Части речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- дети уточнят что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает;
-дети научатся отличать имя прилагательное от других частей речи;обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному, ставить к слову вопрос;
- учащиеся выяснят роль имён прилагательных в речи,
- получат возможность узнать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении;
- осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: понимать значение этой темы для решения учебных и жизненных задач (красивая, правильная и богатая речь всем понятна) содействовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Имя прилагательное как часть речи
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- дети уточнят что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает;
-дети научатся отличать имя прилагательное от других частей речи;обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному, ставить к слову вопрос;
- учащиеся выяснят роль имён прилагательных в речи,
- получат возможность узнать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении;
- осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
Метапредметные результаты:
Личностные результаты: понимать значение этой темы для решения учебных и жизненных задач (красивая, правильная и богатая речь всем понятна) содействовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык
Образовательные ресурсы: учебник, ч.2 с 86-87, рабочая тетрадь ч.2, электронное приложение к учебнику, карточки, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор.
- Мотивирование к учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится!
- Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.
Тихонько садимся. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний.
1. Словарная работа(ЭОР)
М.рковь, б.рёза, б.льной, з.мл.ника, м..л..ток,с..пог, п..суда, т.пор.
- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
- Как вы считаете, какое слово лишнее? Почему так думаете?
(1)Больной – т.к. в этом слове пропущена буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в корне, а во всех других словах – непроверяемый безударный гласный.
2) Больной – т.к. обозначает одушевленный предмет, а все другие слова-существительные обозначают неодушевленный предмет.
3) Больной – т.к. слово может быть другой частью речи – прилагательным).
2. Работа с предложением. Повторение сведений о частях речи.
Золотит, вершины, солнце, деревьев. (Слайд)
- Посмотрите на экран. Какие задания вы можете здесь предложить?
(Составить предложение из этих слов, найти и объяснить известные орфограммы, указать известные части речи, найти главные члены предложения).
- Составьте, запишите предложение, подчеркните орфограммы.
- Как правильно оформить на письме предложение?
Солнце золотит вершины деревьев.(Слайд)
(Запись предложения, выделение и объяснение орфограмм Солнце – словарное слово, золотит - проверочные слова золото, позолота, Вершины - проверочное слово верх, жи,ши пиши с буквой и, деревьев – проверочное слово дерево, разделительный мягкий знак)
- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.
- Попробуем ещё распространить наше предложение, добавим в него другие слова.
(Опишем солнце, деревья)
Яркое весеннее солнце золотит вершины тёмных деревьев.- Запишите новое предложение.
(Запись нового предложения.)
- Проверьте.(Слайд)
- Слова какой части речи вы вставили? (Предполагают, что это может быть имя прилагательное)
- Какой раздел мы изучаем? (Части речи)
- Какие части речи знаете? Какие части речи уже изучили? (Существительное, глагол)
-Что вы знаете об имени существительном?
- Что такое глагол?
- Дети, подумайте и скажите, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? Какие задачи поставим? (Будем говорить об имени прилагательном, что оно обозначает, какую роль играет в нашей речи.)
- Давайте вспомним, по какому плану мы изучали части речи? (Дети вспоминают план)
План изучения части речи:(Слайд)
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется?
- Роль в речи.
- Роль в предложении. (существительное может быть любым членом предложения, но чаще подлежащим, у него главная роль в речи) (глагол - )
III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Выявление места и причин затруднения)
- Что вы уже знаете об имени прилагательном? Заполните лист самооценки, определите, что знаете и что умеете и знаетев первой колонке («+» - если уверены, «-« - если не знаете, или «?» - если сомневаетесь), чему ещё нужно учиться.
(У каждого на столе табличка, которую дети заполняют в начале и в конце урока)
В начале урока | Знания и умения | В конце урока |
Знаю, что такое имя прилагательное | ||
Знаю, что обозначает имя прилагательное | ||
Знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные | ||
Умею находить имена прилагательные в тексте | ||
Знаю, какую роль выполняют имена прилагательные в речи | ||
Знаю, какую роль выполняют прилагательные в предложении |
(На доске составляется кластер (по итогам листа самооценки))
- Вспомним, что знаем и запишем результат в таблицу-схему.
- Что уже повторили, выяснили в результате составления таблицы (кластера) об имени прилагательном? Сформулируйте вывод, опираясь на схему.
- Где можно проверить наши предположения, где можно прочитать информацию? (В учебнике с.86)(Читают тему урока, задачу урока и правило. Тема: Имя прилагательное. Задача: Что такое имя прилагательное?)(Чтение правила с.86)
IV. Организация познавательной деятельности.
- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам провести исследование.
- Любое исследование удобнее проводить в группах. Вспомним правила работы в группах. (по 4 чел.).
- Работайте по алгоритму. Посмотрите, что должно стать результатом вашего исследования?( Вывод)
1. Работа в группах.
Группы представляют результат исследования. Фиксируется на экране. (Слайд)
Карточка для группы 1.
Какие признаки называют имена прилагательные
1. Допишите в строки таблицы признаки и определите их название.
Признак | ||||
красный | синий | |||
круглый | треугольный | |||
кислый | горький | |||
стеклянный | металлический |
2.Сделайте вывод:
Имена прилагательные называют признаки:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Добавляем в ячейку кластера- что обозначает: цвет, форму, вкус, материал, внутренние качества человека и др.)
Карточка для группы 2.
Роль в речи
Работайте по алгоритму
1. Прочитайте текст. Узнайте животное
Зубки __________, рыльце _____________, хвостик __________,
шубка _______________.
Узнали? (подчеркните ответ)
Да Нет
- А как вы думаете почему? (Нет признаков)
- Какие бы слова вы вставили в предложение, если бы речь шла о лисе? Напишите.
2. Подчеркните слова, которые помогли вам узнать зверька.
3. Какая это часть речи? _______________________________________
4. Сделайте вывод:
Имена прилагательные нужны в речи для
описания предмет, выражения чувств человека и его впечатления, более полной информации
.……………………………………………………………………………………………………………… ……………………………
Прилагательные делают нашу речь более красивой, интересной ………………помогают более точно ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
(Заполняем ячейку кластера - роль в речи: делают нашу речь точной, выразительной, красивой)
Я – часть речи интересная
Широко в мире известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною надо дорожить!
Роль в предложении.
- Вернёмся ко второму предложению, которое составляли в начале урока. Определим, каким членом предложения являются прилагательные.
- Каким членом предложения бывают имена прилагательные? (Второстепенным)
(Заполняем ячейку кластера – роль в предложении: второстепенный член).
Физминутка
- Мы хорошо поработали. Пора отдохнуть.
(Я буду называть слова.Если я назову имя существительное – хлопаем в ладоши, глагол – приседаем, имя прилагательное – плавные движения руками вверху)
Мяч, интересный, круглая, природа, гудит, восхитительный, чудесный, мышь, решает, шубка, тёплый, зеленеет, зелёный.
3. Первичное закрепление.
- А сейчас я предлагаю применить наши знания.
а) Выполнение упр. 148 (устно)
- Прочитайте вопросы и слова.
- Что обозначают эти слова? (Признаки)
- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.
- Признаки каких предметов они обозначают? (Снег, земляника, солнышко, ребята)
б) Самостоятельная работа. (Проверка и самооценка)
Выполнение упр.149.
- Прочитайте задание. (Читают вслух 1 задание)
- Кто написал это высказывание? (Слайд)
(А.Н.Толстой (1882-1945г) – русский советский писатель.Написал для детей сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
- О чем это высказывание? (О русском языке).
- Что хотел сказать А.Н.Толстой о русском языке? (Что русский язык очень красивый, яркий, певучий, богатый, задушевный.)
- С чем сравнивает автор яркость? (С радугой)
- …меткость? (Со стрелами)
-…певучесть, задушевность? (С песней колыбельной)
- Русский язык один из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Это национальный язык великого русского народа, наш с вами язык. И мы должны знать его и, беречь, т.е. учиться говорить правильно).
- Прочитайте последнее задание.
- Как нужно списывать?
- Выполните. Проверьте работу, оцените.
(Выполняют. Проверяют. Ставят соответствующий знак)
в) Игра «Кто быстрее?» (за 1 минуту написать как можно больше прилагательных –кто посильнее, кто послабее отдельные листочки на которых за это же время нужно зачеркнуть как можно больше существительных)
в) Игра «Кто это? Что это?»
– Я называю признаки предметов - прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает тот ряд, кто отвечает правильно и соблюдает дисциплину.
– Добрая, любимая, родная – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …
Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …
Сочное, вкусное, спелое – …
г) Работа в парах. Игра наоборот: «Угадай предмет»(Резерв)
-Ну а теперь мы продолжим эту игру в парах, но наоборот. Я на каждую парту положила листок, на котором записано имя существительное. Вы вместе должны обсудить, какие имена прилагательные могут подойти к вашему предмету и записать их. Затем, вы читаете признаки – имена прилагательные, а ребята отгадывают предметы - имена существительные.
- Итак, по именам прилагательным догадайтесь о каком имени существительном идет речь?
(Раздаю карточки со словами: арбуз, волк, мышка, медведь, заяц)
V. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте уточним учебную задачу? (Узнать, что такое имя прилагательное)
- Оценим, смогли ли решить её на уроке. Обоснуйте свой ответ. (Рассказывают, что узнали об имени прилагательном)
(Слайд «Запомните»)
- Отметьте в листе самооценки во второй колонке, что знаете, а в чём ещё не уверены.
- Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами: (Слайд)
Сегодня на уроке мы работали …
Я могу похвалить себя за …
Сегодня на уроке я старался, но не всё получилось, потому что . . .
Мне было трудно…
Домашнее задание
Стр 87 Упр 150
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.
Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....
Русский язык. 3 класс. Части речи. Понятие о частях речи. Школа России
Конспект урока и презентация...
"Части речи все нужны! Части речи все важны!" Русский язык,3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена в программе Smart Notebook....
"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...
Части речи.Упражнение в определении частей речи.
Объяснение новой темы с использованием ЭОР....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...