Части речи. Род имён существительных. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Глушкова Елена Ивановна

Урок- игра по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Тема: Части речи. Род имён существительных.

     Цели:

  • обобщить знания об именах существительных, прилагательных и глаголах;
  • развивать умение распознавать части речи и правильно их употреблять;
  • развивать умение определять род существительного, писать мягкий знак у существительных женского рода с шипящим звуком на конце;
  • развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, память, внимание, воображение;
  • расширять и обогащать словарный запас;
  • воспитывать толерантность, умение слушать и слышать друг друга, работать в паре, самостоятельно, фронтально.

     Оборудование: презентация, плакат «Гора знаний», предметные картинки.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Самоопределение к деятельности

Чтение стихотворения О. Высотской «Весёлая грамматика»:

Существительное «школа»,

«Просыпается» глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Мы наречием «отлично»

На уроке дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

«Ни» и «не» - у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи!

- Кто догадался, какую тему сегодня на уроке будем повторять?

(Части речи).

- Какие цели можно поставить?

- Какие задачи поставим?

  • Научиться отличать одну часть речи от другой.
  • Определять род имён существительных.
  • Правильно писать существительные с шипящим звуком на конце.

III. Словарная работа

     - Назвать слова по «цепочке», остальные проговаривают по слогам 2 раза, записывают, выделяют орфограммы. (Взаимопроверка тетрадей).

     - Придумать однокоренные слова к слову:

На доске: хозяйство

IV. Работа над темой урока

  1. Записать отгадки:

Два берёзовых коня                                На дворе переполох:

Вихрем с горки мчат меня,                    С неба  сыплется горох.

Ну а на гору опять                                  Съела шесть горошин Нина,

Мне их надо поднимать. (Лыжи.)          У неё теперь ангина. (Град.)  

Лежат поросятки,                                     Когда сухо – клин,

Привязаны к грядке.                                Когда мокро – блин.

Хороши зелёные,                                     Одна нога –

А зимой солёные. (Огурцы.)                  И та без сапога. (Зонт.)  

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что они обозначают?

- К какой части речи эти слова относятся?

- Привести свои примеры.

- Рассказать правило. Повторить в паре.

  1. Записать слова противоположные по смыслу, к данным на доске словам.

На доске: Сытый, грустный, острый, светлый, мягкий. (Голодный, веселый, тупой, тёмный, твёрдый.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что они обозначают?

- К какой части речи эти слова относятся?

- Привести свои примеры.

- Рассказать правило. Повторить в паре.

  1. Упражнение «Кто что делает?»

На доске: Художник, баянист, врач, ветер, строитель. (Рисует, играет, лечит, дует, строит.)

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что они обозначают?

- К какой части речи эти слова относятся?

- Привести свои примеры.

- Рассказать правило. Повторить в паре.

  1. Работа по учебнику.

С.33 упр.62 (устно)

-  Найти в тексте имена существительные с проверяемой безударной гласной в корне. (Осенью, цветы, в лесу, на дереве, на краю, вершины, по воде.)

- Найти в тексте глаголы с безударной гласной в приставке. (Затрещит, застучит, оголились, облетели.)

- Прочитать в тексте все прилагательные.

 С. 34 прочитать правило.

 - Какого рода бывают имена существительные?

 - Как изменяются имена существительные?

С.34 упр. 63

- Рассказать об имени существительном по плану.

     V. Физкультминутка

      VI. Продолжение работы над темой урока

     

1. Распределение имён существительных по родам.

  С. 35 прочитать вопрос Почемучки. (Как узнать род имени существительного?).

- Определить род имён существительных (предметные картинки).

   С.35 упр. 65 (самостоятельно). Проверка.

 

  1. Распознавание имён существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце.

На доске: Нож, плащ, рожь, камыш, глушь, врач, ночь.

- Слова какой части речи написаны?

- На какие две группы их можно разделить? (м.р.,  ж.р.)

- Прочитайте имена существительные женского рода.

- Что особенного в этих словах?

- Прочитайте имена существительные мужского рода.

- Что особенного в этих словах?

     - Рассказать правило.

            С. 35 упр. 67 (выборочно.) Проверка.

VII. Рефлексия

«Гора знаний» прикрепить флажок (ладошку) к фразе:

- Мне всё понятно (жёлтый флажок).

- Иногда ошибаюсь (зелёный флажок).

- Мне  нужна помощь (ладошка).

VIII. Итог

    - Какие части речи мы повторили? Что вспомнили об имени существительном?

 IX. Домашнее задание

        С 36 упр. 69, повторить правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок формирования грамматического строя речи"Изменение имён существительных по числам"

Конспект урока ФГСР для специального(коррекционного) класса II вида по УМК "Школа России"...

Разбор имени существительного как части речи (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)

Цель: актуализировать знания учащихся о имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках....

Конспект урока по русскому языку на тему "Части речи. Изменение имён прилагательных по числам" (УМК Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять имена прилагательные по числам; закрепление знаний учащихсяо роде имён прилагательных, морфологических признаках прилагательногоПланируемые резу...

Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс

Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс...

"Имя прилагательное как часть речи.Род имён прилагательных" Русский язык, 2 класс. Урок разработан в системе СДО

Урок разработан на основе теории и технологии Способа диалектического обучения. Используется дидактический инструментарий, способствующий развитию у учащихся предметных универсальных учебных действий....