Рабочая програма по русскому языку, 4 класс, вариант 3.2
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по русскому языку для незрячего обучающегося массовой школы, 4 класс, вариант 3.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 24
(МАОУ СОШ № 24)
Адаптированная рабочая программа
для слепых обучающихся
(обучение на дому)
(«Русский язык» , 4 класс,
на основе Примерной программы
«Русский язык»;
УМК под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова/
Составитель:
Шелухина., учитель начальных
классов МАОУ СОШ №24,
1 Категория
Калининград
2024
Пояснительная записка
Программа разработана на действующих нормативных документов.
Основными целями курса русского языка являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачами данного курса являются:
- Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В системе предметов начальной основной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомить с основами научного описания родного языка.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
При составлении рабочей программы учитывались психофизические особенности обучающихся. Слепые младшие школьники, обучающиеся по варианту 3.2, имеют общее развитие, сопоставимое, в целом, с возрастной нормой развития нормально видящих сверстников. В тоже время у слепых отмечаются трудности самообслуживания, эффективного использования всех сохранных анализаторов и остаточного зрения при обследовании и восприятии предметов, отсутствует опыт взаимодействия в коллективе и т.п.
Эффективность реализации программы и, как следствие, качество обучения слепых, во многом зависит от знания особенностей данной категории обучающихся, учета их возможностей (развитости осязательных навыков, кожной чувствительности, пространственной ориентировки, количества и качества представлений о предметах окружающего мира, способности к самообслуживанию и т.п.), особых образовательных потребностей, реализации специальных методик, приемов и способов обучения.
В процессе обучения должен соблюдаться ряд общих требований:
- Требования к организации процесса обучения
- систематическое и целенаправленное развитие сохранных органов чувств;
- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания) слепыми обучающимися;
- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых и слабовидящих, такие как:
- приемы алгоритмизации деятельности учащихся;
- приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты; части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;
- приемы сочетания зрительной и слуховой информации;
- приемы сочетания письменной и устной работы;
- приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости;
- приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки);
- приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;
- приемы, позволяющие определить качество предметных представлений;
- организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации;
- приемы конкретизации речи педагога;
- введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;
- введение - дополнительной физкультминутки;
- введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие тактильного и зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) напряжения и профилактику зрительного утомления (у слепых обучающихся с остаточным зрением);
- соблюдение регламента тактильных и зрительных (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузок;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
- рациональное чередование тактильной и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности и уровня развития обучающихся;
- постановка и реализация коррекционных целей на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях;
- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
2. Требования к доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается:
использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;
наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом;
обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).
3. Требования к организации рабочего места
Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).
Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
4. Требования к техническим средствам обучения
Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.
5. Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- специальные учебники:
созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;
- тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;
- принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);
- приспособления для рельефного черчения («Draftsman», «Школьник» и др.);
5) специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;
6) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю, всего 136 часов. Занятия в очной форме, в классе и на индивидуальных занятиях.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
- формирование умения учиться;
- развитие понимания того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;
- работа не только с технической стороной письма и чтения, но и на их осознанность.
Основными ценностными ориентирами курса «Русский язык» являются:
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречевая принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты.
∙ овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
∙ умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
∙ умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить,
сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как
звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
∙ способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Обучающие научатся:
∙ различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
- слово, словосочетание и предложение;
∙ выделять, находить:
- начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
- глаголы в формах 1, 2, 3-го лица;
∙ решать учебные и практические задачи:
- определять спряжение глагола;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- разбирать по членам простое двусоставное предложение;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать по диктовку тексты объёмом 80-100 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки;
∙ применять правила правописания:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов.
Обучающие получат возможность научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола
наречия;
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
- определять вид глагола;
- находить наречие и имя числительное в тексте;
- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;
- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;
- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
- применять правило слитного и раздельного написания числительных;
- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения
(простейшие случаи);
- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;
- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.
Основное содержание учебного предмета
1. Как устроен наш язык (основы лингвистических знаний).
Фонетика и графика:
Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия:
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова (морфемика):
Повторение изученного на основе разбора слова по составу словообразовательного анализа.
Морфология:
Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. Имя числительное: общее значение.
Синтаксис:
Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании.
Связи слов в словосочетании. Различение простых и сложных предложений.
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма):
Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.
Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- суффиксы глаголов –ива/-ыва, -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени;
- буквы а, о на конце наречий;
- мягкий знак на конце наречий;
- слитное и раздельное написание числительных;
- мягкий знак в именах числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
3. Развитие речи.
Устная речь:
Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь:
Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.
Тематическое планирование
уроков по русскому языку для 4 класса
Учебник, автор, издательство, год:
Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2022
Рассчитано на 170 часов (5 часов в неделю.).
Контрольные работы: 12
Словарный диктант - 9
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: https://resh.edu.ru/
№ п/п | Название раздела программы, тема, тема урока | Кол-во часов на раздел, тему |
1 четверть | ||
1 | Общие сведения о языке. Русский язык, как язык межнационального общения. | 1 |
2 | Развитие речи. Повторение. Пишем письма | 1 |
3 | Повторяем фонетику и словообразование. | 1 |
4 | Орфография. Правописание. Вспоминаем изученные орфограммы | 1 |
5 | Морфология. Повторение | 1 |
6 | Развитие речи. Пишем письма. | 1 |
7 | Повторяем признаки имени существительного | 1 |
8 | Входная контрольная работа № 1. Повторение изученного в 3 классе. | 1 |
9 | Работа над ошибками. Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения | 1 |
10 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения | 1 |
11 | Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения | 1 |
12 | Развитие речи. Пишем письма. | 1 |
13-14 | Морфологический разбор имени существительного. | 2 |
15 | Правописание безударных падежных окончаний существительных. | 1 |
16 | Развитие речи. Работа с текстом. Списывание. | 1 |
17 | Повторяем признаки имени прилагательного. | 1 |
18 | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. | 1 |
19 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
20 | Развитие речи. Типы текстов. Словарный диктант №1. | 1 |
21 | Буквы о-ё после шипящих и ц. | 1 |
22 | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | 1 |
23 | Повторяем местоимение. | 1 |
24 | Орфограммы в приставках. | 1 |
25 | Разделительный ъ и разделительный ь знаки. | 1 |
26 | Развитие речи. Обучающее (подробное) изложение. | 1 |
27 | Разбор по членам предложения. | 1 |
28-29 | Синтаксический разбор предложения. | 2 |
30 | Диктант 1 (к.р. № 2) по теме «Правописание изученных орфограмм. Члены предложения.» | 1 |
31 | Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
32 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
33 | Синтаксический разбор предложения. | 1 |
34 | Развитие речи. Текст. Деление текста на абзацы. Словарный диктант №2. | 1 |
35 | Глагол | 1 |
36 | Глагол как часть речи. | 1 |
37 | Значение глагола | 1 |
38 | Правописание приставок в глаголах. | 1 |
39 | Правописание частицы не с глаголами | 1 |
40 | Развитие речи. Текст. Обучающее выборочное изложение | 1 |
41 | Контрольная работа № 3 за первую четверть. | |
42 | Работа над ошибками. Вид глагола. | 1 |
43 | Начальная форма глагола. | 1 |
44 | Личные формы глагола. | 1 |
45 | Лицо и число глагола | 1 |
46 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 |
2 четверть | ||
47 | Мягкий знак после шипящих в глаголах | 1 |
48 | Развитие речи. Сочинение – описание «Белка». | 1 |
49 | Диктант 2 (к. р. № 4) по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах. Однородные члены предложения.» | 1 |
50-51 | Работа над ошибками. Правописание –ться и –тся в глаголах. | 2 |
52 | Развитие речи. Связь абзацев в тексте. | 1 |
53 | Спряжение глаголов. | 1 |
54 | Определение спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями. | 1 |
55 | Глаголы I и II спряжения, глаголы исключения. | 1 |
56 | Отработка орфографических правил написания глаголов. | 1 |
57 | Развитие речи. Знакомство со средствами художественной выразительности. Словарный диктант №3 | 1 |
58 - 61 | Спряжение глаголов. | 4 |
62 | Развитие речи. Текст. Значение слова. | 1 |
63 | Диктант 3 (к. р. № 5) по теме «Правописание безударных окончаний глаголов. Спряжение глагола». | 1 |
64 | Работа над ошибками. Спряжение глаголов. | 1 |
65 | Правописание глаголов | 1 |
66 | Правописание глаголов. | 1 |
67 | Настоящее время глагола. | 1 |
68 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 |
69 | Прошедшее время глагола. | 1 |
70 | Прошедшее время глагола. | 1 |
71 | Развитие речи. Обучающее изложение с элементами сочинения. | 1 |
72 | Контрольная работа № 6 за полугодие. | 1 |
73 | Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. | 1 |
74 | Будущее время глагола. (2часть) | 1 |
75 | Правописание суффиксов глаголов. | 1 |
76 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
77 | Развитие речи. План текста. Словарный диктант №4 | 1 |
78 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 |
79 | Условное наклонение глагола. | 1 |
80 | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 |
81 | Правописание глаголов. | 1 |
3 четверть | ||
82 | Развитие речи. Работа с текстом. | 1 |
83 | Повелительное наклонение глагола. | 1 |
84 | Повелительное наклонение глагола. | 1 |
85 | Словообразование глаголов | 1 |
86 | Развитие речи. Работа с текстом. Обучающее сочинение – повествование | 1 |
87 | Глагол в предложении. | 1 |
88 | Глагол в предложении. | 1 |
89 | Правописание глаголов. | 1 |
90 | Правописание глаголов. | 1 |
91 | Развитие речи. Работа над правильностью и точностью письменной речи. | 1 |
92 | Диктант 4 (к. р. № 7)по теме «Окончания глаголов в прошедшем времени. Члены предложения». | 1 |
93 | Работа над ошибками. Развитие речи. Учимся писать краткое изложение. | 1 |
94 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
95 | Алгоритм морфологического разбора глагола. | 1 |
96 | Повторение. Тест по теме «Глагол» | 1 |
97 | Развитие речи. Учимся писать краткое изложение. | 1 |
98 | Наречие. | 1 |
99 | Значение наречий. | 1 |
100 | Наречие – как часть речи. | 1 |
101 | Образование наречий. | 1 |
102 | Правописание гласных на конце наречий | 1 |
103 | Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант №5 | 1 |
104 | Развитие речи. Учимся писать сочинение. | 1 |
105 | Морфологический разбор наречий. | 1 |
106 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 |
107 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 |
108 | Мягкий знак на конце слов после шипящих. | 1 |
109 | Диктант 5 (к. р. № 8) по теме «Правописание изученных орфограмм». | 1 |
110 | Работа над ошибками. Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 |
111 | Имя числительное. Значение числительных | 1 |
112 | Имя числительное. Словообразование числительных | 1 |
113 | Развитие речи. Работа с текстом. Списывание. | 1 |
114 | Изменение имён числительных. | 1 |
115 | Слитное и раздельное написание числительных. | 1 |
116 | Правописание мягкого знака в числительных. | 1 |
117 | Правописание числительных. | 1 |
118 | Развитие речи. Учимся писать сочинение. Словарный диктант №6 | 1 |
119 | Повторение правил написания мягкого знака в словах. | 1 |
120 | Связь слов в предложении. Словосочетание | 1 |
121 | Словосочетание. | 1 |
122 | Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 |
123 | Предложение. | 1 |
124 | Контрольная работа № 9 за третью четверть. | 1 |
125 | Работа над ошибками. Развитие речи. Учимся писать сочинения. | 1 |
126 | Правописание слов в словосочетаниях. | 1 |
127 | Связь слов в словосочетании. Согласование. | 1 |
128 | Правописание слов в словосочетаниях. Словарный диктант №7. | 1 |
129 | Связь слов в словосочетании. Управление. | 1 |
130 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 |
131 | Развитие речи. Учимся писать сочинение. | 1 |
4 четверть | ||
132 | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | 1 |
133 | Правописание слов в словосочетаниях | 1 |
134 | Словосочетание в предложении. | 1 |
135 | Развитие речи. Учимся писать текст-рассуждение. | 1 |
136 | Диктант 6 (к. р. № 10) по теме «Правописание слов в словосочетании» | 1 |
137 | Работа над ошибками. Сложное предложение. | 1 |
138 | Развитие речи. Учимся писать текст-рассуждение. | 1 |
139 | Как связаны части сложносочиненного предложения. | 1 |
140 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
141 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 |
142 | Развитие речи. Учимся писать сочинение. Сочинение - описание на тему «Дым столбом». | 1 |
143 | Как связаны части сложноподчиненного предложения. Словарный диктант №8. | 1 |
144 | Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения. | 1 |
145 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 |
146 | Сложное предложение. | 1 |
147 | Сложносочиненное, сложноподчиненное предложения | 1 |
148 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 |
149 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
150 | Упражнение в постановке знаков препинания в сложном предложении. | 1 |
151 | Развитие речи. Продолжение рассказа «Мальчики». Списывание | 1 |
152 | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | 1 |
153 | Контрольная работа №11. ВПР. | 1 |
154 | Повторение. Связь слов в предложении | 1 |
155 | Повторение. Слово. Словосочетание. Предложение. | 1 |
156 | Развитие речи. Работа с текстом | 1 |
157 | Повторение. Синонимы. Антонимы | 1 |
158 | Повторение. Части речи | 1 |
159 | Повторение. Лексическое значение глаголов | 1 |
160 | Морфологический разбор глагола | 1 |
161 | Повторение. Правописание безударных окончаний глаголов. | 1 |
162 | Повторение. Мягкий знак в конце слов после шипящих | |
163 | Промежуточная аттестация. (к. р. № 12). | |
164 | Повторение. Правописание окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3- го склонений. Словарный диктант №9. | 1 |
165 | Повторение. Разделительный твердый и разделительный мягкий знак. | 1 |
166 | Повторение. Парные по звонкости – глухости согласные в корне. | 1 |
167 | Повторение. Словообразование | 1 |
168 | Повторение. Разбор слов по составу | 1 |
169 -170 | Повторение. Части речи | 2 |
Описание материально-технического обеспечения
В процессе обучения слепых необходимо использовать:
- Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. -4-е изд., перераб. - М.: Вента- на-Граф, 2018.
- учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
- «озвученные» учебники, фонические материалы; специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, печатные брайлевские машинки, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением).
- адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций;
- Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов: https://interneturok.ru/, https://uchi.ru/, https://education.yandex.ru/, https://resh.edu.ru/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая програма по татарскому языку
Рабочая программа по татарскому языку...
Рабочая програма по русскому языку ФГОС Школа России
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Рабочая Програма по русскому языку, 3 класс. Учебно- методическая система "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образов...