;ктуализация и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной

деятельности.

Узнай слова

-Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

1) Поток воздуха. (Ветер)

2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

-К какой части речи относятся все слова?

-Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «столица». (Один человек работает у доски)

С

Т

О

Л

И

Ц

А

В слове 6 букв и 6 звуков.

- Все верно! А теперь необходимо составить с любым из слов предложение.

- Запись предложения с комментированием:

С севера подул холодный ветер.

- Нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения.(выполнение у доски с комментированием)

Имя существительное

Фронтальный

устный опрос

Л2 П3 Р4 Р5 Р6

К2 К3 П4

#1051;окализация индивидуальных затруднений.

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Работа со стихотворением

Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

-Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению?

-Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

- А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет?

- Почему вы так считаете?

- Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению?

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

- Как называются слова, противоположные по значению?

Верно. Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»

- Какой частью речи являются эти слова враг-друг?

- Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок.

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?

- Какие два значения?

- Есть ли между этими значениями что–то общее?

Нет

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

- Верно. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.

Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет

Синонимы

Глагол

Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?»

Это дятел.

Враг – друг

Антонимы

Имя существительное

Ключ

Оно имеет два значения

ключ- дверной; ключ- где бьет родник

Омонимы

Фронтальный

Самостоятельная работа

Р5 Р6 К3 К2 П3 П4

#1062;елеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

#1060;ормулирование задачи урока

- Верно! Но, прежде чем мы продолжим работу, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на доске: познакомимся, узнаем, будем учиться.

#1060;ормулирование темы урока

-Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете какова тема нашего урока?

Хорошо, молодцы

#1060;ормулирование цели урока

- Какую цель мы можем перед собой поставить?

- Молодцы!

- Я обобщила ваши ответы и такая цель получилась у нас

Цель урока: …

Предположение детей

Фронтальный опрос

Л2 П2 Р1 К3 К4 К2

#1056;еализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

#1056;абота с учебником (упр. 70 с.47)

-При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.

Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

длительный тёмный

храбрый скупой

искусственный медлительный

светлый иностранный

расторопный трусливый

отечественный натуральный

ошибочный кратковременный

щедрый правильный

(выполняют задание)

Давайте проверим, что у нас получилось?

длинный-кратковременный; храбрый-трусливый; искусственный-натуральный; светлый-темный; расторопный-медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой.

-Хорошо. Как вы понимаете значение слов «расторопный», «скупой»?

#1056;абота с учебником (упр. 69 с. 47)

(Работа в парах, устно)

-Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:

… слава лежит, а … бежит.

… дело лучше …безделья.

… всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,

Проверка.

- Для чего в языке нужны слова синонимы?

- Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.

храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый

великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный

Работа с таблицей

Определить синонимический ряд (знаком +)

1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый

2. Смелый, храбрый, мужественный

3. Добрый, жадный, щедрый

4. Вечный, бессмертный, временный

5. Глупый, неумный, недалёкий

1 2 3 4 5

Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»

Слово

Синоним

Антоним

знойный

быстрый

скрытный

древний

тяжёлый

пустой

Графический диктант

(Учитель читает предложение, уч-ся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)

#1046;ди горе от моря, а беды от воды.

#1044;обрый плачет от радости, а злой от зависти.

#1057;олнце на ели, а мы еще не ели.

#1051;одырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

#1042; глаза хвалит, а за глаза бранит.

У: Давайте проверим, на сколько вы справились с заданием?

1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а.

ФИЗМИНУТКА

Раз- подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка. На четыре- руки шире,
Пять- руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.

длинный-кратковременный; храбрый- трусливый; искусственный- натуральный; светлый- темный; расторопный- медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой.

Расторопный - очень быстрый, подвижный. Скупой- жадный.

Синонимы нужны для того, чтобы обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли.

В первом ряду лишнее слово- мудрый; во втором ряду- огромный.

1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а.

Фронтальный опрос

Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р5 Р6 К2 К3

#1054;бобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Подбор синонимов, антонимов и омонимов

-Вам необходимо подобрать к словам синонимы, антонимы, омонимы.

Подбери синонимы

печальный- ______маленький-_________

враг- _______ умный-__________

отважный - _______война-__________

Подбери антонимы.

мокрый - _________ быстрый-_________

тихо- __________ трудно-___________

открытый-_________ день- __________

Подчеркни омонимы.

Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.

Почему именно эти слова вы подчеркнули?

Ручка, зебра, мышка, кран.

Эти слова имеют несколько значений.

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа

Л2 П3 П4 Р1 Р3 Р4 Р5 Р6 К2 К3 К4

#1057;амостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа на карточках

Сейчас я вам раздам карточки, слова которых вам необходимо будет разместить по домикам.

Кидать-бросать; лист; толстый- тонкий; ручка; очи- глаза; неприятель- враг; вверх-вниз; спешить- торопиться; ключ; чистить-пачкать; лук; кисть; черный- белый; жара- стужа.

- Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.

  1. Ученье- свет, а неученье -….
  2. Меньше говори, а ….
  3. Корень учения горек, а плод…
  4. В глаза не хвали, а …
  5. Правой рукой строит, а левой…

- Из предложенных слов выпишите:

1)Ряды однородных слов; 2)Ряды синонимов.

Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

Самостоятельная работа

Л2 П3 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4

#1042;ключение в систему знаний и повторение.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.

- Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?

- Приведите по 2-3 примера.

Мы познакомились с омонимами, синонимами и антонимами. Узнали их значение. Учились определять их роль и значение.

Синонимы- различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Антонимы- различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Синонимы: идти-брести; мчаться-плестись; глаза-зенки.

Омонимы: лисичка- лесной житель; лисичка- гриб.

Антонимы: добрый- злой; приехал- уехал; красивый-некрасивый.

Самостоятельная работа

Л2 П4 Р5 Р6 К2 К3 К4

#1056;ефлексия деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Подведение итогов

-Какая была тема урока?

-Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Чему учились сегодня?

- Что повторяли?

Рефлексия

-Поднимите руки те, у кого не возникли трудности на уроке?

-Какие трудности у вас были на уроке?

-Чья работа на уроке вам понравилась больше всего? Почему?

Фронтальный опрос

Индивидуальный

Л2 П3 Р3 Р4 Р6 К1 К2 К3 К4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")

Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы".

Русский язык 4 класс "Синонимы.Антонимы.Омонимы"....

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка "Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы"

Урок русского языка по теме : Лексическое значение слов: омонимы, синонимы, антонимы. Урок разработан по ФГОС с элементами Сингапурской системы....

Урок по русскому языку 4 класс "Синонимы, антонимы, омонимы".

Урок закрепления знаний по теме  "Синонимы, антонимы и омонимы", который формирует умения пользоваться различными типами лингвистических словарей, учит подбирать синонимы, ант...

План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....

Конспект урока русского языка «Прилагательные – синонимы и прилагательные - антонимы» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений правильно употреблять имена прилагательные в речи;  формирование представления о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах...