Рабочая програма по русскому языку, 4 класс, вариант 3.2
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Шелухина Ирена Сергеевна

Рабочая программа по русскому языку для незрячего обучающегося массовой школы, 4 класс, вариант 3.2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Российская Федерация

Администрация городского округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 24

(МАОУ СОШ № 24)

                   

                                               

                                                                   

Адаптированная рабочая программа

для слепых обучающихся

(обучение на дому)

(«Русский язык» , 4 класс,

 на основе Примерной программы

 «Русский язык»;
УМК под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова/

                                       Составитель:

                                                                         Шелухина., учитель начальных    
                                                                        классов МАОУ СОШ №24,

                                                                         1 Категория

Калининград

2024

Пояснительная записка

        Программа разработана на действующих нормативных документов.

Основными целями курса русского языка являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления         учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачами данного курса являются:

- Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за         рубежом.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

В системе предметов начальной основной школы курс русского языка представлен в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомить с основами научного описания родного языка.

На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

При составлении рабочей программы учитывались психофизические особенности обучающихся.  Слепые младшие школьники, обучающиеся по варианту 3.2, имеют общее развитие, сопоставимое, в целом, с возрастной нормой развития нормально видящих сверстников. В тоже время у слепых отмечаются трудности самообслуживания, эффективного использования всех сохранных анализаторов и остаточного зрения при обследовании и восприятии предметов, отсутствует опыт взаимодействия в коллективе и т.п.

Эффективность реализации программы и, как следствие, качество обучения слепых, во многом зависит от знания особенностей данной категории обучающихся, учета их возможностей (развитости осязательных навыков, кожной чувствительности, пространственной ориентировки, количества и качества представлений о предметах окружающего мира, способности к самообслуживанию и т.п.), особых образовательных потребностей, реализации специальных методик, приемов и способов обучения.

В процессе обучения должен соблюдаться ряд общих требований:

  1. Требования к организации процесса обучения

- систематическое и целенаправленное развитие сохранных органов чувств;

- обеспечение доступности учебной информации для непосредственного восприятия (с помощью остаточного зрения и/или осязания) слепыми обучающимися;

- необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слепых обучающихся: инструктивно-методические рекомендации о порядке, последовательности, этапности деятельности слепых и слабовидящих, такие как:

- приемы алгоритмизации деятельности учащихся;

- приемы расчленения учебного материала на отдельные фрагменты; части, узлы, на отдельные элементы, преподнесение их этапами, а затем объединения их в целостный процесс;

- приемы сочетания зрительной и слуховой информации;

- приемы сочетания письменной и устной работы;

- приемы снятия зрительной и тактильной утомляемости;

- приемы, обеспечивающие уяснение специальной символики и унификации (сигнальные карточки);

- приемы, позволяющие выделить существенные признаки изучаемых предметов и процессов;

- приемы, позволяющие определить качество предметных представлений;

- организационные приемы, связанные с подбором объектов, с выбором форм регистрации репродуктивной деятельности учащихся, созданием условий для целенаправленного восприятия перекодированной информации;

- приемы конкретизации речи педагога;

- введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока;

- введение - дополнительной физкультминутки;

- введение в содержание физкультминуток упражнений, обеспечивающих снятие тактильного и зрительного (у слепых обучающихся с остаточным зрением) напряжения и профилактику зрительного утомления (у слепых обучающихся с остаточным зрением);

- соблюдение регламента тактильных и зрительных (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузок;

- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);

- рациональное чередование тактильной и зрительной (у слепых обучающихся с остаточным зрением) нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;

- учет темпа учебной работы слепых обучающихся в зависимости от уровня сформированности компенсаторных способов деятельности и уровня развития обучающихся;

- постановка и реализация коррекционных целей на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях;

- необходимость при выполнении слепыми обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

2. Требования к доступности образовательной среды для слепых обучающихся, что обеспечивается:

использованием учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слепых обучающихся;

наличием в классе (специальном кабинете) места для хранения брайлевских книг, тетрадей, индивидуальных тифлотехнических средств, дидактических материалов, выполненных рельефно-точечным шрифтом;

обеспечением доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слепыми обучающимися, что достигается за счет использования наряду с традиционными (изданными рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля) альтернативных форм предоставления учебных материалов (цифровая аудиозапись mp3, daisy, электронные форматы хранения текстов TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML).

3. Требования к организации рабочего места 

Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована и снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя-дефектолога-тифлопедагога).

Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слепого с остаточным зрением и для слепого со светоощущением осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.

4. Требования к техническим средствам обучения

Наряду с общими техническими средствами, использующимися на НОО, в обучении слепых должны применяться специальные тифлотехнические (азбука – колодка по Брайлю (колодка шеститочия), приборы «Ориентир», «Графика» и др.) и оптические (очковые средства коррекции зрения, электронные лупы) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.

5. Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям

В процессе обучения слепых необходимо использовать:

  1. специальные учебники:

созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся;

  1. тематические рельефно-графические пособия издательства «Логос»;
  2. принадлежности для рельефного черчения (линейка, циркуль, транспортир с тактильной индикацией);
  3. приспособления для рельефного черчения («Draftsman», «Школьник» и др.);

5) специальные учебные принадлежности: брайлевские  приборы, приборы для плоского письма, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги;

6) текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение русского языка в 4 классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю,  всего 136 часов. Занятия в очной форме, в классе и на индивидуальных занятиях.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

- формирование умения учиться;

- развитие  понимания того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;

- работа не только с технической стороной письма и чтения, но и на их осознанность.

Основными ценностными ориентирами курса «Русский язык» являются:

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностные результаты

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречевая принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;

— оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Предметные результаты.

 овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

 умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

 умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить,
сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как
звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

 способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Обучающие         научатся:
 различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

- слово, словосочетание и         предложение;
 выделять, находить:

- начальную форму глагола;

- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;

- глаголы в формах 1, 2, 3-го         лица;
 решать учебные и практические задачи:

- определять спряжение глагола;

- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- разбирать по членам простое двусоставное предложение;

- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать и писать по диктовку тексты объёмом 80-100 слов;

- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные         ошибки;
 применять правила правописания:

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов;

- мягкий знак в глаголах в сочетании –ться;

- безударные личные окончания         глаголов.
Обучающие получат возможность         научиться:
- проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола
наречия;

- проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;

- определять вид глагола;

- находить наречие и имя числительное в тексте;

- применять правило правописания суффиксов глаголов –ива-/-ыва-, -ова-/-ева-;

- применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;

- применять правило правописания букв а, о на конце наречий;

- применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;

- применять правило слитного и раздельного написания числительных;

- применять правило правописания мягкого знака в именах числительных;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

- применять правило постановки запятой между частями сложного предложения
(простейшие случаи);

- письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица;

- соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Основное содержание учебного предмета

1. Как устроен наш язык (основы лингвистических         знаний).
Фонетика и графика:

Повторение изученного на основе фонетического разбора слова.
Орфоэпия:

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного         языка.
Состав слова (морфемика):

Повторение изученного на основе разбора слова по составу словообразовательного         анализа.
Морфология:

Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. Глагол: общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного видов. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. Наречие: значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. Имя числительное: общее значение.
Синтаксис: 

Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание: различение слова, словосочетания и предложения. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании.

Связи слов в словосочетании. Различение простых и сложных предложений.
2. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма):

 Повторение правил правописания, изученных во 1, 2, 3-ем классах.

Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
-  непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные         программой);
-
не с         глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце         глаголов;
- мягкий знак в глаголах в сочетании         
–ться;
- безударные личные окончания         глаголов;
- суффиксы глаголов
–ива/-ыва,         -ова/-ева;
- гласные в окончаниях глаголов прошедшего         времени;
- буквы
а, о на конце         наречий;
- мягкий знак на конце         наречий;
- слитное и раздельное написание         числительных;
- мягкий знак в именах         числительных;
- запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных         текстов.
3. Развитие         речи.
Устная речь:

 Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы         связи).
Письменная речь:

Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи.

Тематическое планирование

уроков по   русскому языку  для   4  класса

Учебник, автор, издательство, год:

 Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 частях /С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2022

Рассчитано на 170 часов (5 часов в неделю.).

Контрольные работы: 12

Словарный диктант - 9

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: https://resh.edu.ru/

№ п/п

Название раздела программы, тема, тема урока

Кол-во часов на раздел, тему

1 четверть

1

Общие сведения о языке. Русский язык, как язык межнационального общения.

1

2

Развитие речи. Повторение. Пишем письма

1

3

Повторяем фонетику и словообразование.

1

4

Орфография. Правописание. Вспоминаем изученные орфограммы

1

5

Морфология. Повторение

1

6

Развитие речи. Пишем письма.

1

7

Повторяем признаки имени существительного

1

8

Входная контрольная работа №  1. Повторение изученного в 3 классе.

1

9

Работа над ошибками. Повторяем правописание окончаний имен существительных 1-го склонения

1

10

Повторяем правописание окончаний имен существительных 2-го склонения

1

11

Повторяем правописание окончаний имен существительных 3-го склонения

1

12

Развитие речи. Пишем письма.

1

13-14

Морфологический разбор имени существительного.

2

15

Правописание безударных падежных окончаний существительных.

1

16

Развитие речи. Работа с текстом. Списывание.

1

17

Повторяем признаки имени прилагательного.

1

18

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

1

19

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

20

Развитие речи. Типы текстов. Словарный диктант №1.

1

21

Буквы о-ё после шипящих и ц.

1

22

Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

1

23

Повторяем местоимение.

1

24

Орфограммы в приставках.

1

25

Разделительный ъ и разделительный ь знаки.

1

26

Развитие речи. Обучающее (подробное) изложение.

1

27

Разбор по членам предложения.

1

28-29

Синтаксический разбор предложения.

2

30

Диктант 1 (к.р. № 2) по теме «Правописание изученных орфограмм. Члены предложения.»

1

31

Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

32

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

33

Синтаксический разбор предложения.

1

34

Развитие речи. Текст. Деление текста на абзацы. Словарный диктант №2.

1

35

Глагол

1

36

Глагол как часть речи.

1

37

Значение глагола

1

38

Правописание приставок в глаголах.

1

39

Правописание частицы не с глаголами

1

40

Развитие речи. Текст. Обучающее выборочное изложение

1

41

Контрольная работа № 3 за первую четверть.

42

Работа над ошибками. Вид глагола.

1

43

Начальная форма глагола.

1

44

Личные формы глагола.

1

45

Лицо и число глагола

1

46

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

2 четверть

47

Мягкий знак после шипящих в глаголах

1

48

Развитие речи. Сочинение – описание «Белка».

1

49

Диктант 2 (к. р. № 4) по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах. Однородные члены предложения.»

1

50-51

Работа над ошибками. Правописание  –ться и –тся в глаголах.

2

52

Развитие речи. Связь абзацев в тексте.

1

53

Спряжение глаголов.

1

54

Определение спряжения глаголов с ударными и безударными личными окончаниями.

1

55

Глаголы I и  II спряжения, глаголы исключения.

1

56

Отработка орфографических правил написания глаголов.

1

57

Развитие речи. Знакомство со средствами художественной выразительности. Словарный диктант №3

1

58 - 61

Спряжение глаголов.

4

62

Развитие речи. Текст. Значение слова.

1

63

Диктант 3 (к. р. № 5) по теме «Правописание безударных окончаний глаголов. Спряжение глагола».

1

64

Работа над ошибками. Спряжение глаголов. 

1

65

Правописание глаголов

1

66

Правописание глаголов.

1

67

Настоящее время глагола.

1

68

Правописание суффиксов глаголов.

1

69

Прошедшее время глагола.

1

70

Прошедшее время глагола.

1

71

Развитие речи. Обучающее изложение с элементами сочинения.

1

72

Контрольная работа № 6  за полугодие.

1

73

Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов.

1

74

Будущее  время глагола. (2часть)

1

75

Правописание суффиксов глаголов.

1

76

Изменение глаголов по временам.

1

77

Развитие речи. План текста. Словарный диктант №4

1

78

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

79

Условное наклонение глагола.

1

80

Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени.

1

81

Правописание глаголов.

1

3 четверть

82

Развитие речи. Работа с текстом.

1

83

Повелительное наклонение глагола.

1

84

Повелительное наклонение глагола.

1

85

Словообразование глаголов

1

86

Развитие речи. Работа с текстом. Обучающее сочинение – повествование

1

87

Глагол в предложении.

1

88

Глагол в предложении.

1

89

Правописание глаголов.

1

90

Правописание глаголов.

1

91

Развитие речи. Работа над правильностью и точностью письменной речи.

1

92

Диктант 4  (к. р. № 7)по теме «Окончания  глаголов в прошедшем времени. Члены предложения».

1

93

Работа над ошибками. Развитие речи. Учимся писать краткое изложение.

1

94

Морфологический разбор глагола.

1

95

Алгоритм морфологического разбора глагола.

1

96

Повторение. Тест по теме «Глагол»

1

97

Развитие речи. Учимся писать краткое изложение.

1

98

Наречие.

1

99

Значение наречий.

1

100

Наречие – как часть речи.

1

101

Образование наречий.

1

102

Правописание гласных на конце наречий

1

103

Правописание гласных на конце наречий. Словарный диктант №5

1

104

Развитие речи. Учимся писать сочинение.

1

105

Морфологический разбор наречий.

1

106

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

107

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

108

Мягкий знак на конце слов после шипящих.

1

109

Диктант 5  (к. р. № 8) по теме «Правописание изученных орфограмм».

1

110

Работа над ошибками. Развитие речи. Изложение повествовательного текста.

1

111

Имя числительное. Значение числительных

1

112

Имя числительное. Словообразование числительных

1

113

Развитие речи. Работа с текстом. Списывание.

1

114

Изменение имён числительных.

1

115

Слитное и раздельное написание числительных.

1

116

Правописание мягкого знака  в  числительных.

1

117

Правописание числительных.

1

118

Развитие речи. Учимся писать сочинение. Словарный диктант №6

1

119

Повторение правил написания мягкого знака в словах.

1

120

Связь слов в предложении. Словосочетание

1

121

Словосочетание.

1

122

Слово. Словосочетание. Предложение.

1

123

Предложение.

1

124

Контрольная работа №  9  за третью четверть.

1

125

Работа над ошибками. Развитие речи. Учимся писать сочинения.

1

126

Правописание слов в словосочетаниях.

1

127

Связь слов в словосочетании. Согласование.

1

128

Правописание слов в словосочетаниях. Словарный диктант №7.

1

129

Связь слов в словосочетании. Управление.

1

130

Правописание слов в словосочетаниях

1

131

Развитие речи. Учимся писать сочинение.

1

4 четверть

132

Связь слов в словосочетании. Примыкание.

1

133

Правописание слов в словосочетаниях

1

134

Словосочетание в предложении.

1

135

Развитие речи. Учимся писать текст-рассуждение.

1

136

Диктант 6  (к. р. № 10) по теме «Правописание слов в словосочетании»

1

137

Работа над ошибками. Сложное предложение.

1

138

Развитие речи. Учимся писать текст-рассуждение.

1  

139

Как связаны части сложносочиненного предложения.

1

140

Знаки препинания в сложном предложении.

1

141

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

142

Развитие речи. Учимся писать сочинение. Сочинение - описание на тему «Дым столбом».

1

143

Как связаны части сложноподчиненного предложения. Словарный диктант №8.

1

144

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.

1

145

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

146

Сложное предложение.

1

147

Сложносочиненное, сложноподчиненное предложения

1

148

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

149

Знаки препинания в сложном предложении.

1

150

Упражнение в постановке знаков препинания в сложном предложении.

1

151

Развитие речи. Продолжение рассказа «Мальчики». Списывание

1

152

Учимся ставить запятые между частями сложного предложения.

1

153

Контрольная работа №11. ВПР.

1

154

Повторение. Связь слов в предложении

1

155

Повторение. Слово. Словосочетание. Предложение.

1

156

Развитие речи. Работа с текстом

1

157

Повторение. Синонимы. Антонимы

1

158

Повторение. Части речи

1

159

Повторение. Лексическое значение глаголов

1

160

Морфологический разбор глагола

1

161

Повторение. Правописание безударных  окончаний глаголов.

1

162

Повторение. Мягкий знак в конце слов после шипящих

163

Промежуточная аттестация. (к. р. № 12).

164

Повторение. Правописание окончаний имен существительных 1-го, 2-го, 3- го склонений. Словарный диктант №9.

1

165

Повторение. Разделительный твердый и разделительный мягкий знак.

1

166

Повторение. Парные по звонкости – глухости согласные в корне.

1

167

Повторение. Словообразование

1

168

Повторение. Разбор слов по составу

1

169 -170

Повторение. Части речи

2

Описание материально-технического обеспечения

В процессе обучения слепых необходимо использовать:

  1. Русский язык. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова [и др.]. -4-е изд., перераб. - М.: Вента- на-Граф, 2018.
  2. учебники: специальные (созданные на основе учебников для нормально видящих обучающихся, но адаптированные в соответствии с особыми образовательными потребностями и познавательными возможностями слепых) учебники, напечатанные рельефно-точечным шрифтом и содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом на плоскости;
  3. «озвученные» учебники, фонические материалы; специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы для плоского письма, печатные брайлевские машинки, грифели, тетради, сделанные из плотной (брайлевской) бумаги; текстовые дидактические пособия, выполненные рельефно-точечным шрифтом; иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие (для тотально слепых); иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для обучающихся со светоощущением и с остаточным зрением).
  4. адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению) официальные сайты образовательных организаций;
  5. Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов: https://interneturok.ru/, https://uchi.ru/, https://education.yandex.ru/, https://resh.edu.ru/.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая програма по татарскому языку

Рабочая программа по татарскому языку...

Рабочая програма по русскому языку ФГОС Школа России

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Рабочая Програма по русскому языку, 3 класс. Учебно- методическая система "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образов...