Значения суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока

ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна , учитель начальных классов  

Используемый учебно-методический комплект: начальная школа 21 века

Учебный предмет (дисциплина): Русский язык

Тема урока: Значения суффиксов

Цель урока: научиться выявлять значение суффиксов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение определять тему урока;

- ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельно решать познавательную задачу.

-осознавать познавательную задачу и решать ее.

-анализировать содержание текста.

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.

-воспринимать смысл читаемых текстов.

-анализировать изучаемые языковые объекты.

-строить несложные рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

-участвовать в общей беседе.

-учитывать разные мнения и интересы.

Личностные УУД:

- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.

-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Ресурсы: 

 - для учителя: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, презентация

 - для ученика: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, рабочая тетрадь

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suf.docx358.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна , учитель начальных классов  

Используемый учебно-методический комплект: начальная школа 21 века

Учебный предмет (дисциплина): Русский язык

Тема урока: Значения суффиксов

Цель урока: научиться выявлять значение суффиксов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- умение определять тему урока;

- ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.

Познавательные УУД:

-самостоятельно решать познавательную задачу.

-осознавать познавательную задачу и решать ее.

-анализировать содержание текста.

-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.

-воспринимать смысл читаемых текстов.

-анализировать изучаемые языковые объекты.

-строить несложные рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

-участвовать в общей беседе.

-учитывать разные мнения и интересы.

Личностные УУД:

- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.

-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Ресурсы:  

 - для учителя: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, презентация

 - для ученика: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, рабочая тетрадь


Ход урока :

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I.  Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Личностные УУД:

-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока

Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел уже звонок?
Это начался урок?

Хотите учиться?
Значит, можно всем садиться! 

Здравствуйте

Да

Да

Да

(Садятся)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Личностные УУД:

-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Регулятивные УУД:

-оценивать   свои   достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Запишите число, классная работа в тетради.

На доске записаны слова прочитайте:

Медведица      львёнок       собачка

Волчица         галчонок      лапка

Что объединяет слова в одном столбике?        

Что такое суффикс?

Какую роль играет?  

Как найти в этих словах суффикс?

Перепишите слова в тетрадь и выделите суффикс

Какие суффиксы вы выделили?

(Записывают число, классная работа в тетрадь)

Медведица      львёнок       собачка

Волчица         галчонок      лапка

Суффиксы

Это часть слова, которая стоит после корня.

Служит для преобразования новых слов

Чтобы найти суффикс, нужно сначала обозначить в слове окончание, потом- корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом.

(Переписывают данные слова)

Иц, ёнок, к, Иц, онок, к

III. Выявления места и причины затруднения

Регулятивные УУД:

-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Запишите все суффиксы, которые вы помните. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас.

– Сравните с записью на  доске:

 -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-,     -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц-, -ан-, -ян-, -анин-, -янин-.

Распределите эти суффиксы на группы.

Сколько групп получилось?

Почему именно на такие группы разделили суффиксы?

- Как вы считаете, это все суффиксы или есть и другие?

Что мы сейчас с вами делали?

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

(Записывают суффиксы)

(Делят на группы)

Две

Суффиксы -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-,     -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц- уменьшительно – ласкательные

-ан-, -ян-, -анин-, -янин- житель какой- либо страны, города, края

Есть другие

Делили суффиксы на группы

Составлять группы суффиксов по значению

.

IV. Построения проекта выхода из затруднения

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Сформулируйте тему урока (Слайд)

Тема урока: «Значения суффиксов»

Цель урока: (Слайд)

Научимся выявлять значение суффиксов

План урока представлен на слайде

1)Значение суффиксов.

2)Составление таблицы

Тема урока: «Значения суффиксов»

Цель урока: научиться выявлять  значение суффиксов

V. Реализации построенного проекта

Познавательные УУД:

-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

Коммуникативные УУД:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Откройте учебники на странице 129

https://sun9-47.userapi.com/impg/JadeeqtvIAvGbqblLpyHsUewhtJM-RR0XDaj-Q/v8z0xajDehg.jpg?size=1124x1027&quality=95&sign=06a3af25f394ae8f6c700ad238dd881e&type=album

https://sun9-50.userapi.com/impg/T1al4zTjSdfaNL7qgxXL3ezXg6NlTHukne5Gnw/bTur00x3-B4.jpg?size=1151x479&quality=95&sign=2d3bad32ae76db1b006cb7cceafe8e64&type=album

Прочитайте суффиксы в первом столбце

Какое значение у этих суффиксов?

Давайте приведем примеры

Прочитайте суффиксы из третьего столбца

Какое значение у этих суффиксов?

Приведите примеры

Посмотрите на третью строку.

Что нам нужно сделать?

Какое значение у этих суффиксов?

Посмотрите на примеры, выделите в этих словах суффиксы

Почитайте суффиксы четвертой строки

Посмотрите на примеры, какое значение имеют эти суффиксы?

Хорошо, молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Посмотрите на упражнение 3 в учебнике

https://sun9-43.userapi.com/impg/Xo-vAq7MlGm-lRr3sUsfN5gpil1Mv9C7RSjQeA/KNCbhZQUWfM.jpg?size=981x904&quality=95&sign=c38d0dfba9bf7fb8090954f2d962ecb4&type=album

https://sun9-24.userapi.com/impg/sz-kV58rTpjijMjCu5dbZX3zs3gPXp5bkOqmlw/cjIa58R8Ir4.jpg?size=931x327&quality=95&sign=554bb491b43c438c9375c241b65b0990&type=album

Прочитайте задание

Посмотрите на первую группу слов с суффиксом

–ник-

Цветник это кто ?

А дворник?

Вторая группа слов с суффиксом –чик-

Третья группа слов с суффиксом –ик-

И четвертая группа с суффиксом –арь-

Какой можно сделать вывод? Если суффиксы звучат и пишутся одинаково, обязательно  ли они имеют одинаковое значение?

Вспомним упражнение 2 письменно в тетради

Прочитайте его

https://sun9-76.userapi.com/impg/jxHBd0jQTZ_A1AkZRpS_xPQc_ZKYSzhXptj04g/B4RUIPRZcT4.jpg?size=1056x348&quality=95&sign=69087249214dc9dbf10e49ae65cab759&type=album

https://sun9-73.userapi.com/impg/2E-oxSnzb7d_ZVksXm3XCs2rFBb7LrrPRdvwdw/6B80I30mIuI.jpg?size=919x297&quality=95&sign=5439b9ac04cd933e3919ef3987243ce5&type=album

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

(Вызываю учащихся по цепочки к доске)

(Открывают учебники)

-анин-, -янин-, -ан-, -ян-

Житель какой- либо страны, города, края

Россияне, россиянин, волжане, волжанин

-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-

Уменьшительно-ласкательное

Избушка, печка, дубок, конёк, диванчик, реченька

Подобрать суффиксы

Профессии или род занятий

-иск-, -чик-, -ник-, -тель-, -щик-

-евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович-

Значение суффикса отчество

(Переходят к заданию номер 3)

Можно ли сказать, что в словах каждой группы один и тот же суффикс? Рассуждай так « Чайник – это предмет, в котором кипятят или заваривают чай», а «Школьник – это тот, кто учится в школе»

Цветник это тот , кто занимается цветами

Это тот кто подметает улицы

Барабанчик  – инструмент с палочками

Летчик – тот, кто управляет самолетом

Карманчик- вышитый мешочек на одежде  для ношение при себе мелких  вещей, денег

Перевозчик – это человек,  занимающийся перевозом

Котик- домашнее животное

Химик- человек, который занимается изучением химии

Ротик- то, чем мы говорим

Умник- умный человек, всезнающий

Словарь – сборник слов в алфавитном порядке

Пекарь – тот, кто печет мучное

Букварь – учебник

Вратарь- игрок в футболе, защищающий ворота

Нет, если суффиксы пишутся и звучат одинаково, это не значит, что они имеют одинаковое значение.

Эти суффиксы разные, так как они имеют разное значение.

При помощи суффиксов –н- , -ов- образуй имена прилагательные от слов в скобках. Запиши сочетания слов.

Какой? Какая? Какое? Какие?

Морозный, кленовый, каменный, березовый, осенний, меховой, вечерний, рябиновая, малиновый, туманное, липовый, сосновая, томатный

VI. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Регулятивные УУД:

Сохранять учебную задачу.

Выполнять действия по намеченному плану.

Познавательные УУД:

Осознавать познавательную задачу, решать ее.

Строить несложные рассуждения.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Участвовать в общей беседе.

Все ли суффиксы мы вспомнили?

Можно ли дополнить таблицу в учебнике?

Как можно определить значение суффикса

-иц-  в словах медведица, волчица?

Как можно определить значение суффикса  –онок-, ёнок- в словах львёнок, галчонок?

Как можно определить значение суффиксов

-н-, -ов-  в словах морозный, сосновый?

Как можно определить значение суффиксов

-оват-, -еват-  в словах синеватый, грязноватый?

Да

Да

Самка животного, значение женского пола.

Детёныш животного

Признак предмета, суффикс имен прилагательных

Признак предмета в малой степени

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталон

Личностные УУД:

Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Сохранять цель и учебную задачу.

Самостоятельно планировать свои действия для решения задачи.

Выполнять учебные действия в умственной форме.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

Познавательные УУД:

Самостоятельно решать познавательную задачу.

Воспринимать смысл читаемых текстов.

У вас на столах лежат листки с самостоятельной работой. Подпишите их

Ф.И.___________________________________

1. Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выбери нужные суффиксы (-ик-, -очк-, -оньк-, -ушк-, -ёнок-).


Дед - _______________________________

Лиса - ______________________________

Стол - ______________________________

Дудка - _____________________________

Дом - _______________________________

Ветка - ______________________________


2. Добавьте суффиксы –УШК-, -ЮШК- к словам. Выделите суффикс.

Иван – Иванушка

горе - ________________________

поле - ________________________

голова - ______________________

няня - ________________________


3. Запиши предложения и выдели знакомые суффиксы в словах:


Лосёнок щиплет травку.

Воспитатель проводит занятие с детьми.

Ежонок бежит по травке.

У кота длинные усищи.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(Подписывают листки с самостоятельной работой)

1. 

Дед - дедушка

Лиса – лисёнок

Стол - столик

Дудка - дудочка

Дом - домик

Ветка –веточка

2.

Иван – Иванушка

горе – горюшко

поле – полюшко

голова - головушка

няня – нянюшка

3.

Лосёнок(-онок-) щиплет травку.

Воспитатель (-тель-) проводит занятие с детьми.

Ежонок(-онок-) бежит по травке.

У кота длинные усищи.(-ищ-)


VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Личностные УУД: элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.

 Продолжите предложение:

Сегодня на уроке я понял(а), что… На уроке было трудно…

Самым интересным было …

Мне бы хотелось…        

Спасибо вам большое за урок. До свидания.

 (Ответы детей)

До свидания

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"

Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....

"Суффиксы. Значение суффиксов". УМК "Начальная школа XXI века"

Изучение данной темы с помощью деятельностного метода обучения создает условия для активизации знаний о частях слова....

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...

Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"

Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"

Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....