Части речи. Род имён существительных. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Урок- игра по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Части речи. Род имён существительных. 4 класс | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части речи. Род имён существительных.
Цели:
- обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах;
- развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять;
- развивать умение определять род существительного, писать мягкий знак у существительных женского рода с шипящим звуком на конце;
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, внимание, воображение;
- расширять и обогащать словарный запас;
- воспитывать толерантность, умение слушать и слышать друг друга, работать в паре, самостоятельно, фронтально.
Оборудование: презентация, плакат «Гора знаний», предметные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Самоопределение к деятельности
Чтение стихотворения О. Высотской «Весёлая грамматика»:
Существительное «школа»,
«Просыпается» глагол.
С прилагательным «весёлый»
Новый школьный день пришёл.
Мы наречием «отлично»
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
«Ни» и «не» - у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
- Кто догадался, какую тему сегодня на уроке будем повторять?
(Части речи).
- Какие цели можно поставить?
- Какие задачи поставим?
- Научиться отличать одну часть речи от другой.
- Определять род имён существительных.
- Правильно писать существительные с шипящим звуком на конце.
III. Словарная работа
- Назвать слова по «цепочке», остальные проговаривают по слогам 2 раза, записывают, выделяют орфограммы. (Взаимопроверка тетрадей).
- Придумать однокоренные слова к слову:
На доске: хозяйство
IV. Работа над темой урока
- Записать отгадки:
Два берёзовых коня На дворе переполох:
Вихрем с горки мчат меня, С неба сыплется горох.
Ну а на гору опять Съела шесть горошин Нина,
Мне их надо поднимать. (Лыжи.) У неё теперь ангина. (Град.)
Лежат поросятки, Когда сухо – клин,
Привязаны к грядке. Когда мокро – блин.
Хороши зелёные, Одна нога –
А зимой солёные. (Огурцы.) И та без сапога. (Зонт.)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что они обозначают?
- К какой части речи эти слова относятся?
- Привести свои примеры.
- Рассказать правило. Повторить в паре.
- Записать слова противоположные по смыслу, к данным на доске словам.
На доске: Сытый, грустный, острый, светлый, мягкий. (Голодный, веселый, тупой, тёмный, твёрдый.)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что они обозначают?
- К какой части речи эти слова относятся?
- Привести свои примеры.
- Рассказать правило. Повторить в паре.
- Упражнение «Кто что делает?»
На доске: Художник, баянист, врач, ветер, строитель. (Рисует, играет, лечит, дует, строит.)
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Что они обозначают?
- К какой части речи эти слова относятся?
- Привести свои примеры.
- Рассказать правило. Повторить в паре.
- Работа по учебнику.
С.33 упр.62 (устно)
- Найти в тексте имена существительные с проверяемой безударной гласной в корне. (Осенью, цветы, в лесу, на дереве, на краю, вершины, по воде.)
- Найти в тексте глаголы с безударной гласной в приставке. (Затрещит, застучит, оголились, облетели.)
- Прочитать в тексте все прилагательные.
С. 34 прочитать правило.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
С.34 упр. 63
- Рассказать об имени существительном по плану.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы над темой урока
1. Распределение имён существительных по родам.
С. 35 прочитать вопрос Почемучки. (Как узнать род имени существительного?).
- Определить род имён существительных (предметные картинки).
С.35 упр. 65 (самостоятельно). Проверка.
- Распознавание имён существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце.
На доске: Нож, плащ, рожь, камыш, глушь, врач, ночь.
- Слова какой части речи написаны?
- На какие две группы их можно разделить? (м.р., ж.р.)
- Прочитайте имена существительные женского рода.
- Что особенного в этих словах?
- Прочитайте имена существительные мужского рода.
- Что особенного в этих словах?
- Рассказать правило.
С. 35 упр. 67 (выборочно.) Проверка.
VII. Рефлексия
«Гора знаний» прикрепить флажок (ладошку) к фразе:
- Мне всё понятно (жёлтый флажок).
- Иногда ошибаюсь (зелёный флажок).
- Мне нужна помощь (ладошка).
VIII. Итог
- Какие части речи мы повторили? Что вспомнили об имени существительном?
IX. Домашнее задание
С 36 упр. 69, повторить правила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"
Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...
Имена: анализ имени существительного и имени прилагательного как части речи (русский язык. 3 класс, УМК "Гармония")
Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....
Разбор имени существительного как части речи (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
Цель: актуализировать знания учащихся о имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках....
Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...
Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс
Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс...
"Имя прилагательное как часть речи.Род имён прилагательных" Русский язык, 2 класс. Урок разработан в системе СДО
Урок разработан на основе теории и технологии Способа диалектического обучения. Используется дидактический инструментарий, способствующий развитию у учащихся предметных универсальных учебных действий....