Открытый урок "Части речи" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Марина Григорьевна Семенюк

Открытый урок рассчитан для начальной школы. Закрепление материала по теме "Части речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Части речи (повторение), 3 класс

Цели:

1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи.

Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости.

Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности.

Оборудование:

интерактивная доска,

памятки по разбору частей речи,

схемы разбора частей речи,

разноуровневые задания на карточках тесты.

Тип урока: обобщение.

Методы: проблемный частично - поисковый наглядный игровой

Формы работы:

фронтальная,

индивидуальная,

групповая.

Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации

Ход урока

I. Вводно - мотивационный этап.

#1055;сихологический настрой

Прозвенел уже звонок, Вы друг другу улыбнитесь.

Начинается урок. Улыбнитесь мне, гостям

А теперь все повернитесь, И садитесь по местам.

II. Операционно-познавательный этап

1. Введение в тему и постановка цели урока.

У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.

Представление гостей.

Существительное:

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопрос Кто? И Что?

Отвечать оно должно.

Учитель: как зовут нашего первого гостя? (Имя существительное)

Учитель – Встречайте второго гостя.

Прилагательное: Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Учитель: - Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное)

Учитель: - Встречайте третьего гостя.

Глагол: - Я, страшное дело, какой деловой,

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю,

Укроп поливаю, кусты подстригаю,

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Учитель: – Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол)

Дядюшка глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.

-Встречаем четвертого гостя.

Местоимение:

Местоимение - это «оно»,

В доме окно стало тоже «оно»,

В небе луна превратилась в «она»,

А телефон - это «он».

Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи) Значит, что мы будем сегодня повторять?

1. Каллиграфическая минутка.

Положили перед собой листочки, запишем число, классная работа, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.

Продолжим урок выполнением каллиграфической минутки.

С какой целью мы её проводим?

(Отрабатываем навык красивого письма)

Прописали Оо

Если вы красиво и аккуратно выполнили каллиграфическую минутку поставьте на полях «+»

2. Орфографическая минутка

Ребята, прочитайте слова на доске. Что вы можете сказать про эти слова?

(словарные слова)

Записываем и выделяем орфограммы

3. Работа по теме урока

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем про части речи

Существительное

На какие вопросы отвечает? (кто? что?)

Что обозначает? (предмет)

Что мы еще знаем про имя существительное? (собственное, нарицательное, одушевленное, неодушевленное)

Прилагательное

На какие вопросы отвечает? (какой? какая? какое? какие?)

Что обозначает? (признак предмета)

Глагол

На какие вопросы отвечает? (что делать? Что сделать? и т.д.)

Что обозначает? (действие предмета)

4. Физминутка

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз)

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

5. Закрепление изученного.

Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске) Проблемная ситуация (коллективная работа)

Чтобы определить к какой части речи относятся слова, давайте вспомним алгоритм.

Алгоритм

  1. Прочитать слово. Задать вопрос
  2. Определить, что обозначает
  3. Определить часть речи

Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут, тихо)

- Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?

- Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше.

#1055;роблемная ситуация (Работа в парах)

Упражнение «Найди лишнее слово»

Бег,бегун,бежать

Играть, игровой, игривый

Лес, лесник, лесной

Проверка на электронной доске

7. Физминутка

Игра «Осенний футбол»

8. Самостоятельная работа

Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно.

#1054;пределить к какой части речи относятся слова:

День, хорошая, друг, думает, смелый.

2. Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.

веселье - ... , ... .

лес - ... , ... .

9. Домашнее задание

Выполнить работу в таблицу по правилам

III. Этап контроля и рефлексии.

Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?

Давайте расскажем то, что мы о них знаем.

А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?

Кто доволен своей работой на уроке?

Какое задание вызвало затруднение?

Тест по русскому языку

3 класс

Тема: Части речи (обобщение)

#1063;то обозначает имя существительное?

а) предмет, б) признак предмета, в) действие предмета.

#1063;то обозначает имя прилагательное?

а) предмет, б) признак предмета, в) действие предмета.

#1063;то обозначает глагол?

а) предмет, б) признак предмета, в) действие предмета.

#1048;з данных слов выбери имена существительные.

а) светлый, добрый, б) бегать, играть, в) солнце, свет.

#1048;з данных слов выбери прилагательные.

а) светлый, добрый, б) бегать, играть, в) солнце, свет.

#1048;з данных слов выбери глаголы.

а) светлый, добрый, б) бегать, играть, в) солнце, свет.

Работа в парах. Взаимопроверка по ключу, (слайд № 7)

Ключ: 1 – а, 4 – в, 2– б, 5 – а, 6 – в, 6 – б. Выставление оценок за тест.

Существительное:

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопрос Кто? И Что?

Отвечать оно должно.

Прилагательное: Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол: - Я, страшное дело, какой деловой,

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю,

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю,

Укроп поливаю, кусты подстригаю,

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

Местоимение:

Местоимение - это «оно»,

В доме окно стало тоже «оно»,

В небе луна превратилась в «она»,

А телефон - это «он».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Праздник "Открытие недели начальных классов"

В данной разработке представлены стихи, песни, частушки, сценки. объединенные тематикой изучения предметов начальной школы. В параде школьных наук представлены основные предметы начального цикла...

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Сценарий линейки открытия недели начальных классов

Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы.       ...

1 сентября. Открытие 3-го класса.

Классный час разработан для учащихся 3-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100"....

Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру

Программа обучения – Школа России.  Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах;          2. Углубление знаний о ж...