Значения суффиксов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока
ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна , учитель начальных классов
Используемый учебно-методический комплект: начальная школа 21 века
Учебный предмет (дисциплина): Русский язык
Тема урока: Значения суффиксов
Цель урока: научиться выявлять значение суффиксов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение определять тему урока;
- ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
Познавательные УУД:
-самостоятельно решать познавательную задачу.
-осознавать познавательную задачу и решать ее.
-анализировать содержание текста.
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.
-воспринимать смысл читаемых текстов.
-анализировать изучаемые языковые объекты.
-строить несложные рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-участвовать в общей беседе.
-учитывать разные мнения и интересы.
Личностные УУД:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Ресурсы:
- для учителя: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, презентация
- для ученика: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, рабочая тетрадь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suf.docx | 358.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна , учитель начальных классов
Используемый учебно-методический комплект: начальная школа 21 века
Учебный предмет (дисциплина): Русский язык
Тема урока: Значения суффиксов
Цель урока: научиться выявлять значение суффиксов.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение определять тему урока;
- ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
Познавательные УУД:
-самостоятельно решать познавательную задачу.
-осознавать познавательную задачу и решать ее.
-анализировать содержание текста.
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.
-воспринимать смысл читаемых текстов.
-анализировать изучаемые языковые объекты.
-строить несложные рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-участвовать в общей беседе.
-учитывать разные мнения и интересы.
Личностные УУД:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Ресурсы:
- для учителя: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, презентация
- для ученика: Учебник С.В. Иванов «Русский язык» часть первая, рабочая тетрадь
Ход урока :
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
I. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | |||
Личностные УУД: -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока | Здравствуйте ребята, меня зовут Ангелина Евгеньевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Прозвенел уже звонок? Хотите учиться? | Здравствуйте Да Да Да (Садятся) | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |||
Личностные УУД: -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; Регулятивные УУД: -оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); | Запишите число, классная работа в тетради. На доске записаны слова прочитайте: Медведица львёнок собачка Волчица галчонок лапка Что объединяет слова в одном столбике? Что такое суффикс? Какую роль играет? Как найти в этих словах суффикс? Перепишите слова в тетрадь и выделите суффикс Какие суффиксы вы выделили? | (Записывают число, классная работа в тетрадь) Медведица львёнок собачка Волчица галчонок лапка Суффиксы Это часть слова, которая стоит после корня. Служит для преобразования новых слов Чтобы найти суффикс, нужно сначала обозначить в слове окончание, потом- корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффиксом. (Переписывают данные слова) Иц, ёнок, к, Иц, онок, к | |
III. Выявления места и причины затруднения | |||
Регулятивные УУД: -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | Запишите все суффиксы, которые вы помните. Обменяйтесь тетрадями и сравните, все ли суффиксы есть у вас. – Сравните с записью на доске: -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-, -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц-, -ан-, -ян-, -анин-, -янин-. Распределите эти суффиксы на группы. Сколько групп получилось? Почему именно на такие группы разделили суффиксы? - Как вы считаете, это все суффиксы или есть и другие? Что мы сейчас с вами делали? - Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? | (Записывают суффиксы) (Делят на группы) Две Суффиксы -ок-, -ёк-, -к-, чик-, -ищ-, -ик- -,ек-, -онок-, -ёнок-, -их-, - иц- уменьшительно – ласкательные -ан-, -ян-, -анин-, -янин- житель какой- либо страны, города, края Есть другие Делили суффиксы на группы Составлять группы суффиксов по значению | . |
IV. Построения проекта выхода из затруднения | |||
Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | Сформулируйте тему урока (Слайд) Тема урока: «Значения суффиксов» Цель урока: (Слайд) Научимся выявлять значение суффиксов План урока представлен на слайде 1)Значение суффиксов. 2)Составление таблицы | Тема урока: «Значения суффиксов» Цель урока: научиться выявлять значение суффиксов | |
V. Реализации построенного проекта | |||
Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | Откройте учебники на странице 129 Прочитайте суффиксы в первом столбце Какое значение у этих суффиксов? Давайте приведем примеры Прочитайте суффиксы из третьего столбца Какое значение у этих суффиксов? Приведите примеры Посмотрите на третью строку. Что нам нужно сделать? Какое значение у этих суффиксов? Посмотрите на примеры, выделите в этих словах суффиксы Почитайте суффиксы четвертой строки Посмотрите на примеры, какое значение имеют эти суффиксы? Хорошо, молодцы! ФИЗМИНУТКА Посмотрите на упражнение 3 в учебнике Прочитайте задание Посмотрите на первую группу слов с суффиксом –ник- Цветник это кто ? А дворник? Вторая группа слов с суффиксом –чик- Третья группа слов с суффиксом –ик- И четвертая группа с суффиксом –арь- Какой можно сделать вывод? Если суффиксы звучат и пишутся одинаково, обязательно ли они имеют одинаковое значение? Вспомним упражнение 2 письменно в тетради Прочитайте его На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Вызываю учащихся по цепочки к доске) | (Открывают учебники) -анин-, -янин-, -ан-, -ян- Житель какой- либо страны, города, края Россияне, россиянин, волжане, волжанин -ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк- Уменьшительно-ласкательное Избушка, печка, дубок, конёк, диванчик, реченька Подобрать суффиксы Профессии или род занятий -иск-, -чик-, -ник-, -тель-, -щик- -евн-, -евич-, -ич-, -иничн-, -овн-, -ович- Значение суффикса отчество (Переходят к заданию номер 3) Можно ли сказать, что в словах каждой группы один и тот же суффикс? Рассуждай так « Чайник – это предмет, в котором кипятят или заваривают чай», а «Школьник – это тот, кто учится в школе» Цветник это тот , кто занимается цветами Это тот кто подметает улицы Барабанчик – инструмент с палочками Летчик – тот, кто управляет самолетом Карманчик- вышитый мешочек на одежде для ношение при себе мелких вещей, денег Перевозчик – это человек, занимающийся перевозом Котик- домашнее животное Химик- человек, который занимается изучением химии Ротик- то, чем мы говорим Умник- умный человек, всезнающий Словарь – сборник слов в алфавитном порядке Пекарь – тот, кто печет мучное Букварь – учебник Вратарь- игрок в футболе, защищающий ворота Нет, если суффиксы пишутся и звучат одинаково, это не значит, что они имеют одинаковое значение. Эти суффиксы разные, так как они имеют разное значение. При помощи суффиксов –н- , -ов- образуй имена прилагательные от слов в скобках. Запиши сочетания слов. Какой? Какая? Какое? Какие? Морозный, кленовый, каменный, березовый, осенний, меховой, вечерний, рябиновая, малиновый, туманное, липовый, сосновая, томатный | |
VI. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | |||
Регулятивные УУД: Сохранять учебную задачу. Выполнять действия по намеченному плану. Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать ее. Строить несложные рассуждения. Коммуникативные УУД: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Участвовать в общей беседе. | Все ли суффиксы мы вспомнили? Можно ли дополнить таблицу в учебнике? Как можно определить значение суффикса -иц- в словах медведица, волчица? Как можно определить значение суффикса –онок-, ёнок- в словах львёнок, галчонок? Как можно определить значение суффиксов -н-, -ов- в словах морозный, сосновый? Как можно определить значение суффиксов -оват-, -еват- в словах синеватый, грязноватый? | Да Да Самка животного, значение женского пола. Детёныш животного Признак предмета, суффикс имен прилагательных Признак предмета в малой степени | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталон | |||
Личностные УУД: Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Сохранять цель и учебную задачу. Самостоятельно планировать свои действия для решения задачи. Выполнять учебные действия в умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. Познавательные УУД: Самостоятельно решать познавательную задачу. Воспринимать смысл читаемых текстов. | У вас на столах лежат листки с самостоятельной работой. Подпишите их Ф.И.___________________________________ 1. Образуй и запиши слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выбери нужные суффиксы (-ик-, -очк-, -оньк-, -ушк-, -ёнок-). Дед - _______________________________ Лиса - ______________________________ Стол - ______________________________ Дудка - _____________________________ Дом - _______________________________ Ветка - ______________________________ 2. Добавьте суффиксы –УШК-, -ЮШК- к словам. Выделите суффикс. Иван – Иванушка горе - ________________________ поле - ________________________ голова - ______________________ няня - ________________________ 3. Запиши предложения и выдели знакомые суффиксы в словах: Лосёнок щиплет травку. Воспитатель проводит занятие с детьми. Ежонок бежит по травке. У кота длинные усищи. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ | (Подписывают листки с самостоятельной работой) 1. Дед - дедушка Лиса – лисёнок Стол - столик Дудка - дудочка Дом - домик Ветка –веточка 2. Иван – Иванушка горе – горюшко поле – полюшко голова - головушка няня – нянюшка 3. Лосёнок(-онок-) щиплет травку. Воспитатель (-тель-) проводит занятие с детьми. Ежонок(-онок-) бежит по травке. У кота длинные усищи.(-ищ-) | |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). | |||
Личностные УУД: элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. | Продолжите предложение: Сегодня на уроке я понял(а), что… На уроке было трудно… Самым интересным было … Мне бы хотелось… Спасибо вам большое за урок. До свидания. | (Ответы детей) До свидания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 2 класса "Суффиксы. Значение суффиксов"
Урок предназначен для детей 2 класса, которые учатся по ОС "Начальная школа XXI века.". Урок построен на основе деятельностного подхода к обучению....
"Суффиксы. Значение суффиксов". УМК "Начальная школа XXI века"
Изучение данной темы с помощью деятельностного метода обучения создает условия для активизации знаний о частях слова....
УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"
УМК "Школа России". Конспект урока и презентация урока русского языка (3 класс) по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...
Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"
Конспект урока "Суффикс.Значение суффиксов"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»
Цель урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....
Открытый урок русского языка по теме "Суффикс.Значение суффиксов в речи"
Технологическая карта к уроку русского языка По теме "Суффикс"...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах.
Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Группировка слов по значению суффиксов, умение определять значение суффиксов в словах....