урок русского языка " Предложения бывают сложными" УМК "Гармония" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тарасова Наталья Владимировна

Разработка урока русского языка УМК "Гармония" 4 класс по теме "Предложения бывают сложными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx331.23 КБ

Предварительный просмотр:

Название: УМК  «Гармония»   

Предмет:  Русский язык   

 Класс:  4

Тема урока: ПРЕДЛОЖЕНИЯ  БЫВАЮТ СЛОЖНЫМИ. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.                                                                                                                                  

Место и роль урока в изучаемой теме: седьмой урок в разделе «Новое о строении предложений»

Тип урока:   открытия новых знаний

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования представления о сложном предложении.

Задачи урока:

Создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку;

Познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;

Научить отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами,

Развивать критическое мышление, умения анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.

Ход урока

1 Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Хочу пожелать вам быть внимательными и старательными. Запишите сегодняшнюю дату и название работы в тетрадь.

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово клад?

- А что, на ваш взгляд, является истинным богатством?

- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся.

2 Актуализация знаний.

- А начнем нашу работу с орфографической разминки. (слайд)

3

2

4

1

5

прыга_т

дыш_т

разбега_тся

встаёт

отталкива_тся

- Что общего у предложенных для разминки слов? (глаголы)

– В указанном порядке назовите «лишний» по какому-либо признаку. В каждом «лишнем» глаголе нужно объяснить правописание пропущенной буквы.

ВСТАЕТ – лишнее, так как с ударным окончанием, а все остальные с безударными окончаниями.

ДЫШИТ – лишнее, так как глагол-исключение.

ПРЫГАЕТ – лишнее, так как не имеет приставки, а оставшиеся глаголы с приставкой.

РАЗБЕГАЕТСЯ – лишнее, так как в корне имеет безударную гласную.

– Составьте предложение, употребив в нем все предложенные глаголы.

– Каким членом предложения будут являться глаголы в нем?

– Какова особенность этих членов предложения?

(Спортсмен встает на старт, ровно дышит, разбегается, резко отталкивается и прыгает.)

– Объясните постановку знаков препинания при однородных членах в этом предложении.

– Сколько грамматических основ в этом предложении? Составим схему этого предложения.

 3 Работа над темой.

Посмотрите внимательно на начало следующих предложений и  скажите, о чем идет речь с точки зрения русского языка.

1 . Сложными бывают ….

2. Сложными бывают …..

3. Сложными бывают …

- Подкрепим свои знания примерами. Запишем их в задание в ТПО на с. 63, №496.

- А вот дополнить 3 предложение поможет вам сообщение в упражнении учебника 496 на с. 72.

- Определите тему нашего урока (слайд).

- Какие задачи поставим для себя на урок? (слайд)

Опираясь на сообщение авторов учебника, скажите, как определить сложное предложение или простое?

- Предлагаю поработать в парах, используя текст упражнения в ТПО №497. понаблюдайте за строением предложений. Найдите и подчеркните в каждом грамматические основы, работая в ТПО.

- Какие предложения отрывка из текста являются сложными? Поставьте перед ними «галочку». Из скольких частей состоит каждое. Запишите их количество после каждого предложения цифрой в скобках.

- Почему нельзя считать сложным первое предложение? А ка его назвать?

- Проверим свое предположение с научным объяснением, которое дают авторы учебника. (с. 73)

- Попробуем устно превратить сложные предложения в простые. Вертикальной черточкой покажем границы новых предложений.

- Перечитаем и сравним новые предложения. При каком построении предложений речь более плавная, мягкая, а при каком – отрывистая, рубленая.

- Части сложного предложения – это не просто соединенные вместе простые. Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну., более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

4 Физпауза

5 Работа в группах

- Продолжая работу над темой, предлагаю выполнить следующее задание, объединившись в группы. Вы уже поняли, как отличить простое предложение от сложного. Используя новое знание, найдите простые предложения, осложненные однородными членами от сложного предложения. Восстановите пропущенные знаки препинания.

1. Наш край богат разнотравием, а не скуден.

2. На широких просторах мы увидим ковыль и ромашку но не встретим верблюжью колючку.

3. Весной степь зацветает и наш взгляд радуется ярким краскам.

-Что объединяет эти предложения? (Проверка по слайду).

- В чем запутались? Запишем это предложение в тетрадь, укажем грамматические основы. У нас остался ещё один вопрос без ответа: так нужна ли в этом предложении запятая или не нужна? 

- Как можно проверить ваши предположения?

-Давайте за помощью обратимся к авторам учебника. Откройте учебник  с. 75. , прочитайте новые сведения о языке.

6 Индивидуальная работа с разноуровневыми заданиями

- И в завершении урока предлагаю вам поработать каждому самостоятельно. Послушайте и определите, какое задание  вы можете выбрать по своим силам.

Зелёная карточка

Прочитайте текст. Выпишите первые два предложения в тетрадь, определите простое это предложение или сложное, в скобках укажите букву: П - простое предложение, С- сложное предложение. Подчеркните в предложениях грамматические основы, поставьте, где нужно, запятые.

Славится Курский край древними монастырями и храмами. Они были построены в разное время и люди нашего края бережно хранят их историю. Самой древней из сохранившихся является Троицкая церковь Курского женского монастыря. Она была построена в 1631 году.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ba7946a0b09f3d0397f97ec0db858fb58800a2ca-10804497-images-thumbs&n=13

Еще один архитектурный памятник федерального значения в Курске – Сергиево-Казанский собор, построенный в XVIII веке.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=fd6dec5244623d410b1139f9fd3e107aa055750f-10933522-images-thumbs&n=13

Знаменскому собору около 200 лет. Сюда ежегодно привозят для поклонения главную святыню региона - Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение».

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=5fedebf0420d23ad44515f89c96a92fc072d4e59-12149948-images-thumbs&n=13

Жёлтая карточка

Даны простые предложения. Составьте из них 2 сложных  предложения, используя союзы. Запишите предложения, союзы обведи кружком, запятые подчеркни.

  • В г. Железногорске находатся крупнейшие залежи железной руды.
  • Песок разведан на 36 месторождениях Курской области.
  • Люди активно ведут её добычу.
  • Предприятия обеспечены необходимым сырьем для строительных работ.
  • Это ископаемое служит сырьём для изготовления кирпича и черепицы.
  • Глины и суглинки распространены повсеместно.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d72fc5c7a55d1221c2169de74dccda27cd1a7b56-11395047-images-thumbs&n=13        https://avatars.mds.yandex.net/i?id=257f79d2c8a44c5561f7e042daa4c16af9ebce31-10548602-images-thumbs&n=13    https://avatars.mds.yandex.net/i?id=22f7b751a0b1f3ddd82e6960b2f5447a13df321f-8186614-images-thumbs&n=13

Синяя  карточка

 

Используя изображения, составьте и запишите  предложения по данным схемам. Подчеркните в предложениях грамматическую основу.

[–  = и  =].

[–  =], а [–  =].

https://cdn.culture.ru/images/299765b1-1a61-5851-a344-7f794c6fd791 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=34db1039c19c4f8d951335e394d52a9dc9b7268a-10208766-images-thumbs&n=13 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/70/Flag_of_Kursk_Oblast.svg/1200px-Flag_of_Kursk_Oblast.svg.png

Рефлексия

- Наш урок заканчивается. Достигли ли поставленной цели?

- Какую фразу могли бы сейчас произнести: (слайд)

  • Эту тему понял, со всеми заданиями справился.
  • Эту тему понял, но в заданиях допускал ошибки.
  • Мне было трудно на уроке и не все понятно.

- Поставьте на полях последней строки номер высказывания, с которым вы согласны.

Домашнее задание Упр. № 503


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 1 класс Урок русского языка КАКОЙ БЫВАЕТ РЕЧЬ?

Технологическая карта урока урок русского языкаКакой бывает речь?...

Методическая разработка урока по русскому языку "Предложения бывают и сложными"

Конспект урока по русскому языку УМК "Гармония" 4класс. Презентация.Проблемный урок....

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Презентация к уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении". 3 класс. СРО Занкова.

Презентация "Путешествие в зимний лес",  уроку русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении. 3 класс. СРО Занкова....

Презентация к уроку русского языка " Какие бывают предложения"

Презентация для знакомства детей с различными видами предложений по интонации и цели высказывания....

Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)

Урок русского языка.Предложение. Схема предложения. (1 класс)...

Технологическая урока русского языка "Предложения. Виды предложений по интонации", 3 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Предложения. Виды предложений по интонации» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний учащих...