урок русского языка " Предложения бывают сложными" УМК "Гармония" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока русского языка УМК "Гармония" 4 класс по теме "Предложения бывают сложными"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 331.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Название: УМК «Гармония»
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫВАЮТ СЛОЖНЫМИ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.
Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок в разделе «Новое о строении предложений»
Тип урока: открытия новых знаний
Цель урока: создание благоприятных условий для формирования представления о сложном предложении.
Задачи урока:
Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;
Познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;
Научить отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами,
Развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
Ход урока
1 Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Хочу пожелать вам быть внимательными и старательными. Запишите сегодняшнюю дату и название работы в тетрадь.
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово клад?
- А что, на ваш взгляд, является истинным богатством?
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.
2 Актуализация знаний.
- А начнем нашу работу с орфографической разминки. (слайд)
3 | 2 | 4 | 1 | 5 |
прыга_т | дыш_т | разбега_тся | встаёт | отталкива_тся |
- Что общего у предложенных для разминки слов? (глаголы)
– В указанном порядке назовите «лишний» по какому-либо признаку. В каждом «лишнем» глаголе нужно объяснить правописание пропущенной буквы.
ВСТАЕТ – лишнее, так как с ударным окончанием, а все остальные с безударными окончаниями.
ДЫШИТ – лишнее, так как глагол-исключение.
ПРЫГАЕТ – лишнее, так как не имеет приставки, а оставшиеся глаголы с приставкой.
РАЗБЕГАЕТСЯ – лишнее, так как в корне имеет безударную гласную.
– Составьте предложение, употребив в нем все предложенные глаголы.
– Каким членом предложения будут являться глаголы в нем?
– Какова особенность этих членов предложения?
(Спортсмен встает на старт, ровно дышит, разбегается, резко отталкивается и прыгает.)
– Объясните постановку знаков препинания при однородных членах в этом предложении.
– Сколько грамматических основ в этом предложении? Составим схему этого предложения.
3 Работа над темой.
Посмотрите внимательно на начало следующих предложений и скажите, о чем идет речь с точки зрения русского языка.
1 . Сложными бывают ….
2. Сложными бывают …..
3. Сложными бывают …
- Подкрепим свои знания примерами. Запишем их в задание в ТПО на с. 63, №496.
- А вот дополнить 3 предложение поможет вам сообщение в упражнении учебника 496 на с. 72.
- Определите тему нашего урока (слайд).
- Какие задачи поставим для себя на урок? (слайд)
Опираясь на сообщение авторов учебника, скажите, как определить сложное предложение или простое?
- Предлагаю поработать в парах, используя текст упражнения в ТПО №497. понаблюдайте за строением предложений. Найдите и подчеркните в каждом грамматические основы, работая в ТПО.
- Какие предложения отрывка из текста являются сложными? Поставьте перед ними «галочку». Из скольких частей состоит каждое. Запишите их количество после каждого предложения цифрой в скобках.
- Почему нельзя считать сложным первое предложение? А ка его назвать?
- Проверим свое предположение с научным объяснением, которое дают авторы учебника. (с. 73)
- Попробуем устно превратить сложные предложения в простые. Вертикальной черточкой покажем границы новых предложений.
- Перечитаем и сравним новые предложения. При каком построении предложений речь более плавная, мягкая, а при каком – отрывистая, рубленая.
- Части сложного предложения – это не просто соединенные вместе простые. Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну., более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.
4 Физпауза
5 Работа в группах
- Продолжая работу над темой, предлагаю выполнить следующее задание, объединившись в группы. Вы уже поняли, как отличить простое предложение от сложного. Используя новое знание, найдите простые предложения, осложненные однородными членами от сложного предложения. Восстановите пропущенные знаки препинания.
1. Наш край богат разнотравием, а не скуден.
2. На широких просторах мы увидим ковыль и ромашку но не встретим верблюжью колючку.
3. Весной степь зацветает и наш взгляд радуется ярким краскам.
-Что объединяет эти предложения? (Проверка по слайду).
- В чем запутались? Запишем это предложение в тетрадь, укажем грамматические основы. У нас остался ещё один вопрос без ответа: так нужна ли в этом предложении запятая или не нужна?
- Как можно проверить ваши предположения?
-Давайте за помощью обратимся к авторам учебника. Откройте учебник с. 75. , прочитайте новые сведения о языке.
6 Индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями
- И в завершении урока предлагаю вам поработать каждому самостоятельно. Послушайте и определите, какое задание вы можете выбрать по своим силам.
Зелёная карточка
Прочитайте текст. Выпишите первые два предложения в тетрадь, определите простое это предложение или сложное, в скобках укажите букву: П - простое предложение, С- сложное предложение. Подчеркните в предложениях грамматические основы, поставьте, где нужно, запятые.
Славится Курский край древними монастырями и храмами. Они были построены в разное время и люди нашего края бережно хранят их историю. Самой древней из сохранившихся является Троицкая церковь Курского женского монастыря. Она была построена в 1631 году.
Еще один архитектурный памятник федерального значения в Курске – Сергиево-Казанский собор, построенный в XVIII веке.
Знаменскому собору около 200 лет. Сюда ежегодно привозят для поклонения главную святыню региона - Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение».
Жёлтая карточка
Даны простые предложения. Составьте из них 2 сложных предложения, используя союзы. Запишите предложения, союзы обведи кружком, запятые подчеркни.
- В г. Железногорске находатся крупнейшие залежи железной руды.
- Песок разведан на 36 месторождениях Курской области.
- Люди активно ведут её добычу.
- Предприятия обеспечены необходимым сырьем для строительных работ.
- Это ископаемое служит сырьём для изготовления кирпича и черепицы.
- Глины и суглинки распространены повсеместно.
Синяя карточка
Используя изображения, составьте и запишите предложения по данным схемам. Подчеркните в предложениях грамматическую основу.
[– = и =].
[– =], а [– =].
Рефлексия
- Наш урок заканчивается. Достигли ли поставленной цели?
- Какую фразу могли бы сейчас произнести: (слайд)
- Эту тему понял, со всеми заданиями справился.
- Эту тему понял, но в заданиях допускал ошибки.
- Мне было трудно на уроке и не все понятно.
- Поставьте на полях последней строки номер высказывания, с которым вы согласны.
Домашнее задание Упр. № 503
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?
Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...
Методическая разработка урока по русскому языку "Предложения бывают и сложными"
Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония" 4класс. Презентация.Проблемный урок....
Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс
Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....
Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.
Презентация "Путешествие в зимний лес", уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....
Презентация к уроку русского языка " Какие бывают предложения"
Презентация для знакомства детей с различными видами предложений по интонации и цели высказывания....
Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)
Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)...
Технологическая урока русского языка "Предложения. Виды предложений по интонации", 3 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний учащих...