Части речи.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Родкина Нина Сергеевна

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- дети уточнят что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает;

-дети научатся отличать имя прилагательное от других частей речи;обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному, ставить к слову вопрос;

- учащиеся выяснят роль имён прилагательных в речи,

- получат возможность узнать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении;

- осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты: понимать значение этой темы для решения учебных и жизненных задач (красивая, правильная и богатая речь всем понятна) содействовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Имя прилагательное как часть речи

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- дети уточнят что такое имя прилагательное, что обозначает, на какие вопросы отвечает;

-дети научатся отличать имя прилагательное от других частей речи;обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному, ставить к слову вопрос;

- учащиеся выяснят роль имён прилагательных в речи,

- получат возможность узнать о синтаксической роли имени прилагательного в предложении;

- осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты: понимать значение этой темы для решения учебных и жизненных задач (красивая, правильная и богатая речь всем понятна) содействовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык

Образовательные ресурсы: учебник, ч.2 с 86-87, рабочая тетрадь ч.2, электронное приложение к учебнику, карточки, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:

Запрещается лениться!

Не болтать и не крутиться!

Лишь учиться и трудиться!

В жизни это пригодится!

- Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Тихонько садимся. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

1. Словарная работа(ЭОР)

М.рковь, б.рёза, б.льной, з.мл.ника, м..л..ток,с..пог, п..суда, т.пор.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

- Как вы считаете, какое слово лишнее? Почему так думаете?

(1)Больной – т.к. в этом слове пропущена буква, обозначающая проверяемый безударный гласный в корне, а во всех других словах – непроверяемый безударный гласный.

2) Больной – т.к. обозначает одушевленный предмет, а все другие слова-существительные обозначают неодушевленный предмет.

3) Больной – т.к. слово может быть другой частью речи – прилагательным).

2. Работа с предложением. Повторение сведений о частях речи.

Золотит, вершины, солнце, деревьев.   (Слайд)

- Посмотрите на экран.  Какие задания вы можете здесь предложить?

(Составить предложение из этих слов, найти и объяснить известные орфограммы, указать известные части речи, найти главные члены предложения).

- Составьте, запишите предложение, подчеркните орфограммы.

- Как правильно оформить на письме предложение?

Солнце золотит вершины деревьев.(Слайд)

(Запись предложения, выделение и объяснение орфограмм Солнце – словарное слово, золотит  - проверочные слова золото, позолота, Вершины  - проверочное слово верх, жи,ши пиши с буквой и, деревьев – проверочное слово дерево, разделительный мягкий знак)

- Подчеркните главные члены предложения и укажите части речи.

- Попробуем ещё распространить наше предложение, добавим в него другие слова.

(Опишем солнце, деревья)

Яркое весеннее солнце золотит вершины тёмных  деревьев.- Запишите новое предложение.

(Запись нового предложения.)

- Проверьте.(Слайд)

- Слова какой части речи вы вставили? (Предполагают, что это может быть имя прилагательное)

- Какой раздел мы изучаем? (Части речи)

- Какие части речи знаете? Какие части речи уже изучили? (Существительное, глагол)

-Что вы знаете об имени существительном?

- Что такое глагол?

-  Дети, подумайте и скажите, о чём же пойдёт речь сегодня на уроке? Какие задачи поставим? (Будем говорить об имени прилагательном, что оно обозначает, какую роль играет в нашей речи.)

- Давайте вспомним, по какому плану мы изучали части речи? (Дети вспоминают план)

План изучения части речи:(Слайд)

  1. Что обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Как изменяется?
  4. Роль в речи.
  5. Роль в предложении. (существительное может быть любым членом  предложения, но чаще подлежащим, у него главная роль в речи) (глагол - )

III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Выявление места и причин затруднения)

- Что вы уже знаете об имени прилагательном? Заполните лист самооценки, определите, что знаете и что умеете и знаетев первой колонке («+» - если уверены, «-«  - если не знаете, или «?» - если сомневаетесь), чему ещё нужно учиться.

(У каждого на столе табличка, которую дети заполняют в начале и в конце урока)

В начале урока

Знания и умения

В конце урока

Знаю, что такое имя прилагательное

Знаю, что обозначает имя прилагательное

Знаю, на какие вопросы отвечают имена прилагательные

Умею находить имена прилагательные в тексте

Знаю, какую роль выполняют имена прилагательные в речи

Знаю, какую роль выполняют прилагательные в предложении

(На доске составляется кластер (по итогам листа самооценки))

- Вспомним, что знаем и запишем результат в таблицу-схему.

- Что уже повторили,  выяснили в результате составления таблицы (кластера) об имени прилагательном? Сформулируйте вывод, опираясь на схему.

- Где можно проверить наши предположения, где можно прочитать информацию? (В учебнике с.86)(Читают тему урока, задачу урока и правило. Тема: Имя прилагательное. Задача: Что такое имя прилагательное?)(Чтение правила с.86)

IV. Организация познавательной деятельности.

- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам провести исследование.

- Любое исследование удобнее проводить в группах. Вспомним правила работы в группах. (по 4 чел.).

- Работайте по алгоритму. Посмотрите, что должно стать результатом вашего исследования?( Вывод)

1. Работа в группах.

Группы представляют результат исследования. Фиксируется на экране. (Слайд)

Карточка  для группы 1.

 Какие признаки называют имена прилагательные

1. Допишите в строки таблицы признаки и определите их название.

Признак

красный

синий

круглый

треугольный

кислый

горький

стеклянный

металлический

2.Сделайте вывод:

Имена прилагательные называют признаки:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Добавляем в ячейку кластера- что обозначает: цвет, форму, вкус, материал, внутренние качества человека и др.)

Карточка  для группы 2.

Роль в речи

Работайте по алгоритму

1. Прочитайте текст. Узнайте животное

Зубки __________,  рыльце _____________,  хвостик __________,                                

шубка _______________.

Узнали? (подчеркните ответ)

Да                               Нет

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

-  Какие бы слова вы вставили в предложение, если бы речь шла о лисе? Напишите.

2. Подчеркните слова, которые помогли вам узнать зверька.

3. Какая это часть речи? _______________________________________

4. Сделайте вывод:

Имена прилагательные нужны в речи для

описания предмет, выражения чувств человека и его впечатления, более полной информации

.……………………………………………………………………………………………………………… ……………………………

Прилагательные делают нашу речь более      красивой, интересной ………………помогают более точно ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

(Заполняем ячейку кластера - роль в речи: делают нашу речь точной, выразительной, красивой)

Я – часть речи интересная

                Широко в мире известная.

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить

Мною надо дорожить!

Роль в предложении.

- Вернёмся ко второму предложению, которое составляли в начале урока. Определим, каким членом предложения являются прилагательные.

- Каким членом предложения бывают имена прилагательные? (Второстепенным)

(Заполняем ячейку кластера – роль в предложении: второстепенный член).

Физминутка

- Мы хорошо поработали. Пора отдохнуть.

(Я буду называть слова.Если я назову имя существительное – хлопаем в ладоши, глагол – приседаем, имя прилагательное – плавные движения руками вверху)

Мяч, интересный, круглая, природа, гудит, восхитительный, чудесный, мышь, решает, шубка, тёплый, зеленеет, зелёный.

3. Первичное закрепление.

- А сейчас я предлагаю применить наши знания.

а) Выполнение упр. 148 (устно)

- Прочитайте вопросы и слова.

- Что обозначают эти слова? (Признаки)

- К какой части речи относятся эти слова? Докажите.

- Признаки каких предметов они обозначают? (Снег, земляника, солнышко, ребята)

б) Самостоятельная работа. (Проверка и самооценка)

Выполнение упр.149.

- Прочитайте задание. (Читают вслух 1 задание)

- Кто написал это высказывание?  (Слайд)

(А.Н.Толстой (1882-1945г) – русский советский писатель.Написал для детей сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

- О чем это высказывание? (О русском языке).

- Что хотел сказать А.Н.Толстой о русском языке? (Что русский язык очень красивый, яркий, певучий, богатый, задушевный.)

- С чем сравнивает автор яркость? (С радугой)

- …меткость? (Со стрелами)

-…певучесть, задушевность? (С песней колыбельной)

- Русский язык один из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Это национальный язык великого русского народа, наш с вами язык. И мы должны знать его и, беречь, т.е. учиться говорить правильно).

- Прочитайте последнее задание.

- Как нужно списывать?

- Выполните. Проверьте работу, оцените.

(Выполняют. Проверяют. Ставят соответствующий знак)

в) Игра «Кто быстрее?» (за 1 минуту написать как можно больше прилагательных –кто посильнее, кто послабее отдельные листочки на которых за это же время нужно зачеркнуть как можно больше существительных)

в) Игра «Кто это? Что это?»

 – Я называю признаки предметов -  прилагательные, а вы должны быстро угадать какие это слова. Побеждает тот ряд, кто отвечает правильно и соблюдает дисциплину.

– Добрая, любимая, родная – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …

Круглый, деревянный, обеденный – …
Косолапый, белый, неуклюжий – …

Настенные, карманные, ручные – …
Чистая, прозрачная, питьевая – …

Сочное, вкусное, спелое – …

г) Работа в парах. Игра наоборот: «Угадай предмет»(Резерв)

-Ну а теперь мы продолжим эту игру в парах, но наоборот. Я на каждую парту положила листок, на котором записано имя существительное. Вы вместе должны обсудить, какие имена прилагательные могут подойти к вашему предмету и записать их. Затем, вы читаете признаки – имена прилагательные, а ребята отгадывают предметы - имена существительные.

- Итак, по именам прилагательным догадайтесь о каком имени существительном идет речь? 

(Раздаю карточки со словами: арбуз, волк, мышка, медведь, заяц)

V. Рефлексия

 - Ребята, наш урок подходит к концу, давайте уточним учебную задачу? (Узнать, что такое имя прилагательное)

-  Оценим, смогли ли решить её на уроке. Обоснуйте свой ответ. (Рассказывают, что узнали об имени прилагательном)

(Слайд «Запомните»)

-  Отметьте в листе самооценки во второй колонке, что знаете, а в чём ещё не уверены.

- Подумайте и выскажите свои мысли, начиная словами: (Слайд)

Сегодня на уроке мы работали …

Я могу похвалить себя за …

Сегодня на уроке я старался, но не всё получилось, потому что . . .

Мне было трудно…

Домашнее задание

Стр 87 Упр 150

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...